Театр оперы и балета в тбилиси

Грузинский театр оперы и балета (Tbilisi Opera and Ballet Theatre)

Тбилисский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили — крупнейший музыкальный театр Грузии. Создан в Тбилиси в 1851. С 1896 оперные и балетные спектакли ставились в новом здании (т. н.

Казённый театр, открывшийся спектаклем «Жизнь за царя» Глинки). Основанию оперного театра в Тбилиси положило начало выступление итальянской оперной труппы (с 1851). Репертуар театра составляли в основном оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обера, Дж.

Мейербера, Ф. Галеви, В. А. Моцарта и др.

С 1880 на сцене театра выступала русская оперная труппа. Развитию оперного искусства в театре способствовала деятельность M. M. Ипполитова-Иванова (дирижёр в 1884-1893); в эти годы были поставлены: «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Орлеанская дева», «Майская ночь», «Рогнеда», «Вражья сила», а также оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, M. M. Ипполитова-Иванова.

В русской оперной труппе в этот период пели первые грузинские певцы: Ф. И. Коридзе и М. А. Баланчивадзе (впоследствии известные деятели национальной музыкальной культуры), позднее (конец 19 — начало 20 вв.) — основоположники грузинской вокально-исполнительской школы: И. П. Сараджишвили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина. Среди русских певцов — В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов.

Становление национального театра начинается с 1919, когда были поставлены оперы грузинских композиторов: «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, «Кето и Котэ» Долидзе (первая комическая опера), «Сказание о Шота Руставели» Аракишвили, сохранившиеся в репертуаре театра и поныне.

После установления Советской власти в Грузии (1921) театр утверждается как центр грузинской национальной музыкальной культуры. Здесь ставятся оперы — «Даиси» («Сумерки», 1923), «Коварная Тамара» («Тамар Цбиери») М. Баланчивадзе (1926), «Депутат» Ш.

Тактакишвили (1940, первая грузинская опера на сюжет из современной жизни), «Како качаги» («Разбойник Како») Андриашвили (1940), «Патара кахи» («Маленький кахетинец») И. Гокиели (1943), «Баши-Ачуки» Кереселидзе (1946), «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (1946) и др.; балеты — «Мзечабуки» А.

Баланчивадзе (1936, первый национальный грузинский балет; с 1938 под названием «Сердце гор»), «Синатле» («Свет») Киладзе (1947), «Горда» Торадзе (1949) и др.

Театром поставлены оперы и балеты композиторов братских республик, в т. ч.

«Алмаст» (1932), «Тихий Дон» (1938); «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1939), «Бахчисарайский фонтан» (1929), «Красный мак» (1929), «Лауренсия» (1948), а также произведения русской и мировой классики. Спектакли идут на грузинском и русских языках.

В 1937 театру присвоено имя З. П. Палиашвили. В том же году, после Декады грузинского искусства в Москве, театр был награждён орденом Ленина. С 1963 — академический.

В театре работали в разное время: певцы — Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Н. П. Белакнели, Д. А. Гамрекели, Е. А. Гостенина, В. Л. Кавсадзе, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, M. H. Накашидзе, Е. Т. Сохадзе, Н. А. Цомая, Н. А. Харадзе и др.; артисты балета — И. А. Алексидзе, М. В. Бауэр, Е. Л. Гварамадзе, Е. С. Геловани, В. М. Чабукиани, Т. М.

Чабукиани и др.; дирижёры — И. П. Палиашвили (главный дирижёр в 1922-34), С. А. Столерман, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. С. Микеладзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Г. В. Киладзе и др.; режиссёры — К. А. Марджанишвили, А. Р. Цуцунава, Ш. Агсабадзе, М. Г. Квалиашвили, В. Таблиашвили и др.; балетмейстеры — Д. Л. Джавришвили, В. М.

Чабукиани (главный балетмейстер в 1941-72).

Постоянно повышая художественный уровень постановок, пополняя репертуар грузинской, русской и западно-европейской классикой, театр широко ставит произведения современных грузинских и других советских композиторов. Среди лучших спектаклей 50 — начала 70-х гг.

: оперы — «Пиковая дама» (1950); «Непрошеные гости» Букин (детская опера, 1950), «Невеста Севера» Торадзе, «Орлеанская дева»; «Даиси» Палиашвили, «Красная шапочка» Гокиели (все в 1958); «Десница великого мастера» Мшвелидзе (1961), «Миндия» (1961) и «Три новеллы» (1967) О.

Тактакишвили, «Богема» (1962), «Абесалом и Этери» (1964), «Семён Котко» (1964), «Дон Жуан» (1965), «Борис Годунов» (1966); «Дон Паскуале» Доницетти (1968), «Руслан и Людмила» (1969), «Трубадур» (1971), «Тарас Бульба» (1972), «Лоэнгрин» (1973); балеты — «За мир» Торадзе (1953), «Сокровище голубой горы» (детский балет, 1956) и «Демон» (1961) Цинцадзе, «Отелло» Мачавариани (1957), «Золушка» (1966), «Иоланта» (1971); «Гамлет» Габичвадзе (1971) и др. В 1969 театр гастролировал в Польше (Варшава, Лодзь). В 1969 в Кутаиси открыт филиал театра.

Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

История балета

Регулярные балетные спектакли давались с 1854 («Гитана» Шмидта, балетмейстер Ф. Манохин) силами небольшой труппы, приехавшей из Петербурга в 1852 и заложившей основы балетных традиций в Грузии.

С 1896 спектакли шли в новом здании. В театре работали балетмейстеры К. Ш. Бекефи, А. А. Романовский, С. Ф. Вакарец; артисты А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И.

Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над которыми оказала влияние на развитие грузинского балета. В ведущих партиях выступали гастролёры М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. В. Преображенская, М. Ф.

Кшесинская и др.

В 1920-30-х годах спектакли ставили М. М. Мордкин (в 1920-22 возглавлял труппу), С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гамсахурдия, Л. И. Лукин, В. И. Цаплин, В. А. Кононович и др.

В 1936 танцовщик и балетмейстер В. М. Чабукиани поставил первый значительный национальный балет «Мзечабуки» А. Баланчивадзе (новая редакция 1941 — «Сердце гор»). В 1938 создан балет на современную тему — «Малтаква» Тактакишвили (балетмейстеры Д. Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко).

Интенсивное развитие, расцвет грузинской хореографии связаны с деятельностью Чабукиани, возглавлявшего труппу с 1941. Под руководством Чабукиани в театре выросли новые национальные кадры артистов. Среди его постановок — многие классические и грузинские балеты, в т. ч. «Синатле» Киладзе (1947, 2-я редакция 1965), «Горда» Торадзе (1949), «Отелло» (1957), «Гамлет» Габичвадзе (1971) и др.

Ряд спектаклей осуществлён балетмейстерами: Г. И. Давиташвили, А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе, Р. В. Долидзе, З. М. Кикалейшвили, Р. А. Цулукидзе, А. В. Чичинадзе и др. В разные годы в театре работали артисты: Е. Л. Гварамадзе, Н. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишвили, В. И. Вронский, И. А. Алексидзе, М. Е. Бауэр, З. М. Кикалейшвили, В.

В. Цигнадзе, Е. С. Геловани, Т. М. Чабукиани, Э. В. Чабукиани, Г. В. Бархударов, С. Г. Горский, М. А. Дудко, Т. Г. Санадзе, А. И. Церетели, В. А. Ивашкин, Е. Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, В. К. Литвиненко, К. Н. Надареишвили, Р. Р. Магалашвили, Г. М. Патарая, С. И. Нониашвили, К. Г. Лоладзе, С. Г. Векуа, Д. Л. Джавришвили и др.

Большой вклад в развитие искусства театра внёс художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёры О. А. Димитриади, Д. Л. Мирцхулава и др.

В труппе (1978): народные артисты Грузинской ССР В. В. Гунашвили, И. А. Джандиери, Л. И. Митайшвили, В. В. Цигнадзе, Я. В. Долаберидзе; заслуженные артисты Грузинской ССР Н. Ш. Аробелидзе, Б. Г. Монавардисашвили; солисты — В. Джулухадзе, З. М.

Амонашвили, Н. В. Махатели, Н. Р. Магалашвили, Н. Б. Папинашвили, Ц. А. Баланчивадзе, М. М. Алексидзе-Годердзишвили и др. Главный балетмейстер (с 1973) Г. Д. Алексидзе, главный художник М. В. Малазония, главный дирижёр Г. В. Азмайпарашвили.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

Источник: http://www.belcanto.ru/gruzin.html

Театры

Вы можете приобрести билеты на все представления самостоятельно на сайте:                                                                                                                                                                                                                          БИЛЕТЫ 

                                     ТБИЛИСИ

Тбилисский Государственный театр Оперы и Балета им. З.Палиашвили 
Театр оперы и балета в городе Тбилиси, крупнейший музыкальный театр Грузии. Театр основан в 1851 году. 

Тбилиси,ул. Руставели 25 

(+995)32 2143203

Театр Набади 
Во время театрального представления Вы познакомитесь с грузинской историей и культурой, переданной в национальных песнях и танцах,которые запомнятся Вам своим неповторимым колоритом!  

Тбилиси, ул.Атонели 31 

(+995)599961077

Тбилисский Государственный театр марионеток-театр Резо Габриадзе 
В 1981 Резо Габриадзе основал Театр марионеток в Тбилиси.

С первого спектакля «Альфред и Виолетта» театр покорил сердца зрителей.

Читайте также:  Что попробовать в грузии из еды

Последующие постановки, такие как «Бриллиант маршала де Фантье», «Осень нашей весны», «Дочь императора Трапезунда», «Сталинград», принесли театру мировую известность и до сих пор гастролируют по всему миру.  

Тбилиси, ул.Шавтели 13

(+995) 577 43 43 87 администрация

(+995) 32 2 98 65 90 билетная касса

(+995) 591 02 44 02

Email: tiketsgabriadze@gmail.com

Государственный Русский Драматический театр им. Александра Грибоедова 
Русский театр в Грузии начался с первой русской реалистической комедии «Горе от ума».

Причем задолго до того, как по инициативе наместника Кавказа, генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова в Тбилиси был официально открыт русский театр.

Репертуар театра отражает стремительный бег времени, его энергию, противоречия, сомнения и поиски.

Тбилиси, Пр. Руставели 2

(+995)32 293 58 11,

(+995)32 293 11 06 билетная касса

(+995)32 293 18 40

E-mail: griboedovi@mail.ru

Государственный детский театр им.

Нодара Думбадзе (Театр Юных Зрителей) 
В 1998 году Грузинский и Русский театр юного зрителя объединились под названием Центральный детский театр им.Н.Думбадзе.«Кукарача»(Н.

Думбадзе),«Аленький Цветочек»(А.Лобов),«Золушка»(ШарльПерро),«Снежная королева»(Е.Шварц)-неполный перечень ярких детских спектаклей на русском и грузинском языках.  

Тбилиси,пр. Агмашенебели 99/1

(+995)32 295 78 74 билетная касса

(+995)32 295 36 81

childrentheatre@gmail.com

Государственный драматический театр им. Шота Руставели 
Старейший драматический театр Грузии, основан в 1879 году.

Именно в театре имени Шота Руставели в середине 19 века первые профессиональные грузинские актеры впервые сыграли грузинскую пьесу.Труппа была собрана по инициативе царского наместника на Кавказе графа Воронцова.

Актеры жили на средства царского правительства. Репертуар утверждался в Петербурге.  

Тбилиси,пр.Руставели 17 

(+995)32 293 38 18

(+995)32 299 98 64

(+995)32 299 63 73

info@rustavelitheatre.ge

Государственный драматический театр им. Котэ Марджанишвили 
В 1928 году театр был открыт стараниями Котэ Марджанишвили  

Тбилиси,ул.Марджанишвили 8

(+995)32 295 40 01

(+995)32 295 35 82

info@marjanishvili.ge

Государственный театр Пантомимы 
Тбилиси,пр.Руставели 37

(+995)32 299 63 14

(+995)32 293 30 20

(+995)595 50 02 03

Государственный Армянский драматический театр им.

Петроса Адамяна 
Тбилисский армянский государственный драматический театр единственный в мире государственный театр, который действует за пределами Армении.

Сегодня тбилисский армянский театр играет огромную роль не только в жизни тбилисских армян, но и является, неким, мостом в братских армяно-грузинских отношениях.

Тбилиси,пр.К.Цамебули 8

(+995)322 747764

(+995)322 747696

tbilarmtheatre@caucasus.net

Театр пальцев 
Спектакли с новым,уникальным,более тесным контактом с аудиторией посредством костюмированных пальцев.

Тбилиси,ул.Марджанишвили 8

(+995)32 295 35 82

(+995)32 2955 966 билетная касса

(+995)579 15 35 22

magalashviliteona@gmail.com

Азербайджанский Государственный драматический театр им.Гейдара Алиева 
Тбилиси,ул.Горгасали 1

(+995)32 272 47 25

(+995)32 272 35 83

(+995)32 272 27 25

Государственный театр Ручных Теней Абхазия-Будругана 
Тбилиси,пр.Руставели 17

(+995)593 98 56 99

(+995)593 39 39 22

(+995)599 73 30 22

(+995)599 88 00 27

info@budrugana.com

Свободный театр 
Тбилиси,пр.Руставели 2

(+995)32 298 58 21

Государственный театр музыки и драмы 
Тбилиси,пр.Агмашенебели 182

(+995)32 234 80 90

(+995)32 234 79 59

(+995)32 235 75 01

info@musictheatre.ge

Источник: http://www.travelbenz.com/ru/info/georgia/theatre/country/1/

Театр оперы и балета имени З. Палиашвили, Тбилиси

На проспекте Руставели красуется высокое эффектное здание, построенное в мавританском стиле – Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Инициатором его строительства стал губернатор Михаил Воронцов после того, как Грузия вошла в состав Российской Империи.

Воронцов был грамотным политиком, театр должен был расположить к губернатору настроенное не лучшим образом население Тбилиси. Возведение театра началось 15 апреля 1847 года на Эриванской площади, которая сегодня называется площадью Свободы.

Автором проекта выступил знаменитый архитектор Антонио Скудиери, а росписью нового театра занимался русский князь и художник Григорий Гагарин.

Строительство театра оперы и балета завершилось спустя три года, и он мгновенно стал любимым местом горожан и сердцем культурной жизни Тбилиси. Новый театр составил достойную конкуренцию всем прочим городским театрам благодаря необычному внешнему облику и роскошному внутреннему убранству.

На открытие театра была приглашена вся городская элита, и вскоре в одной из местных газет появился восторженный отзыв, автор которого утверждал, что новый театр – самое «элегантное и презентабельное» строение, которое только можно создать человеческими руками. Цель Воронцова была достигнута.

Театральный сезон в новом театре открылся 9 ноября 1851 года оперой «Лючия ди Ламмермур», считавшейся вершиной творчества легендарного итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Принявшие спектакль с небывалым восторгом зрители, целую ночь праздновали успех вместе с артистами на берегу Куры. С этого дня популярность оперы в Тбилиси только росла.

Здесь появлялось всё больше национальных театральных трупп, часто приезжали с гастролями артисты из Европы. Эту культурную идиллию нарушил пожар 11 октября 1874 года, в результате которого пострадало здание театра, сгорели все костюмы и декорации. В 1896 году театр оперы и балета отреставрировали.

Сезон в восстановленном театре начался с оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

В театре оперы и балета Тбилиси работало множество знаменитых деятелей культуры и искусства. Самый известный из них – композитор Захарий Палиашвили, один из самых влиятельных и значимых представителей грузинской классической музыки, автор опер «Абесалом и Этери» (1919) и «Даиси» (1923).

Именно его имя было присвоено театру в 1937 году. Среди других знаменитых «выходцев» из Тбилисского театр оперы и балета – брат Захария, дирижёр Иван Палиашвили, более известный под псевдонимом Палиев.

Кроме того, в тбилисском театре начинали свой творческий путь Нино Рамишвили и Илья Сухишвили, позднее основавшие Ансамбль народного танца Грузии.

В 20 веке театр пришел в упадок, так как у государства не было средств на его финансирование. Однако в 2003 году отношение к театру полностью изменилось, государство занялось спонсированием, появились новые костюмы и декорации.

Сегодня театр оперы и балета на проспекте Руставели продолжает оставаться центром культурной жизни грузинской столицы. В репертуаре театра такие легендарные постановки, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот», « Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» и многие другие.

Источник: https://www.advantour.com/rus/georgia/tbilisi/opera-ballet.htm

Отели рядом с Грузинский театр оперы и балета

Адрес Dzveli Tbilisi, Tbilisi, Грузия

Сайт http://www.opera.ge/

Театр оперы и балета в городе Тбилиси, крупнейший музыкальный театр Грузии. Театр основан в 1851 году. Расположен на проспекте Руставели.

11 октября 1874 года произошёл пожар, уничтоживший здание театра. Сгорели костюмы, декорации, инструмент и музыкальная библиотека. В результате этого пожара некоторое время театр не действовал. В 1896 году театр возобновляет работу в новом здании. Сезон открывается постановкой оперы Глинки «Иван Сусанин».

С 1851 по 1880 год на сцене театра выступала труппа, составленная из оперных артистов итальянского происхождения. После 1880 года труппа стала русской. Здесь работали: И. П. Сараджишвили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина, В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов. С 1926 по 1944 год солистом театра был Давид Бадридзе.

Режим работы:

понедельник: 11:00–19:00, вторник: 11:00–19:00, среда: 11:00–19:00, четверг: 11:00–19:00, пятница: 11:00–19:00, суббота: 11:00–19:00, воскресенье: 11:00–19:00

Отель White Neptun расположен в городе Тбилиси, всего лишь в нескольких шагах от Тбилисского театра оперы и балета и в 100 метрах от театра имени Руставели. К услугам гостей бесплатная частная парковка.

Vaso Abashidze st. 4 (Rustavelli Ave 23/4), Мтацминда, 0108 Тбилиси, Грузия

Цена номера от 1 938

Описание отеля Цены и наличие

Хостел Legion расположен в Тбилиси, в 80 м от Тбилисского театра оперы и балета, в 100 м от театра Руставели, в 900 м от площади Свободы и в 2,1 км от Национальной академии наук Грузии. Все номера хостела оснащены телевизором с плоским экраном.

Vaso Abashidze Street unit number6 ,suit 6,floor 2, Мтацминда, 0108 Тбилиси, Грузия

Цена номера от 3 149

Описание отеля Цены и наличие

Апартаменты «Опера Проспект Руставели» расположены в Тбилиси, в 100 метрах от театра им. Шота Руставели и Тбилисского театра оперы и балета. Расстояние до площади Свободы составляет 900 метров. На всей территории предоставляется бесплатный Wi-Fi.

Rustaveli Ave. 23, Мтацминда, 0105 Тбилиси, Грузия

Цена номера от 3 512

Описание отеля Цены и наличие

Апартаменты «На Васо Абашидзе» расположены в Тбилиси, в 70 м от Тбилисского театра оперы и балета. К услугам гостей кондиционер, терраса и бесплатный Wi-Fi. Апартаменты располагают 3 спальнями и балконом с видом на город.

Vaso Abashidze street 5, Apt, Мтацминда, 0108 Тбилиси, Грузия

Цена номера от 6 055

Описание отеля Цены и наличие

Источник: http://www.tur-hotel.ru/attractions/tbilisi-opera-and-ballet-theatre/

Тбилисский театр оперы и балета: от Воронцова до Иванишвили

Грузинская столица празднует долгожданное событие – 30 января в Тбилиси после шестилетней реставрации открывается обновленный Театр оперы и балета им. Закария Палиашвили.

Об интересной истории театра, его основателях и о том, в какую солидную сумму обошелся ремонт здания, рассказывает колумнист Sputnik Анастасия Хатиашвили.

“Оперомания” в Тбилиси: начало

Издавна тбилисское столичное общество отличалось особой тягой к высокому искусству. Исключением не стала и опера. Именно в столице Грузии, в тогдашнем загадочном и манящем своей красотой и историей Тифлисе, впервые на огромном Кавказе зародился очаг уникального синтеза голоса, сцены и музыки – оперного искусства. 

А первым заприметил эту черту грузинского народа граф Михаил Воронцов. Поэтому с имени этого человека начинается история грузинского театра оперы и балета. 

Впервые идея зарождения оперного искусства в Тифлисе пришла русскому наместнику на Кавказе в 1845 году. Недолго думая, Воронцов поручает составить тифлисскую труппу ставропольскому антрепренеру Г.П. Яценко и отдает под театр манеж на 340 зрителей. 

И 15 сентября 1845 года грузинская столица услышала на сцене театра первую оперу – это была “Фенелла, или Немая из Портичи” Даниэля Обера. Театральная машина завелась. Представления дважды в неделю — водевили, комедии.

Директором театра был назначен русский поэт Владимир Соллогуб. Он же и пригласил в Тифлис оперную труппу из Италии во главе с известным в те времена дирижером Барбьери, которому за три месяца удалось поставить на грузинской сцене 12 оперных спектаклей. 

Уже через два года актерам в здании манежа становится тесно. И Михаил Воронцов принимает решение построить каменный театр. 

Строительство театра оперы продолжалось четыре года под руководством итальянского архитектора Джованни Скудиери. Интерьер здания оформил русский художник Григорий Гагарин. Театр был построен на центральной Эриванской площади (ныне площадь Свободы).

9 ноября 1851 года в новом театре открылся первый оперный сезон. На сцене шла “Лючия ди Ламмермур” Гаэтано Доницетти. Представление было встречено громкими овациями. А после выступления актеров воодушевленные грузинские слушатели направились к набережной, где на плотах на реке Куре всю ночь праздновали начало долгой и сильной любви – любви к оперному искусству. 

За первой постановкой последовали опера “Эрнани” Джузеппе Верди, “Норма” Винченцо Беллини, “Севильский цирюльник” Джоаккино Россини. Услышанные вечером оперные арии на второй день напевали на городских рынках. Тифлисцы становились опероманами.

Ко второму сезону в 1852 году в Тифлисский театр была приглашена русская балетная труппа из Петербурга, которая в этом же году поставила в столице балет “Сильфида” на музыку Германа Левенскольда. Это была первая балетная постановка на сцене грузинского оперного театра.

Пожар и возрождение из пепла

Новый театр вмещал 800 зрителей и выделялся оригинальным архитектурным стилем. Популярный парижский журнал “Иллюстрассьон” писал про грузинский театр: “Это единственный городской театр, интерьер которого оформлен полностью в мавританском стиле, бесспорно, представляет одно из самых элегантных, изящных и чарующих театральных зданий, которое только может создать человек”.

К сожалению, эта красота просуществовала недолго. Пожар, случившийся в театре в 1874 году, полностью уничтожил прекрасное здание. Сгорело все: костюмы, декорации, реквизит и богатая нотная библиотека. Актерская труппа продолжила работать в деревянном “Летнем театре”.

Первой опере в Закавказье суждено было возродиться только через 22 года — на сегодняшнем столичном проспекте Шота Руставели (бывшем Головинском проспекте). В 1896 году здесь завершилось строительство нового – т.н. “казенного театра”, спроектированного архитектором Шретером. Театр был рассчитан на 1200 человек, а прототипом его был оперный театр Рихарда Вагнера в Байройте.

Новую сцену открыла русская оперная труппа постановкой Михаила Глинки “Иван Сусанин”. 

А в  1886-1890 годах Тифлисский театр оперы и балета удостоился визитов Петра Ильича Чайковского. Выдающийся русский композитор бывал в грузинском театре пять раз. Чайковский был восхищен отношением грузинского общества к его произведениям и к классической музыке в целом. “Мои оперы здесь ставят чаще и любят их больше, чем где-либо”, — говорил знаменитый композитор.  

В конце XIX столетия на сцене грузинского театра оперы и балета выступали такие всемирно известные музыканты, как чешский скрипач и композитор Ян Кубелик, итальянский оперный певец Анджело Мазини, русский композитор, пианист-виртуоз и дирижер Сергей Рахманинов, а также певец и педагог Дмитрий Усатов. Ученик последнего, Федор Шаляпин, именно в Тифлисском театре начал свою профессиональную деятельность. 

Вскоре, а именно в 1905 году, в театре оперы и балета начинают переводить русские и западноевропейские оперы на грузинский язык. Появляются и оригинальные грузинские оперные арии. 

В 1918 году, в Тифлисе состоялся дебют – представление первой грузинской национальной оперы. Это была постановка “Кристинэ” Р. Гогниашвили. За премьерой последовали оперы “Сказание о Шота Руставели” Дмитрия Аракишвили, “Кето и Коте” Виктора Долидзе и “Абесалом и Этери” Закария Палиашвили.

Ведущие роли в этих операх исполняли такие известные грузинские оперные исполнители, как Вано Сараджишвили, Надежда Харадзе, Сандро Инашвили, Вера Давыдова, Нико Кумсиашвили, Мери Накашидзе и другие.

Трагедия “Абесалома и Этери” или “Дело Столермана”

Весьма интересна история грузинской оперы “Абесалом и Этери”, ставшей визитной карточкой Тбилисского театра оперы и балета – именно этой постановкой празднично открывается обновленный театр.

Эта опера — не просто гордость грузинского оперного искусства. С ней связана довольно трагикомическая история. 

Дирижировать премьерой должен быть Эммануил Столерман. Но у дирижера была очень эмоциональная супруга, которая в результате очередной семейной ссоры разорвала единственную грузинскую партитуру “Абесалома и Этери”.  В гневе Столерман застрелил жену и пошел под суд. 

Суд учел в качестве смягчающего обстоятельства знаменитый на весь город сложный характер убиенной супруги и отпустил дирижера с удивительной формулировкой “присудить высшую меру наказания с учетом того, что в этот срок входят те 18 лет, которые подсудимый прожил с убиенной женой”.  Но за дирижерский пульт во время премьеры встал Закарий Палиашвили, которому пришлось почти заново переписать партитуру. А первыми исполнителями главных партий в арии стали Борис Залипский и Ольга Бахуташвили-Шульгина. 

И многие годы с “Абесалома и Этери” традиционно начинается каждый сезон в Тбилисском театре оперы и балета.

30 января в стенах обновленного театра грузинской столицы, ведущие роли в “Абесаломе и Этери” исполнят всемирно признанные грузинские оперные исполнители — Ладо Атанели и Тамар Ивери.

Большое искусство – большие деньги 

С 1937 года Тбилисский театр оперы и балета носит имя крупнейшего представителя грузинской классической музыки, композитора и педагога Закария Палиашвили.

Последний основательный ремонт Тбилисского театра был начат в 2010. Реставрационным процессом руководил архитектор Лери Медзмариашвили. 

Как отмечают в администрации театра, проект реабилитации здания был интернациональным. Помимо финансовой поддержки основного спонсора — Международного фонда “Карту” грузинского миллиардера, экс-премьера Грузии Бидзины Иванишвили, в процесс вложились и иностранные инвесторы. 

В результате ремонтных работ был укреплен фундамент и обновлена крыша здания, отреставрирована уникальная роспись интерьера и механизм сцены. Полностью обновилось и техническое оборудование театра: была приобретена новейшая звуковая аппаратура, экраны, прожекторы и мощные проекторы, различные аксессуары для сцены.

“Сегодня у сцены Тбилисского театра оперы и балета имени Закария Палиашвили есть технические возможности, ничем не хуже лучших опер мирового уровня”, — утверждают в театре.

В театре появились открытые веранды и выставочное пространство, новые гримерные для актёров, зал для отдыха во время антрактов, была увеличена оркестровая яма. Для сотрудников была построена новая столовая, приобретены новая мебель и инструменты для оркестра.

После ремонта расширился прилегающий к театру сквер, где находятся могилы грузинского композитора Закария Палиашвили, грузинских теноров Вано Сараджишвили, Зураба Анджапаридзе и дирижера Одиссея Димитриади.

Кроме того, в результате реставрации была очищена главная гордость театра – огромная люстра весом 2600 килограмм, изготовленная из австрийского хрусталя по дизайну Нодара Эргемлидзе. Как поговаривают в театре, эту люстру, на нарушая традиций, будут тщательно чистить два раза в год.

А еще по инициативе Министерства культуры Грузии был изготовлен занавес для главной сцены театра. И занавес не простой, а по оригинальному эскизу известного грузинского художника Серго Кобуладзе, созданному в 1960 году.

Процесс реабилитации театра продлился ни много ни мало – шесть лет. По информации администрации театра, всего на реабилитацию и ремонт Тбилисского театра оперы и балета им. Закария Палиашвили было потрачено до 40 миллионов американских долларов. Большое искусство требует больших денег.

SputnikГрузия http://sputnik-georgia.ru/columnists/20160130/229953419.html#ixzz3yilc1j8M

Источник: http://press-unity.com/stati/7098.html

Третье дыхание Тбилисского театра оперы и балета

Тбилисский театр оперы и балета им.Закарии Палиашвили уже в третий раз за всю историю своего существования распахнул двери перед зрителями. Праздничное открытие состоялось после шестилетней паузы и увенчалось премьерой незабываемой постановки Закарии Палиашвили «Абесалом и Этери».

Эта совместная работа режиссера Гизо Жордания и художника Гиги АлексиМесхишвили привела в восторг грузинскую общественность, хотя не обошлось и без критических отзывов. Но — обо всем по порядку.

Об этом мы поговорим чуть позже, сейчас же поведаем читателям Dalma news столетнюю историю Тбилисского театра оперы и балета.

Отметим, на восстановление и реставрацию здания было выделено $40 млн. из фонда «Карту» экс-премьера Бидзины Иванишвили. На эту сумму было полностью отреставрировано здание театра — от укреплений фундамента до перекрытий крыши. Первоначальный фасад здания остался нетронутым, был заново позолочен зал и расширена оркестровая яма.

Кроме того, были установлены ультрасовременные видео и-аудио системы и системы освещения, а реставрация стосвечовой хрустальной люстры была проведена Нодаром Эгремлидзе в Австрии. Театр был полностью оснащен новой мебелью, вместе с тем, — добавлены современные детали: открытые веранды, выставочный зал и столовая.

Отремонтированы гримерные, зал для отдыха, также расширен сквер, прилежащий к зданию оперы.

По словам Николоза Чхетиани, директора фонда «Карту», сцена Тбилисского государственного театра оперы и балета по своему техническому уровню ничем не уступает лучшим в мире. 30 января для первых зрителей празднично отворилась дверь театра.

В красном и голубом залах была выставлена экспозиция платьев и партитуры спектаклей «Горда», «Абесалом и Этери». В рамках недели театра посетителям были представлены фотографии из истории оперы, запечатлевшие как счастливые, так и тягостные для театра моменты.

42 года спустя был восстановлен занавес для главной сцены театра работы художника Серго Кобуладзе, оформленный в различных живописных стилях. Пожар 1973 года полностью его уничтожил.

Эскизы знаменитого занавеса остались лишь на фотографиях и в памяти очевидцев. Возвращение театральной реликвии музыканты встретили песнями и овациями, а у некоторых от наплыва эмоций на глазах выступили слезы — вспомнили прошлое.

«Пока не подошли ближе, так и не поняли, что все изображено на холсте» — признаются присутствующие.

Музыковед Мзия Джапаридзе

Маленький экскурс в прошлое

История первого в Закавказье театра оперы и балета насчитывает более 160 лет. Театр рассчитан на 800 зрительских мест. Открылся Тбилисский театр оперы и балета 12–го апреля 1851 г. грандиозным балом, на котором присутствовал весь столичный свет.

Строительство так называемого здания «Караван–театра» длилось 4 года и проходило под руководством итальянского архитектора Джованни Скудиери. Первый оперный сезон в Тбилиси открылся премьерой «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти и стал настоящим народным праздником. В 1857 г.

на сцене Тбилисского оперного театра состоялся дебют знаменитой на всю Европу певицы Терезы Штольц. Кстати, благодаря своему уникальному сопрано певица стала любимой исполнительницей Джузеппе Верди.

Парижская газета «Иллюстрасион» в одной из статей написала следующее: «Это единственный в городе театр, интерьер которого оформлен в мавританском стиле. Несомненно, здание представляет собой одно из самых элегантных, красивых и увлекательных театральных сооружений, которое только представляется человеческому воображению».

Классик французской литературы Александр Дюма в своей книге «Кавказ» посвятил целую главу Тбилисскому оперному театру. «Без лишних сомнений можно сказать, что зал тбилисской оперы один из прелестнейших залов, какие я только видел за свою жизнь».

Открывшийся на второй сезон Тбилисский оперный театр пригласил балетную труппу (Ф.Манохина и Е. Панова) из Санкт — Петербурга. Среди грузинских меломанов большой популярностью пользовались такие композиторы, как Беллини, Доницетти, Россини, Верди.

Позже грузинская публика стала проявлять интерес и к немецкой опере. Большинство произведений, поставленных на европейских сценах, вскоре были показаны и со сцены Тбилисского театра оперы и балета. Так опера стала излюбленным зрелищем жителей и гостей Тбилиси.

Однако 11 октября 1874 года знаменитое здание оперного театра сгорело. Это, тем не менее, не помешало искусству развиваться и дальше жить своей жизнью. С 1896 года началась вторая (и довольно–таки успешная) жизнь Тбилисского театра оперы и балета в здании на площади Руставели, который действует по сей день.

Проект Виктора Шретера рассчитан на 1200 посадочных мест. Открытие театра больше века назад отметили премьерой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В 80–90-е годы 19 века на сцене Тбилисской оперы проходили постановки Петербургского императорского театра.

В разное время перед зрителями предстали лучшие оперные певцы и балетные труппы. Однако первая грузинская постановка была представлена зрителю лишь в 1918 году. Это была опера «Кристина» Реваза Гогниашвили.

За ней последовало «Сказание о Шота Руставели» Димитрия Аракишвили, «Абесалом и Этери» Захария Палиашвили, «Кето и Коте» Виктора Долидзе.

В 1973 году на Тбилисский театр оперы и балета вновь обрушилось несчастье. Театр в очередной раз пал жертвой разрушительного огня.

На этот раз здание не было уничтожено, однако при пожаре сгорели костюмы, реквизиты, театральный занавес и большая часть архивных материалов.

В 1978 году архитекторы Лери Медзмаришвили и Муртаз Чачанидзе вернули зданию первоначальный облик. Спустя десятилетие, в стране наступили тяжелые времена. В 90-е годы прошлого века театр был предан забвению.

«Помню, как 9 мая 1973 года к охваченному пламенем театру бежали все от мала до велика, как смотрели на горящее здание и плакали. Тогда, на глазах у всех рушился драгоценный оплот народной культуры, настоящая грузинская «легенда».

Пожар 1973 года в Тбилисском театре оперы и балета стал трагедией для всей общественности страны. Оперный театр являлся, своего рода, кузней известнейших грузинских исполнителей театрального искусства.

Он взрастил не одно поколение талантов, в числе воспитанников были также звезды мирового масштаба», — поделилась воспоминаниями с корреспондентом Dalma News Мзия Джапаридзе.

После такого печального события в жизни Театра оперы и балета наступил многолетний перерыв. Однако искренняя любовь и интерес зрителей не угасли вместе с искрами пожара. Постановки проходили на сценах других театров и пользовались успехом.

А в 90-е годы по причине политической нестабильности и бесперспективности молодым талантливым исполнителям пришлось покинуть родную Грузию. На сегодняшний день грузинские вокалисты украшают своим голосом оперы сцены ведущих театров мира.

Возвращаясь к настоящему, отметим, что 30 января на торжественном открытии Тбилисского театра оперы и балета присутствовали все члены правительства Грузии. Мероприятие не смогли посетить лишь бывший премьер–министр Бидзина Иванишвили и действующий президент Георгий Маргвелашвили.

Премьер–министр Георгий Квирикашвили публично обратился с поздравительной речью к Бидзине Иванишвили: «Наш театр оперы и балета стал одним из красивейших. Поздравляю всех кому дороги эти стены. От лица рядового гражданина хочу поздравить Бидзину Иванишвили в этот значимый для нас день.

Он действительно свершил благое дело — подарил стране обновленный оперный театр», — сказал Квирикашвили.

Грузинский премьер также извинился перед всеми теми, кто не смог посетить церемонию 30 января, отметив при этом, что был готов отдать собственный билет любому желающему. Кому было адресовано предложение премьер-министра — остается загадкой. Однако злые языки поговаривают, что отсутствие в этот день Георгия Маргвелашвили связано с упразднением в опере президентской ложи.

Действительно, на праздничном открытии Театра оперы и балета оказалось недостаточно мест. Музыковед Мзия Джапаридзе выразила организаторам мероприятия свое недовольство.

«Я понимаю, что весь «Карту банк» должен был присутствовать на открытии театра оперы, так как выделил огромные средства на его реставрацию, однако из 1065-и мест считаю возможным предоставить хотя бы 65 представителям музея им.

Захария Палиашвили, Союза композиторов и грузинской консерватории, без участия которых невозможно существование музыкальной жизни страны.

Естественно, постановку можно посмотреть и в другой день, но в этот торжественный момент никак нельзя было забыть о потомках Палиашвили и таких представителях грузинского оперного искусства, как Ламара Чкония, Анзор Шомахия, принесших нашей стране международную славу и признание», — поделилась своими переживаниями госпожа Мзия.

Нино Сургуладзе

Одно дело реставрация и открытие театра, другое — будет ли театр доступен рядовому зрителю. По словам грузинской оперной певицы Нино Сургуладзе (меццо-сопрано), живущей и работающей за рубежом, опера – это роскошь. «На сегодняшний день многие страны мира не могут позволить себе ею похвастаться.

Однако это не мешает жителям таких стран любить и понимать этот вид искусства. Я надеюсь, в скором будущем выпустят абонементы, что сделает доступным присутствие в театре рядового зрителя, как это принято в «Ла-Скала».

Также на постановках должны присутствовать и критики», — заявляет Нино Сургуладзе, одновременно желая Тбилисскому театру оперы и балета много интересных премьер.

Встреча с «джинсовым» поколением

Ладо Атанели и Тамар Ивери

Иные времена – иные нравы. Но гениальные произведения, как известно, времени неподвластны. Бессмертная опера Захария Палиашвили «Абесалом и Этери» предстала перед современной публикой в новом виденье.

Ведущие партии исполнили грузинские звезды мирового масштаба Ладо Атанели и Тамар Ивери, специально приглашенные для постановки «Абесалома и Этери». Каждый актерский костюм создавался в срочном режиме. Критика также не заставила себя долго ждать. Однако под ее обстрел попало не актерское мастерство, а костюмы и декорации.

 Некоторые сочли, что истинно грузинскими в постановке были только сюжет и музыка, все остальное сочли не столько современным, сколько исполненным в азиатско–египетском стиле.

«Основанная на грузинской мелодии наша национальная опера, ставшая визитной карточкой Грузии во всем мире, не должна вбирать а себя пеструю гамму цветов другой культуры. Мы помним прежние величественные постановки этой оперы и не требуем подражания, однако хотелось бы, чтобы новая версия не была в отрыве от грузинской реальности», — считает картвелолог Манана Соткилава.

Ничего чуждого грузинскому духу в постановке не нашла музыковед Мзия Джапаридзе, заявив, что бирюзовый, золотистый и гранатовый — цвета вовсе не чуждые грузинам. По ее мнению, художник Гиги Алекси–Месхишвили прекрасно использует именно грузинскую палитру, ведь у каждого цвета в постановке есть определенная смысловая нагрузка.

Опера Захария Палиашвили «Абесалом и Этери»

«Каждая цветовая градация имеет в «Абдесаломе и Этери» свою символику. А тем, кто критикует костюмы за египетско–азиатский стиль, советую вспомнить фрески, украшающие наши древнейшие храмы. Говорят, якобы постановка должна быть менее статичной и более современной.

Так что же теперь, все должны облачиться в джинсы и в подобном виде выйти на сцену?» — задается вопросом Мзия Джапаридзе, по словам которой существуют оперы, которые могут быть «осовременены». Исходя из содержания и эстетики, к их числу можно отнести «Абесалома…».

Кроме того, считает музыковед, можно сделать ультрасовременную постановку данной оперы.

Сценография Гиги Алекси–Месхишвили стала предметом обсуждения еще в 1986 году, но, говорит госпожа Мзия, время все расставило по своим местам.

«Абесалом и Этери» — эпическая опера, опера-оратория, которая по своей сути статична. По-моему, разноцветная гамма, богатые костюмы и великолепная хореография помогли постановке приобрести динамику. Что касается режиссера, то он сумел выявить и показать изначальный замысел произведения – вечная идея любви!» — подытожила все вышесказанное Мзия Джапаридзе.

«Абесалом и Этери» — фундаментальное произведение грузинского музыкального искусства, которое по своим хоровым и сольным партиям не уступает мировым образцам классической музыки. «Кому-то может не нравиться Вагнер и Верди – это дело вкуса, — сказала в завершении беседы госпожа Мзия, — но отношение государства к национальным ценностям должно быть правильным»

Между тем, «Абесалом и Этери» ждет запоздалого зрителя 21 февраля на сцене Тбилисского театра оперы и балета.

Подготовила Шорена Папашвили

Источник: http://dlmn.info/ru/trete-dyhanie-tbilisskogo-teatra-opery-i-baleta/

Ссылка на основную публикацию