Алаверди – кафедральный собор в грузии

Кафедральный собор Алаверди

(Слово «Алаверди» — турецко-арабского происхождения и переводится как «дарованный Богом»)

Недалеко от села Алаверди, расположенного в Ахметском районе, располагается мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке. Кафедральный собор Алаверди — святыня Кахетии, самый известный средневековый грузинский кафедральный храм.

Собор построен в начале XI века тогдашним царем Кахетии Квирике Кахи. В то времена это был самый высокий храм, поражающий своим видом и великолепием, и поныне, он является одним из крупнейших соборов в Грузии.

Собор построили на месте небольшой церквушки имени Святого Георгия. Церковь построил в VI веке Иосиф Алавердели, который был одним из тринадцати каппадокийских (сирийских) первооснователей грузинского монашества.

Существует местная легенда, о том, что придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели остался в Кахетии в Алавердской степи. Он вёл жизнь аскета. Питался отшельник, молоком диких степных ланей, которые не боясь приходили к нему. Хищные звери обходили его жилище стороной, не смея приблизиться к святому.

Иосиф Алавердский

Случилось, что один из знатных кахетинских вельмож охотясь в бескрайней Алавердской степи, повстречался со святым Иосифом. Вельможа был так сильно поражен, великой духовной силой святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу обязательно построить величественный храм в Алавердской степи Обет он свой исполнил: заложив фундамент прекрасного Алавердского монастыря.

О жизни святого Иосифа в Алаверди узнало все больше и больше местных жителей. Они приезжали и приходили, чтобы воочию увидеть его, услышать назидательные проповеди старца.

Многие из тех, кого до глубины души поразило чудотвореное и безграничное человеколюбие старца и привлекла строгая жизнь монаха пустынника, оставались с ним. Постепенно увеличилось число приверженцев старца, и образовалась достаточно большая община.

Так возник мужской монастырь, а первым добродетельным настоятелем его и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии монастыря.

Святой часто оставляя родное монастырское уединение, с крестом в руках, направлялся по всей долине проповедовать Слова Божия, заботясь и о духовном просвещении всей Кахетии
В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди.

Собор Алаверди и сегодня называют Храмом Святого Георгия (или Цминда Георги).

Храм много раз разрушался захватчиками. Самая значительная его реставрация, была в XI столетии, царем Кахетии Александром, но землетрясение 1142 года вновь разрушило храм.

В 1150 году началась новая реставрация, царицей Тамарой, которая была закончена царем Ираклием II.

Восстановительные работы естественно внесли небольшие изменения во внешний вид собора, но он до сих пор остается важным историческим памятником средневековой грузинской архитектуры.

По периметру монастырь окружен высокой крепостной стеной. На территории собора находится средневековая трапезная, летний дворец и колокольня. Среди построек различного назначения, выделяются изумительные трехэтажные палаты.

Собор Алаверди представляет собой сильно вытянутое ввысь сооружение без особых внешних украшений, но это только подчеркивает его строгую красоту.

Однако, как бы ни был красив собор снаружи, по-настоящему он поражает внутренним убранством. Огромный внутренний зал увеличивается высотой купола ( высота свыше 42 м).

Находясь внутри храма, возникает ощущение торжественности и духовного трепета. На стенах сохранились фрагменты фресковой живописи XI, XV и XVII столетий.

В XVII-XVIII веках, образованный мужским, монастырь Алаверди стал женской обителью для царских особ, где благополучно проживали знатные особы царского рода, принявшие иночество. Монахини переписывали рукописи и документы для богатой библиотеки монастыря.

Алаверди был крупным очагом просветительской и рукописной деятельности. В настоящее время многие из уцелевших рукописей хранятся в Институте рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси. Собор с XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей.

Здесь же захоронены, привезенные в Кахетию монахами–августинцами святые мощи царицы Кетеван.

Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Расстояние от крупных городов:

Челябинск – 2644 км. Тбилисси – 106 км.

Телави – 20 км.

Координаты собора:

Широта — 42° 1’55.77″С
Долгота — 45°22’37.37″В

Все фото Собора здесь:

Собор Алаверди

Запись опубликована в рубрике Грузия с метками Алаверди, Грузия, Кафедральный собор, Кахетия, монастырь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://kp74.ru/kafedralnyj-sobor-alaverdi.html

Монастырский комплекс Алаверди

Алаверди — место, к которому прикасаешься взглядом и душой. И пока твой взгляд наслаждается суровой красотой величественных очертаний, через прикосновение души ты ощущаешь его размеренный пульс и звенящую чистоту, которая сквозит в архитектуре, наполненной собственным звучанием.

Алаверди – когда история может быть интересной

Всемирное наследие ЮНЕСКО регулярно пополняется интересными достопримечательностями, которые имеют особую культурную и историческую ценность для всего человечества. На очереди в этот уникальный список стоит Алаверди – духовный собор и монастырский комплекс, древний памятник зодчества и просто красивое место в  Кахетии (Грузия).

Являясь самым почитаемым в своем регионе, Алаверди уже давно стал местом настоящего паломничества. Ежегодно в конце августа – начале сентября сюда прибывает  большое количество верующих, которые отмечают Алавердобу – религиозный праздник и по совместительству знаменитый фестиваль настоящего монастырского вина.

Когда и как добраться до Алаверди?

Лучшее время для путешествий по Алазанской долине, в которой расположен комплекс, и посещения Алаверди – май-октябрь. До комплекса можно с легкостью добраться из Тбилиси. Стоимость поездки на такси примерно 112 лари (ок.

40,40 $), время в пути 1 час 36 минут. Тот же маршрут можно проделать и самостоятельно, на личном авто. В этом случае придется потратиться только на бензин.

Ну а если вы оказались в Телави то поездка до Алаверди займет и того меньше времени – всего 20 минут.

Сам вход на территорию комплекса бесплатный. Время работы ежедневно, с 08.00 утра до 19.00 вечера. Для его посещения нужен специальный дресс-код – для женщин длинные юбки, а для мужчин брюки (не шорты!). Если же подходящей одежды под рукой не оказалось, то ее выдадут прямо на месте. Официально внутри комплекса запрещена любая съемка и фотографирование.

Кроме того, любители интересных впечатлений всегда могут воспользоваться и более насыщенной программой, рассчитанной на 10 часов путешествия по Кахетии.

За это время помимо собора и монастыря Алаверди взору предстанут и другие достопримечательности – крепость Греми, монастырь Икалто, красоты Телави и имение Цинандали.

350 км увлекательного путешествия из Тбилиси по Кахетии и обратно в Тбилиси обойдутся где-то в 138,30 лари (50 $) с человека.

А любители дегустаций и грузинской национальной кухни могут выбрать еще один, не менее захватывающий маршрут из Тбилиси по Северной Кахетии.

В него помимо посещения Алаверди входит экскурсия по крепости Уджарма, невероятные красоты Гомборского перевала, монастырь Икалто, замок Греми, ну, и, конечно же, музей виноделия в Напареули и визит на Шумский винный завод. Экскурсия, рассчитанная на 12 часов, обойдется в 325 лари (117 $) на двоих взрослых.

В эту сумму уже включена стоимость всех входных билетов, роскошный обед из традиционных грузинских блюд и дегустация вин и чачи на открытой веранде с видом на виноградники.

Знакомство с Алаверди

Если описание Алаверди свести всего к одному предложению, то оно будет примерно таким – очень красивый и очень древний комплекс, расположившийся в Кахетии. Но ни в какое количество предложений не войдет подробное описание атмосферы собора и его монастыря, о которых можно говорить бесконечно.

Застывший во времени и пространстве, комплекс словно наслаждается собственным великолепием. Его величественные стены видны уже с трассы, и не свернуть к ним,  значит побороть собственное искушение, что сделать практически невозможно.

Окруженный периметром довольно внушительных крепостных стен, он включает в себя кафедральный собор, мужской монастырь, трехэтажные палаты, винный погреб, баню и кельи монахов.

Отдельного внимания заслуживают собственные виноградники и пасека, на которых неторопливо трудятся местные монахи. За их жизнью можно понаблюдать непосредственно при посещении комплекса.

Внешне очень сдержанные, они не обращают никакого внимания на туристов, зато с радостью отвечают на все вопросы, связанные с Алаверди.

Если тайно воспользоваться фотоаппаратом все же не удастся, то на память о спокойном и умиротворенном месте можно приобрести цветочную пыльцу и мед с местной пасеки. Или заглянуть в импровизированную лавочку, которая специализируется на продаже изделий из валяной шерсти.

Ну, и, конечно же, стоит посетить «Дом Мацони» — небольшой ресторанчик, функционирующий возле Алавердского монастыря. Открытый в 2014 году, он уже известен во всей Грузии и за ее пределами. Именно здесь готовят уникальное мороженое из мацони – традиционный кисломолочный напиток из молока.

Одна порция вкуснейшего десерта (150 гр.) обойдется в 5 лари (1,80 $) . Но оно стоит того!

Историческая справка

Возведение величественного комплекса началось еще в VI веке, когда основатель грузинского монашества Иосиф Алавердский построил на его месте небольшую церковь Св. Георгия. Постепенно территория вокруг нее обживалась монахами, благодаря действиям которых и возник сам монастырь Алаверди.

Позднее, в XI веке, по распоряжению царя Кахетии Квирике III, на территории монастыря был возведен кафедральный собор, который и по сей день поражает своими масштабами. Являясь самым высоким церковным сооружением Грузии (высота собора составляет ок.

50 м) он всегда считался духовным и культурно-просветительским центром региона. Библиотека монастыря насчитывала не одну сотню ценных рукописей, документов и книг, собственноручно переписанных монахами.

А в период с XVII по XVIII века, монашеские кельи в нем занимали не мужчины, а монахини – женщины, принадлежавшие царскому роду, которые решили принять постриг и посвятить свою жизнь служению Богу.

На протяжении всей своей истории существования Алавердский комплекс неоднократно подвергался частичному разрушению. Его целостность нарушали многочисленные землетрясения и набеги кочевников. Но нужно отдать должное средневековым и современным мастерам реставрации, благодаря таланту которых, он не сильно претерпел от изменений и сохранился до наших дней практически в первоначальном виде.

Сегодня кафедральный собор – это яркий образец грузинского средневекового зодчества. Немного аскетичный снаружи, он довольно роскошно украшен внутри и являет взору интересные фрески и роспись, на тему жития святых.

К слову о последних! Именно на территории Алаверди находятся усыпальницы основателя монашества Св. Иосифа Алавердского и великой мученицы Кетеван – супруги царевича Давида.

Здесь же захоронены и кахетинские цари — Александр I и Георгий II Авгиоргий по прозвищу «Злой».

Источник: https://georgiabest.ru/monastery-complex-alaverdi/

Mонастыри Кахетии, Грузия — Шуамта, Икалто и Алаверди

Монастыри Кахетии или по крайней мере три из них — Шуамта, Икалто и Алаверди можно посмотреть за два-три часа, так как они находятся рядом друг от друга.

Монастырь Шуамта, Грузия

Новая Шуамта

Монастырь, располагающийся на расстоянии 9 км от Телави, называется Новая Шуамта. Постройка этого памятника старины датируется 16 веком.

Новая Шуамта – это действующий женский монастырь.

Центральное здание Новой Шуамты – это храм Богородицы, сложенный в 16 в. из кирпича, отличающийся фасадами с украшениями в виде крестов и внутренними арочными перекрытиями в готическом стиле. Храм открыт для свободного посещения.

В Новой Шуамте можно увидеть фресковую роспись, датирующуюся 17 веком. Среди изображений – царь Леван и его супруга – царица Тинатин, основавшая этот монастырь и впоследствии похороненная под его сводами.

Еще одна достопримечательность Новой Шуамты – это захоронения царицы Тинатин и знаменитого поэта и общественного деятеля начала 19 века – Александра Чавчавадзе.

Старая Шуамта

Старой Шуамтой называется старинный монастырский комплекс, располагающийся в Гомборских горах посреди достаточно густых лесных зарослей. Время его основания – предположительно 5-7 вв.

Центральная постройка – базилика, считающаяся первым христианским храмом на территории Грузии.

Кроме этой постройки, на монастырской территории можно осмотреть еще два крестово-купольных собора (Большой купольный и Малый купольный), датирующихся 6 и 10 веками.

На фотографиях второй половины 20 века сохранились изображения храмовых построек Старой Шуамты, которые тогда были в лучшем состоянии и были увенчаны конусообразными куполами.

Монастырь в Старой Шуамте был покинут обитателями в 16 веке, и с тех пор не действует. Существуют упоминания о Старой Шумте в преданиях о царице Тинатин, которая именно здесь увидела кизиловый куст из своего вещего сна. Сон был знаком свыше и указывал ей место основания собора Богородицы.

Попасть в Старую Шуамту можно, пройдя от автотрассы Телави–Тбилиси по грунтовой дороге среди леса примерно 2 км.

Монастырь Икалто, Грузия

Икалто – монастырский комплекс недалеко от Телави, основанный в 6 в. приехавшим из Ассирии священником по имени Зенон Икалтойский. Самые первые постройки не сохранились до наших дней, но можно увидеть здания, датирующиеся 8 веком.

Монастырь находится в стороне от населенных пунктов, среди дикой природы.

Икалто пользуется большой популярностью у туристических групп, интересующихся историей, архитектурой и памятниками христианства на территории Грузии.

Читайте также:  Аренда авто в тбилиси: цены, отзывы

Центральное здание – это датирующийся 7-9 вв. храм Святого Духа. Это здание неоднократно реставрировалось, поэтому в его облике можно обнаружить элементы, относящиеся к 16 в. и началу 19 в.

Небольшая по площади территория монастыря окружена каменной оградой.

Центральное здание Икалто – Храм Успения Пресвятой Богородицы, основанный в 12 в. по приказу царя Давида Строителя.

В древности в Икалто, как и в Гелати, находилась Академия, открывшаяся по приказанию Давида Строителя, и монастырь являлся центром образования. Существует информация, согласно которой в Академии среди прочих был факультет, на котором изучали секреты виноделия.

В академии Икалто учился великий грузинский поэт Шота Руставели, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

Во время военных действия в начале 17 в. монастырь был почти полностью уничтожен, в частности сгорело здание Академии. С этого момента до начала 19 в. монастырь был необитаем. Его возрождение произошло в начале 19 в.

В храме Святого Духа сохранилось захоронение Святого Зенона Икалтойского.

Современное иконописное изображение Святого Зенона Икалтойского в храме Святого Духа.

Алтарная часть собора Святого Духа в Икалто.

Сохранившиеся фрагменты старинных фресковых росписей.

В монастыре с древних времен занимались виноделием.

На территории сохранились части винодельни постройки 8 в.

В ноябре на территории Икалто среди величественных руин Академии проходит праздник в честь великого соотечественника – Шота Руставели.

На территории, прилежащей к храму Святого Духа, находятся остатки стен и фундаменты древних монастырских строений.

По предположениям историков и археологов, перед нами основание дома епископа, а также древние давильни для винограда.

Вдоль старинных стен выложены емкости для изготовления вина – квеври.

Шота Руставели

В одной из ниш среди развалин древней Академии – мраморная памятная доска, которая гласит, что здесь учился Шота Руставели.

Шота Руставели известен как поэт, но он был также государственным деятелем. Сохранилась его подпись на документах времен правления царицы Тамары, из чего сделано предположение о том, что он служил при ее дворе и был одним из хранителей казны.

Есть легенды о том, что он был влюблен в царицу Тамару, что привело его к гибели, версии о которой самые различные (от историй об отшельнической судьбе Руставели до слухов о гонениях и жестоком убийстве). Известно, что он учился в Греции, бывал в Иерусалиме.

В одном из храмов Иерусалима – в Храме Святого Креста, расположенном на улице, названной в честь Шота Руставели, сохранилось его изображение на одной из фресок.

Самая старинная постройка на территории Икалто – храм Святой Троицы.

Источник: http://traveligo.ru/countries/gruziya/monastyiri-kahetii-gruziya.html

монастырь Алаверди

Мужской монастырь и кафедральный собор Алаверди находится в 20 километрах от Телави, около деревни Алаверди Ахметского района. Монастырь Алаверди основал в VI в. Иосиф Алавердский, один из сирийских отцов, пришедших в Картли из Антиохии (его могила является одной из святынь собора).

Нынешный кафедральный собор был построен в начале XI века по указу царя ранов и кахетинцев Квирике III (1010-1037 гг.) на том месте, где раньше находилась церковь Св. Геор­гия. Он стал епископским центром.

Наместник мужского мона­стыря Алаверди одновременно яв­лялся архиепископом Алаверди и титуловавлся как Амба Алавердский (т.е. первый епископ). С XVI в. Амба Алавердский являлся главным лицом в церкви, он был возведён в ранг митрополита. «Алаверди» – арабское слово и означает «дарованный Богом».

Это слово было связано с урожайностью и плодородием, поэтому оно в качестве названия населённых пунктов встречается в тех странах, где в основном занимаются земледелием.

Собор Алаверди – самое высокое сооружение среди средневековых памятников грузинского зодчества (51 м.) Это триконх типа Джвари. Вход здесь с трёх сторон. Большое пространство (42 м./26 м.

) интерьера собора освещается светом, входящим с 16 окон, расположенных в барабане купола. Алаверди сравнительно скромно украшен резными узорами и орнаментами, что в целом характерно для кахетинских церквей.

Собор выстроен из булыжника, внешняя его сторона облицована травертином. Перекрыт он черепицей из голубой глазури. На стенах много надписей.

Монастырский комплекс обнесён крепостной стеной (XVII в.), а внутри его территории находятся трёхэтажные палаты – резиденция епископа, кирпичный дворец (выстроенный в 1615 г. правителем Кахетии Пейкар-ханом), баня, винный погреб (марани), кельи монахов.

Алаверди многократно подвергался повреж­дениям в результате вражеских набегов и землет­рясений. В середине XVII в. персы превратили собор в крепость.

Его масштабную реставрацию осуществили цари Александр I (1476-1511 гг.) и Ираклий II (1744-1798 гг.). Был восстановлен барабан купола и из кирпича возведены разрушенные стены. Здесь (в XI в.

, XV-XVIII в.в.) находилась усыпальница кахетинских царей.

В XIX в. по приказу русского церковного синода, Алаверди, как и другие грузинские соборы, побелили известью. Только после проведённых в 1966 году реставраций была обнаружена весьма богатая фресковая живопись как времён основания собора (XI в.), так и более позднего времени ((XV-XVII).

Монастырь Алаверди являлся одним из важнейших центров грузинского просвещения. Здесь переписана одна из старых рукописей – Алавердское Еван­гелие (1054 г.), хранящееся ныне в Национальном центре рукописей.

27 сентября во время праздно­вания Воздвижения Креста Господня отмечается день рож­дения собора – Алавердоба. Это древнейшая тра­диция связана с уборкой урожая и проводится в честь основателя собора Иосифа Алавердского. На Алавердоба с ночёвкой приезжают паломники из разных регионов Грузии. В старину праздник продолжался три недели

Источник: http://travelingeorgia.ge/ru/region/Alaverdi-Monastery

Алаверди – Грузия

ALQUIMIA Travel

Алаверди — кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс в Ахметском муниципалитете Кахетии, Грузия.

Недалеко от гостеприимного грузинского села Алаверди, расположенного в Ахметском районе, находится мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке.

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».

Давным–давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.

Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели благополучно остался в Кахетии в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Его духовная сила была настолько велика, что его обходили стороной даже дикие звери, а красивые степные лани постоянно посещали его и нередко питали его своим чудодейственным молоком.

Однажды, один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в бескрайней Алавердской степи. Он был так сильно поражен, когда увидел святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря.

Чуть позже местное люди узнали о пребывании святого старца в Алаверди. Туда устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца. Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала  строгая жизнь монаха–пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, с ним оставались здесь.

Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем  духовном просвещении всей Кахетии.

С крестом в руках, Святой Иосиф часто оставляя родное монастырское уединение, отправлялся в разные стороны на проповедь Слова Божия.

В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди.

На месте старого храма в IХ веке был успешно воздвигнут потрясающий Алавердский собор, в котором, непосредственно слева от превосходного алтаря, у самой его северной стены, под спудом блаженно покоится тело святителя Иосифа. Множество чудотворений происходит на скромной могиле преподобного старца и по, сей день.

Великолепный монастырь Алаверди сразу же стал в Кахетии главным храмом — там была одна из внушительных епархий в Грузии.  Не раз, из–за вражеских набегов Алаверди претерпевал сильные разрушения.

Алаверди, изначально был сугубо  мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской  деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.

Весь удивительный архитектурный ансамбль окружен прочной крепостной стеной и органично состоит из построек   различного назначения, среди которых  изумительные трехэтажные палаты.

Здесь в  XVII–XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, реально принявшие иночество. Собор с  XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей.

Как говорят, здесь же захоронены, когда–то  привезенные в Кахетию мужественными монахами–августинцами святые мощи царицы Кетеван.

Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Монастырский и епископальный комплекс Святого Георгия, расположенный в Кахетии, местечке Бодбе — это общенациональная грузинская святыня. Здесь в кафедральном соборе Святого Георгия покоятся останки равноапостольской Нино Каппадокийской — великой крестительницы Грузии — предвестницы христианской эпохи.

Задать вопрос

Источник: http://www.olegcherne.ru/proekty/12-375-alaverdi

Монастырь Алаверди :: Грузия, Алаверди, монастырь XI в

Наряду с замком Греми, еще одним кандидатом на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО является кафедральный собор Алаверди. Эта архитектурная достопримечательность Грузии – один из крупнейших древних храмов. Ежегодно в сентябре к стенам Алаверди съезжаются желающие отпраздновать Алавердобу – религиозный праздник в честь алавердского епископа Иосифа.

Мифы и факты

В VI веке монах Иосиф Алавердский, один из основателей монашества в Грузии, построил церковь Святого Георгия. (Кстати, это до сих пор официальное название собора). Постепенно вокруг храма возник монастырь Алаверди.

В начале XI века царь Кахетии Квирике III на месте древней церкви возвел кафедральный собор. В княжестве Кахети он считался самым главным, а алавердские епископы занимали высокое положение в обществе.

Изначально Алаверди был мужским монастырем, но в XVII-XVIII веках стал женской обителью, где жили монахини царского рода.

Строения не раз разрушались землетрясениями (1530, 1668, 1742 годы) и захватчиками: иранский шах Аббас I – 1614 год, туркменские кочевники – XVII век, лезгины – рубеж XVII-XVIII веков. Однако многочисленные реконструкции существенно не повлияли на внешний вид храма.

Помимо религиозной, монастырь выполнял еще и культурно-просветительную функцию: здесь в XVI-XVIII веках писали и переписывали книги, имелась обширная библиотека, где хранились рукописи.

В наше время Алаверди действует как мужской монастырь, а нравы там очень строги.

Что посмотреть

Монашеский комплекс окружен стенами, внутри расположен собор святого Георгия, жилые постройки и винохранилище.

Собор – яркий образец средневековой грузинской архитектуры. В плане он представляет собой триконх – крестообразное, церковно-купольное здание, построенное из галечника, облицованного плитами желтоватого туфа.

Снаружи храм местами украшен орнаментальной резьбой. Высота постройки около 50 м, внутреннее пространство высотой 42 м поражает своей масштабностью. Собор является вторым по высоте (после Самеба) и самым высоким храмом из четырех «Великих Кафедралов» (Ошки, Светицховели, храм Баграта, построенные в X-XI веке).

Интересны роспись и фрески XI, XV, XVIII веков, изображающие святых и сцены из жизни, надписи на древнегрузинском языке, усыпальницы кахетинских царей, а также могилы святого Иосифа Алавердского и великомученицы Кетеван.

На территории монастыря расположены развалины древних построек (трапезной, бани, колокольни, XVII век), а у монастырского винного погреба впечатляет собранный из обломков огромный древний квеври – кувшин для изготовления вина.

К популярным достопримечательностям Грузии относятся также монастырь на вершине над городом Мцхета, высокогорная святыня в Гергети, бывший главный собор Тбилиси – Сиони и его приемник – новый кафедральный собор.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-08-01

Источник: https://allcastle.info/asia/georgia/010

Монастырь Алаверди

 /  Грузия  /  Кахетия  /  Монастырь Алаверди

Расстояние от Телави до монастыря — 20 километров. Вычислять маршрутки в этом направлении настолько утомительно, что проще найти такси в Телави. Оно доставит вас до места за 20-30 минут. Сейчас при монастыре (через трассу) есть парковка, ресторан и сувенирный магазин.

Монастырь Алаверди имеет важное значение сразу по многим аспектам: он важен и для истории грузинской архитектуры, и для истории грузинского христианства, и для духовной жизни Северной Кахетии, для которой является кафедральным собором и резиденцией епископа.

С исторической точки зрения надо различать монастырь Алаверди и собор Алаверди. Монастырь был основан одним из ассирийских отцов, Иосифом Алавердским. Это произошло в середине VI века, когда появились первые кахетинские монастыри: Икалто, Некреси, Хирса.

Так что Алаверди, фигурально выражаясь, стоял у истоков монашеской жизни. Иосиф Алавердский умер в 570 году и был похоронен в соборе. Могила его, однако, обозначена не очень чётко.

Но все уже поняли, что с паломнической точки зрения это место — одно из главных в регионе.

Первый храм Алаверди был построен примерно в те же времена, но не дожил до наших дней. В начале XI века его перестроили по инициативе кахетинского царя Квирике III Великого, в эпоху величия и независимости Кахетии.

Читайте также:  Погода в июле в грузии

Её территория начиналась где-то около Мцхеты и Казбеги и тянулась на восток до современного Шеки в Азербайджане. Квирике стал царём в 1010 году (когда в Мцхете начали строить храм Светицховели), неудачно попал в плен к западногрузинским царям, но освободился в 1014-м, перенёс столицу в Телави и начал строить это собор.

По своей композиции храм очень похож на собор Баграти в Кутаиси. Квирике наверняка бывал в Кутаиси во время своего плена и успел увидеть тот свежепостроенный собор. Он явно произвёл на него впечатление, и Квирике решил создать аналогичный в Кахетии.

Ни до, ни после этого кахетинцам не удавалось возвести чего-нибудь столь же масштабного. Собор стал символом «золотого века» Кахетии и напоминанием о её давно ушедшем величии.

История у храма была тяжёлая. Три или четыре раза его разрушали землетрясения. Один раз его сровняли с землей лезгины, а в 1614 году шах Аббас передал монастырь туркменам, которые превратили его в крепость, коровник и тюрьму. Бахтрионское восстание 1659 года освободило монастырь. Многочисленные рестораны «Бахтриони» напоминают нам об этом событии.

В наше время собор остаётся центром Алавердской епархии, к которой принадлежат все горцы севера Кахетии. Раз в году здесь отмечается храмовый праздник Алавердова. В своё время о нём даже был снят короткометражный фильм. Посмотрите его, если планируете посетить это место.

Сам монастырь поддерживается в приличном состоянии, но надо помнить, что на его территории много ограничений — это один из самых строгих монастырей Кахетии. Тут нельзя фотографировать (внутри), нельзя посещать его в шортах и так далее. Будьте к этому готовы. Половина территории монастыря закрыта для посещения.

На практике экскурсия сюда — это проход через главные ворота, прогулка до главного собора, его осмотр, но не более того.

Сам собор — результат множества перестроек и реставраций. Его купол построен в поздние эпохи и сложен из кирпича, а не из камня. Своды имеют не сильно выраженное готическое заострение, что также говорит о переделках в более поздние эпохи. К величайшему сожалению, до нас не дошли могилы кахетинских царей, а их тут было великое множество.

Вероятно, они находились в боковых пристройках, которые были впоследствии снесены. В стенах собора есть ходы, которые позволяют подняться на самый верх, к его куполу. В советское время сделать это было совсем несложно, что демонстрирует главный герой в фильме «Алавердоба». Но в последние годы подобную практику на всякий случай приостановили.

Обратите внимание на оригинальную форму собора. Он построен в форме креста с закруглениями на трёх концах. Такая форма храма называется «триконх». В Грузии три подобных храма. Ну и ощутите, какой же он огромный.

Мцхетский храм Светицховели сильно вытянут в высоту, но уступает Алавердинскому в ширину. Фактически с ним может хоть как-то конкурировать только кутаисский Баграти.

Жаль, что подобная архитектурная традиция не устоялась, и даже в эпическую эпоху Давида Строителя и Тамары не было создано ничего столь же впечатляющего.

При монастыре есть очень недурное винохозяйство, но попасть туда непросто. Это требует сложных согласований.

Источник: http://trave-l.ru/kahetija/monastyr-alaverdi/

Иосиф Алавердский

ИОСИФ (ИОСЕБ) АЛАВЕРДСКИЙ (?–570)

Епископ Алавердский, святитель

Память 7 мая (20 мая) и 15 (28 сентября)

Святи́тели – сонм святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей Церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Епископ уподобляется Христу, а пресвитеры, помогающие ему в управлении церковью, – апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства и продолжают апостольское служение.

ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ с ранних лет избрал иноческий (монашеский) жребий. Затем стал учеником преподобного Иоанна в Антиохии. В числе 13-ти святых ассирийских отцов – основателей грузинского монашества – пришел в Иверию (Древнюю Грузию) со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским.

Когда Богородица возвестила Иоанну, что он должен послать своих учеников по землям иверийским для упрочения христианства, святитель Иосиф поселился в Кахети, в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета.

Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.

Однажды один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря. Вскоре молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахети. В Алавердскую степь устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца.

Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала  строгая жизнь монаха–пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, оставались жить подле него. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Так возникла обитель, и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем  духовном просвещении всей Кахети.

Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.

Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.

Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке), по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.

В 570 году Иосиф мирно и блаженно скончался и был погребен здесь же, в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. Слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа. На могиле преподобного старца происходят множество чудотворений.

 МОНАСТЫРЬ АЛАВЕРДИ

Монастырь Алаверди (VI век) – это святыня Кахети. Монастырь расположен недалеко от села Алаверди (20 км от г. Телави).

На его территории находится один из самых знаменитых средневековых храмов Грузии – кафедральный собор Алаверди – собор святого Георгия (XI век).

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом». На данный момент это действующий мужской монастырь.

Монастырь Алаверди святого Георгия был основан в VI веке Иосифом Алавердским, одним из 13 ассирийских отцов. Иосиф в числе учеников Иоанна Зедазнийского пришел из Сирии в Иверию для укрепления христианства.

После проживания на горе Зедазени (около Мцхета) Иосиф отравился проповедовать в Кахети и построил небольшой храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди.

Иосиф Алавердийский умер в 570 году и был похоронен в храме.  

В XI веке кахетинский царь Квирике III Великий Кахи (1010-1037) построил на месте скромной церкви святого Георгия огромный крестово-купольный храм – Алавердский собор святого Георгия Победоносца (Цминда Георги).

Это была эпоха, когда Кахетия была периферийным грузинским государством, зажатым между Тбилиским Халифатом и горцами-аланами, и удивительно, что оно позволило себе проект “Великий кафедрал”, на который решались только крупные царства вроде Тао-Кларджетского или Абхазского. Долгое время Алавердийский собор считался самым высоким в Грузии (его высота 50 метров). Алаверди сразу же стал главным храмом Кахети, здесь находилась одна из крупнейших епархий в Грузии. 

Изначально Алаверди был мужским монастырем, а также мощным очагом просветительской и рукописной деятельности. В разное время здесь работали известные грузинские писатели и каллиграфы.

С XI века собор стал местом погребения кахетинских царей. Здесь же захоронены привезенные в Кахети монахами-августинцами святые мощи умершей мученической смертью царицы Кетеван (?-1624).

Мощи Кетеван находятся под алтарем собора.

Алавердский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. Первая его реставрация была проведена в XV веке кахетинским царем Александром. В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди.

Царь Теймураз I (1589-1663) бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в храм Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму.

В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и Алаверди был освобожден.  

Землетрясение 1742 года вновь повредило храм, и в 1750 году царица Тамара начала новую реставрацию, которая была закончена ее сыном, царем Ираклием II (1720-1798). Реставрационные работы несколько изменили облик собора. В XIX веке после потери автокефалии Грузинской Церкви собор был полностью выбелен изнутри.

В ходе исследовательских работ, проведенных в 1966 году, было обнаружено несколько слоев настенной живописи, некоторые фрагменты которой относятся к XI веку, другие – к XV-XVI векам. В XVII-XVIII веках здесь функционировала женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие иночество. В 1929 году монастырь был закрыт.

Монашеская жизнь в нем была возобновлена только в 90-х гг. XX века.

Весь удивительный архитектурный ансамбль монастыря Алаверди окружен прочной крепостной стеной и органично состоит из построек   различного назначения. В ансамбль входят средневековая трапезная, летний дворец, винохранилище («марани»), колокольня и ограда. Главное здание собора прямоугольного плана.

В центре его возвышается купол на высоком барабане. Но в действительности поражает не столько внешняя, сколько внутренняя его часть. И без того грандиозное пространство увеличивается высотой купола, создавая ощущение необъятности. Несмотря на все катаклизмы, собор сохранил свою первоначальную форму.

Пропала только галерея, которая окружала его с трех сторон – остался только западный ее фрагмент. Наверное, именно поэтому сейчас не видны могилы кахетинских царей (Александра I, Александра II и Теймураза I) – они могли находиться в этой пропавшей галерее.

В настоящее время основная территория монастыря закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны.

 Монастырские вина

Монастырь Алаверди, на протяжении веков находившийся под особым покровительством грузинской царской династии Багратиони, издревле известен своими винными погребами. Во дворе монастыря археологи обнаружили остатки древнейшего погреба VIII-X веков, в котором находились квеври различной величины.

В XI веке царь Квирике III Великий Кахи вместе с кафедральным собором святого Георгия построил здесь хозяйственные здания и большой погреб, полностью соответствовавший величию царского монастыря. В 2006 году началось археологическое изучение этого древнейшего погреба. В процессе раскопок было обнаружено до пятидесяти квеври, которые вмещали около 60 тонн вина.

Найденные квеври отличаются изысканностью форм и особым способом расположения сосудов в земле.

Алавердийские монахи решили возродить традицию производства вина в глиняных сосудах «квеври» (ныне эта технология известна как кахетинская). Работы по восстановлению погреба XI века проводились при финансовой поддержке винной компании «Бадагони». Обновленный погреб стал функционировать с 2006 года.

Каждый год в октябре в монастыре Алаверди проходит большой фестиваль монастырского вина, который называется “Алавердоба”.

Источник: http://delicatours.ru/iosif-alaverdskiy

Алаверди – кафедральный собор Грузии, заслуживающий внимания туристов

Алаверди – кафедральный собор и одна из главных архитектурных достопримечательностей Грузии. Этот храм считается наиболее крупным и самым старинным на территории страны. Каждый год в сентябре все, кто желает отпраздновать Алавердобу, приезжают к стенам этого культового сооружения.

Алавердоба является религиозным праздником, который устраивается в честь алавердского епископа Иосифа. Алавердский собор и монастырский комплекс производят мощное впечатление гармонией своих огромных пропорций.

Это здание дарит чувство покоя и восхищает взгляд, а находясь у его старинных стен, понимаешь, что никакие земные силы не способны его разрушить.

Алаверди, кафедральный собор, можно найти в 20 километрах от грузинского города Телави. Его построил в начале XI столетия правивший в те времена Кахетией царь Квирике Кахи.

Тогда это была наивысшая конструкция, которая поражала внимание своей красотой и монументальностью.

Алаверди – кафедральный собор, высота которого достигает 50 метров, – и сегодня считается одним из наибольших храмов Грузии.

Читайте также:  С чем едят хинкали в грузии: пошаговый рецепт соусов с фото

Храм возвели на месте, на котором в VI столетии стояла маленькая церковь Св. Георгия. Эту церквушку построил Иосиф Алавердели, поэтому даже ныне местное население называет собор Алаверди храмом Святого Георгия.

Алаверди – кафедральный собор, который был много раз разрушен захватчиками. В XI веке были проведены первые весомые реставрационные работы. Их возглавил кахетинский царь Александр. В 1142 году произошло землетрясение, в результате которого строение было вновь повреждено.

Отремонтировать его взялась царица Тамара в 1150 году. Реставрация была закончена монархом Ираклием II.

Во время ремонта во внешний вид конструкции были внесены некоторые изменения, но даже в наши дни достопримечательность остается неоценимым историческим монументом средневековой архитектуры Грузии.

Описание собора

Алаверди – монастырь и кафедральный собор – это архитектурный ансамбль, который окружает крепостная стена. Также этот ансамбль состоит из средневековой трапезной, колокольни с оградой и летнего дворца.

Основное здание собора имеет прямоугольную форму и представляет собой стремительно возвышающуюся ввысь конструкцию с бедным декором. Это невероятно красивое здание, но по-настоящему шикарно оно выглядит внутри.

Внутренний зал просто огромен. Увеличивается он высотой купола, которая превышает 42 метра. На стенах здания сбереглись элементы фресковой живописи, датируемые XI, XV, а также XVII столетиями.

История появления названия Алаверди

До сих пор до конца неясно, откуда Алаверди (кафедральный собор) взял свое название. По этому поводу существует много споров, домыслов, аргументов и рассуждений. Но единого мнения не найдено. Но есть несколько версий о том, что же именно обозначает слово «Алаверди» и откуда, вообще, оно появилось.

Алаверди иногда переводится как «Аллах дал». И если предположить, что этот домысел считается правильным, то тогда непонятно, кто же решил назвать христианскую святыню словом тюркского происхождения.

Не все знают, что в Армении существует город, который, как и храм, называется Алаверди. Этот населенный пункт был основан как раз турками.

Довольно часто собор Алаверди именуют Алаверды. Но и это является недопустимой ошибкой, ведь Алаверды – это старинное наименование армянского города Алаверди, о котором говорилось выше. Также «алаверды» считается и застольным словом, которое зачастую связывают как раз с наименованием церкви. А это вообще недопустимо.

Наиболее убедительной версией относительно происхождения наименования собора является следующая: Алаверди – это исковерканное Алва-Хварди, обозначающее «Алванская равнина». Ну а если припомнить, что достопримечательность располагается как раз на Алванской равнине, то все становится понятным и логичным.

Особы, похороненные в Алаверди

Поскольку Алаверди (кафедральный собор, фото которого представлено выше) был основным христианским храмом Кахетии, то в его стенах хоронили монарших особ. Так, собор стал последним пристанищем для:

  • Святого Иосифа Алавердского.
  • Великомученицы Кетеван, супруги царевича Давида. Эта царица является главным персонажем некоторых грузинских стихов, сказаний и песен.
  • Епископа Алавердского Иоанна, которого убили в этом храме лезгины в 1480 году.
  • Кахетинского царя Александра I, убитого в результате заговора собственного сына Георгия.
  • Георгия II Авгиоргия, отпрыска вышеупомянутого царя. Георгий II носил прозвище Злой Георгий за то, что убил своего родителя и ослепил своего младшего брата.

Другие функции храма и монастыря

Мы уже писали о том, где находится кафедральный собор, но еще хотелось бы упомянуть о том, какие же еще функции играло это сооружение. С начала своего существования Алаверди был монастырем, но только для мужчин. Лишь в XVII-XVIII столетиях он стал приютом для женщин из царских семей, которые решили принять постриг.

Алаверди был огромным очагом рукописной и просветительской деятельности. В монастыре была роскошная библиотека, для которой документы и рукописи переписывали сами монахини.

Источник: https://2qm.ru/turizm/sovety-turistam/alaverdi-kafedralnyi-sobor-gryzii-zaslyjivaushii-vnimaniia-tyristov.html

Монастырь Алаверди

Гео — земля. Грузия — пространство, которое взращивает, наполняет подобно лучу солнца.

Мир Алаверди — это особое пространство в пространстве: застывшее время, сохранившее чистоту и ритм, архитектура, имеющая свое собственное звучание, люди с глубоким, чистым взглядом.

Есть места на земле, аккумулирующие смысл и суть нашего бытия. Одним из таких мест является пространство Алаверди, где в преддверии церковного праздника монастыря 20 — 22 сентября 2016 нас ждет уникальное событие — Алавердоба.

Монастырь Алаверди — место творения, где живы процессы, возвращающие нас к истоку, смыслу бытия, где творится мистерия, погружающая нас в реальное чудо. Это чудо выражено в явлении животворящей эссенции, которую потом и трудом творят Владыка Давид, отец Герасим, отец Иосиф.

Это монастырь, монахи которого своим служением явили нам реальное чудо в виде чудодейственных эликсиров (которые и вином в привычном понимании сложно назвать), содержащих тонкий и воистину божественный нектар.

Земледелие учит нас смирению и упованию. Обрабатывая землю, мы следуем воле небес, божьему велению. Это не выдуманная нить, это струна, соединяющая нас с небом. Тело Адама и тело кувшина имеют единую структуру, единую кровь.

Алаверди — это место, где мы можем стереть время, где проложена тропинка к истине, живущей тысячу лет назад и сейчас. Место, стирающее историю и границу, когда в наше время мы можем пережить историю давно минувших дней. Вино, сделанное в квеври, радует душу человека.

В монастыре Алаверди это еще соединено с силой пространства.

Не меньшим чудом является то, что сегодняшнее вино из Алаверди такое же, как оно было тысячу лет назад. Мы имеем уникальную возможность соприкоснуться со временем, когда собственно вино несло в себе идею мистерии.

Никакое другое вино не может быть таким, каким оно было десять веков назад. Для воспроизведения подобных условий нужна лаборатория, коей и является монастырь Алаверди, где плотское время останавливается.

Вечность присутствует здесь, где меняется время, а следовательно, и законы делания — по богоисчислению, а не по часам.

Получается, говорить и воспринимать вино как тысячу лет назад можно, но только в определенных местах, одним из которых и является монастырь Алаверди, где реализуется основной закон виноделия — искренность и честность, где каждый бокал вина — это Чаша, наполненная светлым напитком. Конечно, особо хочется отметить уникальность белого вина, имеющего силу, которую, пожалуй, мы можем увидеть только здесь.

При всем уважении к хорошим и даже великим винам, найти такую силу и благость в вине можно лишь в Алаверди. И хотя можно говорить о том, почему и как это получается, но все-таки без чуда такое невозможно.

То, в каком спектре и силе здесь открывается Ркацители… Сложно вообразить, что такое вообще возможно! Все белые вина монастыря имеют душу, находятся в развитии, имеют силу и рост.

Если вы хотите открыть код вина, вина не просто как продукта, а как гена, открывающего силу пространства, то вам следует приобщиться к таинству Алаверди.

История монастыря

Есть на Земле места, которые будто бы аккумулируют незримую для нас силу и мощь, где интуитивно мы чувствуем себя пробужденными, более возвышенными и живыми. Таким удивительным «кластером» на земле Грузии стала Кахетия, а именно небольшой регион Алазанской долины.

Именно здесь оказалось сосредоточено большое количество мест, связанных с духовностью, верой, служением и очищением.

Монастырь Икалто (основан в VI веке), церквушки возле разрушенной крепости Бахтриони, храм Кветера (первая половина X-го века), замок Греми (XVI век), монастыри Старая и Новая Шуамта (Дзвели-Шуамта и Ахали-Шуамта, V-го и XVI-го века соответственно) и, конечно же, жемчужина этих места — храм Алаверди!

Алаверди (ალავერდი) не просто сооружение, памятник древности или легенда — нет! Это уникальное явление нашего мира, так как данный храмовый комплекс представляет собой некую вершину духа человека, высочайшую ноту в пространстве, которая зазвучала благодаря вере Иосифа Алавердского (Иосеба Алавердели). На протяжении веков она не теряла свою силу, невзирая на политические, военные, культурологические катаклизмы. Звучит эта нота и сейчас, являясь невидимым камертоном для людей, живущих в храме, и позволяя прикоснуться к чему-то великому его гостям.

«Единственность» собора проявляется во многих вещах: на протяжении веков это был самый высокий храм Грузии среди «Четырех Кафедралов» (50 м.), это место захоронения как самого Иосифа Алавердского, так и христианских святых и мучеников, а также лиц царских кахетинских семей.

Здесь уникальным образом переплетается древнее христианское служение и традиции классического грузинского виноделия. Сегодня ведение дел храма, служение и работа на виноградниках и в винном погребе происходит силами трудов и молитв всего четырех монахов.

«С любовью и помощью Божией!» — так говорят сами братья храма Алаверди.

История

Алаверди означает «Алаванская долина» (Алва Хварди).

Храм стал центром епархии в начале XI-го века, когда Квирике III Великий, на годы правления которого приходится расцвет Кахетии, на месте деревянной церкви построил каменный кафедральный собор невероятного величия и красоты.

Он заменил собой первоначальное деревянное строение, возведенное Иосифом Алавердским, одним из двенадцати ассирийских отцов, которые пришли на землю Грузии в шестом веке с целью нести людям слово божие.

Жизнеописание Иосифа полно удивительных фактов: известно, что уже в юности он выбрал для себя путь монашества и служения. Под руководительством Иоанна Зедазнийского он прибыл в неизвестную для себя страну — Грузию, где получил для проповедования один из регионов — Кахетию. Иосиф обосновался в самом центре Алазанской долины, построив небольшой скит.

Отсюда он уходил в села беседовать с местными жителями, объяснял им основы своей веры, говорил о добродетелях и пороках.

Со временем молва об Иосифе стала распространяться все шире: о его мудрости и святости, о том, что его не трогают дикие животные (наоборот, они становятся кроткими в его присутствии и тянутся к нему), что к этому отшельнику присоединяются и знатные, и богатые, и простолюдины, отказываясь от своей прежней жизни.

Со временем люди стали все чаще приходить к скиту Иосифа, некоторые оставались подле него. Довольно скоро возникла обитель и был возведен храм в честь Святого Георгия (Цминда Георги).

За свою долгую историю собор пережил многое: набеги и завоевания, землетрясения и разрушение от рук человеческих. На непродолжительное время он становился крепостью, тюрьмой и даже коровником, но, как феникс, раз за разом он очищался и возрождался вновь.

О важности Алаверди как центра епархии в прошлом говорит тот факт, что до XIII-го века глава собора возглавлял всю кахетинскую церковь, а без его совета кахетинский царь не принимал ни одного политического, военного или социального решения.

В определенный период, помимо религиозного значения, монастырь выполнял также культурно-просветительскую функцию: в XVI-XVIII веках здесь писали и переписывали книги известные грузинские писатели и каллиграфы, имелась обширная библиотека с рукописями.

В XVII-XVIII веках Алаверди был женским монастырем, здесь принимали постриг и становились инокинями представительницы царской семьи.

В 1828 году, после присоединения Грузии к России, была отменена автокефалия грузинской церкви, и алавердийская епархия была упразднена. На протяжении последующего века ее несколько раз восстанавливали, но в 1929 году, при советской власти, ее снова отменили.

Возрождение Алаверди началось относительно недавно — в 90-х года XX-го века — благодаря подвижничеству нескольких монахов во главе с Амбой Давидом (от греческого «авва» — отец).

Сегодня это действующий мужской монастырь и целый комплекс, состоящий из храма Святого Георгия, трапезной XVI-го века, колокольни, епископского дворца, жилых монастырских построек, винодельни и виноградников. Здесь сохранилось самое главное — изначальная архитектура, фрески и атмосфера пространства собора.

Геометрия природы и человеческого духа

Надо сказать, что Алазанская долина сама по себе прекрасное творение природы: она тянется на 150 км вдоль реки Алазани, здесь очень мягкий и здоровый климат, от северных ветров и холодов эти места хранит главный Кавказский хребет, правый берег реки слегка приподнят и будто бы подставлен солнцу.

Собор отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI-м веке, он и сейчас поражает гармонией своих выверенных пропорций. Вся его структура, вслед за куполами, кажется, будто бы устремлена ввысь, в небо.

Стены внутри собора ничем не закрыты, это позволяет изучать особенности строительства и архитектуры. Внутри также сохранилось множество фресок.

Они относятся к разным векам, некоторые из них не раз заштукатуривались, представляя, таким образом, несколько слоев.

В жертвеннике находятся изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, на стенах храма можно видеть изображения отцов церкви и апостолов, надписи на древнегрузинском языке.

Ощущение присутствия многовековой истории, следы трудов людей, живущих здесь, особая атмосфера замершего времени — все это погружает любого человека в себя, в особое состояние размышления и переживания.

Несколько лет назад была подана заявка на включение монастыря Алаверди в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Alaverdi Village, Kakheti
Tel: +995 (0)5 5150 4774

Источник: http://alaverdoba.com/monastyir-alaverdi/

Ссылка на основную публикацию