Джвари монастырь святого креста в грузии

Монастырь Джвари

Все туристические маршруты Грузии ведут в Мцхету – древнюю столицу. Все в этом городе связано с христианизацией Картли и драгоценными культовыми артефактами: хитоном Иисуса и крестом Святой Нино. Недалеко от Мцхеты, на горе стоит монастырь Джвари (Крест), который с удовольствием посещают туристы. Этот монастырь возведен так, что виден с любого места Мцхеты.

Исторический экскурс

Испокон веков, еще с языческих времен, возвышенности, будь-то гора или холм, использовались жрецами. На них строились языческие капища, куда приносили жертвы. Традиция строительства храмов на возвышенностях перешла и в христианство. Место, где сейчас расположен монастырь Джвари, и в дохристианский период использовалось для языческих ритуалов.

Равноапостольная святая Нино

 История монастыря непосредственно связана со Святой Нино – якобы, дальней родственницей Георгия Победоносца. Она была «крестительницей» Грузии. Равноапостольная Нино, будучи монахиней бежала вместе с 38 послушницами и настоятельницей Репсиме в Армению от гонений Диоклетиана. В Армении настоятельницу Репсиме и послушниц казнили, а Нино удалось чудом спастись.

Из виноградной лозы и своих волос, она сделала посох в виде креста и двинулась в путь, на север. Сейчас этот крест является святыней Грузии и хранится в Тбилисском храме Сиони. Через грузинский регион Самцхе-Джавахети, Нино дошла до бывшей столицы Грузии Мцхеты, где проповедовала христианство и жила под ежевичным кустом, на месте которого возведен  храм «Самтавро».

Крещение грузинского монаршеского семейства: царя Мириана и царицы Наны, ознаменовалось установкой трех поклонных крестов:

  1. На вершине Тхоти;
  2. В, теперь уже разрушенной, крепости Уджарма;
  3. На месте капища у Мцхеты.

С проповедями просветительница дошла до Кахетии, где и провела последние дни своей жизни. Она умерла в местечке, где сейчас находится действующий монастырь Бодбе, там же она и похоронена.

Царь Мириан, хотел перевезти ее останки в Мцхету, но ему не удалось это сделать. Запряженные быки не смогли сдвинуть с места, телегу с телом миссионерки. Монастырь Бодбе также является местом, часто посещаемым туристами.

Он находится в двух километрах от Сигнахи.

Через два века, после установления поклонного креста на месте языческой святыни Армазиу Мцхеты, построят «Малый храм», руины которого можно увидеть и сейчас. Большой храм в виде тетраконха возведен позже, в первой половине VII века. Его специально строили с таким расчетом, чтоб крест, установленный святой миссионеркой Нино, был в центре сооружения.

Во время очередного нашествия иноземцы сожгли Джвари и вынесли оттуда, хранившийся там поклонный крест. Средневековый историк Леонтий Мровели в своей «Хронике…» упоминает об этом случае.

Он пишет, что захватчиков, которые забрали с собой крест, охватил тяжелый недуг, они вернули святыню назад и водрузили на прежнее место.

Крест, который сейчас стоит на постаменте, установлен в последние годы и не имеет ничего общего с первым поклонным крестом, следы которого утеряны.

Более никаких значительных событий вокруг храма не происходило, пока Лермонтов не описал в «Мцыри» некий монастырь у слияния Арагви и Куры. Появилась версия о том, что русский поэт описывал именно Джвари.

Из-за удобного стратегического расположения территорию вокруг монастыря российские войска долгое время использовали в качестве военного объекта. Следы, оставленные вандалами, до сих пор можно видеть на стенах храма.

Архитектура монастыря и храма

От монастыря сейчас почти ничего не осталось. Лет 200 назад также были лишь «столбы обрушенных ворот» – как писал поэт. Джвари считается одним из древнейших христианских храмов, хотя и неоднократно реставрировался и перестраивался.

<\p>

Архитектура храма тетраконх – без сомнения свидетельствует о византийском влиянии того времени. Начало строительства храма датируется концом VI века, приблизительно 590 г. Закончено было строительство в начале VII века, приблизительно 604 г.

В то время грузинские храмы, как правило, представляли собой базилики без куполов.

Храм Джвари является одним из нескольких церквей в виде тетраконхов, построенных в Грузии и Армении того времени, среди них:

  • Дзвели Гавази — первый купольный храм;
  • Собор в Ниноцминда;
  • Храм в Чкондидском монастыре;
  • Храм в Старой Шуамта;
  • Атенский Сион и пр.

Почти точной копией Джвари, является храм святой Репсиме в Вагаршапате (Эчмиадзин). Византийское влияние на строительство Джвари доказывает и плоский купол храма. Его внутренне убранство представляет собой квадрат, с вписанным крестом. Купол в виде сферы опирается на восьмиугольник стен.

Все в храме строго и аскетично, сохранились некоторые фрагменты украшений в виде узоров или барельефов. Фрески в грузинских храмах появились позже, в Джвари сохранились лишь фрагменты мозаики, некогда украшавшие его стены. Такое оформление, не свойственно грузинской храмовой архитектуре.

Вокруг церкви также видны руины монастырских стен и башен. Туристов впечатляет и удивляет гармония слияния храма с внешней средой, горой, на которой он стоит. Невозможно не оценить высокое качество, которым проведены работы по обработке и укладке камня.

Тех туристов, которые интересуются древней храмовой архитектурой, удивит наличие тромпов. Тромпами называют арки, служащие опорной конструкцией угловых куполов. Аналогичные архитектурные решения свойственны византийским храмам в Грузии они больше не встречаются.

Современный Джвари

Джвари расположен на вершине горы, с которой открывается чудный пейзаж на древнюю столицу Мцхету и место слияния рек Куры и Арагви. Из-за этого экскурсоводы считают, что в поэме «Мцыри» описывается именно этот монастырь.

Это мнение может быть неверным, так как в XIX веке эти две реки соединялись  в другом месте, рядом с кафедральным собором Светицховели. В начале ХХ века, когда строилась ЗАГЭС, русла рек были направлены в нужную сторону и ландшафт местности был изменен до неузнаваемости.

Вполне возможно, что Лермонтов имел в виду не Джвари, а Светицховели, тем более, в поэме имеется упоминание о надгробном камне царя Ираклия II. Усыпальница грузинских царей находится в Светицховели.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Со смотровой площадки Джвари открывается отличный вид на Мцхету и речную долину.

Посетить храм рейсовым транспортным средством не удастся, так как к нему ни автобусы, ни маршрутки не ездят. Есть несколько способов, добраться до храма:

  1. такси от Тбилиси или Мцхета: дорого, но быстро и удобно;
  2. общественным транспортом до подножья горы, на скоростной магистрали сойти, пешком взобраться по крутому склону на гору, раньше только так и шли к храму, где-то на середине впути встречается чудотворный ключ, вода которого положительно влияет на организм супругов, желающих иметь детей.
  3. на автобусе №11 от центрального стадиона города Тбилиси можно доехать до ЗАГЭС, оттуда по дороге до храма 5 км, если пойти напрямую, через поля – 2 км.
  4. экскурсией. Например, недорогой групповой экскурсией в Мцхету 

Из тетраконхов, которые были возведены в Грузии, лучше всего сохранился Джвари. Еще в 2004 году, храм входил в число культовых сооружений, которые находятся на грани исчезновения. Реставрационные работы, проведенные в 2007 году, исключили его из этого списка. Джвари является первым грузинским историческим памятником, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ещё материалы с информацией для туристов:

Экскурсии на русском языке из Тбилиси по Грузии

Как и где искать дешёвые авиабилеты в Грузию

Топ 15 — Самые популярные достопримечательности Грузии

Отели, хостелы, частный сектор — что выбрать и где бронировать

Гид по грузинской кухне с названиями и картинками

Источник: https://georgiabest.ru/monastyr-dzhvari/

Храм Джвари в Мцхета — Туры в Грузию от туроператора. Туроператор по Грузии

Согласно преданию, после Крещения всей Грузии царь Мириан вместе со св.

Ниной воздвиг чудотворный деревянный (кипарисовый) Крест в честь восторжествования Веры Православной на самой вершине горы Армази, в точке слияния изумрудных вод рек Куры и Арагви, недалеко от старинного престольного града Картлийского царства (город Мцхета).
Немного позже (в VI в.

) на данной местности появился храм Малый Джвари (или «крест»), а затем и Большой Джвари (в VII в.). В нынешнее время мужской монастырь Джвари («Джварис-сакдари») принадлежит ГПЦ, он опять стал действующим с 1996 года.

Церковь великое множество раз страдала от набегов врагов Грузии, её неоднократно сжигали и пытались полностью разрушить и сжечь, но храм каждый раз восстанавливали.

Поэма «Мцыри» тесно связана с историей монастыря, именно здесь русский поэт Лермонтов М.Ю. впервые услышал из уст монаха давнее предание о юном горце, именно здесь происходят основные действия литературного произведения: «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…»

По религиозной значимости храм и саму гору, где он располагается, часто сравнивают с древней горой Сион на Земле Обетованной.

Храм отличается аскетичной и гармоничной красотой (что означает скромность и простота без излишеств).

Он очень строг в своем архитектурном исполнении с внешней стороны – строгие и прямые линии, гладкие стены без каких-либо скульптурных украшений и декоративных элементов, резьбы и прочего, исключения – рельефы церковного фасада.

Форма здания – восьмигранник, увенчанный большим шестигранным куполом с крестом. В интерьере храма до наших дней отчасти сохранились фрагменты мозаики. В центре (внутри) храма – основание, на котором когда-то был закреплен легендарный крест.

Джвари признан шедевром в совершенстве формы архитектуры и включен в список UNESCO (с 1994 г.).

Такая форма – результат весьма длительного поиска архитектурного решения – необходима была оптимальная конструкция храма с единым внутренним пространством и полный отказ от привычной формы храмов в виде базилики, получился уникальный, гармоничный, довольно необычный храм.

Кроме того, зодчие приложили максимум усилий, чтобы здание идеально вписывалось в окружающий природный ландшафт, размеры храма выбраны в пропорции 1:7 к размерам скалы, на которой он возвышается.

При строительстве использован особый прием, позволяющий создать здание исключительно прочным: применён принцип «сидящих» камней – каждый из камней словно «сидит» в другом, и чем больше истекает времени, тем впоследствии прочнее оказывается вся конструкция.

Читайте также:  Отдых в грузии с детьми

Достоверно точно неведомо конкретное имя зодчего (архитектора), однако существует версия, что им был Микел Тхели, пожелавший украсить своё имя скромностью и не прослыть излишне тщеславным, чтобы оставить какие-либо сведения о своём авторстве: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!».

Практически ни один турист, приехавший в Тбилиси, не упускает возможности посетить древний град Мцхету и монастырь Джвари, ведь они находятся буквально в получасе езды.

Это святейшее место действительно заслуживает особого внимания. С вершины горы, на которой располагается Джвари, открывается восхитительная панорама на ближайшие окрестности, на слияние двух могучих и священных грузинских рек.

Сюда часто приходят грузинские молодожены, чтобы повенчаться.

Монастырь Джвари необычайно красив и романтичен в ночной подсветке: кажется, будто он парит высоко в воздухе, это любимый храм культурологов и искусствоведов. Фотографии с видами на город Мцхета, открывающимися со смотровой площадки Джвари, нереально живописны и чрезвычайно популярны в туристической среде.

В окрестностях храма Джвари располагается ещё одна величайшая достопримечательность – Светицховели. О связи этих двух святынь свидетельствует очень красивая и нравоучительная легенда.

В старину между двумя храмами, по преданию, была натянута крепкая цепь, это было проделано для того, чтобы прихожане свободно могли перемещаться из Джвари в храм Светицховели и обратно. Но мало-помалу истощалась вера у людей, с ней вместе и истончалась сея цепь.

А теперь только в силах людей эту цепь восстановить с помощью воскресшей веры.

Источник: http://BaxTrip.ru/djvari/

Святыни Православной Грузии

1 день. ТБИЛИСИВстреча в аэропорту города Тбилиси. Трансфер в гостиницу. Размещение в гостинице. Ночлег
2 день. ТБИЛИСИ – ДЖВАРИ – МЦХЕТА– САМТАВРО – ШИО МГВИМЭ -САМТАВИСИ-ТИМОТЭС УБАНИ  – БОРЖОМИЗавтрак. Встреча в холле отеля с гидом. Отправление из Тбилиси в северо-западном направлении в сторону древней столицы Грузии Мцхета. Посещение действующего монастыря Джвари (Крест), основанного в VI веке на месте, где воздвигла первый Крест святая Нина, просветительница Грузии.  Переезд в кафедральный собор XI века Светицховели (Животворящий Столп ), посвященный Двенадцати Апостолам. На этом месте по благословению равноапостольной Нины равноапостольным царем Мирианом была построена первая в Грузии христианская церковь. В храме хранится великая святыня– Хитон Господень. По преданию, на территории храма захоронен плащ пророка Илии, сброшенный им во время вознесения его на колеснице на Небо. Далее – посещение женского монастыря Самтавро, основанного в IV веке царем Мирианом на месте в царском саду, где жила святая Нина. В этой обители хранится множество святынь: часть Животворящего Столпа, копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, чудотворная икона святой Нины. Здесь же находятся могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого ШиоМгвимского, а также рака с мощами  новопрославленного в лике святых старца Гавриила. Посещение мужского монастыря Шио. Первая монашеская община была основана здесь в VI веке одним из 13 Ассирийских отцов, монахом Шио. Храм монастыря, посвященный св. Иоанну Крестителю, датируется VI веком.Отправление в монастырь Самтависи, построенный в 1030 году Самтависским епископом Иларионом. Сегодня это женский монастырьПосещение монастыря ТимотэсУбани Переезд в городок Боржоми, Размещение в гостинице. Ужин.
3 день. БОРЖОМИ–ВАРДЗИЯ – АХАЛЦИХЕЗавтрак. Посещение  Боржоми  парка до 11:00. Переезд в древний каменный город Вардзия. С этим пещерным городом-крепостью связано имя царицы Тамары, прославленной в лике святых.Отправление в монастырь Зарзма, основанный Серапионом Зарзмским. До сегодняшнего дня здесь сохранилась колокольня X века, а храм датируется XIV веком. В монастыре находятся нетленные мощи неизвестного святого, а также костница, где хранятся останки монахов.Вечером по желанию РабатРазмещение в гостинице  Ахалцихе. Ужин.
4 день. АХАЛЦИХЕ –КУТАИСИЗавтрак Переезд в Зеленый монастырь. В монастыре сохранились фрески XIII века. Переезд в городок Кутаиси, Осмотр храма Баграти, построенного в 1003 году царем Багратом III.Размещение в гостинице. Ужин.
5 день. КУТАИСИ – ГЕЛАТИ – МОЦАМЕТА – ПЕЩЕРА ПРОМЕТЕЯ – ИСЕ ЦИЛКАНИ (КАНДА) ТБИЛИСИЗавтрак. Посещение Гелатского монастыря –усыпальницы царских династий, основанного Давидом строителем Переезд в Моцамета. Здесь, в храме VIII века похоронены братья мученики Константин и Давид – князья Арагветские. Посещение пещеры Прометея, которая находится в окрестностях города Кутаиси. Она состоит из 16 подземных залов со сталактитами и сталагмитами.Отправление в Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов – единственный, где богослужение проводится на грузинском и арамейском языках. Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет, и там, в основном, проживают ассирийцы. На территории монастыря стоят два Храма: в центре Церковного двора стоит маленький Храм в честь Успения Пресвятой  Богородицы. Он очень благодатный — там происходило много чудес. Многие приходя в него с просьбой об исцелении тяжелых болезней были исцелены, в честь этого благодатного Храма была написана икона Божьей Матери, названная «Кандовская»! Слева от Успенского храма стоит большой Храм в честь тринадцати святых Ассирийских Отцов. Он построен в 2013 году под руководством схиархимандрита Серафима Бит-ХарибиОтправление в Тбилиси. Размещение в гостинице. Ужин.
6 день. ТБИЛИСИ – ГАРЕДЖИ  – ТЕЛАВИЗавтрак. Отправление в монастырский комплекс Давида Гареджийского, отстоящий от Тбилиси на 60 км. Гареджи – это множество пещерных монастырей, вырубленных в скалах, протяженностью 25 км. В комплексе семь монастырей. Первый из них был основан Давидом Гареджийским, одним из 13 Ассирийских отцов миссионеров, в первой половине VI века. Переезд в Телави . Размещение в гостинице. Свободное время. Ужин.
7 день. ТЕЛАВИ – БОДБЭ – ТБИЛИСИЗавтрак. Посещение действующего  женского монастыря Бодбе (IV–XI в.)  Здесь находится могила равноапостольной Нины, просветительницы  Грузии. Монастырь был основан  первым христианским царем Грузии Мирианом. В Бодбе находится святой источник, появившийся на месте, где молилась святая Нина. У паломников есть возможность искупаться в святом источнике. Переезд в Тбилиси.Ознакомительная экскурсия по столице Грузии. Посещение храмов, имеющих наиболее важное духовное и историческое значение:Самеба – Собор Святой Троицы – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, находится на холме св. пророка Илии. В соборе 13 престолов, нижний храм – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница. Высота верхнего храма составляет 105,5 метров. В соборе находится кафедра Святейшего и блаженнейшего Патриарха-католикоса всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского – предстоятеля Грузинской церкви Илии II;Храм Метехи, построенный в XII в. Здесь находится захоронение первой грузинской мученицы – Шушаник, царицы Ранской (V в.);Сиони – главный храм Тбилиси, назван так в честь Сионской горы в Иерусалиме и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главной святыней собора является крест равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сделанный из виноградной лозы и перевязанный волосами святой.Анчисхати – древнейший храм города (VI в.), который был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и прославился, как хранитель чудотворной иконы Спасителя.Посещение русского храма св. Александра Невского, где находится могила владыки Зиновия, одного из последних глинских старцев, прославленного в лике святых. При храме сохранилась келья, где он жил последние годы и принимал нескончаемый поток духовных чад и паломников со всех уголков. Тут же похоронен отец Виталий, известный в православном мире духоносный старец.Переезд на гору Мтацминда, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности. Посещение храма прп. Давида. Расселение в гостинице. Ужин.
8 день. ТБИЛИСИ – АЭРОПОРТОтправление в аэропорт. Вылет.

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНЫ:

транспортное обслуживание, православный гид, питание на базе завтраков и ужинов, включающих национальную грузинскую кухню.

ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛАТУ:

входные билеты в Вардзии (4 лари), крепость Рабат (7 лари)

Источник: http://palomniki-obitel.ru/svyatyni-pravoslavnoj-gruzii/

О грузии с любовью!

На вершине горы над древней столицей королевства Иберия городом Мцхета, где сливаются реки Куры и Арагви, возвышается монастырь Джвари — первый памятник Грузии, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из лучших шедевров средневековой грузинской архитектуры.

Джвари переводится с грузинского как монастырь Креста. Еще в начале IV века на пике горы святая Нина, принесшая в Иберию христианство, воздвигла деревянный крест над языческим храмом.

По преданию, крест сей творил настоящие чудеса, привлекая паломников со всего Кавказа.

Два столетия спустя на его месте возвели церковь в форме тетраконха — вписанный в квадрат крест с полукруглыми абсидами на концах, получившим распространение в Грузии.

Слава Джвари увеличилась с течением времени, собирая все больше и больше паломников, и рядом вырос монастырь. Комплекс был укреплен каменной стеной и воротами, остатки которого сохранились до наших дней.

Место, на котором стоит храм — это гора над Мцхетой, и как всякая гора она была священной в языческую эпоху и вроде бы тут стоял храм. После крещения Грузии святая Нина установила на этом месте первый крест.

Впоследствии был поставлен крест на горе Тхоти и в Уджарме, но этот был самый первый. Гора быстро стала местом поклонения и на ней со временем построили храм.

Джвари для Грузии примерно то же, что пирамида Хеопса для Египта. имеется в виду не только популярность. Та пирамида была результатом ряда экспериментов, и Джвари тоже. Суть процесса в том, что в середине VI века в Грузии появился новый тип храма, известный как тетраконх.

Первым (возможно) стал храм Дзвели Гавази в Кахетии, затем был построен собор Ниноцминда и только после этого был возведён Джвари. Он начал сооружаться примерно в 590 году и был достроен около 604.

Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже — храм в монастыре Чкондиди.

Обычно упускается из внимания тот факт, что Грузия в тот период не являлась православным государством, переживая временный уклон в монофизитство. И вот тут начинаются странности.

Читайте также:  Грузинский коньяк сараджишвили: цена, отзывы

Дело в том, что первый храм с такой планировкой был построен в Армении — это был Аванский кафедральный собор. Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии.

Собор Ниноцминда, хоть и является тетраконхом, но по планировке немного отличается и едва ли был прямым предком Джвари. Но главное не это. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским».

Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, принципиально противопоставлявшийся монофизитским базиликам. И это значит, что Джвари — тоже халкидонский храм, хотя официальный отказ от монофизитства произойдет лет через 10 после его возведения.

В этом случае Джвари — своего рода символ перехода Грузии в православие.

В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и в этом утверждении есть некоторая доля реализма. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами.

Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират, и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест.

В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Вскоре после тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри», где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры.

Причем, у Лермонтова написано, что «нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас».

Но Джари действовал в 30-е годы, так что велико подозрение, что Лермонтов имел в виду какой-то другой монастырь (например, мцхетскую Антиохию) или даже придумал его. Это не мешает тбилисским гидам всякий раз цитировать Лермонтова на смотровой площадке перед Джвари.

От всего монастырского комплекса сейчас остался только храм и развалины башен. Монастырь считается действующим, но его хозяйственные помещения совершенно незаметны. По этой причине запоминается в основном сам храм.

Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.

Атенский Сион построен по точно такому же плану, а вот Цромский собор скопировал только восточную часть, а все остальное переделано до неузнаваемости. Стоит так же иметь в виду, что армянский храм Святой Рипсиме, построенный в 618 году — практически точная копия.

Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза — это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Очень нестандартное явление, но совершенно логичное, если учесть, где и почему храм построен. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины.

Про это крест есть интересное упоминание в хронике Леонтия Мровели: «В эту же пору вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста.

Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо» (это примерно в 960 году).

Внешний вид Мцхетского Джвари, так же как и внутреннее пространство, поражает зрителя художественной цельностью и гармоничностью пропорции. Облик храма строг, спокоен и производит величественное впечатление. Уровень технического исполнения очень высок. Стены облицованы прекрасно отесанными плитами песчаника.

В заключение следует отметить органическую связь храма с окружающей природой. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.

Могу добавить только то, что храм очень информативен — тут много каких-то кусков резьбы, остатков украшений, непонятных пристроек. Это все можно долго рассматривать и строить версии.

Храм интересно фотографировать — как сам по себе, так и окружающие его пейзажи. Самый брендовый, самый узнаваемый кадр в Грузии — это фото Мцхеты от смотровой площадки Джвари.

 Действительно, отсюда хорошо видно сам город, и ущелье Куры, и долину Арагви, и гору Багинети и городище Армази на склоне Багинети. Лучшие кадры — утренние. Ближе к вечеру Мцхета оказывается против солнца, и основной фасад храма — восточный — тоже будет в тени. Поэтому мы и выдвигаемся к Джвари пораньше!

Источник: https://sweet-georgia.org/sgblog/?post=35

Грузия: монастырь Джвари

На второй день в Грузии мы поехали по маршруту: монастырь Джвари, Мцхета (древняя столица Грузии), на обед — лучший шашлык в Грузии и Скандинавии, Кахетия, Алазанская долина.

С погодкой при этом — «повезло»: было очень пасмурно, туманно, накрапывал мелкий дождь. Поэтому весел и беззаботен из нашей компании был только Миша: он снимал на айфон, так что ему все было до Джобса.

Сначала приехали к монастырю Джвари. Вид оттуда — вот такой (это фото уже обработано, в оригинале там вообще почти ни черта не было видно).

Кстати, это место более чем примечательное. Все, пишущие о данном месте, немедленно цитируют четверостишие из поэмы «Мцыри», написанной известным кавказским спецназовцем М.Ю. Лермонтовым:

Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

А я вот из принципа не буду цитировать это четверостишие, потому что мне не нравится Лермонтов как личность.

Лучше посмотрим туда, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры. Вот они, обнявшись две струи как две сестры. Шумят, кстати, очень несильно, тут поэт преувеличил. Почти не шумят. Децибелов 8-10. У меня проектор шумит на полный тридцатник.

И монастырь был. Да что там был — есть монастырь, есть! Вот он! (Ну, точнее это храм Джвари, а от монастыря мало что осталось.)

Кстати, если интересно, вообще на фото в оригинале без правки монастырь выходил вот так.

Рядом с монастырем попадаются древние автомобильки примерно тех же времен.

Виды от монастыря открываются чудесные, даже в туман, но сначала давайте познакомимся с историей создания храма Джвари, ну и зайдем в храм монастыря.

Джвари с грузинского переводится как «крест». Собственно, по-русски Джвари и называется — монастырь Креста.

Откуда появился этот монастырь и храм? По преданию, святая равноапостольная Нина, крестительница Грузии, установила на этой горе крест. В 590 году на этом месте начали сооружать храм, и он был достроен около 604 года.

В 1829 году в этих краях был Пушкин. Но, что странно, он о храме Джвари не написал ни строчки. Так же, впрочем, как и о слиянии двух струй. Между тем монастырь в те годы был вполне действующий. Там курился кадильниц благовонный дым и было слышно пенье в поздний час молящихся иноков за нас.

Все это не услышал и не унюхал Лермонтов, который здесь был вскоре после Пушкина. Поэтому у спецов есть подозрения в том, что Лермонтов в «Мцыри» имел в виду вовсе не Джвари. Но они об этом благоразумно помалкивают, потому что их тогда убьют эксурсоводы.

Да, Лермонтов вроде указал точное место — слияние Арагви и Куры. И это именно здесь. Но вы же знаете, как оно бывает. Показали поэту слияние Арагви и Куры. Потом повезли на шашлык и дюжину шампанского.

Поэт вышел из ресторана, увидел какие-то развалины — и решил, что это храм. А проекцией наложилось слияние Арагви и Куры. После дюжины шампанского и не такое наложится.

Впрочем, это все сугубо научные предположения, мы все равно не узнаем, как оно было на самом деле.

Идем в храм. Резьба по камню над входом.

Современный иконостас.

Крест, установленный в центре храма на возвышении. По преданию, именно на этом самом месте святая Нина воздвигла свой крест.

Икона с изображением святой Нины, перед ней — изображение креста из виноградных лоз, связанных ее волосами.

Икона Богоматери. По традиции рядом всегда стоят цветы.

Знаменитая икона «Слава Грузинской Католикосской церкви». Ну, точнее, современная вариация на тему этой иконы, созданной в конце XIX века иконописцем Михаилом Гоброном Сабинашвили. На тему того, кто и что изображено на этой иконе — написаны целые исследования.

В центре сверху — Иисус Христос, в центре снизу — животворный столп, сделанный из кедра, который Ангел поднимает ввысь как в Воздвижении Креста. В честь этого животворного столпа создан главный в Грузии собор, находящийся в городе Мцхета — этот собор виден с горы, где расположен храм Джвари.

Выходим из храма, посмотреть, не распогодилось ли. Ан нет, все тот же туман и тучи.

Тем не менее с горы, где расположен монастырь Джвари, можно увидеть город Мцхету — древнюю столицу Грузии.

Вот тут хорошо виден главный грузинский собор (и до недавнего времени — самый большой) — Светицховели (животворный столп). Мы к нему еще спустимся.

Читайте также:  Лобио из стручковой фасоли по-грузински: пошаговый рецепт с фото

Вот тут видна плотина на реке Куре, регулирующая уровень воды. Отсюда отводится вода для авчальской гидроэлектростанции.

Современные строения в Мцхете — Дом Юстиции и здание полиции. Говорят, что эти строения очень не понравились ЮНЕСКО (ну и старшему поколению грузин), потому что Мцхета — это, дескать, сам по себе исторический и архитектурный памятник, так что нечего его портить современными зданиями.

А это та самая Военно-Грузинская дорога. За холмом справа во время военных действий 2008 года остановились российские войска. До Тбилиси отсюда — порядка 20 километров.

Источник: https://www.exler.ru/blog/gruziya-monastyr-dzhvari.htm

Джвари, гора. Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста

Храм на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви,близ Мцхеты. Построен в 586/587-604 г. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов.

У храма в руинах церковь малая Джвари (середина 6 века)

К концу VI века в Грузии создается ряд выдающихся купольных сооружений, знаменующих эпоху первого расцвета зодчества феодального периода. Блестящие купольные постройки этого периода завершают целый этап творческих исканий и отличаются строгостью композиции, четкостью и текто-ничностью архитектурных форм, сдержанным применением декора, высоким мастерством каменной кладки.

Ярким образцом этого является мцхетский храм св. Креста — Д ж в а р и, построенный на вершине горы. Гармонично связанный со всей окружающей природой, храм как бы вырастает из холма, заканчивая его естественное построение, являясь одним из самых выдающихся примеров органичной связи архитектуры с природой.

Автомобильная дорога, ответвляющаяся от главной магистрали Военно-Грузинской дороги, подводит вплотную к памятнику.

Здесь в IV веке вместо поверженных языческих идолов был поставлен символ новой религии — деревянный крест, на поклонение к которому шли не только с разных концов Грузии, но и принявшие христианство другие народности со всего Кавказа.

В честь этого креста грузинской церковью был установлен праздник, проводимый ежегодно.

В середине VI века, после восстановления в Грузии национальной государственной власти, уничтоженной персами за несколько десятков лет до этого, первый из представителей этой власти эрисмтавар Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь, поставленную над погребальными камерами. Аккуратно выложенное из тесаного камня маленькое строение было украшено столбиками с резными капителями, а кон-ха алтаря была покрыта мозаикой, следы и остатки которой и сейчас прослеживаются.

Сегодняшнее состояние церкви не соответствует первоначальному виду. Северный портик перестроен в придел, а южный — стал частью ведущего в большой храм перехода. В церкви привлекает внимание декоративно оформленная ниша— место католикоса Грузии, — парные колонны южного входа с украшенными орнаментальными узорами капителями и др.

Но маленькая церковь не могла удовлетворить возросшие требования ставшей на путь развития феодальных отношений страны, популярность места привлекала огромное количество верующих, и уже при сыне Гуарама эрисмтаваре Степанозе I началось строительство большого храма, вплотную приставленного к малой церкви с южной стороны. В строительстве храма принимали участие члены семьи Степаноза I—Деметре и Адрнерсе.

Изображение ктиторов дано на скульптурных рельефах восточного фасада.

Надписи на рельефах и другие исторические документы позволяют точно определить дату постройки храма между 585—587 и 604—605 годами.

По сравнению с большинством памятников древнегрузинского зодчества Джвари лучше сохранился и дошел до наших дней без значительных переделок. В X веке арабы подожгли храм, но, к счастью, он уцелел, и отдельные мелкие ремонты не меняют его первоначального вида.

В плане Джвари — тетраконх: в его основе лежит крест, слегка удлиненный по направлению восток — запад. Рукава креста со всех четырех сторон имеют полукруглую форму. Между рукавами устроены маленькие, квадратные в плане помещения, переход к которым осуществляется через округленные ниши.

Каждая из маленьких комнат имела свое назначение: у алтаря с обеих сторон были жертвенник и дьяконник, юго-западная комната предназначалась для женщин. Надпись над входом в эту комнату свидетельствует, что она выстроена на средства некой Темистии. Четвертая комната в северо-западной части предназначалась для членов семьи правителей.

Внутреннее пространство храма при относительно малых габаритах сооружения (высота храма не более 25 м) поражает величественностью и цельностью архитектурных форм. Единое внутреннее пространство настолько совершенно, что зритель забывает о реальных размерах храма, чувство торжественности превалирует над всем.

Пропорциональное взаимоотношение отдельных частей уже в плане выражает гармоничность единого организма. Для цельности пространственного построения архитектор использует все возможности. Так, например, для перехода от главного пространства к маленьким угловым комнатам созданы высокие ниши, имеющие в плане три четверти круга.

Этим архитектор стирает ожидаемый контраст и создает мягкий переход от большого к малым помещениям, подчиняя его основной пространственной композиции.

В отличие от более поздних памятников грузинской архитектуры, храм Джвари внутри не был покрыт росписью, что соответствовало основным тенденциям архитектуры интерьера того времени. Лишь конха алтаря, видимо, была украшена, как и рядом стоящая малая церковь, мозаикой.

Четкая горизонтальность квадровой кладки как снаружи, так и внутри создавала особую привлекательность строгостью линий и мастерством строительного исполнения.

В этом смысле аккуратно выложенные гладкие стены не нуждались ни в каких дополнительных украшениях, и на их фоне поднятая двумя высокими ступенями алтарная часть создавала акцент, подчеркнутый ярко освещенными тремя окнами восточного фасада.

Огромное значение в художественном решении интерьера придается находящемуся в центре октогону, который огораживал поставленный в центре на каменном же постаменте крест — тот самый крест, который являлся реликвией новой религии и в честь которого был построен сам храм.

Привлекает внимание конструктивное построение храма. Здесь переход от подкупольного квадрата к куполу осуществлен тромпами, что также характерно для памятников раннего феодализма. Над основными четырьмя тромпами идет два ряда малых тромп, последний же ряд образует тридцатидвухгранник, который служит основанием для круга купола.

Наружные массы соответствуют внутреннему построению храма. К поднятому над остальными объемами кубическому основанию главы с четырех сторон примыкают более низкие пятигранные апсиды, между которыми — угловые помещения. Все это четко читается на фасадах храма.

На южном фасаде находится рельеф с изображением Кобула, принявшего впоследствии имя Степаноза II. Полагают, что коленопреклоненная фигура на грани барабана является скульптурным изображением архитектора храма, так и не назвавшего себя; рельеф без всякой надписи.

Над южным входом находится рельефная композиция «Вознесение креста» — широко распространенный в раннехристианском искусстве сюжет. Тимпан входа заполняют фигуры крупного размера, держащие медальоны с изображением креста. Рельеф акцентирует вход в храм.

Над дверью, ведущей в помещение для женщин, дан плоский рельеф с изображением вознесения Христа.

Таким образом, декоративное украшение на фасадах Джвари играет важную роль — оно органически дополняет архитектуру и еще больше подчеркивает значение отдельных акцентов в общем архитектурном облике храма.

Джвари — образец логического осмысления функционально-художественных задач, единства и гармонии архитектурных форм.

Простота и четкость планового решения, повышенное внутреннее пространство при небольших наружных габаритах, строгие, соответствующие внутреннему решению фасады и, наконец, удивительная связь с окружающей природой делают этот храм одним из лучших образцов мировой архитектуры раннего средневековья.

Храмы типа Джвари известны лишь в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества.

Н. Джанберидзе, К. Мачабели. «Тбилиси, Мцхета». М., «Искусство», 1981. Стр. 209-216.

Джвари (храм Креста, VI век) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели).

Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной.

Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование.

Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений.

Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает.

Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов.

К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством.

Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа.

После всего сказанного неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их ок. 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Дополнительно: Валентина Алфеева «Джвари»

Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/monasteries7.htm

Источник: http://sobory.ru/article/?object=04594

Ссылка на основную публикацию