Музей пиросмани в тбилиси

Где искать Пиросмани в Грузии

Нико Пиросмани. «Девочка с воздушным шаром».  Музей искусств Грузии, Тбилиси

В 2018 году Грузия будет отмечать 100-летие со дня смерти художника Нико Пиросмани.

Художник умер в одной из тбилисских больниц и был погребен на Кукийском кладбище Святой Нины в общей могиле для бедняков и бездомных. Точной записи об этом не сохранилось, но условной датой его ухода считают 5 мая.

На протяжении следующего года, конечно, неоднократно вспомнят и трагедию его жизни, но основное внимание будет сосредоточено на произведениях художника.

Большая часть работ Нико Пиросмани находится в Национальном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока в Москве.

Можно их увидеть и в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, в музее города Сигнахи. Однако есть небольшая коллекция из 14 работ, изученных и опубликованных, которая занимает в этом списке особое место.

Это собрание хранится в музее Пиросмани в его родном селе Мирзаани в грузинском регионе Кахетия в 130 км от Тбилиси.

Музей был основан в 1963 году — к тому времени имя Пиросмани уже вызывало большой интерес как исследователей, так и публики, а через шесть лет прошла выставка в Париже, которая принесла художнику мировую известность. Музей Пиросмани объединяет два дома, две главные вехи в жизни художника: место его рождения в Мирзаани и последний приют в Тбилиси.

Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани

Тбилиси. Чулан в подвале

Сейчас эта улица носит имя Пиросмани, но до 1938 года она называлась Молоканской. Дом 29, где жил Пиросмани в 1917–1918 годах, до сих пор сохранил свой номер. Трехэтажное здание XIX века, большой внутренний двор с деревянными балконами, развешанным бельем, деревьями — такие дворы в Тбилиси называют итальянскими.

Мемориальная доска на доме называет Пиросманишвили «видным художником Грузии». А рядом с доской — закрытый сеткой вход в подвал, где почти век назад художник с трудом сводил концы с концами.

Правда, в больницу, где он умер, его увезли из другого подполья, расположенного в том же дворе, но оно до сих пор находится в частных руках и закрыто. А мемориальный подвал площадью всего шесть квадратных метров стал частью экспозиции музея Пиросмани.

Кроме того, музей включает небольшой выставочный зал, где висят репродукции работ Пиросмани и проходят выставки современных художников. Подлинники хранить здесь возможности нет: помещение крохотное и не отвечает требованиям безопасности.

Экспозиция подвала составлена из вещей начала XX века, привезенных из Кахетии, но к самому Пиросмани не относящихся: кушетка, стол со стульями, бадьи, самовар.

На стене висит копия одной из трех сохранившихся фотографий Пиросмани, снятая в 1880-е годы — своеобразное напоминание о времени больших надежд. Рядом на мольберте — копия «Актрисы Маргариты» (подлинник хранится в Национальном музее Грузии).

Кирилл Зданевич датирует картину 1909 годом, то есть за восемь лет до смерти художника. Пиросмани — один из самых романтизированных героев истории искусства, и музей отчасти поддерживает эту легенду.

Хотя исследователи и не находят доказательств того, что именно любовь к заезжей француженке привела Пиросмани к разорению, одиночеству и нищенской гибели, без воспоминаний о ней не может обойтись даже такая маленькая экспозиция.

В молодости другой мастер «грузинского авангарда», Ладо Гудиашвили несколько раз встречался с Нико Пиросмани в Тифлисе и позже записал в своих воспоминаниях: «Пиросмани жил в чулане под лестницей.

Мне запомнились сложенные в углу инструменты: ведро, кисти, краски, клеенка». Гудиашвили оставил два небольших наброска подвала и карандашный портрет самого художника.

Эти и еще несколько графических листов Гудиашвили, изображающих старый Тифлис, входят в собрание Музея Пиросмани в Мирзаани.

Тбилисский музей Пиросмани расположен недалеко от железнодорожного вокзала в окружении ларьков, торговцев, попрошаек. В этом смысле сегодняшний городской пейзаж выглядит вполне адекватно тому, что ежедневно видел сам художник.

Этот, относительно новый район города называется Чугурети. Он был застроен только в XIX веке, а в начале ХХ столетия стал кварталом «маленьких людей». И век назад здесь все было утыкано кабаками и лавками.

Сегодня близкий к туристическому центру район находится в плачевном состоянии. Как рассказала куратор музея Нино Бахуташвили, в мэрии Тбилиси существуют планы реконструкции квартала.

В первую очередь она, конечно, коснется дома Пиросмани и окружающих объектов (в непосредственной близости от дома располагались духаны, где художник жил и работал в последние годы). Но, как скоро это случится, пока неизвестно.

Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани

Мирзаани. Дом, который построил Нико

Живописное село Мирзаани, где Пиросмани родился и провел первые годы своей жизни, расположено в Кахетии, на холме над Алазанской долиной.

Дорога плутает по старым деревням, по своему духу мало изменившимся за сотню лет: тянутся заборы и покосившиеся сараи, гуляют коровы, у дороги на лавочках сидят за разговорами пожилые мужчины.

На подъезде к музею стоит памятник — Пиросмани верхом на олене, изображенном на одной из его знаменитых картин из Национального музея Грузии. Памятник подарил музею скульптор Важа Микаберидзе.

Музей состоит из двух основных объектов: выставочного зала и мемориального дома. Дом построил сам Нико Пиросмани в 1898 году для своей сестры Пепуцы, у которой было десять детей и материальное положение еще хуже, чем у брата.

К тому времени ему удалось скопить некоторую сумму благодаря работе на железной дороге и торговле молочными продуктами. Как рассказала многолетняя смотрительница дома Нино Багашвили, это был первый в селе каменный дом. Кровельное железо Пиросмани привез из Тифлиса — в деревне такая крыша казалась удивительной.

Дом был выкуплен государством в 1960 году, но семья еще долгое время жила в нем, пока не получила новое жилье. На фотографиях 1970-х годов дом еще жилой, окружен плодовыми деревьями и обычным деревенским забором. Дом построен из кирпича и состоит всего из одной комнаты и большого подполья.

Восстановлен традиционный интерьер XIX века: встроенный шкаф ганджина, тахта, глиняная посуда, котелок на треножнике, детская люлька. Из мемориальных вещей остались только большой окованный сундук, который Пиросмани привез из Тбилиси, ковер, сотканный его матерью, и старая швейная машинка сестры.

На мольберте — копия «Девочки с шариком» из Национального музея Грузии, ассоциативно напоминающая и о сестре, и о детстве самого художника.

Несколько раз здание подвергалось реставрации — последняя была проведена в 2012 году, когда обновили кровлю, террасу, полы. Тогда Всемирный банк предварительно согласился финансировать развитие всего музея, но затем по неизвестной причине вычеркнул его из списка своих объектов.

Реставрацию здания провели на государственные средства. Были решены проблемы с подачей в музей электроэнергии, воды и газа, но дальше этого дело пока не пошло. Как отмечает куратор Нино Бахуташвили, музею принадлежит 10 га и этот участок никак не используется.

В планах — посадить собственный виноградник и устроить винный погреб, построить гостиницу. Дом, в котором родился Пиросмани, не сохранился, но в деревне есть еще дом его родственников, который музей также мечтает сделать своим объектом и разместить там этнографическую коллекцию.

«Мы хотели бы создать целый музейный комплекс, который привлекал бы туристов и был бы посвящен и судьбе Пиросмани, и жизни традиционной деревни», — говорит куратор.

Однако спонсоров у музея нет, финансирование идет только из государственного бюджета. Музею не хватает хорошей рекламы, у него нет даже своего сайта, так что случайные туристы здесь редкость. Несмотря на то что музей расположен всего в 7 км от популярного, свежеотреставрированного городка Сигнахи, экскурсионные автобусы сюда не заезжают. В год музей посещают всего 4,5 тыс. человек.

Нико Пиросмани. «Пир молокан». 1905. Государственный музей Нико Пиросманишвили

Стол с самоваром

Здание выставочного зала было построено в 1979 году — сегодня его несколько хмурая архитектура смотрится чужеродно среди деревенской зелени. Однако помещение обеспечивает условия хранения и безопасности, правда, как отмечает куратор, требует реконструкции хранилище. Основа коллекции музея — 14 работ Пиросмани.

Как рассказала главный хранитель фонда музея Ламара Узунашвили, большая их часть была передана сюда из частных собраний. Несколько работ принадлежали братьям Зданевичам, другие поступили в музей от писателя Акакия Белиашвили, филолога Иосифа Мегрелидзе, московских коллекционеров Татьяны Александровой и Игоря Попова.

Одну из работ лично передал в музей в 1996 году Эдуард Шеварднадзе.

Несмотря на то что собрание совсем небольшое, в нем представлены почти все характерные для творчества Пиросмани темы.

Здесь есть вывеска из духана, натюрморт, несколько женских образов («Лежащая грузинка» и «Женщина с пасхальными яйцами»), мужской портрет муши, гуляния («Кутеж молокан»), тема животных («Медведица с медвежатами») и любимые Пиросмани и неоднократно им написанные «Царица Тамара» и «Шота Руставели». Навеяна воспоминаниями о деревенской жизни работа «На гумне. Вечер». Еще одна картина — «Сона играет на гармони» — и вовсе мемориальная: она написана здесь же, в Мирзаани, после праздника в честь завершения строительства дома Пиросмани. За последние пять лет несколько работ из коллекции были отреставрированы в мастерских Национального музея Грузии, остальные находятся в хорошем состоянии сохранности.

Всего же собрание насчитывает 11 тыс. единиц хранения: это живопись грузинских художников, посвященная Пиросмани, работы современных мастеров, созданные, в частности, на живописном семинаре, который проходил в Мирзаани в 2016 году, целая коллекция детских рисунков.

Есть в музее и портрет Нико Пиросмани, сделанный Пабло Пикассо в 1972 году, один из последних его офортов. Испанский мастер не был знаком с грузинским примитивистом, но восхищался его творчеством и судьбой. В собрании музея сохранилось и личное дело Нико Пиросманишвили, которое охватывает 1890–1894 годы, когда он работал на Закавказской железной дороге.

А вот письма сестре не уцелели. Считается, что она сожгла их сама, испугавшись нарастающего интереса к судьбе брата.

В центральном зале музея в окружении работ Пиросмани стоит круглый обеденный стол начала XX века с самоваром и чашками.

Такого стола у Пиросмани никогда не было, но Кирилл Зданевич в своей книге, посвященной жизни художника, вспоминает его слова: «Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи и об искусстве».

Сегодня имя и творчество Пиросмани объединяют не только Грузию и Россию, где хранятся его работы и ведутся исследования, но и другие страны, считающие художника частью общеевропейского модернизма. Возможно, благодаря этому юбилейный год позволит музею Нико Пиросмани найти средства на свое развитие и изучение наследия мастера.

Нико Пиросмани. «Черный медведь». 1910

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4595/

Дом Пиросмани в Тбилиси: как жил художник после миллиона алых роз

Нико Пиросмани – это не просто бренд, это наш идентификационный код. И, по сути, у каждого он свой. Мой Пиросмани начинается с «Миллиона алых роз».

На момент, когда впервые услышала песню на стихи Вознесенского и музыку Раймонда Паулса, я и понятия не имела о существовании реального персонажа, связанного с этой романтической историей. Слишком мала была.

Просто упивалась раскачивающейся на качелях под куполом цирка Аллой Пугачевой. Слова легко ложились на память, музыка отстукивала незатейливый мотив.

И только много лет спустя я узнала о связи грузинского художника с раскрученным хитом. Именно эта история стала для меня мерилом личности Пиросмани. Не «Черный лев», не «Жираф» и даже не «Кутеж молокан», а простая история любви.

Хотя, какая ж она простая, если пустила под откос всю жизнь! Влюбившись во французскую актрису, гастролирующую в Тифлисе, Никала «…продал свой дом, продал картины и кров и на все деньги купил целое море цветов».

Да за такое можно все отдать! Но Маргарита де Севр уехала…

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Музей Пиросмани в Тбилиси

Никала и Вирджиния – легенда или быль

Я в дом-музей Нико Пиросмани попала только с третьей попытки. В первые две – целовала двери и уходила восвояси, недовольно бурча под нос. В третий раз фортуна наконец смилостивилась, и музей оказался открыт.

Музей функционирует с 1982 года. Персонал, который работает тут, практически не менялся с момента его основания. Его бессменные хранители — директор музея и его сотрудник Лали Ломтатидзе.

Она и вызвалась проводить нас по лабиринтам времени.

Пока я рассматривала снимки, вывешенные перед входом в комнату Пиросмани, в коридор, из которого предстояло попасть в жилище художника, прибывало все больше туристов. В итоге в паломничество по местам, где провел последние два года жизни Никала, мы отравились уже группой.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Экспонаты музея Пиросмани в Тбилиси

У входа в заветную комнатку гид останавливается. Обращает наше внимание на фотографию, где изображен ресторан в парке Муштаид. В этом заведении в 1905 году выступала актриса и танцовщица Маргарита Де Севр. Да, да, та самая, которой был подарен миллион алых роз.

Под этим снимком другой, на которой изображены 20-летний Нико Пиросмани и дочь владельца дома, в котором работал Пиросмани, Вирджиния Калантарова.

Mой Тбилиси и Пиросмани >>>

Тут я припомнила историю, связанную с Калантаровыми. Дело происходило прошлой осенью. Я побывала в гостях у потомка Калантаровых, у которых жил Пиросмани. Ника Калантаров пересказал историю, которую слышал от своего деда Михаила Калантарова – брата Вирджинии Калантаровой.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Музей Пиросмани в Тбилиси

«В доме у дворян Калантаровых по хозяйству долгое время управлялся крестьянин по имени Аслан, отец Нико Пиросмани, — рассказывал Ника. — Аслан ушел из жизни рано. Через несколько лет умерла и мать. Но перед смертью попросила у господ Калантаровых позаботиться о ее маленьком Нико, потому что дочь – сестра Нико Пиросмани — была уже большой, а за ним еще нужен был уход».

Династия Калантаровых и Нико Пиросмани >>>

Так, Пиросмани в восьмилетнем возрасте попал в Тифлис. Как помнит Ника из рассказов деда, Пиросмани в доме Калантаровых был помощником повара на кухне.

Мальчик рос, упражнялся в рисовании, помогал по дому. Там он и научился писать, читать, рисовать. Отсюда его знание армянского языка.

Впрочем, в те времена удивить кого-либо знаниями языков было сложно. Истинный тбилисец владел многими языками.

Читайте также:  Как добраться из тбилиси в боржоми: расстояние

Национальный музей Грузии

«Кахетинский поезд», Нико Пиросмани

По другой версии, которую пересказывает Лали, Нико привел в семью Калантаровых муж сестры Пиросмани — Марии. Она скончалась, и за мальчиком нужен был уход.

В возрасте 23 лет Нико угораздило влюбиться в хозяйскую дочь – Вирджинию Калантарову – сестру Михаила. Узрев это дело, отец Егор Бежанович решил оградить молодых людей друг от друга.

Кстати, Вирджиния стала актрисой и родила мальчика, впоследствии ставшего известным голливудским режиссером. Речь идет о Рубене Мамуляне.

В конечном итоге, Калантаров дал Пиросмани сто рублей и отпустил в большую жизнь.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Интерьер комнаты, в которой жил стесненный в деньгах Никала

Нико ушел из этого дома и через некоторое время устроился работать кондуктором на железнодорожную станцию. А потом Нико открыл собственный молочный духан. Кстати, торговля в нем шла успешно.

Никала и Маргарита – история о несчастной любви

Комнатка, в которой жил и работал художник, находится под лестницей. В ней самое необходимое. На тахте покрывало, вытканное руками матери Никалы. Стол, стулья тех времен, кисти. Вот же как устроена эта жизнь: картины художника сегодня оцениваются в миллионы долларов, а при жизни Нико экономил даже на красках, изготавливал их сам.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Экспонаты музея Пиросмани в Тбилиси

В центре каморки она — одна из самых известных картин «Актриса Маргарита», написанная им на волне большой любви. Эта история, пожалуй, одна из самых трогательных и романтичных, какие доводилось слышать о любви вообще.

Любимый Муштаид и миллион алых роз для Маргариты >>>

В 1969 году в Лувре проходила выставка картин Пиросмани, в которой была представлена 81 картина. И в Лувр заявилась Маргарита – та самая. Ей было 94 года.

Жаль, никому и в голову не пришло записать с ней интервью, расспросить поподробнее о Пиросмани. Единственное, что сообразили сделать сотрудники музея, так это зафиксировать Маргариту де Севр на фоне картины художника.

Говорят, она сказала — это я, но выглядела я немного по-другому.

© photo: Sputnik /

Игорь Оболенский рассказывает об истории картины «Актриса Маргарита»

— Я вам честно скажу, мое сердце эта женщина не покорила бы, — роняет один из туристов, пристально разглядывая Маргариту.

— А вы знаете, мне как-то рассказывали, что дело было по-другому, — отвечает ему другая посетительница. — Он ей к ногам миллион роз бросил, а она ему взаимностью не ответила. Вот он и решил изобразить ее в карикатурном виде.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Интерьер комнаты, в которой жил стесненный в деньгах Никала

— Ой, что вы такое говорите, — горячо восклицает Лали. – Это неверное толкование.

Тут другая посетительница музея решает пролить свет на давно минувшие дни.

© video: Sputnik . Ksenia Arabuli

Что рисуют грузинские художники: наглядно о современном творчестве

— Это примитивизм, такое течение, — говорит она. — Такие рисунки относятся к наивной живописи. Человек именно так и воспринимал действительность.

— Он не был ни примитивистом, ни представителем наивного искусства! Все эти определения творчества Пиросмани давно устарели! – резко обрывает туристку Лали. Наш гид любое неправильное суждение о художнике воспринимает как посягательство на что-то очень личное и дорогое. — Он художник–самоучка!

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Вид на город, открывающийся со Святой горы (Мтацминда) на город.

В Тифлисе о несчастной любви художника к французской актрисе ходило много слухов. Говорили, например, что после моря подаренных цветов актриса позвала его в гостиницу. Но Нико пировал и не пошел к ней.

По другой версии, Пиросмани никогда не видел Маргариты и рисовал ее портрет с афиши. Другие утверждали, что Маргарита провела с бедным Никалой ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала.

Первая больница Тифлиса и место смерти Нико Пиросмани >>>

— Все мы знаем историю про то, как Пиросмани осыпал Маргариту розами, — рассказывает один из туристов. — Говорят, она в ту же ночь уехала из города. Как может женщина после такого моря цветов уехать? Может, она все же осталась, на чуть-чуть?

Раздается дружный хохот.

— Самое главное, Маргарита уехала в Париж, а Пиросмани остался один, — резюмирует наш гид.

Последние дни графа Пиросмани

Пиросмани рисовал сугубо на клеенках, картоне и металле. Говорят, он не ведал, сколь велик, да и признание пришло к нему после ухода из жизни.

Создан виртуальный гид по картинам Пиросмани и Гудиашвили >>>

— Недалеко от станции метро Вокзальная был ресторан, назывался «Сами китно», — продолжает Лали. — В этом заведении было много картин Пиросмани и его вывески. Там братья Зданевичи, прославившие творчество художника, и увидели его картины. Вы гениальны, — сказали они ему. На что он ответил: «Я знаю».

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Старый стол, за которым художник проводил долгие зимние вечера

— Он удивительный художник. Его знает весь мир. И потом, он был чудесной личностью. По происхождению крестьянин, а по состоянию души — граф. К нему так и обращались. «Он с нами живет, но до нас не опускается», — говорили окружающие. Нет, он не был снобом.

Он всегда обедал в одиночестве, но если кто-нибудь его приглашал, а ему не хотелось, он мог встать и выйти из заведения. Духанщики не понимали, что из себя представляет Никала. Он для них был красильщиком Никалой. Заказывали ему, положим, нарисовать вывеску и могли настаивать на своем видении.

В такие моменты Никала мог встать и, не закончив рисунок, выйти и неделями не появляться в этом духане.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Репродукция картины «Свадьба в Кахетии». Художник Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили) (1862-1918). 1913 год. Клеенка, масло.

Дому, в котором жил Пиросмани, 127 лет. В бытность в нем музея, никакой серьезной реставрации, по словам Лали, в нем не производилось. Каждый год городские власти обещают и все никак не дойдут. А дом, между тем, ветшает. Подвал, в который мы направляемся, заключительная часть экскурсии. В его дальнем углу, заваленном мусором, доживал последние дни художник.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Экспонаты музея Пиросмани в Тбилиси

В мае 1918-го Пиросмани, обессиленный хроническим недоеданием, подхватил свирепствующую в те времена испанку. Три дня пролежал Пиросмани в подвале.

У него не было денег заплатить за каморку, и он перебрался в подвал. Его стоны совершенно случайно услышал сосед. Он был к этому времени уже в очень тяжелом состоянии.

Его подняли, отвезли на повозке в Михайловскую больницу, и на следующее утро он скончался.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Заброшенный подвал, в котором был найден больной и немощный Нико Пиросмани. Платить за каморку под лестницей к тому времени средств уже не было.

Где похоронен художник, чьи картины оцениваются сегодня в миллионы долларов, неизвестно. Либо прямо во дворе Михайловской больницы, либо за оградой Кукийского кладбища, где хоронили бездомных людей. Сохранилась лишь скромная могильная плита в пантеоне на горе Мтацминда…

  • Пантеон на горе Мтацминда.© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
  • Могила художника до сих пор не найдена. И благодарные потомки в знак благодарности установили мемориальную доску в пантеоне, где похоронены выдающиеся личности© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

1 / 2

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Пантеон на горе Мтацминда.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20180823/241816052/dom-pirosmani-tbilisi-kak-jil-xudojnik-posle-milliona-alix-roz.html

Ух, Тбилиси! Эх, Тбилиси! Ах, Тбилиси! Ох, Тбилиси!

В Грузию мы поехали вдруг. Собирались в Лиссабон, а оказались в Тбилиси, о чем впоследствии ни на секунду не пожалели. Как обычно, собираясь в путешествие в котором предстоит много перемещаться, встал нелегкий выбор аппаратуры для съемок.

После недолгих размышлений решил оставить все тяжеловесные флагманы дома и взять с собой тестовый 35-мм Sony RX-1, специально предоставленный для этого путешествия фирмой Sony новенький A7 c объективом 16-70 мм и Sony Action Cam AS100V для панорамных съемок.  Итак, Тбилиси.Этот город поражает. «Город контрастов» — это сказано про него. Тут столько всего… И все такое разное…

Пожалуй, дабы не погрязнуть в собственных эмоциях, я буду рассказывать о самых интересных местах в которых мы успели побывать в порядке очередностиПроспект Шота Руставели. Отличное место для прогулок в тени вековых платанов. Через каждые 5 метров — скамейки для отдыха. Кафешки, кондитерские…

Все продвинутые хипстеры не выходят из дому без футболки или рубашки в полоску.

Такое впечатление, что попал на флот. Девушки, в большинстве своем, несмотря на жаркую летнюю погоду, ходят в громоздких осенне-зимних башмаках. Все ужасно модные и прогрессивные.Возле метро Шота Руставели у здания Академии наук расположился небольшой сувенирный развал. Магнитики-хинкали, нарды, подделки под знаменитую перегородчатую эмаль…

Сойдет для непредвзятого туриста, но настоящим ценителям прекрасного и коллекционерам я бы порекомендовал отправиться на блошиный рынок у Сухого моста (об этом позже)

Старый город.Самое сердце Тбилиси. Тут, не уставая, можно бродить часами, наслаждаясь покосившимися старыми зданиями и знаменитыми тбилисскими двориками.

Если вы вдруг заблудитесь, то всегда сможете узнать дорогу и первого встречного. Практически все тбилисцы вне зависимости от возраста разговаривают на русском или на английском языках.

Улица Леселидзе.Отличное место для неспешных вечерних прогулок. Уйма кафешек, кондитерских, ресторанов, сувенирных и антикварных лавок.

Если начинать прогулку по улице Леселидзе от площади Свободы, то я бы рекомендовал посетить следующие места в порядке из появления на вашем пути:Замечательная кафешка «Мачабхела». Количество и разнообразие хачапури просто поражает воображение рядового гражданина Российской федерации.Кафе LinvileКафе расположено на втором этаже старого дома прилегающего к улице Леселидзе.

Мастерский дизайн помещения создает полную иллюзию коммунальной квартиры, населенной художниками и музыкантами. Скорее всего, это и есть бывшая коммуналка.

Не поленитесь побродить по комнатам и обязательно посидите на балкончике в тени винограда, освежаясь вкуснейшим лимонадом.

Заведение из разряда обязательных к посещению.

А вот в этом магазинчике на углу можно найти тканные ковры 100-летней давности. Разбег цены очень большой. От 100 до 1000 долларов. Торгуйтесь не стесняясь.Moulin ElectriqueКафешка в одной из подворотен улицы Леселидзе. Очень уютно и вкусно.

Соседство синагоги и снующих туда-сюда правоверных евреев придают этому месту некую пикантность)

Спустившись вниз по Леселидзе и повернув налево вы попадаете на улицу Ираклия II. Тут стоит посетить несколько арт-салонов знаменитой грузинской перегородчатой эмали. На всех остальных рынках — штамповки! Чаще всего это картинки залитые сверху каким-то прозрачным пластиком.

Грузинская эмаль — удовольствие не из дешевых. Если вы захотите приобрести приличное изделие от настоящего мастера, то придется раскошелится.На этой улице целая куча баров и ресторанов, облюбованных буржуями. Все красиво и богато. Цены высокие, еда не самая лучшая (по сравнению с другими заведениями). Я не рекомендовал бы коротать здесь время истинным ценителям грузинской кухни.

Если вы выйдете с Леселидзе на улицу Ираклия II и повернете направо, в другую сторону от баров, то тут же обнаружите еще одну замечательную лавку с новыми и винтажными грузинскими коврами. Цены тут, пожалуй, будут подешевле, чем в предыдущей. Глаза разбегаются. Мы не удержались и купили 2 дорожки и один 50-летний ковер.

В хозяйстве пригодится!Покончив с улицей Леселидзе, перехожу к основным достопримечательностям, которые я бы рекомендовал к посещению в Тбилиси.Мост Мира. Довольно странный, на мой взгляд, объект современной архитектуры.
Все собаки в Тбилиси максимально дружелюбные и веселы. Это о многом говорит… Клипса в ухе означает, что собака стерилизована властями. Мелочь, а приятно.

Перебравшись через мост на другую сторону вы попадете в замечательное место — уютный парк для отдыха.

Такие питьевые фонтанчики можно встретить в разных местах по всему Тбилиси (да и по всей Грузии)Пересекая парк по диагонали направо, выходим к фуникулерной кассе.Фуникулер к памятнику Родина-Мать. В Тбилиси существует два фуникулера.

Волею судеб, мы не успели посетить один из них, ведущий к парку развлечений и огромному колесу обозрений. Зато прокатились на другом. Возле кассы пасутся цыгане-попрошайки:- Дядь, я тя умоляю, дай чурчхелу…- Русский дядя, дай сто рублей…
Наверху просто сумасшедший вид на город. От красот Тбилиси голова идет кругом.

Мост посреди реки — начальная точка подъема
— Сугубо грузинский мароженый!!! Сугубо грузинский мароженый!!!Он очень гордился словом «Сугубо» и тщательно выделял его. В итоге, мороженное оказалось корейское)Еще один колоритный «Остап» разыгрывающий ружье, телефон и фотоаппарат. 2 лари за веселуху.Вниз спускаемся пешком, по прежнему наслаждаясь красотами Тбилиси.

Спуск лежит вдоль живописнейших тбилисских домишек
В конце пути дорога упирается в желтое здание с кучей скворечников на фасаде. Дверь слева — вход в ночной клуб LABoratorium 13, справа Art-Cafe HOME.
К нашему приходу кафе как раз открылось и мы решили зайти. В плане дизайна место просто уникальное.

Но интерьеры заведения это не самое интересное в этом месте. Главный талисман и основной посетитель заведения — ручной кролик Роджер. После нашего вторжения он немного постеснялся…
потом хлебнул Валерин коктейль…перешел к моей пивалде…и «аж заколдобился».Следующее заведение — дегустационный винный зал Vino Underground на улице Галактиона Табидзе.

Кухни тут нет, но вы можете отведать любое из представленных вин, закусывая вкуснейшим твердым овечьим сыром. Вечером зал битком и если вы не любите шумные компании, то лучше зайти сюда днем. Дорого, стильно, вкусно…

Отдельного внимания заслуживают парадные тбилисских домов. Проходя мимо очередного архитектурного шедевра, не поленитесь заглянуть вовнутрь.

Тем более, что жильцы никогда не возражают против внезапных гостей на их территории. Они гордятся своим городом, улочками, домами и им всегда приятно внимание туристов.

Знаменитая парадная на улице Атонели 31
Духан «Рача» на улице Лермонтова.По-моему объективному мнению это одна из самых вкусных забегаловок Тбилиси.

Все максимально аутентично: никакого меню, обходительного обращения и заискивания перед клиентом. Подвальная столовка. Но зато как здесь кормят…
Покосившиеся столы, обшарпанные стены и вонючий туалет придают этому заведению незабываемый колорит. Основные посетители — коренные тбилисцы. Сюда приходят вкусно, быстро и сытно поесть.

Вся еда в сыром виде на вашем обозрении в открытой витрине-холодильнике рядом с кассой. Подходите, тычете пальцем. Выбранное блюдо отправляется на кухню готовиться.Низкий уровень цен поражает воображение. К примеру, бокал разливного пива Натахтари обойдется в 2 лари (40 рублей). Истинный ценитель грузинской кухни никогда не пропустит это заведение.

Хочу предупредить, что девочки с трудом выносят это заведение. Место для настоящих мужиков со стальными яйцами!!!Далее наш путь лежит в сторону Сухого моста. Повернув с проспекта Шота Руставели за музеем Пиросмани налево вы выйдете к Сухому мостуРекомендую поковыряться в находящихся поблизости антикварных магазинчик. Можно найти интересные вещи.

Читайте также:  Батуми - ереван: как добраться на поезде, машине

Но задерживаться надолго тут не стоит — все самое интересное впереди. Переходим мост и оказываемся на знаменитом тбилисском блошином рынке, который достоин отдельного поста. Лучшее время для посещений суббота- воскресенье. В будние дни рынок не перестает работать. Подходить лучше после 13.00.Кафе Захар Захарыч.

Спустившись под Сухой мост со стороны блошиного рынка вы сможете обнаружить очередной прекрасный ресторанчик Захар Захарыч. Искали долго — почему-то никто из местных подсказать не мог. Хорошие цены и замечательная еда. Лучшие рекомендации!

Напротив Захар Захарыча очередная лавка с древними коврами. Дорого, качественно, красиво.Духан Софии Мельниковой. Найти просто.

Находится во дворике литературного музея. Место просто прекрасное. На мой вкус, тут подают одни из самых вкусных хинкали в городе. Отличное место для завтрака в тени винограда.

Замечательный ценник, ассортимент и качество блюд

Во время завтрака мы были атакованы гиперактивной кошкой, которая в отличие от кролика Роджера на алкашку не зарилась, а была настроена исключительно на хинкали.

Улица Пушкина. Красивая широкая улица с восстановленными или заново отстроенными старинными зданиями.

С высоты пешеходной зоны видны восстановленные археологами стены древнего Тбилиси. Тут же находится модное хипстерское заведение «Варшава» и сырная лавка с огромным выбором грузинских сыров

Круглый сад с фонтаном «Маленький принц»Отличное место для отдыха и релаксации.

Отсюда направляемся дальше по одной из множество расходящихся улочек — Барнова и приходим в Арт-Кафе-Шоп «О, Мода, Мода» (Барнова, 64). Если вас интересует авторские изделия и одежда молодых тбилисских дизайнеров и модельеров, то вы пришли в нужное место.

Театр марионеток Резо Габриадзе.Резо Габриадзе — легендарная личность и гордость Грузии.

Автор фильмов «Кин-Дза-Дза!», «Не горюй», «Мимино». Очень красивое детское здание театра марионеток. И вообще замечательное место. В 12.00 и в 19.00 на башне начинается небольшое кукольное шоу.

Обязательно сходите на один из спектаклей. Билеты 15-20 лари. Мы выбрали «Осень моей весны». Спектакли идут на грузинском языке с английскими субтитрами. Замечательные куклы, трогательные истории.

Тут же расположился ресторанчик «Габриадзе». Говорят, что блюда здесь просто сказочные, а попробовав десерт вы не забудете его никогда. Мы так и не зашли сюда. К сожалению, всего объять невозможно. Отложили до следующего раза.Черепашье озеро.Вылазку сюда совершать не рекомендую. Ничем не примечательное озерцо с запущенной зоной отдыха.

Если вы не любитель прогулок на водных велосипедах, то вам здесь делать нечего.На полпути вниз к городу расположен Этнографический музей.Еще одно место достойное посещения. В свое время из разных уголков Грузии сюда были привезены и восстановлены жилые дома  различных исторических периодов.

Гида на входе брать не стоит.

В каждом доме находится смотритель который с удовольствием поделится с вам своими знаниями.

Очень странный и навязчивый полицейский-охранник, возомнивший себя гидом. Переврал все исторические факты и попытался обратить меня в православие.- Перекрестить, может хоть что-то в твоей жизни светлое произойдет…
Арт-Кафе «144 ступени».Долго топать вверх. Красивый вид на Тбилиси. Внутри какое-то количество картин на продажу, снаружи удобные мягкие диванчики и кресла. Дорого. Очередное модное хипстерское заведение. За стакан лимонада с меня взяли 9,2 лари. Неслыханные по тбилисским меркам расценки. К примеру, бокал хорошего вина в приличном заведении, стоит 7-8 лари.

Тбилисские серные бани.При большом желании можно посетить. и это легендарное заведение. 50 лари — VIP банька (сомнительной свежести маленький бассейн, душ, сауна), 3 лари — общий зал. Мы не ходили, как-то не возникло желание…
Музей Пиросмани.Ну тут особо рассказывать нечего. Нужно быть идиотом, чтобы побывав в Тбилиси не посетить музей Пиросмани. Замечательные художники, замечательные картины…

Археологический музей.Так же как и музей Пиросмани находится на проспекте Руставели. Зайдите — не пожалеете. Тут же находится советский оккупационный музей. Очень поучительная экспозиция.Очень мне этот древний воин с писюном наперевес понравился. Ни сабли тебе, ни пистолета. Вот воевали же люди раньше…Ну вот вкратце и все.Напоследок, в помощь собирающимся в Грузию, несколько слов о том где стоит жить.

Жилье мы с легкостью нашли через Airbnb.com (Maia Guest House) прямо в центре Тбилиси рядышком с метро Шота Руставели. Отличный семейный отель. Радушная хозяйка Майя (тел. +995599771094). Номера от 30 до 40 долларов в сутки. Мы выбрали комнату за 40 долларов с собственной ванной. Огромный плюс — кухня

Если вас интересует более бюджетные варианты, то вы без проблем сможете остановиться в одном из многочисленных хостелов прямо в старом городе.

Отдельная благодарность фирме Sony за поддержку и предоставленную технику для проведения съемок.

Остальные фотоматериалы на сайте www.ohrim.ru

Сайт кайт школы Windy www.windyschool.ru

Источник: https://alexohrim.livejournal.com/1971.html

Тбилиси Нико Пиросмани. | турист это навсегда

Почти сто лет тому назад, а именно 7 апреля 1918 года в Михайловскую больницу Тбилиси был доставлен голодный, больной, с виду самый типичный бродяга, обитавший в подвале дома, адрес которого затерялся во времени.

Через два дня бродяга отдал богу душу, и ветер времени стал неспешно заметать следы, которые он оставил в истории Грузии. Вжик, вжик. Словно утренний метельщик начал свою каждодневную работу. Нико Пиросмани.

Художник и потерянная душа, никому не нужный при жизни, даже дата его рождения есть лишь примерное число и год, и востребованный после смерти. Художник-странник, чья жизнь превратилась больше в легенду, чем в хронологию событий и фактов.

Чье творчество, каким бы примитивным оно не казалось, вдруг оказалось необычайно живым и значительным. Но, с опозданием для него.

Благодаря жителям Тбилиси, которые вдруг встрепенулись, и пусть с опозданием, но, в городе сохранились и появились места, так или иначе, связанные с ним… Само собой, их гораздо больше, чем встретилось нам. А мы их, за короткое пребывание в Тбилиси, видели ровно три, точнее три с половиной.

Первое, это та самая бывшая Михайловская больница, здание которой в отличие от улицы, а это проспект Агмашенебели, на которой она находится, совершенно не выглядит нарядным и ухоженным, а даже наоборот, забытым, как некогда сам Пиросмани.

Второе, это памятник дворнику, который приютил несчастного Пиросмани в один из тяжелых для него периодов жизни, которые, впрочем, следовали друг за другом, сливаясь в одно целой, практически не разбавляясь светлыми пятнами.

Дворник, который если верить очередной полу-легенде, бегал по улице и восторженно вещал каждому встречному, что его, в качестве благодарности, изобразили на бумаге и очень даже похоже. Эта картина сохранилась и широко известна.

И, третье. Это маленький, весьма скромный музей художника, расположенный в доме, в котором Пиросмани проживал последних года полтора перед смертью. На одноименной улице. В доме № 29. Его работы и фотографии встретят вас уже в холле музея, в который нам попасть не удалось, мы оказались там раньше его открытия.

Оставшиеся 0,5 я бы отнес с легкой иронией, дому № 42, расположенному по той же улице, но на противоположной стороне. Если бы мы шли по улице Пиросмани от жд вокзала, то ничего интересного бы не произошло.

Мы же, двигаясь с противоположной стороны и выискивая музей, вдруг увидели на арке одного из домов репродукцию его работы, и приняли его за указатель, направились в арку дома, в итоге оказавшись в самом типичном Тбилисском дворе без всяких признаков какого либо музея.

Похоже, мы были далеко не первыми, кто купился на это.

Увидев нас и смесь замешательства и недоумения, ярко написанные на наших лицах, женщины, стоявшие на одном из балконов и о чем-то мирно беседующие, объяснили нам так буднично, словно интересуясь свежестью продуктов на рынке, что музей Пиросмани находится чуть дальше по улице, и на другой стороне. Интересно то, что мы, после входа во двор, не произнесли ни слова, и ни о чем их даже не успели спросить.

Вполне возможно, что именно из подвала этого дома, где расположен нынче музей, и был доставлен в больницу художник, чья история легла в основу песни « Миллион алых роз», но это уже совсем другая легенда.

Если это так, то на мой взгляд, правильнее было бы уточнить, что именно в подвале этого дома доживал свои дни человек, ставший гордостью нации.

Дабы не было сомнений и искривлений в реальной, сложной, полной лишений и безответной любви, жизни художника, воскресшего после смерти из пучины, в которую ушел в полном одиночестве и без гроша в кармане.

Related Posts

Остров Сите. Один из двух островов в самом центре Парижа. Именно отсюда пошла история этого города. Некогда простое поселение переросло со временем в один из самых лучших и романтичных городов …

READ MORE

Сказать об этом месте на границе Италии и Швейцарии, что оно красиво, все равно, что назвать картину «Мона Лиза», Леонардо да Винчи, неплохим женским портретом. Даже понятие « захватывает дух», …

READ MOREПервое место захоронения Колумба.

В 1506 году от рождества Христова, в испанском городе Вальядолид в возрасте 55 лет умер человек носящий прозвище «Адмирал океана Море». Прославленный путешественник Христофор Колумб. Но, с его смертью, его …

READ MORE

Sunset beach. Вот что умеют наши американские друзья, так это организовать любой отдых так, что у клиентов не будет вообще никаких проблем. Будь это пляжный, активный, городской или любой другой, …

READ MORE

С виду это типичный испанский особняк, выстроенный в традиционном для страны стиле. Хотя построен он далеко не испанцем. В 1937 году, именно тогда на острове Фуэртевентура, входящем в Канарский архипелаг …

READ MORE

Дорога, длиной в 10000 лет. 10000 лет истории, трансформированные в один из самых известных туристических маршрутов по Ирландии. «Ring of Kerry» или «Кольцо Керри». Как говорят сами ирландцы – « …

READ MORE

Парк развлечений. Странная судьба была уготована острову некогда населенному, неловкими на земле и величавыми во время полета, пеликанами и отделенному от суши холодными водами пролива. Алькатрас. Ни одна тюрьма мира …

READ MORE

Эту пару домов не заметить в Праге решительно невозможно. Глаза сами раскрываются от легкого удивления при взгляде на них. Совершенно не ожидаешь увидеть такое архитектурное чудо среди привычных Пражских домов. …

READ MORE

Малая Грузинская улица. Одна из сотен прочих московских. Кто о ней вообще слышал и помнит за пределами столицы. Разве только потомки того грузинского царя в изгнании, которому была жалована территория …

READ MOREВторое место захоронения Колумба.

Христофор Колумб, несомненно, является личностью такого масштаба, которая притягивает к себе интерес даже спустя сотни, прошедших после его легендарных путешествий, лет.  И тысячи и тысячи людей ежегодно посещают место его последней …

READ MORE

Первое место захоронения Колумба.

Второе место захоронения Колумба.

Источник: http://www.turistvsegda.ru/tbilisi-niko-pirosmani/

Долгожданная Грузия. Достопримечательности Тбилиси

Начало здесь: Долгожданная Грузия. Тбилиси в январе

По узким, кривым и хаотично расположенным улочкам старого Тбилиси вскарабкались по подножию горы Мтацминда к нижней станции фуникулера. Тротуары тут узкие, многие улицы вымощены брусчаткой. В Тбилиси очень много беспризорных собак, а газонов мало, поэтому все время нужно смотреть под ноги, чтобы не наступить на что-нибудь неприятное.

Некоторые дома, как этот – старинные, покосившиеся, так что трудно себе представить, каковы же полы там внутри – явно наклонные. Кое-где сохранились старые городские стены, дома лепятся и карабкаются прямо на них. В одном месте около Анчисхати нам попалась табличка: «Дом в аварийном состоянии, не подходите».

На другой улице у подъезда многоэтажного дома увидели гору дров, которые несколько мужчин, оживленно беседуя, заносили внутрь.

Тбилисский фуникулер

Наконец подошли к станции фуникулера. Тбилисский фуникулер был построен в 1905 году бельгийцами, и являлся в тот момент уникальным сооружением, привлекавшим большое внимание далеко за пределами города. Он упоминается в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Сейчас нижняя станция фуникулера окружена городской застройкой, но когда-то она была заметна издалека, как видно на этом дореволюционном фото.

Тбилисский фуникулер изображен на картине Нико Пиросмани.

Угол наклона пути составляет 28-33 градуса (перепад высот: 235 метров, длина пути 491 м). На фуникулере один путь, по которому курсируют 2 вагона в разных направлениях. В середине маршрута расположен 70-метровый разъезд с промежуточной станцией.

Каждый вагон вмещает до 60 пассажиров (18 мест для сидения), а стоимость проезда составляет 2,5 лари (55 рублей).

В 2000 году после обрыва троса фуникулер был закрыт на реконструкцию, которая завершилась лишь в 2013 году.

На гору Мтацминда раньше вел еще один путь — подвесная канатная дорога, построенная в 1958 году, на которой 1 июня 1990 года разразилась страшная трагедия — оборвался трос, одна кабина врезалась в стену, другая, находившаяся наверху, набрала скорость и, ударившись о перекрученный трос, раскололась надвое. В результате трагедии 19 человек погибли, 42 получили травмы.

Гора Мтацминда

На вершине горы Мтацминда находится телебашня и разбит парк аттракционов, в котором, впрочем, нечего делать зимой. В павильоне расположены рестораны.

Хотя гора Мтацминда не очень высока, но все же на ее вершине заметно прохладнее, чем в городе, и даже лежит немного снега.

Со смотровой площадки на горе Мтацминда открывается великолепный вид на Тбилиси.

Монастырь святого Давида. Тбилисский некрополь

Если выйти на средней остановке фуникулера, то можно попасть в монастырь святого Давида, около которого расположен знаменитый Тбилисский некрополь, или пантеон.

Читайте также:  Суп харчо с курицей: рецепт с фото пошагово

Самое значительное и самое первое захоронение пантеона — могила писателя А. С. Грибоедова. Тело Грибоедова, трагически погибшего в Тегеране в 1829 году, было захоронено здесь стараниями его жены Нино Чавчавадзе.

 Счастливый брак 33-летнего писателя и 16-летней княжны продлился всего несколько месяцев, но Нина хранила верность мужу до последнего дня своей жизни. При известии о трагической кончине супруга у нее начались преждевременные роды и она потеряла единственного ребенка.

 Нина Грибоедова никогда больше не вышла замуж и почти 30 лет не снимала траурных одежд, она умерла в 1857 году от холеры.

На могиле Грибоедова начертаны проникновенные слова Нины Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

Пантеон официально открыт в 1929 году к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране. С того времени многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь.

Кладбище управляется Тбилисским муниципалитетом и является одной из известнейших городских достопримечательностей. Ряд надгробий выполнен известными скульпторами (В. Демут-Малиновский, Я. Николадзе, Э. Амашукели, М.

Бердзенишвили, Б. Авалишвили и др.)

На горе Мтацминда захоронены писатели Нодар Думбадзе и Галактион Табидзе, ученик Пиросмани художник Ладо Гудиашвили, причисленные к лику святых Дмитрий Кипиани, Эквтиме Такаишвили и Илья Чавчавадзе, мать Сталина Екатерина Геладзе, первый Президент Грузии Звиад Гамсахурдия и многие другие актеры, писатели, ученые и общественные деятели.

Но это место на середине горы Мтацминда знаменито не только некрополем. В VI веке здесь поселился в маленькой пещерке преподобный Давид Гареджийский, пришедший в Грузию из Сирии в числе его 13 других монахов. К этому времени персы успели сильно потеснить христианство в Грузии, насаждая огнепоклонство, так что приход сирийских монахов в Грузию иногда называют вторым крещением. 

Преподобный Давид со своим учеником Лукианом жил на горе Мта-Цминда («Святая Гора»), и каждый четверг спускался в город, чтобы наставлять жителей в основах христианской веры.

Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви.

Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую женщину, чтобы она оклеветала преподобного и назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к женщине и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет, мой отец кузнец».

Женщину подвергли наказанию за клевету, и вскоре она родила камень.

На этом месте в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, была построена удивительной красоты белая церковь Святого Георгия, носящая название Кашвети (в переводе с грузинского «где был рожден камень» — ква–камень, швa–родила).

Преподобный Давид горько скорбел о том, что ему пришлось стать невольным виновником мучений женщины, и много плакал о ее участи. От слез святого в пещере, где он жил, забил святой источник, вода которого до сих пор помогает верующим женщинам, страдающим бесплодием и другими женскими немощами.

После печальной истории с женщиной преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный благословил учеников пойти в Иерусалим и помолиться у Гроба Господня, а сам так и не вошел в Святой Град, считая себя недостойным топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Сотворив на горе молитву, преподобный Давид поднял с земли три камня, положил их в котомку и отправился в обратный путь. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел со словами, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня.

Патриарх тотчас велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня. Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени (сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси).

С тех пор считается, что в Давидо-Гареджийской Лавре сосредоточена треть благодати Иерусалима, а сам преподобный Давид изображается на иконах с камнем в руке.

На месте кельи святого Давида возведена маленькая часовня, в которой совершается богослужение в престольный праздник — четверг после Вознесения, день памяти преподобного Давида. Через отверстие в стене можно увидеть маленькую пещерку, служившую когда-то кельей преподобного; ныне она полна воды, которая сочится по стенам. Внутри часовни устроена купель для погружения.

Картины Нико Пиросмани

Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Родившись в 1862 году в крестьянской семье в Кахетии, он жил и умер нищим и безвестным.

Пиросмани был четвертым ребенком в семье и не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков.

Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, вскоре он сам стал бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески.

Свои картины Пиросмани писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои — крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды.

Пиросмани не был профессионалом и не прибегал сложным композиционным приемам, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением.

С картиной «Актриса Маргарита» связана трогательная история, известная старшему поколению по песне в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Случай, описанный в песне, действительно произошел, и героем его был никто иной, как Нико Пиросмани.

Певица-шансонье, танцовщица и актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр приехала в Тифлис на гастроли. Пиросмани сразу влюбился в красавицу-актрису, продал все свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в Тифлисе.

Цветы привезли в девяти повозках, их охапками выгружали на мостовую перед гостиницей. Вопреки стихотворному образу Андрея Вознесенского, в легенде рассказывается не только об алых розах (розы были самых разных расцветок), но и помимо них, были ещё сирень, веточки акации, анемоны, пионы, лилии, маки и многие другие цветы.

В благодарность за безудержную щедрость художник получил лишь один поцелуй француженки.

Встреча была коротка- В ночь ее поезд увез. Но в ее жизни была песня безумная роз. Прожил художник один Много он бед перенес,

Но в его жизни была целая площадь цветов.

Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям.

Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности.

Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это». 

Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии («Голубая галерея»). Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот.

Не уцелело ни одной его стенной росписи – после революции все они были сбиты или погибли вместе с домами.

Из вывесок, которые он писал во множестве для духанов, в трудные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохранялись остатки краски, а то и угадывался чей-то фантастический глаз. Сохранились лишь три фотографии Пиросмани.

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело.

Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама».

Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего». До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

К. Г. Паустовский вспоминал: «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеёнке, снятой со столика. Клеёнки были чёрные и белые.

Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.

Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ.

Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение».

В соседнем зале небольшой Голубой галереи выставлены работы учеников и последователей Нико Пиросмани.

Ладо Гудиашивли «Три гражданина» 1920

Давид Какабадзе «Имеретинский натюрморт» 1919

Давид Какабадзе «Имерети» 1917

Тбилиси. Серные бани

Осталось рассказать об одной из главных достопримечательностей старой части Тбилиси — Абанотубани — знаменитых серных банях. Построенные в разное время в XVII-XIX веках, они занимают целый квартал. Некоторые роскошные отели, расположенные по соседству, имеют свои собственные бани.

С Абанотубани связана легенда об основании Тбилиси. Согласно ей, грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этой местности и выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол упал на добычу и птицы скрылись в лесу. Когда царь отыскал своего сокола, оказалось, что добытый им фазан упал в горячий источник и сварился.

Теплые источники в этом месте всегда служили местом купания для жителей. В районе Абанотубани археологи обнаружили бани I—II в.в. с выложенными мозаикой бассейнами, раздевалками и широко разветвлённой системой керамических труб. Даже своё название город получил от слова «тбили» (или устаревшее «тфили»), что означает «теплый». Название это указано на римской карте IV века в форме «Тбиладо».

Восторженные описания тифлисских бань оставили Александр Дюма и А. С. Пушкин. Банщики мастерски делали массаж клиентам, парили их пенными мыльными мешками, терли шерстяными рукавицами.

В наши дни комплекс бань приватизирован, тут действуют несколько частных банных комплексов разного уровня стоимости. Есть отдельные мужские и женские залы, можно также снять отдельные номера.

Тбилиси. Цминда Самеба

Цминда Самеба (Пресвятая Троица) — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

В соборе 13 престолов (часть из них расположены глубоко под землей); нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

 Комплекс Цминда Самеба включает не только сам собор, но и отдельно стоящую колокольню, резиденцию Католикоса, мужской монастырь, канцелярскую семинарию, Духовную академию и места для отдыха.

Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства.

Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года.

 После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии, предстоятеля Грузинской православной церкви.

Район, в котором выстроен храм — Авлабари — старинный и по духу совершенно деревенский. Тем самым храм сильно контрастирует с окружением и, как считается, был задуман именно для модернизации окружающих кварталов. 

Высота верхнего собора составляет 68 м (плюс надкупольный крест 7,5 м высотой). Протяжённость строения с востока на запад — 77 м, с севера на юг — 65 м. Общая площадь — свыше 5 000 кв. м, вмещающая до 15 тысяч прихожан. При всей своей громадности, храм характеризуется высокой сейсмобезопасностью, что отдельно отмечено в проекте.

Все четыре фасада собора Цминда Самеба украшены арками и несколькими рядами уникальной резьбы. Искуссной резьбой покрыты также столбы, окаймляющие аллею, ведущую к собору. На столбах — изображения персонажей грузинской истории, царей, патриархов, святых. Работы по резьбе еще продолжаются.

Тбилиси. Памятник Мимино

Благодаря друзьям мы узнали, что совсем рядом с нашей гостиницей находится памятник героям фильма «Мимино». Мы с мужем очень любим эту щемящую грустно-смешную ленту Георгия Данелии, и конечно же не могли пройти мимо монумента.

Интересно, что скульптор изобразил героев фильма настоящими, объемными, живыми, а режиссера — маленьким, второстепенным, как бы являющимся частью афиши. И это правильно, ведь герои Данелии нам так хорошо знакомы, словно мы встречались с ними в жизни.

Памятник работы Зураба Церетели изначально планировалось установить в Москве, но потом московские власти отказались от этой идеи, и автор передал его в дар Грузии, где в 2011 году состоялось его торжественное открытие в присутствии Вахтанга Кикабидзе.

За два дня в Тбилиси мы успели осмотреть значительную часть города, и практически все главные достопримечательности.

Мы также проехали по Сухому мосту с его блошиным рынком, несколько раз проезжали по проспекту Руставели, видели золотого Георгия Победоносца (от Зураба Церетели) на площади Свободы, удивлялись на Дом Юстиции с его крышей, напоминающей рассыпавшуюся стопку блинов.

Мы издали видели монумент Матери-Грузии, но не успели подняться к нему на подвесной канатной дороге. Мы прогулялись по мосту Мира и прилегающему к нему парку, прошлись по некоторым улочкам старого города. В целом, мы составили впечатление о Тбилиси, и надеемся побывать в нем еще.

На следующий день мы перебрались в Гудаури. Обзор этого горнолыжного курорта читайте в третьей части отчета.

Дата публикации 26.02.2018

Источник: https://materinstvo.ru/art/16161

Ссылка на основную публикацию