Царица тамара в грузии

Святая благоверная царица ТАМАРА, Грузинская (†1209/1213)

Век знаменитой правнучки Давида Строителя святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Впервые на царский престол в Грузии вступила женщина.

Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания.

Имя святой Тамары – самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды. 

Грузинский летописец 13-го века назвал смерть царицы Тамары первым печальным известием со времени начала ее царствования. Всё правление царицы Тамары предстает в его жизнеописании как эпоха героического национального подъема и торжества Грузии над врагами. Порой, всех доходов Тбилиси не хватало на подарки вестникам, приносившим радостные известия о победах грузинского оружия. 

Но не только внешние военные  успехи, характеризуют тогдашнюю Грузию.  Это и внутренний мир, и распространение христианства по всем народностям Кавказа, и расцвет и закрепление духовного образования и письменности, как церковной, так и светской, расцвет церковного и гражданского строительства, рост городов, экономическое процветание и обширная торговля.

Период времени, начиная с царствования святого царя Давида Строителя и кончая царствованием святой Тамары, вошел в историю грузинской нации, как «золотой век».

Происходила царица Тамара из древней грузинской династии Багратидов,  древнейшего  царского  рода Армении и Грузии. Родилась она около 1165 года  и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан. Воспитала её высокообразованная тетка Русудань. Еще в юном возрасте она была коронована своим отцом  и разделила с ним бремя власти. 

После кончины Георгия III в 1184 году святая царица Тамара была повторно коронована и стала самостоятельно править страной. Первое  что она сделала  –  немедленно созвала Поместный Собор.

Собор устранил неурядицы, отрешены были от кафедры недостойные архиереи, а церкви была возвращена привилегия иммунитета (свобода клириков  от воинской повинности, от исполнения гражданской службы, от налогов).

Были смещены злоупотреблявшие своей властью правители, участь крестьян была облегчена. 

С древних времен крупные феодалы-эриставы стремились к независимости и высказывали неподчинение централизованной царской власти. Отец и прадед царицы Тамары силой добивались уничтожения стремления знати к автономии. Тамаре же во многом удалось сделать это посредством уступок. Так был водворен внутренний мир. 

Царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Поэты восхваляли ее ум и красоту, посвящали «богоподобной» восторженные оды.

Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

 Её называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, красоту. О ее совершенствах ходили легенды. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Когда настало время выходить замуж, царице Тамаре сосватали русского княжича Георгия (Юрия), сына Владимиро-Суздальского  князя Андрея Боголюбского. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но скоро открылись в поведении его некие бесчинства, а именно, как сообщает нам грузинский летописец, – грех содомский. 

По прошествии двух лет своего странного, двусмысленного брака Тамара, наконец, решилась развестись с Юрием, отправив его в Константинополь с богатыми дарами. Однако, вскоре, Юрий вернулся с большим войском надеясь вернуть утраченный грузинский престол, и это ему удалось на время. 

Тамара, однако, собрала верных себе вельмож и с их помощью победила Юрия, который опять должен был оставить Грузию. Он возвратился еще раз с оружием в руках, снова потерпел поражение и, наконец, исчез бесследно. 

Но скорби эти были отнюдь не последними. Против царицы Тамары не раз составлялись заговоры с целью свержения её с престола, а возможно – и убийства, но она никогда не мстила своим врагам. Победив и пленив их, царица отпускала их, одарив, как заслуженных людей, как своих друзей и благодетелей. 

В 1189 году царица Тамара вступила в новый брак с другом детства осетинским князем Давидом Сослани (из боковой ветви Багратиони). От него она родила двоих детей: царевича Георгия (Лашу) и царевну Русудан. Ее муж не обладал большим государственным умом, но отличался воинской доблестью и мужеством.

Через 10 лет после вступления на престол царица Тамара открывает наступательную политику. Она сумела не только удержать унаследованные от предков земли, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского морей. 

Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами; одержала блестящую победу над султаном ардебильским, а битва при Шамхорате (Азербайджан) в 1203 году доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением султана алеппского. 

В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эн-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиана грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана.

Но святая уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, до городских предместий сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем поспешила в храм Метехи и обратилась с молитвой к Богородице: «Матерь Божия! Грузия – Твой жребий. Ты – Владычица, а я – только лишь последняя раба Твоя.

Сама защити удел твой!» Молитва её была услышана.

«Лев по когтям узнается, а Тамар – по делам», – писал летописец, создавший её жизнеописание. В истории Грузии святая царица Тамара именуется «матерью светоносной». Мудрое царстование царицы Тамары снискало к ней всенародную любовь.

В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным Заповедям Спасителя. Ее моральный авторитет был очень высок.

Но она не прельщалась славой: «Нагой родилась из утробы матери, нагой же  желала бы отойти к Вечному судии».  

Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судия вдовиц», – говорила Тамара. Ее называли не царицей (дэдопали), а царем (мэпэ, хелмципэ).

Само воцарение Тамары было предсказано свыше: её матери приснился пророческий сон.

В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной, и наказала ей: «Побеждай сердца кротостью, ум – мудростью, взор – красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края.» 

Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, редким великодушием по отношению к своим врагам. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Желая подавать милостыню от трудов своих рук, святая царица Тамара по ночам пряла, вышивала, а вырученные за свое рукоделие деньги раздавала бедным.

Рассказывают, что однажды, когда царица Тамара собиралась на торжественную службу в Гелатский собор, ей доложили, что какая-то женщина просит милостыню у её дверей. Тамара послала сказать ей, чтобы та подождала, пока она закончит сборы.

Но когда царица вышла, нищей уже нигде не было. Святая Тамара стала упрекать себя, что отказала убогой в милостыне. Она сняла повязку с рубинами – причину своей задержки – и надела её на венец на иконе Божией Матери в Гелатском соборе. 

Царица Тамара проявляла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры Христовой.

Создавая храмы в горах и ущельях Кавказа и Закавказья, святая царица не щадила средств для их украшения святыми иконами и снабжала их церковной утварью и богослужебными книгами.

По примеру Давида Строителя она помогала многим храмам и монастырям Эллады, Афона, Македонии, Фракии, Константинополя, Иерусалима, Исаврии, Кипра. Она основала Рождество-Богородичный монастырь Бетани (Вифания) в ущелье реки Веры недалеко от Тифлиса. 

Ею был расширен и благоустроен  Вардзийский Успенский пещерный монастырь близ  Ахалцихе. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь, которая отличалась простотой, отсутствием резьбы и орнаментов.

В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Влево от церкви были комнаты царицы.В этом монастыре святая царица провела последние годы жизни.

Ее келлия сообщалась посредством оконца с храмом, из которой о на могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.

Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Благодаря успешным войнам, царица приобрела несметные богатства, которые употребляла на постройку крепостей, а главным образом – церквей, монастырей и школ. 

К XII веку относится расцвет грузинской науки, искусства и литературы. Большую роль в истории грузинской культуры и науки того времени играли монастыри. При монастырях были собраны прославленные грузинские ученые – богословы, философы, переводчики-комментаторы, филологи. 

В конце XII – начале XIII веков жил великий грузинский поэт Шота Руставели (т.е. «из Рустави»). Его поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую он посвятил царице Тамаре, – вершина развития грузинской средневековой поэзии.

В ней иносказательно описывается грузинское царство времени царицы Тамары. Стих Руставели нередко цитируется как афоризм или поговорка.

  Он окончил Икалтскую духовную академию, и еще до написания «Витязя в тигровой шкуре» он посетил Иверский Афонский монастырь и изучал там язык афонских отцов-иверцев.

С кончиной Тамары все изменилось – она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей Родины. Одни считают годом её преставления 1212 год, указывая и число – 18 января, другие – 1213 год. Преставилась святая Тамара мирно. До сих пор точно не известно, где она похоронена.

В летописи говорится, что после отпевания в мцхетском соборе Светицховели тело Тамары было перевезено в Гелатский монастырь, где и предано земле в фамильном склепе рода Багратиони. Однако погребение её в Гелати не обнаружено. Существуют разные предания о том, где похоронена Тамара.

Чтобы мусульмане не отомстили ей за свои поражения и не осквернили ее прах, она завещала похоронить её тайно, чтобы люди не знали, где находится могила. По преданию, из замка, где лежало бездыханное тело царицы, ночью было вынесено в разные стороны несколько гробов.

Есть предположение, что похоронена святая Тамара в Палестине, в Крестовом монастыре, так как еще при жизни она очень хотела посетить Иерусалим. Есть горское предание о том, что когда в мире умножится горе и страдание, царица Тамара восстанет из гроба, чтобы утешить людей своих.

Молитва святой благоверной царице Тамаре 
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь 
Вышния красоты желая, нижния сласти далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1121858

Знаменитые любовные истории

Тамара не только создала мощную империю, простиравшуюся от Каспийского до Чёрного морей, — ни до ни после Грузия не имела такого сильного государства — но и стала «крёстной матерью» грузинской культуры.

Есть женщины правительницы — сильные, властные, подчинявшие своим желаниям ход истории, но очень немного найдётся личностей, сумевших сформировать целую нацию.

При царице Тамаре генерировались все основные признаки грузинского менталитета, при ней родились гениальные поэты, великие зодчие, знаменитые богословы.

При ней авторитет грузин в глазах мирового сообщества поднялся на недосягаемую высоту — путешествующие к святым местам соотечественники Тамары были освобождены от дани, султан турецкий и султан египетский почитали за счастье пригласить в свои элитные охранные войска горцев, о целомудрии и выносливости грузинских женщин складывались в Малой Азии песни.

начиналась эпоха Тамары не совсем безоблачно и совсем уж беззаконно. Хотя прадедом её был сам Давид Строитель, никакого права на престол Тамара не имела.

Дедушка её Дмитрий Багратион (а именно к этой династии принадлежала великая Тамара) имел двоих сыновей — младшего Георгия и старшего Давида, которому он на склоне лет и передал власть, благополучно скончавшись в кругу любящих родственников.

Однако спустя полгода Давид неожиданно умер, якобы от естественных причин, в чём вполне можно усомниться, зная дальнейший ход событий. Преемником последнего грузинского царя стал его малолетний сын Дмитрий, опекать которого, конечно, взялся дядюшка Георгий.

Когда юный правитель подрос, он, понятное дело, постарался потеснить на престоле вольготно расположившегося там опекуна, но не тут то было. Георгий III, как его теперь величали, без зазрения совести власть отдавать отказался.

Началась обычная война, феодальная, гражданская — кто то поддерживал молодого претендента, кто то матёрого правителя. Победил опыт. Георгий III вырвал скипетр власти у старшей ветви Багратионов, Дмитрий же безвестно канул в Лету. По некоторым данным он был повешен, по другим ослеплён, изувечен и изгнан из страны.

Читайте также:  Джвари монастырь святого креста в грузии

Грузинские книгочеи к этому факту относятся со здоровым историческим цинизмом. Дескать, туда ему и дорога. Некоторые, правда, пытаются подвести научную базу — отсталый был человек этот Дмитрий, ретроград, прогресс и смел его с лица истории, ничего не поделаешь. Одно единственное утешает — не всегда справедливость человеческая смыкается с божеской правдой и не всегда то, что нам кажется хорошо, на деле оказывается по настоящему хорошим.

Тамара, по видимому, появилась на свет во время этого кровавого дележа власти. По исследованиям специалистов, она родилась между 1164 и 1169 годом. О детстве её мало известно — в основном слащавые рассказы, повествующие о богопослушности и святости.

Например, как ткала бедная отроковица, не покладая рук, плащаницы для христианских храмов или как последней корочкой делилась с нищими. Доподлинно известно лишь, что девочка рано потеряла мать, которая происходила из осетинского княжеского рода, и отец, занятый «своими разборками», препоручил Тамару родственнице Русудан.

Эта Русудан выплывает из исторического тумана тоже весьма расплывчатым пятном: то ли она тётка Тамары, то ли ещё кто, то ли она была замужем за султаном, то ли за русским князем, то ли она вдова, то ли «разведёнка» (тогда такое тоже случалось).

Но кем бы ни являлась воспитательница будущей царицы, женщиной она была незаурядной — сумела таки отшлифовать алмаз, который подарила ей судьба. Тамара получила прекрасное образование, да и характер, по видимому, у неё был подходящий — даже в самые тяжёлые минуты душевное самообладание и выдержка никогда не подводили правительницу.

А проявлять себя Тамаре пришлось в самом нежном возрасте. Не рискуем приводить даты (они разные в разных источниках), но, судя по всему, отец короновал дочь, почувствовав, что жить ему осталось недолго.

Сановники дарбази (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), вероятно, так боялись Георгия III, что и пикнуть не посмели, когда он предложил своим преемником существо женского пола.

«Исчадие льва одинаково, будь то самец или самка», — льстиво заявили они тирану, но можно себе представить, как стремились отомстить чиновники девушке, когда она осталась одна. Известно, что Тамара стала единоличной правительницей в возрасте от 15 до 20 лет.

Как смогла столь юная женщина обуздать варварскую феодальную страну и горячих восточных мужчин, остаётся тайной за семью печатями. Ясно одно, для этого надо было обладать незаурядными качествами и помимо силы характера иметь ещё и хитрость, и коварство, и ум. Первые свои государственные советы Тамара начала с жёстких «кадровых перестановок».

В качестве помощника она призвала из Иерусалима умнейшего учёного богослова католикоса Николая Гулабридзе, и, хотя ей ещё не по силам оказалось справиться с ненавистным патриархом Микеле, который к тому же занимал множество государственных постов, Тамара осторожно, исподволь выводила корабль своего правления в нужное ей русло.

Она особенно не лютовала, знала меру, но, когда требовалось, умела проявить жёсткость — безжалостно лишала провинившихся, строптивых дворян званий и привилегий, конфисковывала имущество и передаривала имения. Она была молода и одинока и искала верных людей, на которых можно опереться. В такой ситуации самым дорогим должен был стать союз любящих сердец. Но с первым мужем Тамаре не повезло. Судя по великим строкам Шота Руставели, который, вероятно, был страстно влюблён в правительницу, наша героиня представляла собой совершенный образец женской красоты. «Бисер — очи у Тамары, стан её — хрусталик стройный, взгляд — страшнее Божьей кары… поступь, элегантность всех движений — грациозны, как у львицы, как у истинной царицы». И пусть вас не смущает сила взгляда (не физическое же безобразие царицы имел в виду поэт) Тамары, но её руки домогались многие властители — она была лакомым кусочком для любого венценосного жениха.

Почему она выбрала непутёвого русского князя? Теперь трудно установить истину. По одной версии замужество Тамары было продиктовано политическими соображениями, по другой — злостью Микеле, который мечтал навредить ненавистной царице и настоял на этом браке.

Одно непонятно, какие выгоды можно было извлечь из союза с опальным и бестолковым князем? Юрий был сыном знаменитого владимиро суздальского князя Андрея Боголюбского, который окончил жизнь под ножом собственных подданных не без помощи молодой жёнки. После его смерти между родственниками началась обычная драчка за власть.

Избранник Тамары в фаворитах этой борьбы не ходил, судьба злодейка отправила его в долгие скитания и бега по чужим землям. Так, Юрий с небольшой дружиной и верными слугами оказался у кочевников кипчаков на берегу Понта (Чёрного моря), где и отыскали его сваты царицы.

Согласно хроникам, Тамара не торопилась замуж за незнакомого ей человека, но уступила настояниям государственных советников.

Два с половиной года брака принесли царице позор и страдания. Юрия, помимо пьянства и разгула, поразил ещё и грех содомии, что вынудило Тамару пойти на разрыв с незадачливым супругом. «Я не должна отдыхать под тенью осквернённого дерева», — заявила она и выдворила Юрия из пределов империи.

Гонимый русский князь решил отомстить строптивой жене. Он отправился в Константинополь и собрал войско для похода на Грузию. В разгоревшейся войне к бывшему мужу присоединились враги Тамары — местные феодалы, жаждавшие отомстить царице за отнятые привилегии, однако мужественная женщина смогла выиграть этот спор.

В память о неудачном супружестве она помиловала Юрия и снова выслала его за пределы страны, но князя проигрыш ничему не научил, а лишь подогрел амбиции. Он предпринял второй поход, который тоже закончился для него неудачей. Дальше его имя теряется в исторических дебрях.

Возможно, он таки надоел своей глупостью и назойливостью Тамаре и она нашла способ расправиться с ним.

Больше наша героиня с замужеством не экспериментировала. Она соединила свою жизнь с проверенным, знакомым ей с раннего детства человеком. Тамара и Давид воспитывались вместе у тётушки Русудан. Некоторые источники даже считают Давида сыном Русудан.

Другие историки утверждают, что наша героиня с младенческих лет была влюблена в своего товарища по играм. Так или иначе, их брак оказался на редкость счастливым и конструктивным. Все самые громкие победы Тамары, все её великие дела связаны с именем Давида.

Чего только стоит выигранная царицей битва при Шамхорах? Спустя несколько веков при взятии Казани Иван Грозный вспоминал блистательное сражение, как пример для подражания.

Персидский царь Абубакар придал походу религиозный характер, осенив своё многочисленное войско священным мусульманским знаменем. Тамара, как мудрая правительница, на собственные военные таланты не полагалась, зато она смогла создать совершенную грузинскую армию. Вся страна была разделена на 9 округов.

Каждый округ имел эристава (губернатора) и спасалара (военачальника). При дворе царицы на приличном жаловании содержалось хорошо обученное, постоянное шестидесятитысячное войско. Так что при необходимости ополченцы соединялись с профессионалами и в распоряжении царицы оказывалась одна из самых мощных армий того времени.

А если прибавить к этому строжайшую дисциплину, которую Тамара установила в войсках, и то, что царица самолично выступала вдохновителем и организатором побед, то такую армаду можно считать непобедимой.

Сама она, как было уже сказано, в битвах не участвовала — сражениями руководили верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид, но вся слава побед по праву доставалась любимой народом правительнице.

Абубакар потерпел сокрушительное поражение. Поверженную мусульманскую святыню Тамара принесла в дар небесной царице, иконе хахульской Божьей матери и поместила в монастырь Гелати. Военные трофеи и огромная дань сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира.

Но Тамара не поддалась соблазну роскоши, она обратила полученные сокровища в новые крепости, дороги, мосты, храмы, корабли, школы. С особенным тщанием царица заботилась об образовании — она одновременно содержала 60 стипендиатов афонской обители.

Качество преподавания в грузинских школах было необыкновенно высоким.

Один только список обязательных предметов, которые штудировали ученики, вызывает уважение и восхищение — богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Двор царицы представлял собой не традиционное сборище светских сплетниц, пустых красавиц и коварных интриганов, а небосвод, усыпанный «звёздами» поэзии, зодчества, философии. Тамара получала удовольствие не от ночных балов, не от рыцарских поединков, а от соперничества лучших поэтов, от долгих философских споров.

Секретарём царица взяла себе выдающегося стихотворца Саргиса Тмогвели, во всех военных походах Тамару сопровождал монах поэт Шавтели. Но лучшей жемчужиной в этом ожерелье был, конечно, гениальный Шота Руставели. По видимому, он любил царицу, но не хотел быть частью любовного треугольника.

Шота покинул Грузию и принял монашество.

Тамара умерла ещё нестарой женщиной, как свидетельствуют хроники, от какой то тяжёлой и долгой болезни. До сих пор грузины разных областей показывают приезжим гостям могилу великой Тамары. Но историки более вероятным местом упокоения царицы считают фамильный склеп Багратионов в Гелати.

А по документам из архивов Ватикана выходит, что Тамара похоронена в древнем грузинском монастыре Иерусалима. Там же была найдена и фреска с изображением пожилого человека — Шота Руставели.

По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Но клянусь! — на возвышенный голос любви

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

Источник: http://www.LoveOrigami.info/story.php?aut=369

Куда исчезла царица Тамара?

До настоящего времени ни историкам, ни археологам и ни ученым не удалось установить место ее захоронения. Не установлен также год рождения Тамар и год ее смерти в точности. По легенде, место ее будущего погребения еще при жизни Святая Тамара поручила своему сыну Георгию Лашу, будущему царю Грузии.

По той же легенде гробов из дуба, украшенных золотом и драгоценными камнями было 12, по другой — 9, по третьей — 7, по количеству княжеств, которые вместе составляли государство Грузия. Далее — 4 гроба. По этой же легенде вместе с гробом Тамар было захоронено и царская государственная казна Грузии.

Предположительно, царица Тамара умерла еще не старой женщиной — в середине января на 31 годовщине ее правления.

Прах ее несколько дней находился в соборе Мцхете, а затем был перевезен в родовую усыпальницу Багратидов в Гелати, что находилась в близи Кутаиси. Усыпальницей царей Грузии она стала по завещанию прадеда Тамар — царя Грузии Давида Строителя.

По преданию, ночью из ворот усыпальницы Багратидов выехали от четырех до двенадцати вооруженных отрядов, у каждого отряда был гроб, но никто из его членов не знал, в каком гробу находится царица Тамара, а в каких гробах находятся насильно умерщвленные «двойники» Тамар. Похоронив гроб, каждый отряд обязан был перебить мечами друг друга, чтобы ни один не остался в живых и не передал сведения о месте захоронения

Эта версия, на мой взгляд, не соответствует действительности по причине, что слишком она жестокая для христианских обычаев.

Считаю, что о месте своего будущего захоронения Святая Тамара не советовалась ни с кем, даже со своим сыном Георгием Лашу.

На мой взгляд, Тамара могла посоветоваться только со своим семейным христианским наставником, который с юных лет учил ее православию.

Указанный христианский наставник и был предан отцу Тамар Георгию III, которому служил верно, честно и был его близким семейным другом, а в последствии и другом, наставником Тамар.

Царица Тамара, как и ее предшественники, считала себя потомком царей Израиля: царя Давида и его сына Соломона. Самыми влиятельными были ее прадед Давид Строитель, ее отец Георгий III и сама Тамара.

Каким образом род Багратион оказался в Грузии, а род Багратуни — в Армении, я не буду затрагивать, чтобы не возникли спорные вопросы относительно концепции происхождения Багратидов на Кавказе и не буду приводить высказывание историка Армении Моисея (Мовсеса) Хоренаци, чтобы не было между учеными историками Грузии, Армении и Израиля спорных вопросов.

Итак, за восемь веков были ли попытки установить и обнаружить место захоронения царицы Тамар?

Да, за указанное время предпринималось множество попыток, которые трудно даже подсчитать. Все они оказались безуспешными. Даже не было обнаружено ни одного гроба, украшенного золотом и драгоценными камнями. А также ни одного гроба с «двойником» Тамар. Ниже мной приводятся некоторые попытки по обнаружению места захоронения Тамар.

Была обнаружена грузинскими археологами богатая женская гробница, с золотыми серьгами, кольцами с рубином, золотыми браслетами и другими украшениями. Но при исследовании оказалось, что захоронение относится к раннему периоду — к 8 — 9 веку, т.е. за несколько веков до времени правления Тамар.

В Ватикане были обнаружены летописи, согласно которым Царица Тамар завещала своему сыну похоронить ее в древнейшем Грузинском монастыре Святого Креста в Иерусалиме. Но при исследовании археологами захоронения Тамар не было обнаружено.

Безуспешными оказались и поиски могилы Тамар и в Касарском ущелии, где якобы по завещанию царица просила похоронить ее рядом с мужем Сосланом. По другой легенде Тамар похоронена на западном склоне горы Казбек, где по преданию грузинские цари прятали царскую казну. в 1948 году альпинистам СССР не удалось обнаружить ни могилы, ни казны Грузии.

Неудачным оказалось проведенное исследование в городе Вардзна, который находится на высоте 1300 метров над уровнем мора.

Попытки поисковых мероприятий студентов геологоразведочного института Москвы под руководством мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова к положительному результату не привели.

Читайте также:  Погода по месяцам в тбилиси

Поисковые мероприятия были проведены на царском кладбище в Гелати и Мцхете, на которые указала одна из легенд — также не привели к результату.

Неудачными оказались и исследования первой Российской телепрограммы «Искатели». Были обследованы почти все места по легенде и исследована вся Грузия. Меня заинтересовал один из эпизодов этого фильма.

Один старик из села Ушгур, что в верховье реки Ингур в Сванетии еще при жизни рассказывал своим односельчанам историю, которая досталась по наследству, что могила Тамар находится в Сванетии.

Но он умер и унес с собой тайну.

Царица Тамар из всех мест Империи Грузинского государства выбрала для своего захоронения территорию Северного Кавказа. И именно ту ее часть, по которой проходит Военно-Сухумская дорога или как ее ранее называли «Турецкая тропа», по которой в VIII веке вторгались арабы.

По степям кочевали тюркские племена, в средней части находились племена вайнахов: чеченцев и ингушей.

Политически весь народ Северного Кавказа был разобщенным, но имел свою политику в своде предписаний обычного, неписанного права, который передавался от родителей к детям и тщательно соблюдался.

Особо надо отметить уважение к старшим, присущее всем без исключения горским народам, даже после их смерти.

Грузия приняла Христианство в 327 году вслед за Арменией, которая приняла его в 301 году. Но Армения отделилась от Православия и Католицизма и стала самостоятельной Армянской Апостольской Церквью. В отличие от Православия и Католицизма признает Христа не богочеловеком, а только Богом. Таким образом, первым в мире православным государством можно считаеть Грузию.

Примерно в 1960 году коллектив стадиона имени «Орджоникидзе» г. Грозного, где работал мой дед, совершил туристическую поездку в Тбилиси. По военной грузинской дороге в Дарьяльском ущелье, на левом берегу Терек я увидел прекраснейший замок, слившийся с вершиной горы.

Сo всех сторон замок был неприступен и очень красив. Директор стадиона понял, что этот замок принадлежал царице Тамар и наизусть прочитал стихотворение Лермонтова. Так я впервые услышал о царице Тамар, с тех пор я стал ею интересоваться, так как всегда любил историю.

В следующий раз с дедом поехали в Армению по этой же дороге на маршрутном такси «ЗИМ» Орджоникидзе — Тбилиси. По дороге я обратил внимание, что замка Тамар почти нет. Водитель такси объяснил, что там ищут царскую казну Грузии.

Совсем недавно, при строительстве площадки к спортивному международному турниру «Битва в горах», где проводятся «Бои без правил», в Джейрахском районе ингушскими археологами было обнаружено древнейшее захоронение и выдвинута версия, что, может быть, там захоронена царица Тамар. Но исследования оказались безрезультатными.

Царица Тамар была связана с Северным Кавказом, как и ее предшественники, народам которых она пыталась привить Христианство. На это указывают построенные древнейшие 3 христианских храма: Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимеский. Эти храмы относятся к XII веку к периоду царствования Давида Строителя. Но историки выдвигают другую версию — что храмы эти относятся к VIII веку

Христианство среди кавказских горцев распространилось еще ранее, до прихода к власти царицы Тамар, но благодаря ее энергии и заботе, имя Святой царицы Тамар в современное время передается в поэтических сказаниях, легендах народов не только в православном мире, но и среди мусульманских народов Северного Кавказа.

Грузинский православный народ верит, что царица Тамар не умерла, а спит. И когда наступит время и дойдет до нее голос скорби народов Грузии — она проснется и вновь в Грузии воцарится время ее правления. Это поверье поддерживается и отсутствием сведений о точном месте ее захоронения.

На протяжении веков в Грузии, независимо от национальной принадлежности, сложился кодекс поведения: правила гостеприимства, отзывчивости, открытости. И никаким законом они не установлены.

Однако, соблюдение неписанных законов считается в настоящее время делом чести и достоинства грузин.

По этой причине, все народы не только Закавказья, но и народы Северного Кавказа, принимали активное участие в военных походах вместе с грузинами, когда им угрожала опасность от врагов.

Примером может быть битва в 1195 году в окрестностях Шамхора. Атабаг Иранского Азербайджана получив поддержку и помощь от Багдадского Халифа, согласился на покорение православного Христианства в Грузии, а на ее месте установлению мусульманского государства.

Сплотившись, грузинские воины совместно с мусульманами Шамхора (в настоящее время переименован в Шамхир) нанесли объединенному мусульманскому войску сокрушительное поражение, хотя они и превосходили численностью грузинское войско под предводительством супруга царицы Тамар — Давида Сослана — осетина из Алании. Военные успехи Грузии, которые ранее недооценивались противником, а также битва у Басиани с турецким султаном Рукнаддимом и его поражение, сделали Грузию одним из могущественных государств на Ближнем Востоке при царице Тамар.

О Тамар ходили легенды. Ее красота покоряла не только всех царей, султанов, шахов соседних государств, но и поэта Шота Руставели, который был в нее влюблен и посвятил стихотворение «Витязь в тигровой шкуре».

Турецкий султан Нунардин потребовал от Тамар отказаться от православия, принять Ислам и выйти за него замуж. Царица Тамар ответила ему возмутительным, оскорбительным письмом. В ответ Нунардин собрал большое войско, напал на Грузию, но был разбит.

При этом поклялся, что если ему не удалось при жизни овладеть Тамар, то он овладеет ей после ее смерти. Это стало основной причиной того, что Тамар выработала при жизни план своего захоронения.

Самым отдаленным безопасным местом в Грузии, на мой взгляд, она выбрала территорию Сванетии, граничащую с Аланией (в настоящее время Карачаево-Черкессия).

На вышеуказанных территориях находились пять храмов, датируемых IX веком постройки — до крещения Киевской Руси, принявшей христианство спустя 1 век.

Мне неизвестно, по какой причине ученые, историки, археологи считают, что эти храмы были возведены Византией и Грецией, хотя грузины и армяне приняли христианство намного раньше, чем вышеуказанные государства. Тем более, что имели опыт постройки храмов в горах как в своем государстве, так и в Алании.

В Черкесске после беседы с директором Республиканского Государственного Историко-Культурного и Природного музея-заповедника Умаром Элькан Юсуповичем мне стало известно о 2 храмах, построенных на труднодоступных вершинах гор — Шоанинский храм и Сентинский храм.

Из истории мне известно было, что летом 1940 года во время раскопок в Северном Храме Нижне-Архызского городища в Кафедральном соборе Аланской Епархии у южной стены храма было обнаружено женское захоронение.

Оно оказалось богатым, было обнаружено около 100 ювелирных изделий, золотые нашивки, перстни, серьги. Среди обнаруженных золотых изделий у покойной был перстень, внутри которого была гравировка: царю Армении — Ашоту Первому.

И, как ни странно, он тоже был из рода Багратуни, родственного роду Багратиони. Отчетливо и совершенно точно помню, что гравировка эта была на арабском языке.

На вопрос, кто именно из археологов вскрывал эту могилу, директор музея ответил, что никаких археологов не было, а вскрывали могилу два преподавателя Карачаево-Черкесского пединститута Лайпанов Хаму и О. Петролевич.

При обнаружении перстня царя Армении Ашота Первого преподаватели должны были приостановить вскрытие и для дальнейшего исследования вызвать специалистов археологов из Москвы.

Мне неизвестно, по какой причине захоронение не было исследовано специалистами, но предполагаю, что археологи из Москвы, догадывались, что обнаружена могила Царицы Грузии Тамар.

И, видимо, боясь репрессий — отказались от исследования. Ведь один царь-грузин в лице Иосифа Сталина уже был (в то время — 1940 год).

И если обнаружилось бы захоронение еще одной грузинской царицы на территории СССР — реакция Сталина могла быть очень жесткой.

Возможно, по вышеуказанным причинам и не была тщательно исследована могила усопшей.

Кто такой Ашот I — Царь Армении? Ашот I занимал должность главнокомандующего армянскими войсками. В сражениях с арабами, вторгнувшимися в Армению, победил их, объявил независимость Армении от арабского халифата и силой доказал свое превосходство. На что Халиф Аль- Мутамиди признает Ашота I, по просьбе князей Армении — царем Армении и «князем князей» Армении.

Со своей стороны, император Византии Василий I посылает корону и подарки Ашоту I. Этим он признает его царствование и наделяет его полномочиями как «архоит архоитов», т.е.

высшей властью по отношению к остальным правителям Закавказья.

В 887 году Ашот I возложил корону не кому-нибудь на голову, а будущему первому Багратидскому царю восточной Грузии (Иверии) Адарнасэ IV, который как и царь Ашот I считал себя потомком царей Израиля.

Предполагаю, что перстень с арабскими надписями «Ашот I царь Армении» в знак признания его царем независимой Армении подарил Халиф Аль-Мутамиди также, как и византийский император Василий I подарил корону, признав тем самым независимость Армении.

На сегодняшний день существует только одна версия обнаруженного захоронения женщины в северном храме Нижне-Архызского городища. Других версий, кроме высказанной мною не существует, а жаль, по причине, что она не исследована учеными.

Еще раз повторяю, что моя версия небезосновательна — обнаруженный перстень или кольцо это не только статус, но еще и оберег.

О том, что кольцо или перстень помогали защититься от чужого влияния, знали еще в древности: на каком пальце руки носила покойная кольцо имеет большое значение по той причине, что каждый палец связан с конкретным планом носившего, тем более, что оно золотое. В то время было редкостью и не всем разрешалось носить золотое кольцо или перстень.

У нас в данном случае — перстень Ашота I из династии Багратидов или Багратуни наследников царя Давида и его сына Соломона — является символом величия одного рода — выходцев государства Израиль – права управлять другим государством, как своим.

Одна из версий, о которой я говорил выше такова: Константин IX Мономах Византийский император увлекся дочерью красавицей царя Алании и сделал ее своей фавориткой. При этом осыпал государство Аланию богатством. Предполагается, что вероятнее всего дочь аланского царя Дургулеся Великого была захоронена в северном храме Нижне-Архызского городища. Да еще с перстнем Ашота I царя Армении.

Соглашусь, что самые высокопоставленные лица невест выбирали и выбирают по политическим соображениям.

Допускаю, что Константин IX Мономах женился на дочери царя Алании, но возникает вопрос — почему дочь Алании называлась не женой императора, а фавориткой? Была ли она христианкой? Или мусульманкой? Был ли царь Алании христианином? Что у меня вызывает сомнения. А самое главное — как перстень царя Ашота I мог оказаться у невесты Византийского императора?

Перстень или кольцо царя Армении Ашота I мог переходить как символ власти рода Багратидов или Багратиони в борьбе за победу над вражескими мусульманскими соседями за сохранение христианства.

Царица Грузии Тамар, кроме того, что обладала организаторским талантом, в свое время, была еще и пророком Грузии.

Получив перстень или кольцо царя Армении Ашота I по наследству от отца и оценив обстановку в мире (на востоке усиливаются агрессивные войска Чингисхана и полчища турок-сельджуков, с юга набирают мощь арабы во главе с Салах ад Дина из Дамаска, с юго-запада угрожает Византия), сопоставив все события на ближайшее время, Тамар как пророк Грузии увидела падение своей страны и завоевание ее турками, что и случилось после ее смерти при правлении ее сына. По этой причине она не передала ему по наследству перстень Ашота I. И, боясь, что сын физически не выдержит испытаний — не сообщила о месте будущего своего запланированного захоронения.

В беседе с директором музея Умаром Элькан Юсуповичем стало известно, что останки покойной в настоящее время направлены в Государственный Исторический Музей Москвы. Так что мне не удалось увидеть перстень и другие украшения на предполагаемой Царице Тамар.

А чтобы моя версия не строилась только на предположении необходимо в дальнейшем назначить генетическую экспертизу, взяв образцы для исследования у усопшего — отца Царицы Тамар царя Грузии Георгия III и у предполагаемой Царицы Тамар и провести радио-углеродный анализ всех предметов, обнаруженных в гробу для определения возраста объектов. О причине смерти царицы Тамар назначить судебно-медицинскую, судебно- химическую экспертизу и ряд других экспертиз, которые понадобятся в будущем.

Владимир Павлович Акопян

Источник: http://navodah.info/kuda-ischezla-tsaritsa-tamara/

Секреты истории. Последний приют царицы Тамары. – Русский Медиа Канал

Тамара правила Грузией и своим собственным двором в Мцхете твердой, порой жестокой рукой, нередко вызывая недовольство феодалов, привыкших рассматривать свои вотчины как самостоятельные княжества. Непривычно было гордому и непокорному грузинскому дворянству подчиняться «слабой» женщине.

Тамара (1166—1209/1213) — знаменитая грузинская царица (1184—1209/1213), с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии.

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту.

Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён.

Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1178 г.) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) Тамара стала править государством.

Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка.

Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворён внутренний мир.

Царица Тамар и Царь Давид Строитель -цари Грузии.

Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии.

Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского), совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван и Эрзерум.

Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола.

Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Читайте также:  Бизнес в грузии

Царица Тамара и царь Давид. Василий Меликишвили.

Через 10 лет после вступления на престол Тамара вступает в новый брак — с другом детства, осетинским владетелем Давидом Сосланом, — и открывает наступательную политику.

Она завоёвывает Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским. Битва при Шамхорате (1195 г.) приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре.

Победоносное её шествие завершается поражением (1203 г.) Нукардина, султана алеппского.

Обеспечив Грузии политическое господство во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась и о духовном развитии Грузии.

При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства.

Её правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды.

«Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре». Картина венгерского художника Михая Зичи.

Ангел или демон?

Еще со школьной скамьи мы узнаем о жестокой правительнице Грузии – легендарной царице Тамаре, жившей в Дарьяльском ущелье, – из вдохновенного стихотворения Михаила Лермонтова.

Была Тамара, по словам поэта, «как ангел небесный, прекрасна, как демон, коварна и зла». Каждую ночь пировала кавказская красавица с новым возлюбленным – боготворящим ее юношей. И каждое утро еще один окровавленный труп принимали волны могучего Терека…

Но из исторических книг предстает другая Тамара – мудрая правительница, память о которой сохранилась на Кавказе в виде многочисленных крепостей, оберегающих мир в горных ущельях.

При ней создаётся светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине.

Наконец, в её царствование выдвинулся Витязь в тигровой шкуре Шота Руставели. Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею.

Среди них — роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.

Грузинская церковь причислила её к святым. Грузины-горцы считают Тамару святой-целительницей всех недугов.

В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, а спит на золотом ложе; когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснется и воцарится вновь. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о местонахождении её могилы.

Иногда историки что-то неуверенно говорят о фамильном склепе Давида Сослани, но будь этот склеп местом захоронения Тамары, он с самого начала стал бы местом паломничества. Любивший ее народ явно не знал никогда, куда идти на поклон покойной. Вместо царственных останков — одно сияние имени… И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле.

Собор Богоматери в Кутаиси, более известный в народе как «Баграти» (в честь Баграта III, первого «собирателя грузинских земель»), старше Тамары на сто с лишним лет. Когда царица приезжала сюда помолиться, он уже был знаменит и славен. Недавно в нём было обнаружено богатое захоронение знатной женщины, предположительно- царицы Тамары.

Версия 1

Сохранилось два предания, одно — грузинское, другое — европейское.

Грузинское : согласно первому преданию, царица завещала похоронить ее тайно, скрыв последний приют от друзей и недругов, дабы в случае вторжения неверных, которое она предчувствовала, избежать надругательства.

В девяти направлениях отправились девять похоронных дрог и в девяти провинциях довольно обширного царства похоронили девять самшитовых гробов.

Иногда темпераментные грузины идут еще дальше и утверждают, что после этого девять молодых братьев, совершивших «обряд» и преданных царице даже по ту сторону жизни, пронзили друг друга мечами, дабы не выдать ненароком тайну.

Собор Богоматери в Кутаиси, более известный в народе как «Баграти» (в честь Баграта III, первого «собирателя грузинских земель»), старше Тамары на сто с лишним лет. Когда царица приезжала сюда помолиться, он уже был знаменит и славен. Недавно в нём было обнаружено богатое захоронение знатной женщины, предположительно- царицы Тамары.

Европейское : в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные.

Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел.

Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум).

Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир.

Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, — христианин.).

Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники».

Шота Руставели и царица Тамар. Пиросманашвили Николай Асланович. 1914-15

Версия 2

После смерти царицы родственники Тамары не без основания боялись надругательства над ее останками. Чтобы этого не произошло, были изготовлены четыре абсолютно одинаковых дубовых гроба.

В один из них положили умершую царицу, а в остальные – других, похожих на нее женщин, которым это сходство стоило жизни: посмертные «двойники» царицы были, по дошедшим легендам, отравлены, став первыми, но отнюдь не последними жертвами царских похорон.

Посмертные жертвы

…После отпевания усопшей владычицы Грузии четыре гроба были вынесены из кафедрального собора Светицховели в Мцхете и отправлены в разные места, ведомые лишь тем, кто их вез.

Ночью четыре процессии тайно покинули царский дворец и разъехались в разные стороны. Места этих четырех захоронений неизвестны до сих пор. Тайну их сохранили просто и жестоко. Участники каждой процессии после возвращения в Мцхету были окружены воинами и безжалостно изрублены.

Предусмотрительность приближенных царицы, скрывших тело своей повелительницы, однако, пошла еще дальше. А вдруг кто-нибудь из этих воинов-палачей во время предсмертной исповеди жизни проговорится, по чьему приказу и за что убивал ни в чем не повинных соотечественников? Так что и с ними чуть погодя расправился специальный отряд преданных царице гвардейцев.

Боржоми. Шота Руставели назвал Тамару «беспощадной тигрицей». М. Ю. Лермонтов, живший в Грузии и слышавший народные легенды о царице, написал о ней, что она была «как демон коварна и зла», а кроме того, отличалась сладострастием. Сладострастной назвал царицу и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Четыре могилы

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые по каким-либо соображениям могли стать последним пристанищем легендарной властительницы.

Особенно пристальное внимание было уделено царскому кладбищу Гелати в Мцхете. Здесь располагался фамильный склеп правящего рода Багратиони. На царское кладбище указывала и одна из легенд.

В ней говорилось, что, для того чтобы предупредить кощунственное разграбление могилы, золотой гроб с царицей вложили в один из четырех дубовых гробов, впоследствии тайно захороненных в разных концах кладбища.

Однако самый тщательный поиск, в котором приняли участие даже операторы биолакации, не принес ученым успеха в обнаружении могилы.

Вторым местом, о котором также говорят предания, было Касарское ущелье. Умирая, Тамара завещала похоронить ее рядом с мужем Сосланом. Выполняя волю царицы, трое ее приближенных тайно переправили оба гроба в ущелье и спрятали там в одной из пещер. Но обнаружить двойное захоронение не удалось ни ученым, ни охотникам за сокровищами.

Третьим местом возможного захоронения царицы, фигурирующим в легендах, был западный склон горы Казбек. Косвенным подтверждением этого служил следующий факт.

Почти во всех легендах о смерти Тамары обязательно упоминалось, что вместе с ее телом была также спрятана царская казна. На склонах Казбека, на высоте 4100 метров, есть практически недоступная пещера Бетлени.

В ней, по преданиям, грузинские цари прятали свои сокровища.

Врубель, Демон и Тамара -“Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Билей и чище покрывала,Был томный цвет ее чела.”

В 1948 году специальная экспедиция, в состав которой входили опытные альпинисты, поднялась по отвесному 300-метровому склону к пещере. Вход в нее был закрыт обитой железом массивной дверью.

Рядом с дверью к скале были прикреплены остатки железной цепи, по которой когда-то можно было достичь входа в пещеру. Участники экспедиции нашли в пещере древнюю хоругвь, иконы, старинные монеты, но захоронения царицы в ней не обнаружили.

Не было их и в высеченных в скале подземельях расположенного на высоте 4000 метров старинного Бемлемского монастыря.

Было, наконец, еще одно место, привлекавшее историков, — это Вардзиа, пещерный город, расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря.

Царица Тамара уделяла Вардзиа особое внимание: монастырь должен был стать новым религиозным и культурным центром, а заодно и неприступной крепостью, надежным форпостом на подступах к столице Грузии.

Тамара торопилась, многие в стране были противниками воцарения молодой энергичной царицы.

Легенда рассказывает, что по ее велению ежедневно высекали в скале по одной комнате – 365 пещер в год! За два года такого скоростного строительства возникло свыше 600 помещений в скале.

Во время своего царствования царица Тамара любила приезжать в созданный ею еще в период девичества монастырь… Среди жителей окрестных сел ходит легенда, что по ее желанию она была захоронена в одном из тайных подземелий этого монастыря-крепости.

Центр Ахалцихе. Царица Тамара.

Соборное погребение

Не так давно группой историков было высказано оригинальное предположение, что гроб с царицей нужно искать в соборе, в котором ее отпевали.

Пока шло отпевание в кафедральном соборе Светицховели, под храмом шла тайная работа: готовили могилу-склеп для вечного упокоения венценосной Тамары.

Для нее был использован тайный подземный коридор, сообщавшийся с устроенным внутри самого собора колодцем. Этот потайной ход вел к обрывистому берегу реки.

Он был прорыт на случай вынужденного бегства обитателей кафедрального собора во времена нашествий.

При таком захоронении могила легендарной царицы находилась бы под куполом собора, в полном соответствии с традицией упокоения тел коронованных особ. Таким образом, приличествующий закону и устоявшийся обряд был полностью выдержан.

Причина, по которой потайная комната с гробом царицы Тамары не была обнаружена, связана с особенностью расположения собора — в месте слияния излучин двух рек: Арагвы и Куры.

Ниже по Куре, метров 600 от излучины, в 1926 году была построена плотина и электростанция. Плотина высотой около 12 метров значительно подняла уровень вод Арагвы и Куры у излучины и немного выше по течению.

Потайная комната с гробом царицы могла оказаться в зоне затопления.

Пещера за решеткой

Все гипотезы о месте, где захоронена царица Тамара, очень логичны. Одно плохо — любые поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи оставили попытку найти гроб с телом царицы.

Между тем есть еще одно место, где может находиться захоронение. Ученые, пытавшиеся обнаружить гроб в окрестностях Казбека, были в целом на верном пути. Ее действительно могли захоронить поблизости от горы, только не в известной всем Бемлемской пещере, а в еще более недоступной и, главное, никому не известной, расположенной в ущелье Терека. Узнал автор этой статьи о ней совершенно случайно.

Более 30 лет назад студенты Московского геологоразведочного института под руководством тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе «Грузинского угла». Первая ночевка состоялась в верховье реки Кистинки.

Возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор, быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало нам уснуть, и мы полночи слушали рассказы Грекова о его приключениях в горах.

Среди прочего мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре.

Примерно в 1963-1964 годах на Военно-Грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофер не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников.

При спуске один из спасателей увидел под карнизом скалы темное отверстие – вход в пещеру, загороженный кованой заржавевшей решеткой. Попытки добраться до него успеха не имели, и обследование пещеры было отложено до лучших времен. Но они не наступили – на следующий год все участники спасательных работ погибли во время восхождения на одну из вершин «Грузинского угла».

Эдуард Греков узнал о загадочной пещере от начальника спасательного отряда. Оба были наслышаны о таинственном захоронении царицы Тамары и были уверены, что гроб с ее останками спрятан за кованой решеткой. Но начальник отряда погиб, а Греков в скором времени переехал в Москву, и ему уже было не до экспедиций с сомнительной надеждой на успех.

Так что найденная в ущелье Терека пещера с кованой решеткой – а ее ведь для чего-то устанавливали – до сих пор ждет энтузиастов, которые, может быть, смогут разгадать последнюю тайну легендарной Тамары…

Источник: http://rusmk.ru/interesnoe/item/1125-sekrety-istorii-poslednij-priyut-tsaritsy-tamary.html

Ссылка на основную публикацию