Грузинский национальный балет им. илико сухишвили

Ансамбль Сухишвили-Рамишвили. Восьмое чудо света – балет Сухишвили

Приветствую вас, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В этой статье вам откроется удивительный мир кавказской хореографии в лице легендарного Национального балета Грузии имени Илико Сухишвили. Несколько десятилетий назад американская газета The Washington Post назвала его лучшим народным ансамблем в мире.

За 67 лет существования коллектив ансамбля приобрел поистине мировую славу. География выступлений ансамбля охватывает свыше 90 стран мира, почти 1800 городов.

Им рукоплескали такие люди, как Иосиф Сталин, Джавархарлар Неру, Фидель Кастро, короли и принцы, их танцы воочию видели 60 миллионов человек.

Еще в далеком 1967 году детище Сухишвили стал первым ансамблем народного танца, удостоившийся чести выступить на сцене миланского театра «Ла Скала».<\p>

Балет Сухишвили-Рамишвили – необычная история образования и развития

Помните, в статье «Все самое интересное о лезгинке» я рассказывал о том, что ансамблевое исполнение народных танцев на Кавказе берет свое начало с 30-х годов 20 века.

В самой же Грузии в это время как такового ансамбля народного танца вообще не было.

Правда, здесь нужно сказать о том, что действовали ансамбли песни и танцев в различных уголках республики, но в них состояло по 5-6 человек.

Впервые мир познакомился с грузинской хореографией в 1935 году, когда в Лондоне на Всемирном фестивале народных танцев молодой Илико Сухишвили получил Гран-при, и сама королева Великобритании Мария Текская вручала ему золотую медаль.

Кстати, тогда он поцеловал руку королеве, после чего очень долго жители СССР вспоминали этот случай. Даже сам Иосиф Виссарионович несколько раз напоминал ему об этом, чем очень смущал Илико.

Да, тогда жена Сухишвили – Нино Рамишвили –  не смогла поехать на фестиваль, так как ее стали причислять к «врагам народа», потому что отец ее был репрессирован.

Кстати, именно это обстоятельство впоследствии сыграло определяющую роль в образовании ансамбля.

Достоверно известно, что в суровом 1937 году Берия доложил Сталину о том, что Илико и Нино придерживаются меньшевистских взглядов и предложил их расстрелять. Это так разозлило вождя, что он велел привезти их обоих в свой кабинет.

Надо отметить, что Лаврентий Берия хорошо был осведомлен о том, что Сталин испытывал к семейной паре Сухишвили определенные теплые чувства.

Во время разговора с четой Сухишвили вождь народов попросил их исполнить грузинский танец. Илико и Нино танцевали в его кабинете так, будто танцуют в последний раз жизни. Сталин был настолько поражен танцем, что задал только один вопрос: «Что за невероятный дар в ваших ногах?».

После этого он сказал Илико, что тот может просить все, что его душе угодно. Как вы думаете, чего можно просить в тот миг, когда твоя жизнь «висит на волоске»? Нет, не угадали! Илико попросил не пощады и помилования, а портрет вождя с его подписью.

В этой же встрече Сухишвили получил разрешение на создание ансамбля в Грузии.

Вот таким образом, Берия, сам того не желая, приложил руку к образованию ансамбля. Кстати, портрет вождя неоднократно помогал молодой чете танцоров. Например, однажды полиция хотела выселить Нино Рамишвили из дома.

Но, после того, как Илико показал полицейским портрет с подписью Сталина, от них отстали навсегда. Да, есть еще одна веха в истории этих удивительных людей. В 1943 году они были приглашены на встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина в Тегеран для исполнения народных танцев.

Черчилль настолько был шокирован их танцем, что еще долго Нино и Илико очень тесно общались с семьей британского премьера.

Год 1945 связывают не только с образованием балета, но и с началом возрождения всего грузинского танцевального фольклора. В статье «Почему чеченская лезгинка теряют свою самобытность» я писал о том, что именно грузинская хореографическая школа внесла большой вклад в дело развития всех кавказских танцев.

Понятно, что в послевоенные годы артисты ансамбля абсолютно ничем не обеспечивались, все делалось, благодаря энтузиазму и харизме руководителей балета – Илико и Нико. Кстати, очень часто говорят – балет Сухишвили-Рамишвили. Так хотят показать значение этих двух любящих людей  становлении и развитии коллектива.

Кстати, посмотрите классное видео, которое доказывает, что балет Грузии – это восьмое чудо света:

Как позже вспоминал Сулико Вирсаладзе (тоже один из основателей ансамбля, занимался подготовкой и расписыванием костюмов): . В таких условиях было положено начало ансамблю, который впоследствии прославился на весь мир. Кстати, первоначально он назывался «Государственный ансамбль танца Грузии».

С этих пор начинается богатейшая история ансамбля. Первые гастроли не заставали себя долго ждать. Уже в 1948 году артистов ансамбля отправили в Финляндию, которая в то время очень недружелюбно была настроена против Советского Союза. Многие люди тогда говорили: «Отправили людей на верную смерть».

Большое впечатление в памяти европейцев оставили гастроли балета Сухишвили-Рамишвили в Париже, где было дано 30 (!) концертов. Известно, что те концерты посещали знаменитые французские дизайнеры Ив Сен Лоран, Жан Мааре, Ив Монтан и другие.

Да, Ив Сен Лоран после просмотра концерта внес  свою женскую коллекцию сапоги и меховые шапки.

Династия Сухишвили – преемственность поколений и современность балета

Как вы думаете, что является самым важным в развитии любого явления? Правильно, это сохранение традиций! Известно, что культура Кавказа очень традиционна, но сегодня массовая культура задела все стороны жизни кавказского общества. Не остались в стороне от этих процессов и кавказские танцы.

Прочитайте статью «Обычаи и обряды свадебной лезгинки, о которых мы благополучно забыли» и вы узнаете, насколько сегодняшнее представление о танцах отличается от того, что было раньше.

Нужно отметить, что с преемственностью поколений (то есть сохранением традиций) в Грузинском национальном балете все в порядке!

Сегодня ансамбль стал своего рода семейным предприятием и визитной карточкой Грузии. Уже три поколения Сухишвили продолжают распространять по миру танцевальное искусство народов Северного Кавказа. Кстати, этим же занимаются многие ансамбли, например, «Лезгинка», «Вайнах», «Алан» и другие.

О многих из них я буду рассказывать в следующих статьях. Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать все новые статьи на свою электронную почту. Но, есть то, что свойственно только балету Сухишвили – это яркий закавказский колорит плюс утонченный вкус хореографов и артистов ансамбля.

Если продолжить о преемственности, то можно четко разделить три этапа развития и становления ансамбля. Вернее, три поколения династии Сухишвили:

  • 1 поколение — собственно, сами основатели балета – Илико и Нино
  • 2 поколение – сын Илико и Нино – Тенгиз Сухишвили и его жена Инга (кстати, тоже хореограф). Да, в 1953 году Тенгиз в 12 лет победил на Международном Фестивале молодежи в Бухаресте и получил золотую медаль. Сегодня он является олицетворением и хранителем традиций своего отца.
  • 3 поколение – внук и внучка основателей ансамбля – Илико и Нино Сухишвили (тезки своих деда и бабушки). Илико-младший сегодня является главным балетмейстером ансамбля. В последнее время много спорят по поводу деятельности внука. Он не боится экспериментов и ставит абсолютные новые программы и номера с новыми движениями и новой музыкой. Одни считают, что таким образом можно потерять классический вариант грузинских танцев, другие же, наоборот, только поддерживают его и считают, что все изменения идут только на пользу.  Кстати, посмотрите, что думает по этому поводу Тенгиз:

Ну, а внучка Нино тоже принимает активное участие в жизни балета. Она — один из главных организаторов концертов, а также занимается придумыванием красивейших костюмов.

Кстати, обязательно напишу статью о кавказских костюмах и танцорах (например, о Махмуде Эсамбаеве). Станьте постоянным читателем блога, чтоб первым получать интересные статьи блога (как стать читателем?).

 К сожалению, в 1985 году не стало Народного артиста СССР Илико Сухишвили, а в 2000 году ушла из жизни Нино Рамишвили.

Но и сегодня их дело с успехом продолжают потомки великой династии, даря людям во всех уголках Земли радость и улыбки. Кстати, если вы хотите научиться танцевать лезгинку, то приглашаю вас на Бесплатный Курс Лезгинки. В заключение даю вам завораживающий танец артистов балета Сухишвили-Рамишвили в горах:

Друзья, что вы думаете по поводу этой статьи? Мне будет очень интересно обсудить ваше мнение в комментариях к ней.

С уважением, Али Аскеров!

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/nacionalnyj-balet-kavkazskogo-tanca-istoriya-iliko-suxishvili/

Грузинский танец, вера в себя и великий Илико Сухишвили

За год не поручусь – примерно середина 90-х. Представьте картину: Тбилиси в полумраке. Улицы не освещены. В домах свет погорит-погорит и гаснет. На дворе, кажется, осень – тоже точно не помню.

Помню коллег-журналистов, высаживающих массовые десанты на грузинский берег. Репортерская удача подстерегает на каждом шагу, словно на щедро прикормленных охотничьих угодьях. Пару дней посиди – непременно что-нибудь “горяченькое” выловишь. Правда, вскоре с удивлением обнаруживаю, что коллег привлекает не только “удача”. Неужели им здесь нравится?

Нравится! Они не скрывают. Нравится, несмотря ни на что. Мое начальство тоже охотно прилетает при любом удобном случае. Гостей встречать мы еще не разучились, но хочется их чем-нибудь удивить. Как когда-то, в благополучные времена…

На глаза попадается афиша. Даже не верится. Перечитываю несколько раз: концерт ансамбля народного танца Грузии. Сухишвилеби! Это после войн, митингов, взрывов, покушений… Несусь за билетами. Покупаю домашним и гостям. Взял бы еще, но все распродано.

Photo: courtesy of archive

Гости – иностранцы. Мы зовем иностранцами пока лишь тех, кто из дальнего зарубежья. Разница? Люди из ближнего – ансамбль Сухишвили попросту не могут не знать.

А в дальнем, вполне возможно, и не слыхали. Пытаюсь что-то невнятно объяснить. Вежливо кивают в ответ. Не подаю вида, но переживаю – боюсь их разочаровать и разочароваться сам.

Ведь в Грузии недавно мы почти все начали буквально с нуля.

Большой концертный зал филармонии ломится от публики. Люди толпятся в проходах. Медленно гаснет огромная хрустальная люстра. Ради нее, наверное, пришлось отключить несколько близлежащих кварталов… А затем темная сцена вдруг оживает в знакомом до боли ритме. И происходит чудо! Нет-нет, безо всяких преувеличений! Чудо, описать которое мне все равно не хватит слов.

© Sputnik / Denis Aslanov

Легендарный балет “Сухишвили” – оглушительный успех в Батуми

После концерта – точнее, подлинной феерии танца – повсюду взволнованные лица. Мои гости не скрывают восхищения. Чуточку растеряны. Видимо, не ожидали. У журналистской профессии своя специфика – взгляд нацелен в настоящее, а не вглубь веков…

— Джордж, — так они меня зовут, вместо Гоги, — спасибо тебе! Чудесная, уникальная страна!

Трудно понять, перешли ли они на “ты” — в английском это можно уловить лишь из контекста. Но взгляд стал доверительней, будто это я только что выделывал на сцене фантастические па. И меня вдруг охватывает чувство, на фоне которого бледнеют даже такие понятия, как мастерство, совершенство, высший профессионализм. Сердце наполняет уверенность: все у нас в Грузии будет замечательно!

© Sputnik / Denis Aslanov

Юбилей ”Сухишвили”: как знаменитый ансамбль готовится к выступлениям

Много раз доводилось читать о том, как сухишвилевцам 14 раз поднимали занавес на сцене знаменитого театра Ла Скала. Тем не менее, для меня лично высшим символом их успеха останется тот концерт в Тбилисской филармонии. На фоне всего пережитого он посредством древнейшего искусства танца громко заявил, что дух народа жив и неубиваем…

Не сомневаюсь, именно этот дух питал творческой энергией человека, которому все мы обязаны возрождением грузинского и кавказского народного танца. Возведением его на уровень высокого профессионального искусства.

Илико Сухишвили. Блестящий танцор и хореограф. Этнограф. Говоря современным языком, прекрасный продюсер и менеджер. Имя которого вместе с именем его супруги Нино Рамишвили фигурирует сегодня в названии Грузинского национального балета.

Photo: courtesy of archive

Нино Рамишвили и Илико Сухишвили

Уверен, словом “балет” звездная чета очень бы гордилась. Потому что поменялось не только название ансамбля. Благодаря подвижничеству таких выдающихся творцов, как Игорь Моисеев, Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, национальный танец как феномен наконец признан в мире наравне с классическим балетом.

Я смотрел телепередачу с участием внучки основателей коллектива и нынешнего ее руководителя – Нино Сухишвили. Обратил внимание, как вдумчиво подходила она к ответу на каждый вопрос ведущего. Но когда тот спросил, кого можно назвать лучшим танцором за всю историю ансамбля, ответила не задумываясь: моего деда Илико Сухишвили.

Photo: courtesy of National ballet Sukhishvili

Нино и Илико прожили долгую, успешную и счастливую жизнь

Об Илико Сухишвили-танцоре ходили легенды. Возможно, они-то и затмили своим ослепительным сиянием другие его выдающиеся достоинства. При всей широчайшей славе и популярности, почетных званиях и орденах, подлинные масштабы личности Илико Сухишвили при жизни, как мне кажется, были оценены недостаточно полно. Мы начинаем это понимать лишь теперь, по прошествии многих десятилетий.

Будучи человеком скромным по натуре, он их никогда не подчеркивал и не выпячивал. В народе – что весьма примечательно – сложился образ эдакого простоватого парня. Отличного танцора.

Дескать, природа наделила его даром в виде искусных ног. Ну и смекалкой: на обещание Сталина исполнить любое пожелание, он скромно попросил вождя подписать ему свой портрет.

В результате вместе с портретом получил и дачу, и машину, и все, что в те времена полагалось…

Почему-то об этом очень охотно пишут и говорят. Порой пересказывают истории, граничащие с анекдотами. Между тем, Илико Сухишвили был не просто талантливым исполнителем. И дар его крылся не только в ногах. Он был высоко креативной личностью, способной генерировать оригинальные творческие идеи и созидать новое.

Читайте также:  Гонио грузия

Photo: courtesy of Sukhishvili Ensemble

Национальный балет Сухишвили

Еще работая в Тбилисском театре оперы и балета, Сухишвили был занят в спектаклях не только как ведущий танцор, но и как постановщик национальных танцев. Аналогично сложилось и в Большом – в Москве. Танцевал в операх “Демон” и “Руслан и Людмила”, в балете “Конек-Горбунок”. Но при этом работал помощником балетмейстера. Вдобавок учился в ГИТИСе.

Солировал в Краснознаменном ансамбле песни и пляски СССР. И в то же время ставил танцы в двух ведущих киевских театрах, Московском театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Ленинградском театре музыкальной комедии.

Один этот перечень говорит о многом. Он был широко востребован как балетмейстер и постановщик танцев. И хорошо разбирался в сценическом искусстве в целом.

© Sputnik / Denis Aslanov

Танцовщицы балета “Сухишвили” оделись в наряды Нино Рамишвили

Только человек, обладающий знаниями, безупречным художественным вкусом вкупе с огромным талантом мог из разрозненных элементов народного фольклора создать насыщенные внутренней динамикой цельные танцевальные номера-представления. “Лекури”, “Картули”, “Хаджелури”, “Кинтоури”, “Парца”…

Отдельно несколько слов о “Хоруми”. Это своего рода хореографическая публицистика. Редкая по силе воздействия. Поражает необыкновенно мужественный рисунок танца и ярко выраженное мужское начало.

Которое, между прочим, было присуще и самому Илико Сухишвили. Обожая свою супругу, он, как рассказывают, любил по утрам подавать ей кофе в постель. Всегда был ее верным рыцарем.

А рыцарство издревле почитается высшим проявлением мужского достоинства.

Photo: courtesy of Sukhishvili Ensemble

Нино и Илико были не просто супругами, но и друзьями

Но главное, Илико Сухишвили сумел заложить в грузинский танец огромнейший потенциал, позволивший нации громко заявить о себе и в тяжелые моменты помогающий ей сохранить веру в себя.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20180404/239931941/Iliko-Suhishvili-zerkalo-gruzinskogo-dostoinstva-tance.html

Национальные танцы

Национальный балет Грузии основали Илико Сухишвили и Нино Рамишвили в 1945 году,
он  первоначально был  назван Государственного Ансамбля танца Грузии.
Это был первый профессиональный государственный ансамбль танца Грузии.
После них было основано на их примере многих других Ансамблей.


Благодаря им Грузинские национальные танцы и музыка стали известны
во всем мире. Нино Рамишвили и Илико Сухишвили стали неразлучными партнерами
на сцене и в жизни. Полные решимости, они сделали свою мечту реальностью.


Их совместная жизнь была приключением творчества, которая была полностью реализована
 через новые поколения танцоров.
Два часа программы Национального грузинского балета-одна сплошная история,
приключения грузинского духа, изменения, которые происходили в его существование.


В программе представленной Сухишвили и Рамишвили произошло много важных изменений.
Структура, архитектоника, отдельные шаги каждого танца были улучшены и изменены.
Вектор всех этих изменений и был направлен на внутреннюю цельность.


Каждый день, творческий поиск продолжается, и мы видим, как эволюция танцев
прогрессирует, от иллюстративного к всеобщему, от конкретики к общему.
Танцы в постановке грузинского Национального балета за годы стали традицией.


Детские ансамбли, танцевальные кружки, самодеятельные коллективы работают
по методам Ансамбля Сухишвили.


Приключения грузинского Духа, связанных с Илико Сухишвили и Нино Рамишвили
еще наполнят сердца зрителей с необъяснимыми эмоциями, и принесут в мир истории
маленького народа Великой трагической артистизм, юмор и темперамент.


Грузинский Национальный балет был представлен в мире многих известных импресарио
и компаний. Грузинский Национальный балет выступал в Альберт-Холл, Колизее,
Метрополитен-Опера, Нью-Йорк Таймс, и во многих известных местах.
В 1967 году, “Ла Скала” приветствует их – это первый и единственный раз,
когда фольклорная группа была предоставлена возможность выступить там.
Занавес поднимали 14 раз, что является рекордом.

Илья Сухишвили  – родился 17 апреля, 1907 года в Тифлисе – Дата смерти 24 марта 1985 
Нино Рамишвили – родилась  19 января, 1910 года в Тифлисе – Дата смерти 6 сентября 2000

Танец “Картули”

Свадебный танец «Картули» – по настоящему романтичный танец. Он исполняется танцевальной парой и объединяет мягкость и грациозность женщины и гордость и любовь мужчины. Он показывает, что даже будучи влюбленным, мужчина сохраняет уважение и хорошие манеры, не прикасаясь к женщине и держась от нее на определенной дистанции.

Взгляд мужчины всегда обращен на женщину-партнершу, как будто она – единственная в целом мире. Более того, торс мужчины постоянно остается неподвижным. С другой стороны, взор женщины все время потуплен и она скользит по полу как лебедь по гладкой поверхности озера. Величайшее искусство, необходимое, чтобы танцевать «Картули», создало этому танцу репутацию одного из наиболее сложных.

Это один из тех танцев, которые не были созданы для сцены, но танцуются в соответствии с очень четкими правилами последовательности и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Он состоит из 5 частей: мужчина приглашает женщину присоединиться к нему, они танцуют вместе, затем – сольный танец мужчины, сольный танец женщины и в заключение они танцуют вместе.

Танец выражает рыцарское отношение грузинского мужчины к женщине, который проявляет к ней высшую степень уважения.

Танец “Хоруми”

Хоруми Военный танец, который происходит из Аджарии — региона, расположенного на юго-западе Грузии. Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако со временем их количество выросло. В современной версии в » Хоруми» могут участвовать 30-40 танцоров.

Несмотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец показывает жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют «прелюдию» к танцу, как бы отыскивая место для разбивки лагеря и вражеские лагеря. Затем они «вызывают» армию на «поле битвы».

Выход армии — весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и четкость линий создают на сцене атмосферу страха. Танец сочетает в себе темы выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов.

В «Хоруми» есть танцевальные движения, имеющие вековую историю. » Хоруми» выражает безграничную силу характера грузин.

Танец “Аджарский” (Ган-да-ган)

Танец «Ачарули» — также происходит из Аджарии, которой и обязан своим названием.

«Ачарули» отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами и игривым настроем, который создают простые но точные движения танцоров на сцене.

Танец характеризуется изящными, лёгким, шаловливым флиртом между мужчинами и женщинами. В отличие от «Картули», отношения между мужчиной и женщиной в «Ачарули» более непринужденные и беспечные.

Танец “Казбегури” 

«Казбегури» — танец с севера Грузии, регион, отличающийся разнообразием культур и традиций. Относительно холодный и суровый климат гор отражается в энергичных и строгих движениях «Казбегури». Танец исполняется исключительно мужчинами и демонстрирует выносливость и несгибаемый характер горцев. Это яркий и полный энергии танец, где каждый участник стремится показать себя с лучшей стороны.

Танец “Парца” 

Парца (ფარცა), или “Гурули Пэрхули” зачастую называют просто Пэрхули – что значит хоровод. Этот танец происходит из Гурии (региона на юго-западе Грузии). Для этого энергичного танца характерны: быстрый темп, ритм, праздничный настрой и красочность. «Парца» несет веселье и в город, и в деревню, и на сцену.

Этот танец создает настроение и наполняет желанием веселиться. Во время исполнения «Парца» танцующий чувствует себя как птица в небе, паря от края до края сцены, едва касаясь пола. «Парца» очаровывает зрителей не только стремительностью и изяществом, но и «живыми башнями». «Парца» — групповой танец, запечатлевший историю Грузии и грузинский дух.

Это очень древний танец, популярный на сельских праздниках.

 Танец “Мтиулури”

Мтиулури» берет свои истоки в районе Мтиулети. Как и » Ханжрули «, «Мтиулури» основан на состязательности. Однако в этом танце соревнование происходит главным образом между двумя группами молодых людей. Это больше походит на прославление ловкости и искусности.

Сначала группы состязаются в исполнении сложных движений. Затем мы видим танец девушек, за которым следуют сольные исполнения изумительных трюков на коленях и пальцах ног. В конце все исполняют красивый финал. Движения мужчин резки и стремительны, женщин — энергичны и проворны.

Танец напоминает праздник в горах.

Танец “Кинтоури”

Один из городских танцев, иллюстрирующий жизнь горожан старого Тбилиси, столицы Грузии. Название танца происходит от слова «кинто», как в Тбилиси называли мелких уличных торговцев.

Одетые в черные одежды и мешковатые штаны кинто обычно на голове разносили свои товары (преимущественно продукты питания) по городу. Когда покупатель выбирал товар, кинто снимал шелковый платок, висящий на его серебряном поясе и заворачивал в него фрукты или овощи, чтобы взвесить.

Кинто отличались предприимчивостью, хитростью, проворством, веселостью и непринужденностью. Эти черты кинто наглядно демонстрирует «Кинтоури» — танец легкомысленный и приятный для просмотра. Для него характерны восточные, азиатские ритмы, экстравагантные па, веселые, шаловливые жесты.

Этот колоритный танце впечатляет восхитительным сочетанием фарса и виртуозности.


Танец “Карачехели”

Карачокели были городскими ремесленниками и в большинстве своем носили черные чохи. Они славились своим трудолюбием, тем, что не боялись тяжелой работы. И в то же время отличались беззаботностью. Их любовь к жизни, вину, которым традиционно славится Грузия и к красивым женщинам и отражены в этом танце.

Танец “Хонга” – Танец “Симд”

Хонга – этот танец родом из Осетии. Костюмы для этого танца отличаются длинными рукавами, а также высокими головными уборами как у женщин, так и у мужчин. Хонга мужчины танцуют на пальцах ног, что крайне сложно, но являет собой потрясающее зрелище. Этот танец исполняется небольшим количеством танцоров и отличается грациозностью и мягкостью движений.«Симди» – свадебный танец. В своей архитектонике он содержит элементы тотемного культа религиозно-социальной системы. По народным мотивам женщина олицетворяет голубя, а мужчина ястреба. «Симди» исполняется большим количеством пар. Его прелесть заключается в строгом графическом построении линии танца, контрасте белых и черных одеяний танцоров, изяществе движений — все это рождает чувство гармонии у зрителя. Без преувеличения можно сказать, что «Симди» являет собой праздник классической простоты и гармонии.

В Абхазском танце, есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские движения и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.

Танец “Лезгинка”

 Лезгинка это один из традиционных кавказских танцев. Он является, своего рода, эмблемой, или визитной карточкой любого кавказца. 

Лезгинка очень красивый танец, он выражает душу гордых, свободолюбивых, темпераментных, мужественных народов Кавказа. 
Мелодия танца динамичная с четким ритмом. Характер танца переходит от степенного к энергичному. Танец сочетает грациозные движения, переходящие к сложным техническим трюкам. Танец танцуется по четко заданному рисунку.
В лезгинке юноша как бы имитирует полет орла, движения его скользящие летящие. Особенно это заметно, когда юноша встает на носочки и гордо раскидывает руки плавно описывает круги, как будто орел парит в небе.
Лезгинка бывает трех видов: сольная, парная, массовая. 

Источник: http://georgian-dances.ru/natsionalnye-tantsi

Илико и Нино: влюбленные в танец

  
К началу первого концерта репертуар ансамбля состоял из 18 номеров, в том числе «Мхедрули», «Картули», «Самаиа» (танец трех девушек, на создание которого Нино и Илико вдохновила старинная фреска на стене Светицховели).

Тбилисцы очень тепло отнеслись к новому коллективу, отдав должное танцорам и великолепным костюмам, выполненным по эскизам знаменитого театрального художника Солико Вирсаладзе.

Эти сценические костюмы восхищали не только красочностью, но и гармонично сочетались с характером и стилем танца. Высоко была отмечена и режиссерская работа Дмитрия Алексидзе, который великолепно поставил сцены из цикла «Старый Тбилиси».

Успеху концерта содействовала и музыка, подобранная для каждого номера известным композитором Арчилом Кереселидзе. Окрыленные успехом Нино и Илико продолжили работать над расширением репертуара.

Первые гастроли и мировая известность

В марте 1946 года прошли с триумфом выступления ансамбля в Москве, в зале государственной консерватории имени Чайковского. Госконцерт заключил с ансамблем договор о гастролях по всему Советскому Союзу. Турне продлилось шесть месяцев, а ансамбль дал 150 концертов.

В коллективе царило радостное возбуждение – ансамбль выходил на большую дорогу. Вскоре надежды и ожидания претворилась в жизнь. В 1948 году Финляндия стала первой зарубежной страной победоносного шествия коллектива по дорогам всех континентов.

А первый зарубежный концерт состоялся в Хельсинки, в огромном зале «Мессухали». Ведущая финская газета писала: «Они красивы, представительны, превосходно сложены, глаза блестят, на губах играет радостная улыбка… Плавно плывут на сцене девушки. Как в сказке ослепительны их костюмы.

Такие вечера бывают очень редко – за три года можно увидеть лишь раз»…

 
В августе этого же года ансамбль выступал в Дании. В Копенгагенском королевском театре 40 грузин «вскипятили кровь» хладнокровным норманнам, дипломатам и датскому принцу Кнуду.

Артисты повторили на «бис» несколько танцев, но зрители их не отпускали и, в конце концов, разнесли двери артистической уборной, а затем на поднятых руках вынесли танцоров на заваленную цветами сцену, где еще раз был исполнен «Мхедрули»…

 
О доселе невиданных, сенсационных гастролях солидная датская газета «Информасион» отозвалась так: «…Надо думать, что грузины осваивают танцы вместе с материнским молоком. Танцоры показали такую совершенную филигранную технику, что по сравнению с ними наши солисты Копенгагенского королевского театра напоминают призраков…».

Ансамбль особо тщательно готовился к выступлениям во Франции – ведь в этой стране собрался цвет грузинской эмиграции. Волновались все, даже такие опытные виртуозы, как Владимир Купарадзе, Шалва Гаручава, Зураб Квелидзе, танцоры с удивительной энергетикой Гоги Джибладзе и Омар Мхеидзе, блистательные Тенгиз Сухишвили (сын Нино и Илико) и Дато Басилашвили.

И вот, 18 декабря 1957 года, в первоклассном парижском концертном зале «Альгамбра» назначен первый концерт нашего ансамбля. Полный аншлаг. Билеты распроданы задолго до концерта. Зал заполнен за час до начала представления. Ложи ослепляют сверкающими диадемами, алмазными колье, матовым мерцанием жемчужных ожерелий.

Читайте также:  Пляжи в батуми

В театре собрался высший свет и артистическая элита.

 
Парижан пленили ураганный темп грузинских танцев и их притягательная сила. Они с упоением и восторгом смотрели на плывущих по сцене «белых лебедей» (так прозвала французская пресса наших девушек) и «идеальных юношей».

Париж был взят – премьера стала мировой сенсацией.

Зрители театра «Альгамбра» – кинозвезды, мастера балета, артисты с мировым именем, армия многочисленных критиков, журналистов и репортеров стоя на в течение 20 минут аплодировали артистам, благодаря их за «чарующие и фантастические танцы».

Ансамбль за свою долгую историю осуществил более 200 турне в 88 странах, показав почти 20 тысяч представлений. Рассказ об ансамбле был бы не полным, без упоминания о красоте солисток – Иамзе Долаберидзе, Латавры Почиани, Нино Кирвалидзе, Инги Тевзадзе, Белы Капанадзе.

Им посвящали стихи, их фотопортреты не сходили с обложек журналов. В ансамбль попадали самые талантливые, высокие, статные, воспитанные, владеющие языками артисты. Выступать в ансамбле было престижно и почетно, не будем забывать, что коллектив постоянно выезжал за «железный занавес».

Их называли “восьмым чудом света”, “чарующим зрелищем”, “ураганом на сцене”, “драгоценным фольклорным камнем в классической огранке”.

В Грузии Нино Рамишвили по праву считалась не только одной из самых красивых, но и одной из самых стильных женщин. В ее квартире рядом со спальней была оборудована большая гардеробная, которую занимали стеллажи с бесчисленным количеством сумочек и туфель. К каждому платью у Нино был свой набор. 

Нино и Илико, которые оба были рождены для танца, прожили долгую, успешную и счастливую жизнь – целых пятьдесят лет вместе. Сухишвили не стало в 1985 году, а его Нино спустя 15 лет.

 
“До конца своей жизни Илико приносил чашечку кофе в постель Нино. Нино не знала, что где продается, где покупается молоко, хлеб… Какова была денежная единица. Потому что все на себя брал мой дедушка”, — вспоминала внучка легендарной пары, ныне директор ансамбля “Сухишвили” Нино Сухишвили.

Памятник Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Тбилиси, 2011 г.

Поколение Сухишвили:

1 поколение — собственно, сами основатели балета – Илико и Нино 2 поколение – сын Илико и Нино – Тенгиз Сухишвили и его жена Инга (кстати, тоже хореограф). Да, в 1953 году Тенгиз в 12 лет победил на Международном Фестивале молодежи в Бухаресте и получил золотую медаль. Сегодня он является олицетворением и хранителем традиций своего отца. 

3 поколение – внук и внучка основателей ансамбля – Илико и Нино Сухишвили (тезки своих деда и бабушки). Илико-младший сегодня является главным балетмейстером ансамбля. В последнее время много спорят по поводу деятельности внука.

Он не боится экспериментов и ставит абсолютные новые программы и номера с новыми движениями и новой музыкой. Одни считают, что таким образом можно потерять классический вариант грузинских танцев, другие же, наоборот, только поддерживают его и считают, что все изменения идут только на пользу.

 Кстати, посмотрите, что думает по этому поводу Тенгиз:

 Нино Сухишвили – младшая

Илико Сухишвили-младший

Источник: http://www.dnevniki.ykt.ru/Innocentia/1069098

Национальный балет Грузии «Сухишвили» застраховал свой «танцевальный гений»

Директор Национального балета «Сухишвили» Нино Сухишвили подписывает страховое соглашение.
Фото Новости-Грузия

ТБИЛИСИ, 27 января – Новости-Грузия. Национальный балет Грузии «Сухишвили» застраховал свой талант на 1 миллион лари (около 372 тысяч долларов).

Это первый случай в истории страхования Грузии, когда танцевальный ансамбль застраховал весь состав коллектива, включая музыкантов

Меморандум о страховании «танцевального гения» коллектива 27 января подписали директор ансамбля «Сухишвили» Нино Сухишвили и руководитель страхового агентства «Арди» Михаил Джапаридзе.

Артист «Сухишвили» Бачана Чантурия

Согласно контракту, каждый член ансамбля застрахован на случай профессиональных травм. Компания обязуется в случае «потери профессионального таланта» обеспечить каждого артиста зарплатой в течение двух лет.

Страховка действует на территории Грузии и в любой точке мира, куда ансамбль может отправиться на гастроли.

Специально для этого события страховой полис напечатали на уникальном золотом пергаменте.  Документ будет храниться в здании Национального балета «Сухишвили».

В  страховой компании отмечают,  что гордятся партнерством с  ансамблем.

«Мы считаем, что Национальный балет «Сухишвили» — это суперзвезды  мирового уровня. И если  в международной практике принято страховать уникальный голос, части тела и профессиональный талант, то почему бы и в Грузии не предоставить такой сервис  уникальным носителям национального таланта — ансамблю «Сухишвили», — заявляют в страховой компании.

Ансамбль, который в настоящее время называется «Грузинский национальный балет», был основан в 1945 году профессиональными танцорами, Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Они изучали, собирали и перерабатывали грузинские танцевальные традиции. Большой вклад в развитие ансамбля внес и выдающийся театральный художник Солико Вирсаладзе, создавший для ансамбля уникальные костюмы.

Нино Рамишвили на репетиции. Архивное фото

Уже в 1948 году ансамбль выехал на первые гастроли в Европу.  Вскоре «Сухишвили»  получили всемирное признание, длящееся по сей день.

В 1967 году «Сухишвили» стал первым в мире ансамблем народного танца, который выступил на сцене La Scala в Милане.

Всемирно известным ансамблем руководит уже третье поколение династии Сухишвили-Рамишвили. С 2007 года художественным руководителем ансамбля является Илико Сухишвили-младший, а директором — Нино Сухишвили. Ансамбль осуществил инновационную в грузинском танце реформу, приближенную к  принципам «модерн-балета», сохранив при этом дух грузинского фольклора.

Источник: https://www.newsgeorgia.ge/natsionalnyj-balet-gruzii-suhishvili-zastrahoval-svoj-tantsevalnyj-genij/

Сухишвили

Национальный балет Грузии «Сухишвили» давно снискал мировую славу и любовь публики. Их называют «восьмым чудом света», «ураганом на сцене», «волшебством из Грузии», а все концерты проходят при неизменном аншлаге в каждой стране и городе.

Беларусь не исключение: поклонники труппы с нетерпением ждут гастролей «Сухишвили» в нашей стране и всегда встречают коллектив овациями и восторженными откликами.

Национальный балет Грузии «Сухишвили» возвращается с новым шоу уже этой зимой: 24 февраля труппа выступит во Дворце Искусств города Бобруйск. 

Династия Сухишвили-Римишвили и покровительство Сталина

Национальный балет Грузии «Сухишвили» был основан выдающимися грузинскими танцовщиками Илико Сухишвили и Нино Римишвили в 1945 году, хотя разрешение от Сталина было получено еще в 1937 году.

Вообще, Сталин восхищался танцами Илико Сухишвили и, можно сказать, был покровителем балета «Сухишвили»: в 1943 году коллектив, не имея статуса, выступил на встрече знаменитой «тройки» Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране.

А портрет с автографом вождя, неоднократно спасал Сухишвили от гонений местной полиции и администрации Грузии.

Идея первого профессионального балета грузинского танца безраздельно принадлежала Илико: он жил этой мечтой и, конечно, был душой труппы, вдохновляя каждого танцовщика своим примером.

Нино и Илико хотелось показать всему миру, насколько уникально и богато культурное наследие маленькой Грузии. И на протяжении уже 72 лет бессменно руководит балетом и воплощает все планы в жизнь целая династия Сухишвили-Римишвили.

Сегодня всеми делами балета занимаются внуки великих танцовщиков – Илико Сухишвили младший – главный хореограф, а Нино Сухишвили – директор труппы. 

Всемирный успех, книга рекордов Гиннеса и коллекция Ив Сен-Лорана

С первых дней основания «Сухишвили» гастролировали по всему миру, поражая своими танцами жителей земного шара. Перед первым концертом балета в Париже, очередь к концертному залу растянулась на три квартала.

Илико тогда признался, что никогда в жизни не видел подобного. На выступлении присутствовало много известных людей: балетмейстер Серж Лифар, кинозвезды Симна Синьоре, Ив Монтан, Жерар Филипп, Жан Маре, писатель Луи Арагон и многие другие.

В одном и том же зале в Париже «Сухишвили» провели 35 аншлаговых концертов подряд.

К слову, именно после гастролей во Франции в женскую моду вошли высокие сапоги и объемные меховые шапки. А в коллекции Ив Сен-Лорана появились большие полосатые пояса с бантом, которые популярны и сейчас.

История труппы богата на невероятные события, многие из которых уже стали легендами. Так, в 1935 году «Сухишвили» вернулись в СССР с золотой медалью со Всемирного Фестиваля Народного танца, который проходил в Лондоне.

Королева Великобритании, восхищенная выступлением, лично вручила ее Илико Сухишвили на приеме в Виндзорском дворце. Взволнованный Илико не зная, как вести себя в таких ситуациях, просто поцеловал ей руку.

Весь Советский Союз обсуждал этот случай: даже сам Сталин при встрече с Илико напомнил ему про поцелуй, на что танцовщик только покраснел, но Сталин сказал ему, что он правильно поступил: «Почему они должны думать, что мы нецивилизованные?»

Национальный балет Грузии «Сухишвили» стал единственным ансамблем народного танца, которому предоставили право выступить на знаменитой сцене Ла Скала в Милане в 1967 году. Концерт произвел фурор, а «Сухишвили» занесли в книгу рекордов Гиннеса: занавес поднимался 14 раз! Таким образом был побит рекорд Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался всего лишь 11 раз.

«Сухишвили» сегодня: традиции и современная хореография

Танцы, поставленные балетом за 72 года, уже стали традиционными. Естественно, в течении времени все движения оттачивались и была улучшена и изменена структура, архитектоника и отдельные шаги каждого танца. Ежедневный поиск продолжается и сегодня: зритель видит, как меняются постановки и как виртуозно «Сухишвили» совмещают традиционный грузинский танец и элементы современной хореографии.

В «Сухишвили» все по-настоящему: жгучая страсть, невероятная скорость, грациозность и женственность грузинских женщин, которые парят над сценой даже не соприкасаясь с паркетом и искры от опасных танцев горячих грузинских мужчин. Кстати, визитная карточка ансамбля – «Танец на пальцах».

Это знаменитое хореографическое движение, которое требует высочайшего мастерства танцовщика. Ему начинают учиться с 5-ти лет и мастерство оттачивают на протяжении всей жизни.

Кстати, в этом движении присутствует и элемент обольщения: издавна считалось, что становится на колени перед красавицей неприемлемо, а вот на пальцы – особый шик и восторг.

Сегодня ансамбль состоит из 500 танцоров и собственного оркестра. За время своего существования коллектив побывал в более чем 250 турне, объездил 5 континентов и более 100 стран мира, провел 18 300 концертов, покорив своими выступлениями более 9 миллионов человек.

В коллекции «Сухишвили» более 2500 сценических костюмов, многие их которых уже находятся в музее балета. К слову, Национальный балет Грузии «Сухишвили» застраховал свой танцевальный талант на 1 миллион лари – около 372 тысяч долларов.

Это первый случай в истории страхования Грузии, когда танцевальный ансамбль застраховал весь состав коллектива, включая музыкантов.

Источник: http://allstars.by/events/suhishvili

Национальный балет Грузии “Сухишвили”

«Восьмое чудо света» – Национальный балет Грузии «Сухишвили» выступит с новым шоу в Беларуси

Национальный балет Грузии «Сухишвили» давно снискал мировую славу и любовь публики. Их называют «восьмым чудом света», «ураганом на сцене», «волшебством из Грузии», а все концерты проходят при неизменном аншлаге в каждой стране и городе.

Беларусь не исключение: поклонники труппы с нетерпением ждут гастролей «Сухишвили» в нашей стране и всегда встречают коллектив овациями и восторженными откликами.

Национальный балет Грузии «Сухишвили» возвращается с новым шоу уже этой зимой: 24 февраля труппа выступит в Бобруйске, 25 февраля – в Минске, а 27 февраля – в Гомеле. Билеты на шоу в этих городах уже в продаже. 

Династия Сухишвили-Римишвили и покровительство Сталина

Национальный балет Грузии «Сухишвили» был основан выдающимися грузинскими танцовщиками Илико Сухишвили и Нино Римишвили в 1945 году, хотя разрешение от Сталина было получено еще в 1937 году.

Вообще, Сталин восхищался танцами Илико Сухишвили и, можно сказать, был покровителем балета «Сухишвили»: в 1943 году коллектив, не имея статуса, выступил на встрече знаменитой «тройки» Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране.

А портрет с автографом вождя, неоднократно спасал Сухишвили от гонений местной полиции и администрации Грузии. 

Идея первого профессионального балета грузинского танца безраздельно принадлежала Илико: он жил этой мечтой и, конечно, был душой труппы, вдохновляя каждого танцовщика своим примером.

Нино и Илико хотелось показать всему миру, насколько уникально и богато культурное наследие маленькой Грузии. И на протяжении уже 72 лет бессменно руководит балетом и воплощает все планы в жизнь целая династия Сухишвили-Римишвили.

Сегодня всеми делами балета занимаются внуки великих танцовщиков – Илико Сухишвили младший – главный хореограф, а Нино Сухишвили – директор труппы.  

https://www.youtube.com/watch?v=06ljTfMqVss

Всемирный успех, книга рекордов Гиннеса и коллекция Ив Сен-Лорана

С первых дней основания «Сухишвили» гастролировали по всему миру, поражая своими танцами жителей земного шара. Перед первым концертом балета в Париже, очередь к концертному залу растянулась на три квартала.

Илико тогда признался, что никогда в жизни не видел подобного. На выступлении присутствовало много известных людей: балетмейстер Серж Лифар, кинозвезды Симна Синьоре, Ив Монтан, Жерар Филипп, Жан Маре, писатель Луи Арагон и многие другие.

Читайте также:  Погода в батуми в сентябре

В одном и том же зале в Париже «Сухишвили» провели 35 аншлаговых концертов подряд. 

К слову, именно после гастролей во Франции в женскую моду вошли высокие сапоги и объемные меховые шапки. А в коллекции Ив Сен-Лорана появились большие полосатые пояса с бантом, которые популярны и сейчас. 

История труппы богата на невероятные события, многие из которых уже стали легендами. Так, в 1935 году «Сухишвили» вернулись в СССР с золотой медалью со Всемирного Фестиваля Народного танца, который проходил в Лондоне.

Королева Великобритании, восхищенная выступлением, лично вручила ее Илико Сухишвили на приеме в Виндзорском дворце. Взволнованный Илико не зная, как вести себя в таких ситуациях, просто поцеловал ей руку.

Весь Советский Союз обсуждал этот случай: даже сам Сталин при встрече с Илико напомнил ему про поцелуй, на что танцовщик только покраснел, но Сталин сказал ему, что он правильно поступил: «Почему они должны думать, что мы нецивилизованные?»

Национальный балет Грузии «Сухишвили» стал единственным ансамблем народного танца, которому предоставили право выступить на знаменитой сцене Ла Скала в Милане в 1967 году. Концерт произвел фурор, а «Сухишвили» занесли в книгу рекордов Гиннеса: занавес поднимался 14 раз! Таким образом был побит рекорд Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался всего лишь 11 раз. 

https://www.youtube.com/watch?v=7Hghpl06mdA

«Сухишвили» сегодня: традиции и современная хореография

Танцы, поставленные балетом за 72 года, уже стали традиционными. Естественно, в течении времени все движения оттачивались и была улучшена и изменена структура, архитектоника и отдельные шаги каждого танца. Ежедневный поиск продолжается и сегодня: зритель видит, как меняются постановки и как виртуозно «Сухишвили» совмещают традиционный грузинский танец и элементы современной хореографии. 

В «Сухишвили» все по-настоящему: жгучая страсть, невероятная скорость, грациозность и женственность грузинских женщин, которые парят над сценой даже не соприкасаясь с паркетом и искры от опасных танцев горячих грузинских мужчин. Кстати, визитная карточка ансамбля – «Танец на пальцах».

Это знаменитое хореографическое движение, которое требует высочайшего мастерства танцовщика. Ему начинают учиться с 5-ти лет и мастерство оттачивают на протяжении всей жизни.

Кстати, в этом движении присутствует и элемент обольщения: издавна считалось, что становится на колени перед красавицей неприемлемо, а вот на пальцы – особый шик и восторг. 

Сегодня ансамбль состоит из 500 танцоров и собственного оркестра. За время своего существования коллектив побывал в более чем 250 турне, объездил 5 континентов и более 100 стран мира, провел 18 300 концертов, покорив своими выступлениями более 9 миллионов человек.

В коллекции «Сухишвили» более 2500 сценических костюмов, многие их которых уже находятся в музее балета. К слову, Национальный балет Грузии «Сухишвили» застраховал свой танцевальный талант на 1 миллион лари – около 372 тысяч долларов.

Это первый случай в истории страхования Грузии, когда танцевальный ансамбль застраховал весь состав коллектива, включая музыкантов.

Без возрастного ограничения.

Бобруйск, 24 февраля, Дворец искусств. 

Начало в 19:00. 

Стоимость билетов: 50 – 80 руб. 

Минск, 25 февраля, Дворец Республики

Начало в 19:00

Стоимость билетов: 32 – 132 руб. 

Гомель, 27 февраля, ОКЦ

Начало в 19:00

Стоимость билетов: 44 – 80 руб. 

Билеты без комиссии на сайте allstars.by, у билетных операторов, а также в кассах вашего города. 

Справки по телефону: +375 29 650 11 33

Источник: http://suhishvili.afisha.360.by/

Ансамбль народного танца Грузии

Вступление

История создания ансамбля народного танца Грузии

Грузинский национальный балет

Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе

Ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ»

Вывод

Список литературы

ление

Ансамбль народного танца Грузии — хореографический коллектив в Грузинской ССР и позднее в Грузии. Ансамбль был организован в Тбилиси в 1945 году. Первыми руководителями ансамбля и его солистами стали народные артисты СССР Нина Рамишвили и Илья Сухишвили.

В репертуаре ансамбля — народные танцы различных районов Грузии, а также театрализованные сюжетные постановки с музыкальным сопровождением на грузинских народных инструментах.

В ансамбле работали заслуженные артисты Грузинской ССР М. Мхеидзе, В. Купарадзе, Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили.

В репертуаре ансамбля танцы «картули», женский танец «самая» и многие другие номера.

Ансамбль много гастролировал по городам СССР, а также выезжал на гастроли в Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, Чехословакию, Австрию, Болгарию, Венгрию, Данию, Италию, Венесуэлу, Колумбию, Кубу.

Первые выезд на гастроли состоялся в 1948 году. В 1967 году довелось выступать на сене театра «Ла Скала» в Милане. Газеты писали об этом выступлении:

«Грузинские артисты балета — само совершенство. Это не танец, это — полет. Буря на сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности. Феерия танцоров, взлетающих в воздух с калейдоскопической геометрией и военной четкостью».

В 1954 году Тенгиз Абуладзе снял фильм «Государственный ансамбль народного танца Грузии».

В настоящее время ансамблем руководит Тенгиз Сухишвили.

Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. Однако после аудиенции у Сталина коллектив был организован и вскоре прославился на весь мир.

Казалось, в далеком 1937 году после опасной рекомендации Берии хореографу стоило приготовится с худшему. Но Илико так страстно исполнил все свои танцы в кабинете ЦК партии, что просто очаровал вождя.

На предложение Иосифа Виссарионовича “проси чего хочешь”, сметливый хореограф ответил: “вашу фотографию с автографом”.

В тот же день Илико получил фотоснимок и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.

Основателей коллектива давно нет в живых. Сухишвили скончался в 1985 году, жена пережила его на 15 лет. Ансамбль стал семейным предприятием: им руководит сын Илико и Нино Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новые программы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили

В знаменитой тифлисской балетной студии Перини, которую окончили основатели балета, в свое время занимался танцем и Сулико Вирсаладзе, будущий главный художник Кировского театра, а впоследствии наставник и соавтор Юрия Григоровича.

В 1945 году, сразу по окончании войны, Сухишвили и Рамишвили начали возрождать грузинский танцевальный фольклор в старой нетопленой филармонии. Вирсаладзе помогал им, лично расписывая костюмы из дешевой бязевой ткани.

Костюмы бережно хранятся до сих пор и по-прежнему используются в концертах.

Уже в 1948 году ансамбль выпустили на гастроли в Европу. Концерты прошли с оглушительным успехом, и приглашения посыпались со всех сторон: артисты выступали и в Америке, и в Австралии.

“Сухишвили” стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене знаменитого оперного театра «Ла Скала» в Милане и установил своеобразный рекорд: после концерта занавес поднимался 14 раз.

Тем самым грузинские танцоры перещеголяли самого знаменитого итальянского тенора всех времен Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался лишь 11 раз.

Теперь всемирно известным ансамблем, получившим статус «национального балета Грузии», руководит уже третье поколение династии Сухишвили – Рамишвили. На сей раз в их программе не только фирменные старинные танцы, но и современные номера, поставленные на основе фольклора.

За верность традициям отвечает Тенгиз Сухишвили, сын основателей ансамбля, а новые танцы ставит молодой Илико Сухишвили, внук основателей. Его новации не у всех встречают одобрение, но отец защищает сына: «Главное – он развил роль женщины в грузинском танце, ведь раньше она была пассивной. Появились плавные, скользящие движения.

Он немножко сократил юбку, и стали видны ноги, стало видно, как женщины-горцы ступают укороченными шажками».

Муза танца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный и богатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать столько веков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.

Со своей стороны в грузинском танце явно отражается национальный характер, образ мышления, многовековой, тяжелейший исторический опыт народа, проживающего на рубеже Европы и Азии.

В каждой цивилизации существуют разные культурные слои, которые отличаются друг от друга социальным, психическим или историческим происхождением, но их общности взаимоспособствуют созданию новой структуры.

С этой точки зрения танец “Хевсурули” можно считать как раз таким синтетическим феноменом, тем более, что этот своеобразный танец соответствует полифонической природе душевного склада грузин.

Сегодня ни для кого не секрет, что главным поводом трагической истории Грузии считается ее специфическое геополитическое расположение. Выжить и противостоять грозным противникам малочисленный народ мог, лишь владея высоким военным искусством и особой психикой.

Первая прекрасно выражается в тех многих военных приемах, которые в стилизованном виде встречаются в таких танцах, как “Мтиулури” (Горский),”Ханджурули” (танец с кинжалами),”Мхедрули” (танец наездников),можно сказать что язык танцевальной пластики фактически является единственным источником, иначе говоря, единственным “текстом”, где возможно вычитать контуры грузинского боевого искусства.

Артистизм характерен многим народам, но трудно найти кого-либо, кроме грузин, у которых эта характерная черта была вознесена в ранг мировоззрения или жизненной позиции.

Этот своеобразный механизм прекрасно просматривается в одном из наиболее изысканных, классическом грузинском танце “Картули”. Грузинский писатель и мыслитель Григол Робакидзе сравнил мужчину, исполняющего “Картули” с “тигром, смотрящимся в зеркало”.

Но к чему тигру смотреться в зеркало? Созерцание собственного отражения- это ведь свойство артиста, актера, который играет роль тигра.

Что касается грузинского танца (пластический “текст” которого сохранил отражение душевных катаклизмов грузинского народа),то он пережил невиданную эволюцию и достиг мирового признания во второй половине двадцатого века, в условиях жесточайшего тоталитарного режима.

Хотя для этого на горизонте грузинской культуры должны были появиться две монументальные фигуры -Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, которые вместе с великолепным театральным художником Симоном Вирсаладзе создали “Государственный Академический Ансамбль Народного Танца Грузии”, воспитали прекрасное поколение танцоров и вселили новый дух в почти забытое грузинское танцевальное искусство.

Многократное увеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма, совершенствование грузинских приемов с упором на классическую танцевальную технику и их свободное комбинирование, линейная расстановка танцевальной массы на сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца, четкое разделение солистов и массовки по балетному принципу- вот неполный перечень задуманных Сухишвили и Рамишвили новация, которые в будущем принесли их ансамблю мировую славу.

Таинственный язык танца, как известно, таит в себе то, что временами сознательно “забывает” или в круговоротах истории теряет сознание народа.

Сохранившиеся в недрах народного танца скрытые указания на душевный строй грузин, катаклизмы, происшедшие в недрах коллективной души и специфические особенности восприятия мира, прекрасно были “вычитаны”, расширены и рельефно обострены в балете Сухишвили и Рамишвили.

Все это воочию видно как в созданных им танцевальных миниатюрах, так и в интерпретациях традиционных грузинских танцев.

Примечтально, что проведенная И.Сухишвили и Н.

Рмишвили реформа грузинского танца- утонченный танец массовки ,трансформация народных танцевальных приемов, обдуманное единство мимики, жеста и движения, особенности сотрудничества с художником и музыкантами и т.д., своим духом близка к пяти известным принципам М.Фокина -теоретика нового балета, которые лежат в основе так называемого “балета-модерна”.

Их называют “восьмым чудом света”, “чарующим зрелищем”, “ураганом на сцене”, “драгоценным фольклорным камнем в классической огранке”. В 1990 году был признан лучшим шоу года на Бродвее.

Как видно, в танцах воспроизводится не только мировоззрение и определенное убеждение, а психологический настрой, те глубочайшие пласты коллективного духа, которые глубоко осели в подсознании.

С этой точки зрения двухчасовая программа “Грузинского Национального Балета Сухишвили-Рамишвили” представляется как один непрерывный, волнующий рассказ о подвигах грузинского народа, о сдвигах, происходящих в его недрах.

Именно в безднах коллективного духа лежит тайна единства аджарских и хевсурских, воинственных и любовных, старых и новых танцев.

Представленная Сухишвили и Рамишвили 50 лет назад программа претерпела существенные изменения. Надо сказать, что вектор всех изменений, был и есть, направлен к внутренней целостности.

И по сей день продолжается повседневный творческий поиск и на наших глазах происходит эволюция танца от иллюстративности к универсальности, от секретности к общности.

Проходит время, меняются поколения виртуозных танцоров, изменяется рисунок и характер отдельных танцев, но рассказанная Илико Сухишвили, Нино Рамишвили и Солико Вирсаладзе история грузинского народа вновь наполняет волнением сердца зрителей, приносит весть о талантливом народе, наполненном артистизмом, юмором и темпераментом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128561/ansambl-narodnogo-tantsa-gruzii

Ссылка на основную публикацию