Военно — грузинская дорога

Военно-грузинская дорога: дорога, написанная демоном (экскурсия Трипстера в Тбилиси)

Эта дорога издавна связывала народы Закавказья с Россией. На кибитках и перекладных здесь проезжали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Дюма-отец.

Мы с вами тоже проедем по Дарьяльскому ущелью — это самая суровая и самая величественная часть дороги, где шоссе извивается по крутым склонам, перебираясь по мостам с одного берега на другой.

Дарьяльская теснина всегда служила оборонительным рубежом, поэтому здесь вы увидите множество руин крепостей и сторожевых башен, самая значительная крепость — Дарьяльская.

  • За ущельем раскинулось селение Казбеги, где родился великий грузинский писатель Александр Казбеги. Отсюда открывается великолепный вид на покрытую вечным снегом вершину Казбега, высота которого составляет 5047 метров.
  • Из селения Казбеги мы поднимемся к храму XIV века Цминда Самеба (Святой .Троицы), монументальному сооружению, уникальному для горной Грузии. После храма поднимемся на Крестовый перевал (высота 2388 метров), наивысшую точку Военно-грузинкой дороги.
  • Вблизи дороги протекает минеральный источник, где вы сможете напиться «холодным кипятком».Отсюда вы увидите группу потухших вулканов высокогорного Кельского плато – Семь братьев.
  • А теперь мы начнем спускаться. Перед вами раскинется Гудаурское лавовое плато, которое Лермонтов в «Герое нашего времени» называл «Кайшаурской долиной».
  • Мы проедем селение Пасанаури, спустимся к Ананyрскому храму (1724 км). Далее мы проедим к Жинвальскому водохранилищу.

Природа, окружающая Военно-Грузинскую дорогу, всегда вызывала чувство восторга у писателей. В своих стихах ее воспели А. С. Пушкин («Обвал», «Монастырь за облаками», «Кавказ»), М. Ю. Лермонтов («Демон», «Мцыри», «Тамара»). А. П.

Чехов писал о ней: «Я никогда в жизни не видел ничего подобного». А. М. Горький, после того как он в 1891 г.

прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком с котомкой за спиной, признал: «Именно величественная природа Кавказа дала мне толчок, который сделал из бродяги литератора».

+2

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

День свободен

День занят

Скидка 32%

Заказать

При заказе вам не нужно ничего платить.

Задайте гиду любые вопросы по экскурсии.

Источник: https://experience.tripster.ru/experience/4540/

Военно-грузинская дорога

Если вы собираетесь в Грузию на автомобиле, значит, вы обязательно встретитесь с Военно-грузинской дорогой. На сегодняшний день, это единственная магистраль, на которой свободноразрешен проезд транспорта. Граница через Абхазию закрыта, через Цхинвал – тоже, после известных политических событий 2008 года.

Единственный контрольно-пропускной пункт, соединяющий Россию и Грузию – Верхний Ларс. Уже на таможне путешественников встречают величественные горы Кавказа. Пройдя границу, вы окажетесь на древнем историческом тракте, который проходит по Дарьяльскому ущелью.

Описание этого маршрута можно найти еще у древних греков, но транспортной артерией извилистый путь через горы стал в 1783 году, после подписания Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией и основания русско-осетинской крепости Владикавказ.

Тогда общение между странами сильно оживилось, и самым удобным проходов через горы было Дарьялское ущелье. Позже дорога реставрируется русскими военными и получает свое нынешнее название. Интересный факт: раньше добраться до Грузии можно было за 36 дней. Современные автомобилисты преодолевают путь от Казбеги до Тбилиси за пару часов.

Здесь проезжали Лев Толстой, Грибоедов, Маяковский. Красотами гор восхищался Михаил Лермонтов. Потрясающая природа делает военно-грузинскую дорогу одной из самых красивых и живописных.

Еще одна страна, для которой эта трасса – настоящая транспортная артерия, это Армения. Из-за нерешенного Карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией, с востока страна полностью блокирована.

Вдоль побережья Черного моря дорога так же закрыта(в связи с неурегулированностью вопросов между Абхазией и Грузией. Выход через Транскавказскую магистраль невозможен из-за нерешенных проблем между Россией и Грузией (дорога через Южную Осетию).

Получается, что свободный выезд во внешний мир для Армении – это грузинские порты Поти и Батуми, Иран (на юг) и Военно-грузинская дорога с севера.
На протяжении 208 км туристы могут увидеть множество достопримечательностей. Повсеместно можно найти древние крепости, соборы.

На склонах стоят сторожевые башни, с а гор текут водопады. Посмотрим на те красоты, которые расположены практически на трассе.

Ермоловский камень

Пожалуй, первая грузинская достопримечательность, доступная для российских туристов. Расположен валун недалеко от пограничного поста Верхний Ларс, и находится там с 1832 года, когда на одном из ледников Казбека.

Гвелетский водопад

Координаты водопада: N42°42’17″, E44°36’51″.
Координаты точки начала пешеходной тропы: N42°42’36″, E44°37’36″.

Из глубокого ущелья горы Казбек на реке Гвелетисцкали каскадами падает поток воды, образуя водопад высотой 25 метров. Ширина вершины водопада составляет около 2 метров, а ширина водного потока около 4.

Ущелье состоит из глинистых сланцев, которые покрывает андезитовая лава. Поэтому не рекомендуется подходить слишком близко к падающей воде, не исключено, что она принесет с собой камни.

Падающая с большой высоты вода проделала в подножии скалы чашеобразную впадину. Подробнее:
Гвелетский водопад

Гора Казбек

Потухший стратовулкан (последнее извержение произошло в 650 году до н. э. ) самый восточный пятитысячник Кавказа. Один из лучших видов на Казбек открывается, если находится на смотровой площадке Троицкой церкви, однако, в хорошую погоду, увидеть заснеженную вершину можно со многих точек Степанцминды и прилегающих территорий.

Троицкая церковь

Расположенная на высоте 2170 метра над уровнем моря, эта церковь – одна из самым популярных достопримечательностей Грузии. Однако, благодаря масштабам окружающей природы, люди здесь практически не ощущаются. Построенная в XIV веке, эта святыня является единственным крестово-купольным храмом в области. Рядом сохранилась колокольня. В ночное время сооружение красиво подсвечено.
>

Сторожевые башни

Их координаты даже не стоит писать, военно-грузинская дорога проходит через несколько прекрасно сохранившихся башен. Следует только внимательно смотреть по сторонам. Сторожевые башни регулярно появляются на склонах гор. По своему назначению, большинство этих сооружений – сигнальные, то есть необходимые для быстрой передачи информации о предстоящих наступлениях врагов.

Крестовый перевал

Самая высокая точка Военно-Грузинской дороги, 2384 метра. Здесь есть две смотровые площадки, старая и новая. Координаты старой смотровой площадки

7. Диорама дружбы и новая смотровая площадка

Продуваемая всеми ветрами, эта достопримечательность приобрела большую известность среди туристов.

Сложно проехать мимо, когда после череды серпантинов вдруг открывается ослепительный вид на горы, ущелья и на воздушное арочное сооружение у одного из обрывов.

Как правило, здесь находятся торговцы, у которых можно прикупить первые сувениры за поездку, а так же докупить недостающее на обратном пути. У диорамы находится широкая заасфальтированная парковка.
>  

8. Горнолыжный курорт Гудаури

В сезон Гудаури посещает множество любителей зимних видов спорта. Здесь один из самых популярных горнолыжных курортов Грузии, а военно-грузинская дорога переходит в самый технически сложный свой участок .

Инженер Статковский спроектировал 6 ярусов трассы, вырубленных в лавовой породе. По ним за короткий промежуток времени путешественники круто спускаются на 1000 метров и попадают в долину реки Арагви, где даже погода нередко сильно отличается.

Если на перевале лежит снег, в долине может стоять вполне теплая погода.  

9. Слияние рек Черная и Белая Арагви

Если вы прибыли сюда и не увидели большой разницы в цвете рек – значит, вам просто не повезло с погодой. Из-за разницы в химическом составе воды реки, одна из которых спускается с гор, а другая течет по долине, разительно разные по цвету.

В районе поселка Пасанаури они сливаются вместе, превращаясь в реку Арагви. Первые несколько десятков метров Арагви течет двухцветная, это очень красиво. Кстати, Пасанаури считается родиной хинкали.

Насколько хорошо их там готовят – это можно узнать за обедом в одном из местных кафе.  

10. Замок Ананури

Замковый ансамбль Ананури позднефеодальной эпохи — крепость XVI—XVII веков в одноименном селении.  Это один из самых красивых замков Грузии, и все благодаря обширному водохранилищу, на берегу которого теперь стоит крепость. Вода невероятного голубого цвета оттеняет небо и зубцы гор, подсвеченные ярким солнцем. Стоит заметить, что когда водохранилище пересыхает, крепость Ананури превращается просто в одну из многочисленных грузинских крепостей.  В этом случае можно запланировать посещение более удобной по времени и местоположению достопримечательности.  

Источник: http://www.alterroute.ru/posts/216

Военно-грузинская дорога: пейзажи, завалы и плюшевые костюмы

?Nazaykinsky (prohorov) wrote,
2013-05-14 16:23:00Nazaykinsky
prohorov
2013-05-14 16:23:00Крым и Карпаты отдыхают. Альпы тоже. Настолько красивых и суровых пейзажей вы там не найдете.

Здесь же, всего в 1700км от Москвы, есть все: узкие ущелья, бурные реки, быстрый горный серпантин, водопады, внедорожная трасса к подножью вершины «Казбек» и головокружительные пейзажи (в прямом смысле). Формально, Военно-грузинская начинается от Владикавказа и заканчивается в Тбилиси. Длина — 208км.

Это единственное наземное сообщение между Россией и Грузией, которое после значительного перерыва начало работать с марта 2010 года. Ранее основной трассой, соединяющей наши страны, была Транскавказская автомагистраль, проходящая через Южную Осетию. Теперь по этой дороге только до Цхинвала доехать можно.01Погода на Военно-грузинской дороге переменчива.

Фотография сделана 17 апреля этого года сразу за КПП «Верхний Ларс». Дарьяльское ущелье. Очень узкое, хорошо, что к границе с Грузией дорога проходит через туннель. А раньше путешественники вроде Пушкина непонятно как просачивались между скалами, поднимающимися на 1000 м, и бурным Тереком02Следующий снимок — 1 мая 2013 года. И след простыл от зимы.

Весна, лето почти! Обратите внимание на просевший автомобиль с армянскими номерами. Здесь таких очень много. Едут целыми семьями. У меня возникло ощущение, что половина всего трафика — армяне. Дело в том, что Армения, окруженная своими врагами в лице Турции и Азербайджана, имеет открытые границы только с Грузией и Ираном.

Соответственно, чтобы попасть в Россию и далее на Украину или в Европу, надо ехать исключительно по Военно-грузинской дороге. Поскольку армянам не требуется виза в Россию как грузинам, они активно используют эту трассу03Сразу после Дарьяльского ущелья начинается просторное Хевское ущелье. Здесь можно остановиться и сделать несколько кадров.

Да и передохнуть после нервного пограничного перехода не мешает04Только я двинулся дальше, как…05Встрял в очередную пробку, которая образовалась из-за завала — груда камней слетела со скал где-то впереди за поворотом. Знали бы все эти люди, где они сейчас стоят. Я припарковал Yeti чуть поодаль, а то мало ли чего ггг.

Если вы еще здесь не были, езжайте скорее, чую, с увеличением грузового трафика тут все обвалиться к чертовой матери06Что делать в такой пробке? Обычно народ начинает бродить туда-сюда пытаясь выяснить, что же произошло. Любопытные все07А лучше просто прилечь на соседний холмик с книжечкой. Куда спешить, уже Грузия и никаких нервных границ далее08На этом кадре кажется, что горизонт завален.

Но такое ощущение создаются благодаря заваленному на левый край широкому ущелью. Если смотреть на гряду гор в дали — горизонт ровный09Полиция в горных районах Грузии ездит на автомобилях системы Toyota Hilux, а в городах — на Skoda Octavia10А вот и обещанные плюшевые костюмы. Это эпидемия какая-то.

Куча нашего народу, когда куда-то едут, почему то вот так наряжаются: толстые и худые тетки, мужики и мальчики, дети — все напяливают домашние треники. Зачем вы это делаете? Вагонная мода какая-то11Долго ждать расчистки завала не пришлось — через 20 минут все поехали. Быстро сработали грузины, но и завал небольшой был, повезло12Гнать здесь не стоит.

При въезде в первый населенный пункт — Степанцминда (в 1921—2007 годы назывался Казбеги), смотрите в правую сторону. Там увидите величественную гору Казбек, высотою 5033,8 метров. Повезло мне с погодой — вершина видна полностью.

Очень часто она скрыта в облаках13У подножья Казбека находится знаменитая Гергетская церковь (Гергетис Цминда Самеба), но прежде чем туда заехать или зайти пешком, неплохо подкрепиться чем-нибудь съедобным. Не смотрите на то, что до объекта всего 6,4км. Дорога туда сложная14Кафе по городу долго не искал, а просто зашел в первое попавшиеся15Обстановка, мягко говоря, аутентичная.

Но я за этим сюда и приехал!16В кафе работает одна уже пожилая бабушка, которая при мне начала готовить хачапури заказанный за 7лари (140 рублей): тесто, сыр и все это на сковородку. Никаких заготовок из морозильника17А вот и он — первый из тысячи двухсот сорока трех хачапури, которые я скушал за эту почти 2-недельную поездку по Грузии. Жалко, что слишком соленый оказался.

Сыр, видимо, недостаточно хорошо вымочен для этого блюда. Или в Казбегах принят такой вкус, не знаю18Дорога к церкви не сказать что шибко сложная, но весьма неприятная: острые камни, большие валуны — отличный тест на геометрическую проходимость и надежности вашей машины. На кроссовере заехать можно, правда это делать надо крайне аккуратно, чтобы ни чем не задеть и не порвать шины.

Читайте также:  Озера в грузии

Нужен ли полный привод? В нескольких местах он мне пригодился, иначе пришлось бы брать сложные участки «ходом» с возможными последствиями для целостности конструкции автомобиля19Самое сложно место оказалось примерно посредине подъема в лесу — глубокие буераки. Ход подвески у Skoda Yeti небольшой, поэтому заднее колесо в момент оторвалось от земли.

Было весело, особенно когда продолжил — зад улетел вверх еще сантиметров на 50, потому как переднее правое колесо у провалилось в яму20Тем не менее, на плато я забрался. Обалдеть здесь виды конечно21Храм построен XIV веке. Рядом средневековая колокольня22Вид на плато в сторону Казбека. Народ пешком походу шлепает из поселка. А вдалеке видите, ребята разбивают небольшой лагерь на ночь.

Мне в комментариях писали, что если хотите замолить грехи, надо сюда на коленях ползти.23Казбек !24Конечно, надо прыгнуть на фоне величественной горы. Куда же без такого лука. Интересно, девочка прыгает на фоне всех достопримечательностей? Туристы эти, кстати, иностранцы. Здесь их много. Даже японцы есть. Ну или корейцы. Не знаю.

Или китайцы25Последние километры асфальта и начинается Крестовый перевал26По пути проезжаю сквозь противолавинные галереи. Для чего нужны эти сооружения видно на фото. Если не хотите быть снесенным снегом в пропасть — лучше заезжайте в галерею27Качество дороги по весне так себе, но народ вполне успешно едет на пузотерках. Да я и сам в том году здесь на кабриолете Jaguar XK умудрился проехать.

Только как — до сих пор не понимаю28Перед очередной противолавинной галереей из горы бьют нарзанные источники, окрашивая ее в коричневый цвет. Сильно минерализованная вода. Лизать гору я не стал, поэтому какая вода на вкус сказать не могу29А вот и Крестовый перевал.

Внезапно появляется небольшой кусок асфальта30Но быстро пропадает31Один из главных туристических объектов на Военно-грузинской дороге и отличная видовая точка — арка Дружбы народов. Сооружение поставили в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Пакта о присоединении Грузии к России32На этом кадре прекрасно все: женщины в летних сланцах на босу ногу, засевший в снегу мотоциклист, фотографирующие его коллеги. Куча народу здесь всегда ошивается33Классический кадр для «одноклассников» и можно ехать дальше34Впереди еще одна противолавинная галерея, с крыши которой сочиться вода. Здесь очень плохая дорога, поэтому проезжать надо максимально близко ко внешнему краю. Проверенно неоднократно35Заодно можно выглянуть за пределы галереи и кайфануть36Ну и все. Дальше начинается асфальт и горный серпантин. Рай для сракеров. Вообще, Грузия — один сплошной серпантин. Сочинский тихо плачет в сторонке37Заключительный вид в сторону Крестового перевала со стороны ГрузииТолько ради Военно-грузинской дороги стоит ехать в Грузию. Но это маленькая часть всех природных красот, что есть в стране.

Выражаю особую благодарность компании Michelin

за предоставленные на убиение мягкие шины primacy 3 extra load r17 225/50. Порвать резину так и не удалось ни в горах, ни на гоночном треке. Вернулись из 6500тысячной поездки как новые.Хочу сообщить, что этот пост про Военно-грузинскую дорогу является первым в проекте «Самые красивые дороги мира».

Партнер проекта:

Первое посещение Грузии. Как доехать

http://prohorov.livejournal.com/271414.html

Грузия. Пейзажи

http://prohorov.livejournal.com/318365.html

Военно-грузинская дорога: пейзажи, завалы и плюшевые костюмы

http://prohorov.livejournal.com/322548.html

Вечерний Тбилиси

http://prohorov.livejournal.com/322258.html

Тбилиси. Один дождливый прощальный день

http://prohorov.livejournal.com/341761.html

Батуми

http://prohorov.livejournal.com/324966.html

Телави: как живет маленький провинциальный город Грузии

http://prohorov.livejournal.com/322885.html

Боржоми

http://prohorov.livejournal.com/332995.html

http://prohorov.livejournal.com/316975.html

Гоночная трасса в Рустави

http://prohorov.livejournal.com/325854.html

Страх и ненависть на границе с Грузией. Эпичный псто

http://prohorov.livejournal.com/321332.html

Источник: https://prohorov.livejournal.com/322548.html

Достопримечательности Военно-Грузинской дороги с описанием и картой

У путешественников, которые едут в Грузию наземным транспортом из России, знакомство со страной начинается с Военно-Грузинской дороги. Путь в 208 км. проходит через главный Кавказский хребет и соединяет такие города, как Владикавказ и Тбилиси.

Военно-Грузинская дорога — это четыре часа захватывающих горных пейзажей. Всю поездку можно просидеть у окна, любуясь панорамой окрестных гор, но на этом приятности не заканчиваются… Дорога в Тбилиси богата и на достопримечательности, поэтому рекомендую не спешить сразу в столицу, а задержаться здесь хотя бы на один день.

Цминда Самеба (Троицкая церковь)

Первая достопримечательность, которая встречает гостей после прохождения грузинской границы — Троицкая церковь в Гергети, она же Цминда Самеба. Кроме своего религиозного значения, церковь привлекает туристов горными пейзажами и видом на гору Казбек.

Арка Дружбы Народов

Недалеко от Степанцминда расположена арка Дружбы Народов, которую установили ещё при Советском Союзе. Арка является отличной смотровой площадкой, где можно в очередной раз насладиться красотами Кавказа.

Гудаури

Военно-Грузинская дорога также проходит и через популярный горнолыжный курорт Гудаури. Отдых в зимнее время весьма предсказуем — лыжи, сноуборды, сани и любые другие активности связанные со снегом и холодом.

Летом здесь тоже не придётся скучать. В тёплое время года в Гудаури популярны пешеходные и веломаршруты, параплайнинг, йога-туры и палаточные городки.

Кроме того, летом здесь работает кресельный подъемник, который доставит вас на вершину Садзели.

Крепость Ананури и жинвальское водохранилище

Крепость Ананури находится в 70-ти километрах от Тбилиси, и привлекает внимание туристов красивой панорамой на Жинвальское водохранилище.

Крепость датируется XVII веком, а некоторые из башень приходятся на XIII век. Ананури была надежным укреплением эриставов в многочисленных войнах между местными князьями, а её выгодное расположение в ущелье двух рек, позволило контролировать единственный путь из Дарьяльского ущелья к Душети. С 2012 года крепость входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минеральный источник

Ещё одна природная достопримечательность Военно-Грузинской дороги — минимальный источник. Каменный «водопад» коричневого цвета находится сразу у дороги, его невозможно не заметить. Здесь можно бесплатно набрать минеральной воды, и купить овощи и фрукты в дорогу.

Мцхета

Древний город Мцхета находится всего в 20-ти км. от столицы и является одним из самых посещаемых мест Грузии. Туристическую привлекательность Мцхета получила благодаря собору Светицховели, в котором хранится хитон Иисуса Христа, да и удобное расположение города, относительно других достопримечательностей, сыграло не последнюю роль.

  • Посещение Мцхеты удобно для тех, кто едет по Военно-Грузинской дороге;
  • В Мцхету удобно добираться тем, кто хочет уехать из Тбилиси на один день;
  • Экскурсию в Мцхету удобно совместить с поездкой в Уплисцхихе и Гори;

Храм Джвари

Храм Джвари находится вблизи Мцхеты и славится уникальным видом на слияние двух рек — Куры и Арагви. Кроме того, возле Джвари был установлен первый в Грузии православный крест, поэтому для многих путешественников это ещё и место силы.

FAQ о Военно-Грузинской дороге

Другие статьи про Грузию

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями! Этим вы сделаете нас чуточку счастливее и у нас будет вдохновение писать ещё 😉

Источник: https://addicted2travel.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-fotootchet-dostoprimechatelnosti/

Достопримечательности военно-грузинской дороги

И снова Тбилиси. Даже не верится, что сегодня последний день в Грузии, кажется, будто прошел целый месяц, а не неделя.

По неволе начинаешь задумываться о том, как мы тратим свое время там… на родине, когда каждый день как день сурка, когда неделя как большие сутки, в которых не можешь вспомнить, здоровался ли я с этим человеком сегодня и что ел на завтрак утром.

Но, не будем о грустном, ведь впереди нас ждет удивительное путешествие по военно грузинской дороге с осмотром попутных достопримечательностей: крепости Ананури, Арки Дружбы и минеральных источников. Поехали…

к содержанию ↑

Как добраться

Для начала добираемся до Грузии:

Чтобы посмотреть достопримечательности военно-грузинской дороги, можно поехать на маршрутке с остановками и без. Но, если кроме быстрых прогулок по красивейшим местам военно-грузинской дороги вы хотите услышать что-то интересное и сделать 10 тысяч фотографий, то эффективнее будет такси или даже экскурсия. Теперь вкратце обо всех вариантах.

к содержанию ↑

На маршрутке по военно грузинской дороге

Необходимо прибыть на автовокзал у метроДидубе, любого водителя спрашиваем о поездке до Степанцминды (Казбеги) или просто по военно-грузинской дороге и вам озвучивают два варианта: 10 лари (без остановок), 15 лари (с остановками у основных достопримечательностей). Курсируют каждый час с 8:00 до 19:00. Расстояние 150 км.

к содержанию ↑

На такси по военно грузинской дороге

Чтобы не бегать высунув язык по Тбилиси, можно заказать недорогое такси на GoTrip (от 45$ за машину — цена фиксированная)

к содержанию ↑

Экскурсии по военно грузинской дороге

Групповые экскурсии:

Индивидуальные экскурсии:

к содержанию ↑

Личный опыт

Большой рюкзак как обычно нашел свое место в жуткой привокзальной камере хранения (4 лари) Тбилиси, а мы — отправились на станцию Дидубе к маршруткам.

Изначально мы собирались доехать только до крепости Ананури, потому что боялись не успеть к поезду. С трудом договорились с водителем, который ехал до Казбеги.

Как и все водители, которые не хотели остаться без обеда, он уговаривал нас поехать до конечной точки. Я не могла понять, почему они не соглашаются, все равно едут мимо.

Только сейчас я знаю, что мы бы заняли места, которые могли быть отданы туристами до Казбеги, а значит и водитель получил бы в 2 раза больше. Пришлось заплатить 10 лари (вместо 7) до Ананури.

Автобус заполнился только туристами, из них русские — мы одни, поэтому водитель отдавал предпочтение разговору с нами, кивая носом в окно проезжающих мимо достопримечательностей, которые просмотрены были еще в первый день.

К нашему удивлению замок-крепость Ананури оказался ближе, чем предполагалось, поэтому, еще не доехав до него, я подумала, что можно рискнуть проехаться до Казбеги, а заодно посмотреть все попутные достопримечательности.

Оказывается, иностранные туристы заплатили 15 лари с каждого, включая остановки у достопримечательностей во время пути. С нас же опять не взяли лишнего, даже когда, мы заявили, что все-таки поедем до конечной станции.

к содержанию ↑

Достопримечательности на карте

к содержанию ↑

Замок-крепость Ананури

Мы преодолели большой мост и остановились возле замка.

к содержанию ↑

Время работы и стоимость

  • Часы работы: с 10:00 до 18:00, без выходных
  • Стоимость посещения: бесплатно

к содержанию ↑

Что посмотреть

Ананури — крупный замок-крепость на берегу Жинвальского водохранилища. Стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, примерно в 70 километрах от Тбилиси. Основной функцией замка было перекрывать долину реки в узком месте. Сейчас от некогда великой крепости сохранилась только цитадель с башнями, храмы выстроены позже.

1. Башни. В Ананури имеется 5 башен. Самыми интересными можно считать пирамидальную, которая выстроена самой первой во всем замке (очень похожа на многочисленные башни в Сванетии) и башня Шеуповари (Упорная). На последнюю можно подняться, окинуть взором весь комплекс Ананури сквозь бойницы.

2. Храм Христа Спасителя. Внутри только могила с балдахином, больше ничего особенного.

3. Храм Успения. Главный храм, на стенах которого можно увидеть различного рода барельефы и надписи на грузинском. Внутри заинтересовали вот такие старинные фрески святых отцов и фрагмент из «Сцены страшного суда». Эх, нравится же мне все первозданное.

4. Колокольня. Можно выйти к колокольне, полюбоваться очередным видон на Жинвальское водохранилище.

5. Жинвальское водохранилище. Уже с дороги виднеется красивый водоем, возле которого на возвышенности стоит Ананури. Это Жинвальское водохранилище, что обеспечивает водой Тбилиси. Говорят, что голубые воды Жинвали скрывают некий древний город…

Замок-крепость Ананури держала оборону на старой дороге, которая в наши дни частично затоплена Жинвальским водохранилищем, по ней еще можно проехать на юг от замка с полкилометра, дальше она уйдет под воду. Мы немного спустились вниз от замка по тропе, где по пути к водохранилищу в зарослях находится заброшенный храм.

С нами ехала еще девушка восточной внешности. Сидела она на переднем сидении рядом с водителем. Насколько у меня хватало знаний в английском, настолько мы смогли с ней пообщаться и выяснить, что она родом из Южной Кореи, путешествовала одна (сей факт меня больше всего поразил), а в Грузии была всего три дня.

Не знаю, почему я решила написать о ней, наверное, потому что ее самостоятельное путешествие как-то не вязалось с её внешним хрупким видом.

В этом было что-то интригующе любопытное, я иногда ненавижу эти дурацкие языковые ограничения, которые заставляют меня теряться в предположениях и догадках, не позволяя вполне нарисовать картину о человеке, просто пообщавшись с ним.

к содержанию ↑

Остановка на военно-грузинской дороге

Дорога, по которой мы катили, называется военно-грузинской, и начала строиться еще в 1783 году, как раз в то время был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, но об этом ниже. Шоссировали дорогу почти сто лет спустя. В свое время она сыграла огромную роль между двумя странами.

Читайте также:  Рецепты шашлыка из свинины по - грузински

Следующей нашей остановкой был поворот, на обочине которого разместилось несколько торгующих лавочек с сувенирами и чурчхелой, слева стоит столп грузинскому военачальнику, построившему ту дорогу, по которой мы сейчас ехали.

Тут же я увидела широкий питьевой ручей, спускавшийся по каскаду каменных блоков. Там мы вымыли пакет инжира, приобретенный еще в городе.

С другой стороны дороги был резкий обрыв вниз, часть шоссе даже как бы нависала над этой пропастью, а прямо перед глазами открывался великолепный вид на горы, по зеленым вершинам которых плавно ползли облака. Внизу виднелась горная речка, тонкой нитью обвивая основание этой горы. Красотищща…

Далее дорога пошла вверх, следующая остановка планировалась на вершине 2000 метров, а значит и пейзажи там будут головокружительнее.

к содержанию ↑

Арка Дружбы Народов

Мои предположения оправдались. Пиковой точкой была так называемая Арка Дружбы. Здесь мы тоже сделали привал, на такой высоте ветер был более безжалостным, и пока остальные туристы бегали с фотоаппаратами, я отправилась в маршрутку сменить коротенькие шорты на штаны.

Арка Дружбы Народов поставлена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Трактата о присоединении Грузии к России. Изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно.

Надо было видеть, с какой гордостью и теплотой наш водитель рассказывал о том моменте истории, создавалось впечатление, будто сам там побывал, я четко уловила нотки грусти в голосе. Если бы остальные путешественники понимали по-русски или по-грузински, то я больше, чем уверена, грузин бы им тоже поведал эту историю с тем же самым эмоциональным выражением.

Арка также выполняет функцию полукруглой смотровой площадки. Признаться, мне было не по себе подходить к краю, так как самая крайняя часть почти висит в воздухе.

Да, пейзажи тут незабываемы, мне на данный момент не хватит словарного запаса, чтобы это описать в полной мере. Иногда, действительно, лучше один раз увидеть. Вооооон те маленькие белые точки на противоположном холме – кучерявые барашки.

От осознания одного того, что я нахожусь на уровне облаков, уже восторженно перехватывало дыхание.

к содержанию ↑

Минеральные источники

После перевала мы начали снижение, правда, на крутизну поворотов это нисколько не повлияло. Очередная остановка была возле минерального источника, который сбегал по холму прямо к дороге. Там, где оставил свой след источник, на склоне образовалась бело-оранжевая твердая поверхность. На вкус вода оказалась лучше нашей нижнеивкинской, и не пахла тухлыми яйцами.

Рядом с дорогой я заметила короткий тоннель, построенный впритык к горе. Долго думала, зачем он тут, пока не догадалась спросить у водителя.

Грузин рассказал, что зимой здесь дороги заносит сугробами высотой около 6 метров, такие короткие тоннели спасают ситуацию, далее по пути они встречались чаще.

к содержанию ↑

Гора Казбек, конечная остановка

Вскоре за зеленым холмом показалась белоснежная вершина горы Казбек. Тут надо выдержать паузу…

Водитель еще вначале пути хвастался нам фотографией этой красавицы с телефона. До Казбеги (Степанцминда) оставалось всего несколько минут, но об этом я расскажу в следующей статье, потому что там действительно есть ЧТО рассказать, готовьтесь прочесть интересную статью о том, как преодолеть пешком крутую гору длинной в 4 км за полчаса.

Источник: http://litetrip.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-krepost-ananuri-arka-druzhby.html

Грузия. Военно-Грузинская дорога: туда и обратно / Закавказская осень

Военно-Грузинская дорога — исторический тракт, ведущий из России в Грузию. Дорога начинается во Владикавказе, затем пересекает сначала российско-грузинскую границу, а потом — Большой Кавказский хребет, проходит мимо Жинвальского водохранилища и Мцхеты и заканчивается в Тбилиси.

Про труднопроходимую тропу, пересекающую в этом месте Кавказские горы, писали ещё античные историки. В средние века этот путь активно использовался торговыми караванами. После вхождения Грузии в состав Российской империи дорога приобрела военно-стратегическое значение.

В начале XIX века по ней открылось движение колёсного транспорта. В начале XX века дорога была адаптирована для движения автомобилей. Сегодня это — единственная трасса, связывающая Россию с Грузией, а заодно и с Арменией.

Мы проехали по грузинскому отрезку Военно-Грузинской дороги — от Тбилиси до Степанцминды, и обратно. Об этом и будет мой сегодняшний рассказ.

Шёл пятый день нашего путешествия по Кавказу. Мы направлялись на север страны — в посёлок Степанцминда (с 1921 по 2007 год он назывался Казбеги). Так как дорога здесь только одна, то проехали мы по ней два раза: вечером в одну сторону, утром — в обратную.

Наш вечерний заезд прошёл без остановок — пока мы выбрались из Хевсуретии, на Грузию уже начали опускаться вечерние сумерки.

Потом мы ещё несколько часов потеряли, пытаясь перевалиться через Большой Кавказский хребет, — дорога была частично завалена недавним оползнем, образовавшимся в результате землетрясения, отголоски которого разбудили нас, когда мы были в Тбилиси. В Степанцминду мы въехали около десяти часов вечера.

В гостевом доме, где я заранее бронировал комнату, мест для нас не нашлось. Хозяин лишь развёл руками, — что же вы не позвонили и не напомнили, что приедете именно сегодня? Сами виноваты! Правда мы были сразу же переданы из руки в руки его знакомому, так же сдававшему у себя комнаты. Условия у него были хуже, а цены — выше. Ночью был сильный дождь.

В Степанцминду я ехал чтобы посмотреть на гору Казбек. Я очень надеялся, что утром меня встретит вот такой пейзаж, как на старой открытке конца XIX века.

В реальности картинка оказалась несколько другой — Казбек решил в этот день спрятаться за густыми облаками.

Храм на горе — Троицкая церковь. Под ним — деревня Гергети, расположенная рядом со Степанцминдой.

Раз уж Казбек от нас спрятался, мы решили подняться на гору — к Троицкой церкви. Дорога наверх — суровый горный серпантин с элементами каменистого триала. Вроде бы и рядом, а ехать — минут сорок.

Церковь довольно живописна. Поэтому популярность среди туристов — бешеная, с самого утра к храму приезжают бесконечные вереницы туристических микроавтобусов. Погулять в тишине здесь не получится.

От церкви открывается красивый вид. На переднем плане — деревня Гергети, на заднем — посёлок Степанцминда. Между ними — река Терек и Военно-Грузинская дорога.

Фото Казбека на память. Ну и что с того, что его не видно за облаками. Главное — я знаю, что он там есть.

Возвращаемся в Тбилиси. Высшая точка Военно-Грузинской дороги — Крестовый перевал, высота 2379 метров. Сам перевал я не фотографировал, но рядом дорога выглядит примерно вот так.

Неподалёку расположены две смотровых площадки, построенных в советские времена.

Первая — арка Дружбы народов. Её построили в 1983 году — в честь 200-летия Георгиевского трактата о протекторате Российской Империи над Грузией. В центре арки идёт бойкая торговля чурчхелой и китайскими сувенирами.

Вокруг — довольно живописно. Но дорога в Шатили — однозначно интереснее.

Верховья реки Белой Арагви.

Дальше она сольётся с Чёрной Арагви, и обе они весело побегут в Жинвальское водохранилище. Туда же прибегут с другой стороны воды Пшавской и Хевсурской Арагви. Ну а после водохранилища все они превратятся в одну реку — просто Арагви.

Вторая смотровая площадка.

Дорога крутым серпантином уходит вниз и дальше продолжается по равнине.

На берегу Жинвальского водохранилища стоит крепость Ананури. Дата её постройки — неизвестна, по одной из версий первые башни появились в XIII веке. В целом — ничего особенного, крепость как крепость. Зачем сюда в обязательном порядке возят большинство туристов из Тбилиси — непонятно.

В центре крепости — Успенская церковь. Рядом с ней — необычная для этих мест квадратная башня, явно имеющая ингушо-чеченские корни.

Едем дальше. Следующая остановка — Мцхета. Рядом, на высокой горе, — монастырь Джвари, один из древнейших и важнейших монастырей Грузии.

Джвари по-грузински — «крест».

От монастыря открывается классический вид — на слияние рек Арагви и Куры. Эта панорама — один из символов Грузии. Именно про неё писал Лермонтов в поэме «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…

Река Арагви и Военно-Грузинская дорога в современной интерпретации.

Мцхета, древняя столица Грузии, и, по-совместительству, гиперпопулярное у туристов место.

В честь этого весь город несколько лет назад отреставрировали, теперь он похож на китайскую подделку.

Раньше, наверное, здесь было невероятно интересно. Сейчас — не очень. Гораздо интереснее посмотреть руины крепости Бебрисцихе, расположенной неподалёку.

На этот день у нас ещё было запланировано посещение одного очень интересного грузинского города — Чиатуры, в котором сохранилась уникальная сеть городских канатных дорог. Ну а к ночи мы должны были добраться до Кутаиси, где я заранее бронировал гостиницу. Но наш чёткий и красивый план оказался безжалостно уничтожен беспощадным кавказским раздолбайством.

По какой-то неведомой причине в турфирме, где мы арендовали автомобиль, нам забыли заранее сделать нотариальную доверенность, которая была необходима для того, чтобы выехать из Грузии в Армению.

Оформить её в день получения автомобиля тоже не получилось, поэтому мы договорились, что по пути из Мцхеты в Кутаиси заедем ненадолго в Тбилиси.

Зураб, директор турфирмы, заверил нас, что оформление документов займёт не более получаса, а потом мы можем ехать куда хотим: хоть в Кутаиси, хоть в Армению, хоть к чёрту на куличики.

Но на деле всё получилось совсем не так, как планировалось. Мы приехали в центр Тбилиси, отдали документы Зурабу и стали ждать. Полчаса — не так уж и много. Зураб вернулся минут через пятнадцать. По его озадаченному выражению лица стало ясно, что что-то пошло не так. Оказалось, что по пути к нотариусу он потерял свидетельство о регистрации нашей машины. Вечер переставал быть томным.

Картина маслом: нам надо ехать в Кутаиси, оттуда в Сванетию, потом в Батуми, дальше — в Армению. Доверенности на машину — нет. Свидетельства о регистрации транспортного средства — тоже нет. Время — пятый час дня.

Выход один: надо оформлять новое свидетельство. Для этого надо ехать куда-то в пригород Тбилиси, причём — очень быстро, потому что сервисное агентство МВД, где всё это делают, работает только до пяти часов. Зураб говорит следовать за ним.

Два раза проезжаем на красный, несколько раз нагло обгоняем через две сплошных, распугивая встречные машины, и ровно за пятнадцать минут до закрытия подъезжаем к какому-то большому новому зданию из стекла и бетона, стоящему посреди поля. Весь процесс получения нового свидетельства о регистрации занимает от силы минут пять.

Я спрашиваю у Зураба — почему всё так быстро, наверное у него здесь знакомые, которые помогли всё сделать? Отвечает — знакомых нет, всё в порядке общей очереди. Заодно узнаю, что в Грузии можно официально купить себе любой автомобильный номер.

Самый дорогой — с любым словом, например, со своим именем — стоит десять тысяч лари; по курсу на сентябрь 2013 года это — около двухсот тысяч рублей. Номер сделают на заказ прямо тут же.

К слову, любая государственная услуга в Грузии — получение паспорта, регистрация бизнеса или операция с недвижимостью — занимает максимум десять-пятнадцать минут, без очередей и излишней бюрократии. Если вспомнить, что буквально десять лет назад Грузия была одной из самых коррумпированных и отсталых стран на территории экс-СССР, произошедшие изменения — впечатляют.

Мы возвращаемся в Тбилиси, Зураб в очередной раз идёт к нотариусу. Спустя минут сорок, доверенность у нас на руках. По старой привычке начинаю проверять данные, и сразу же ошибка: номер свидетельства о регистрации указан неверно. Доверенность — недействительна.

Нотаруис — уже ушёл домой. Попытка номер два провалилась. Так как сегодня явно не наш день, договариваемся с Зурабом, что он через три дня приедет в Батуми, где мы будем в это время, — будем делать доверенность там.

Забегая вперёд сообщу, что третья попытка оказалась удачной.

Но вернёмся обратно, в Тбилиси. Солнце клонится к горизонту, а нам давно уже пора ехать дальше. Внезапно сгорает предохранитель прикуривателя. Это — равнозначно катастрофе, так как от прикуривателя у нас питается навигатор, а без него мы не то что до Кутаиси не доедем, а даже из Тбилиси не выберемся. Ищем рынок. Ещё двадцать минут уходят на поиски предохранителя…

Солнце садится. Доверенность — не сделана. В Чиатуру ехать никакого смыла нет. Едем в Кутаиси.

The show will go on!

Источник: https://kezling.ru/travels/transcaucasian-autumn-5/

Военно-Грузинская дорога. Достопримечательности и курорты

Статья читается за: 2 мин.

По Военно-Грузинской дороге (А161) на самом деле мы едем от самого Владикавказа, но об ее истории, достопримечательностях и значении пока не было сказано почти ничего, поэтому отдам целый пост ей и в дальнейшем вы поймете, почему.

Военно-Грузинская дорога. История

Итак, покинув КПП “Казбеги”, движемся в сторону Тбилиси по Военно-Грузинской дороге.

После июньского схода селя (мы едем в Грузию в начале августа) асфальтовое покрытие здесь еще не восстановили, но дорога вполне пригодна для движения. Окружающий пейзаж буквально притягивает и завораживает своей красотой.

Жаль для остановки здесь нет никакой возможности, дорога слишком узкая, местами она просто висит в воздухе, опираясь на специальные балки.

Само по себе дорожное полотно никакой достопримечательностью не является, но история Военно-Грузинской дороги такова, что этот путь от Владикавказа до Тбилиси требует совершенно особого отношения.

Началось все с Георгиевского трактата 1783 года, в соответствии с которым Россия взяла на себя покровительство и верховную власть над  объединённым грузинским царством Картли-Кахети (иначе Картлийско-Кахетинским царством, Восточная Грузия) о переходе Грузии под протекторат России. Сразу, после подписания договора началось строительство Военно-Грузинской дороги, а для движения она была открыта в 1799 году. Нужно, конечно, понимать, что в те далекие времена дорога выглядела иначе. Достаточно привести пример:  посланный в этом году в Грузию отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней.

Читайте также:  Растаможка авто из грузии в россию

После присоединения Грузии к России в 1801 году началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги.

В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, одновременно был проведен колоссальный объем работ — сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы.

Для предотвращения обвалов построили подпорные стены и крытые траншеи и т. д. В 1814 году было открыто движение экипажей, а с 1827 года заработала экспресс-почта. Так началась история Военно-Грузинской дороги.

Степанцминда

Через несколько километров после границы проезжаем через первый населенный пункт  — Степанцимида. Здесь же один из самых почитаемых в Грузии храмов Троицкая церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба). Храм располагается на высоте 2170 метров и без полного привода к нему не подняться, поэтому ограничиваемся беглым осмотром и двигаемся дальше.

Кроме того, здесь же на высоте 2 170 метров расположена Троицкая церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) XIV века. Мы даже собрались туда поехать, снизу казалось, что поездка не займет много времени, но нас вовремя остановили, дав понять, что это маршрут не для нашей “пузотерки”. Уже потом я посмотрел видео на эту тему, почитал отзывы и понял, что да, нам этот маршрут не по зубам. 

Gergeti’s monastery in Kazbegi,Georgia from Pucci Costa on Vimeo.

Можно правда отправиться на однодневную экскурсию, в ходе которой вам покажут не только Троицкий, но и много чего еще интересного.

Но нам предстоит еще неблизкий путь до Тбилиси, а времени до темноты не так много.

Но просто ехать и любоваться окружающей красотой, это выше человеческих сил, хочется останавливаться через каждые триста метров и фотографировать, фотографировать, любоваться и снова доставать камеру… В какой-то момент даже хотелось сказать: а давайте проведем отпуск здесь, чтобы картинка в голове запечатлелась на весь год.

Было интересно, водители фур, которые стоят тут на Военно-Грузинской дороге иногда сутками, еще замечают окружающую красоту. Наверное, чтобы перестать ее замечать… нет неправильно… не замечать ее невозможно физически. Чтобы хотя бы перестать ей ежеминутно восхищаться, наверное, нужно здесь жить.

Смотришь вокруг себя и понимаешь, что природа здесь решила, что называется оторваться, что именно здесь Создателя посетила муза и он широкими мазками взял и все это нарисовал. Что еще удивительнее за долгую историю существования, Homo sapiens в этом месте успел не слишком сильно наследить, по привычке, застроив дорогими особняками эти места.

С другой стороны Создатель и тут все предусмотрел, снабдив местные горные массивы грозным оружием — селями и снежными лавинами.

Скорее всего объяснение отсутствию тут ну хотя бы одной значимой усадьбы лежит в абсолютно практической плоскости — боязнь гнева матушки-природы.

Более или менее спокойно чувствуют тут себя небольшие храмы, которые лишь придают пейзажу законченный вид, да чабаны, пасущие скот тут уже тысячи лет.

Сделав над собой усилие и дав обещание обязательно сюда еще вернуться (таких обещаний за поездку было дано так много, что для их выполнения придется сюда переехать), движемся дальше в сторону Тбилиси. Проезжая через Крестовый перевал, не сделать остановку у Арки Дружбы Народов просто невозможно. 

Арка Дружбы Народов на Крестовом перевале

Сегодня название этого сооружения звучит увы как насмешка.

Визовый режим (для грузин), разрыв дипломатических отношений, трехдневная война и много чего еще, дружбу  между народами Грузии и России определенно не укрепили, хотя весь наш последующий опыт общения с представителями грузинского народа говорил лишь о том, что все конфликты, это лишь в головах политиков, обычные люди зла, как правило, друг на друга не держат. Но арка строилась в 1983 году, когда никто еще и не мог предположить, что народы, если и останутся дружными, то отделятся друг от друга пограничными столбами.

Строительство арки приурочили к 200-летию  Георгиевского трактата 1783 года, с которого и началось строительство Военно-Грузинской дороги. Арка служит смотровой площадкой. Виды отсюда открываются действительно умопомрачительные. Надеюсь режиссеры «Игры Престолов» еще не определились с местом съемок очередного сезона…

Нам повезло. Погода оставалась хорошей все время, что мы провели на этом плато, что редкость для горной местности. Хотя периодически вершины хребта затягивало облаками, что не делало пейзаж менее интересным, скорее наоборот. 

Описать все это буйство чудес природы трудно, фотография вряд ли передаст и десятую долю увиденного ибо нет еще технологий, позволяющих почувствовать этот объем. Не существует еще способа передать горный воздух и легкий ветерок, сопровождающий тебя на горных склонах. 

Увы, время неумолимо подгоняло нас дальше, нужно ехать в Тбилиси. Мы решили, что на обратной дороге обязательно остановимся еще в этих местах.

Горнолыжный курорт Гадаури

Строго говоря, это для нас была Военно-Грузинская дорога, летом — место для остановок во время экскурсий, дорога до моря и обратно. Зимой туристы едут сюда за горнолыжным адреналином, так как Гадаури один из лучших горнолыжных курортов Грузии, катание здесь возможно с декабря по май, а в снежные годы уже с ноября.

 Летом, понятное дело, ни качество трасс ни инфраструктуру горнолыжного курорта оценить по достоинству невозможно. Но один совет для тех, кто соберется сюда зимой на своей машине, могу дать наверняка: без хорошей не потертой желательно шипованной  резины, тут делать нечего, а еще лучше иметь цепи противоскольжения, тем более местными ПДД их наличие признано обязательным.

В противном случае есть все шансы остаться тут до весны.

Где остановиться в Гадаури

Выбор отелей и гостевых домов здесь очень неплох. Можно остановиться в отеле или уютном гостевом доме.

Цены здесь тоже очень и очень демократичные, хотя в сезон катания, подозреваю, могут сильно возрасти, но вряд ли даже близко будут сравнимы с тем же курортом «Роза Хутор», где минимальная цена начинается от $100. Итак подборка отелей.

Оригинальный отель с оценкой 9,3. Это шикарная оценка и, следовательно, беспокоиться о том, что все пройдет отлично, не стоит.

Еще один шикарный вариант со столь же высокими оценками. Изюминка отеля — прямой выход на лыжный склон. Минус у отеля есть — найти свободные места в нем практически невозможно, там забронированы все номера чуть ли не на год вперед. Но если удастся…

И на закуску апартаменты. За такие деньги, двухуровневая квартира со всем, что можно себе представить. 

Источник: http://fototravels.info/2016/10/04/voenno-gruzinskaya-doroga/

Военно-Грузинская дорога

Самая главная достопримечательность Грузии, объединяющая в прямом смысле Грузию и Россию, будет Военно-Грузинская дорога. Для Грузии и России это больше чем просто дорога, это связь и история взаимоотношений наших народов.

Для тех, кто приезжает в Грузию из России на автотранспорте, Грузия начинается с Военно-Грузинской дороги. Путь идёт через Главный Кавказский хребет и соединяет город России Владикавказ и столицу Грузии Тбилиси. Протяжённость дороги двести восемь километров.

Мы же, прибывшие в Грузию авиасообщением, поедем по Военно-Грузинской дороге в качестве экскурсантов в обратном направлении от Тбилиси до границы Грузии и России. На границе развернёмся и вернёмся в Тбилиси тем же путём. Это путешествие займёт весь день. В путь!

Первые достопримечательности, которые встретились нам на пути, находятся всего в нескольких километрах от Тбилиси это первая столица Восточной Грузии город Мцхета,

храм Джвари и Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина. Здесь задерживаться не стоит, так как для осмотра понадобиться целый день.

Почему у дороги такое название?
История Военно-Грузинской дороги началась в 1783 году после того, как Россия взяла под свою защиту Грузию. Этот год является и годом основания крепости Владикавказ. Те времена для Грузии были тяжёлыми, с юга наседали османы и дорога служила порталом военной помощи от России. Отсюда и появилось её название.

Жинвальское водохранилище

Первую остановку сделаем в 60 километрах от Тбилиси у Жинвальского водохранилища, благодаря которому столица Грузии обеспечена электричеством.

Жинвальское водохранилище одно из самых красивейших мест Грузии.

Крепость Ананури

Отсюда недалеко до ещё одной из главных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги крепости Ананури XVI века.

Крепость обязательно нужно посетить хотя бы из-за потрясающих видов слияния двух рек Ветзатхеви и Арагви на фоне зелёных гор.

Впереди самый тяжёлый интервал Военно-Грузинской дороги Крестовый перевал Главного Кавказского Хребта.

По извилистому Земо-млетскому спуску, состоявшему из шести ярусов, поднимаемся на целый километр вверх. Спуск был выбит в лаве и открыт только в 1861 году.

Наверху можно передохнуть у источника воды. Вода стекает с гор в виде каскада, очень красиво.

Тут же недалеко до первой смотровой площадки на Гудаурскую пропасть.

Гудаури

Следом идёт посёлок и лучший горнолыжный курорт Грузии Гудаури. Лыжный сезон в Гудаури с декабря по апрель. Здесь несколько подъёмников (построены профессионалами своего дела австрийцами), современные отели и рестораны.

Следующую остановку делаем у монумента «Панорама дружбы между Россией и Грузией». Построен он в 1983 году в честь 200-летия подписания трактата о помощи России Грузии. Здесь вторая и самая посещаемая смотровая площадка на Гудаурскую пропасть.

Едем дальше…

Крестовый перевал

Невзрачный обелиск указывает нам, что мы добрались до наивысшей точки Военно-Грузинской дороги. На высоте 2384 метра (официальные данные почему-то не совпадают с написанными на обелиске) находится Крестовый перевал.

Ещё несколько километров дороги и около вкуснейшего нарзанного источника наша следующая остановка.

В этих местах зимой очень часто сходят лавины. Построенные недавно туннели сделали более безопасным это место.

Вдоль ущелья реки Бейдара продолжается наш путь.

На протяжении всей Военно-Грузинской дороги встречаются старинные памятники: башни, церкви и крепости.

Здесь же недалеко от границы и вдоль дороги отстаиваются целые вереницы фур. Передвижения осуществляются в строго назначенное время.

И вот вдалеке перед нами открывается главная цель нашего путешествия. Величественная гора Казбек предстала перед нами во всей своей красе. На фоне голубого неба сверкает от белого, белого снега вершина 5037 метрового исполина.

Расположенная рядом церковь Святой Троицы возвышается над селом Гергети и посёлком Степанцминда и давно является символом здешних мест. Мы обязательно посетим это место. Фото и отчёт о посёлке Степанцминда и поездки к церкви Святой Троицы смотрите здесь.

Дарьяльское ущелье

Последним участком нашего приключения по Военно-Грузинской дороге будет Дарьяльское ущелье или как его называли в древности «Кавказские ворота».

Вся Военно-Грузинская дорога очень красива, но Дарьяльское ущелье это особенное место. В ущелье проходит тополиная река (в переводе с тюркского) Терек, а высокие скалы растут по бокам.

Здесь самое опасное место всего пути. Дорога прямой линией разрезает горы прямо посередине.

Сейчас в горах вырублены туннели и это намного увеличило безопасность дороги, а раньше Военно-Грузинская дорога шла прямо над обрывом.

Дариал в переводе с персидского означает «врата аланов». Именно с аланами (старое название осетин) в средние века у иберов проходила борьба за господство над ущельем.

Для обороны была построена крепость, останки видны с дороги. Крепость называют «замком Тамары», основываясь на стихи Михаила Лермонтова — В глубокой…..

На небольшом участке прямо перед контрольно-пропускным пунктом границы Грузии с Россией дорогу асфальтировать не имеет смысла. Здесь постоянно осыпаются камни и сходят сели. Для своевременной расчистки дороги здесь постоянно держат технику.

Перед самой границей строится шикарный храм Михаила и Гавриила, входящий в большой монастырский комплекс.

Истоки Военно-Грузинской дороги идут в далёкие времена до нашей эры. По ней ходили торговые караваны и совершали свои набеги кочевники. Наши знаменитые соотечественники ездили по ней: Маяковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и другие, восхищались её красотами и посвящали ей стихи.

Очень плохо, что в последнее время Военно-Грузинская дорога «открыта только в одну сторону». Россиян в Грузии ждут и любят, для этого сделали безвизовый для них проезд. Чего не скажешь про Россию. Чтобы въехать на территорию России грузинам нужно получить приглашение от ближайших родственников (родители, дети) и оформить визу в посольстве России.

Источник: http://traveligo.ru/countries/voenno-gruzinskaya-doroga.html

Ссылка на основную публикацию