Проект Баку-Тбилиси-Карс: кому на самом деле выгодна новая магистраль
Торжественное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс запланировано на 30 октября. Какие риски для Армении содержит этот проект – размышляет обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.
Для того чтобы понять степень важности и значимости запускаемого железнодорожного проекта Баку – Тбилиси – Карс, следует посмотреть на географическую карту Южного Кавказа. Можно понять, что железнодорожный проект, который с помпой запускается в Баку – это однозначно проект политический, и никаких экономических, логистических и каких-либо других целей не преследует.
И Баку, и Тбилиси, и Анкара преувеличивают
Итак, президенты трех государств – Грузии, Турции и Азербайджана — собираются торжественно праздновать окончание строительства целой стокилометровой ветки от железной дороги, работающей в регионе вот уже более ста лет. Более того, выдавать они будут это мероприятие за празднование запуска большой железнодорожной магистрали длиной в 800 с лишним километров: от Баку, через Тбилиси и Ахалцихе, до турецкого города Карс.
Хотя на самом деле отрезок железной дороги от Баку до Тбилиси и от Тбилиси до Ахалцихе действует вот уже более ста лет. А железная дорога от Гюмри до Карса существовала еще в конце XIX века, ее запускал русский царь в 1899 году.
Как бы то ни было, сейчас в регионе возникает новый логистический вектор, целенаправленно идущий в обход территории Армении, и расстояние от точки А (Баку) до точки Б (Карс) увеличивается более чем в два раза. И это, повторюсь, при раскладе, когда железнодорожная ветка от Гюмри до Карса существует (и достаточно стабильно работала в Советском Союзе).
И когда представители Грузии, Турции и Азербайджана говорят, что строительство и запуск этой стокилометровой ветки от Ахалцихе до Карса не преследует политической цели, то есть строится не для того, чтобы изолировать Армению от основных транспортных и пассажирских железнодорожных путей, то они просто недоговаривают.
На самом деле, с чисто экономической точки зрения, подобный железнодорожный “выкрутас” не может иметь никакой логистической эффективности. Хотя на проект те же турки и азербайджанцы выделили сумасшедшую сумму в 600 миллионов долларов (причем Баку ровно половину этой суммы в качестве кредита выделил для Тбилиси, то есть Грузия еще и покрывать ее будет в счет транзита).
Выгодна ветка Ахалцихе – Карс, разве что, Казахстану
Не может железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс стать частью того самого Великого Шелкового Пути, который старается восстановить Китай. Судите сами. Ведь, как ни крути, товар из Китая должен поступить в Иран с тем, чтобы дальше уходить в сторону Европы через ту же самую Турцию.
Ведь на самом-то деле Иран давно уже соединен с Турцией железной дорогой, и если бы китайцев устраивала бы вероятность выхода на Европу транзитом именно через Иран – Турцию, то Поднебесная сделала бы это давно.
Однако эта дорога (по ряду причин) Пекин не устраивает. Китайцы ищут максимально спокойный район, по которому можно было бы выйти хотя бы на берег Черного моря через Иран.
И чтобы та граница, через которую будет выходить железная дорога из Ирана, тоже была бы спокойной, без политических, военных и всяких прочих катаклизмов.
И это уж точно не та дорога, которая выводит рельсы опять-таки на Турцию, куда из Ирана давно уже есть прямая дорога — на Ван.
Ну, а что касается железнодорожной ветки, соединяющей старую грузинскую железную дорогу от Джавахети до турецкого Карса, то верным доказательством того, что это проект именно регионально-политический, является восторг, с каким недавно о нем отозвались официальные лица Пакистана.
Пакистан — это одна из немногих стран, которые до сих пор не признают Армению и не имеют с ней никаких политических отношений. Так вот, Исламабад на днях заявил, что отныне он получает прямой выход на европейский рынок посредством железной дороги, соединяющей Азербайджан, Грузию и Турцию. Можно подумать, дорога от иранского Тебриза до Вана и далее везде пакистанцев чем-то не устраивала.
Выгодна же эта железная дорога в первую очередь Казахстану, который в какой-то мере получает возможность выхода на потребительский рынок Турции и далее в Европу посредством морских перевозок через Каспий. Видимо, именно поэтому, 30 октября, на официальное открытие железной дороги в Баку приедет и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В любом случае несколько странно звучат разговоры о том, что проект, который в Баку будет с помпой запущен Реджепом Эрдоганом, Ильхамом Алиевым и Георгием Квирикашвили, не является политическим.
Стокилометровая ветка от грузинской железной дороги, построенная за 600 миллионов долларов и за 10 лет – это однозначное свидетельство того, что Азербайджан и Турция готовы буквально на все, лишь бы продолжить транспортную блокаду Армении, начатую еще 25 лет тому назад. И тем важнее в этом плане активизировать в Армении работы по строительству дороги Север – Юг. Но это уже другая история…
© Sputnik / Шушаник Саргсян
Проект ж/д Баку-Тбилиси-Карс – что он даст Ахалкалаки
Источник: https://ru.armeniasputnik.am/analytics/20171030/9256545/proekt-baku-tbilisi-kars-komu-na-samom-dele-vygodna-novaya-magistral.html
Баку — Тбилиси — Карс оставляет Армению вне игры?
Иосиф Кубатьян, 30 октября 2017, 21:44 — REGNUM
В Баку сегодня, 30 октября, состоялось официальное открытие железной дороги Баку — Тбилиси — Карс.
Что известно о железной дороге
На первом этапе железная дорога, протяжённость которой составляет 826 километров, будет перевозит до миллиона пассажиров и 6,5 миллионов тонн грузов в год. Ожидается, что постепенно мощность будет увеличена до двух миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов в год.
Строительство железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс в обход Армении было начато в 2008 году на основе подписанного 7 февраля 2007 года в городе Тбилиси на встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Грузии Михаила Саакашвили и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана соглашения «Принципы и условия финансирования, проектирования, строительства, реабилитации, реконструкции железнодорожного участка от Марабды до турецкой границы (Карцахи) в рамках реализации нового проекта Баку — Тбилиси — Карс», а также «Кредитный договор об условиях финансирования железнодорожного участка от Марабды до турецкой границы в рамках проекта Баку — Тбилиси — Карс».
Общая длина дороги Карс — Ахалкалаки составляет 105 километров. Из них 76 километров полотна проложены по территории Турции за счет средств Анкары.
Азербайджан осуществляет финансирование реконструкции и восстановления участка железной дороги Карс — Ахалкалаки протяженностью 26 километров, проходящей по территории Грузии, а также участка железной дороги Ахалкалаки — Марабда протяженностью 153 километра. Для финансирования проекта Азербайджан выделяет средства на сумму 775 млн. долларов путем двух траншей.
Первый транш предусматривает выделение 200 млн. долларов с годовой ставкой 1% и возможностью продления срока на 25 лет. Второй транш составляет 575 млн. долларов с годовой ставкой 5% и возможностью продления срока на 25 лет.
Мнения президентов и премьеров о железной дороге
В торжественной церемонии открытия приняли участие президенты Азербайджана и Турции — Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы правительств Казахстана и Грузии — Бакытжан Сагинтаев и Георгий Квирикашвили. Также на церемонию прибыл премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.
По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс становится важной частью транспортной карты Евразии.
«Сейчас мы работаем над интеграцией транспортных коридоров Баку — Тбилиси — Карс и Север — Юг. Я считаю, что это вполне возможно, и уверен, что в будущем энерготранспортные пути Север — Запад и Юг — Запад будут сданы в эксплуатацию. Два этих грандиозных проекта объединят многие большие страны.
Баку — Тбилиси — Карс означает восстановление части исторического Шелкового пути. Ее смогут использовать Китай, Казахстан, Центральная Азия, Азербайджан, Грузия, Турция и страны Европы.
Транспортный коридор Север — Юг объединит Индию, Пакистан, Иран, Азербайджан, Россию и страны Европы», — сказал Алиев.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в свою очередь, отметил, что железная дорога является важной составляющей транспортного коридора Восток — Запад и нового шелкового пути.
«Теперь железнодорожное сообщение Лондон — Пекин будет осуществляться напрямую. Я желаю, чтобы этот проект принес пользу региону и нашим народам», — сказал Эрдоган.
По мнению премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, этот проект расширит логистические возможности на Каспии, создаст благоприятные условия для перевозки грузов из Китая в Европу, скорость грузоперевозок возрастет вдвое.
По его словам, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс имеет важное значение для мира и стабильности на Южном Кавказе.
«Контейнер из Китая доставляется в Азербайджан через казахстанский порт по Каспию, и этот груз будет отправлен сегодня из Азербайджана», — сказал он.
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили также отметил фактор стабильности в регионе. По его словам, Баку — Тбилиси — Карс, нацеленный на обеспечение стабильности, достоин пристального внимания.
«Строятся новые порты, обновляются дороги. Успех Баку — Тбилиси — Карс связан с растущими экономическими связями с Китаем. Отбывающий сегодня контейнерный состав достигнет пункта назначения в течение 8 дней после отбытия из Китая. Большую роль в реализации проекта сыграл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев», — сказал грузинский премьер.
Баку — Тбилиси — Карс и Армения
Поначалу армянские власти несерьёзно относились к разговорам о начале строительства железной дороги в обход Армении. В 2004 г. на встрече со студентами в институте экономики тогдашний президент Армении Роберт Кочарян выразил уверенность, что эта железная дорога не будет построена, поскольку экономически это не обосновано.
Газета «Айкакан жаманак» напоминает, что через год, в 2005 году, на встрече со студентами ЕГУ Кочарян, говоря на эту тему, заметил: «Чем больше железных дорог будет в регионе, тем лучше.
В любом случае, железная дорога, проходящая по нашей территории, будет конкурентоспособной, поскольку инвестиции на реализацию Карс — Ахалкалак придется компенсировать за счет высоких тарифов.
Думаю, к этому надо относиться спокойно, тем более, что помешать реализации этого проекта мы не можем».
Через два года, в январе 2007, выяснилось, что, хотя Кочарян и говорил, что Армения не может помешать реализации проекта, попытки все же были. Представители властей США тогда заявили, что они против строительства этой дороги. И это было плодами работы властей Армении. Об этом заявил пресс-секретарь Кочаряна Виктор Согомонян.
По словам пресс-секретаря, Армения всеми возможными средствами пыталась препятствовать программе строительства железной дороги, однако «невозможно еще больше вмешиваться в дела этих стран и не допустить реализации программы».
Виктор Согомонян, оценивая программу строительства железной дороги Карс — Ахалкалак, заметил, что она только преследует политическую цель, и нет никакого экономического обоснования для реализации этой программы.
Почему власти пытались препятствовать ее реализации «всеми возможными средствами»? Дело в том, что этот маршрут полностью заменяет функцию важнейшей в регионе и до вчерашнего дня незаменимой железной дороги Тбилиси — Гюмри — Карс. То есть соседи Армении могли обеспечивать железнодорожные коммуникации между собой только по участку Гюмри — Карс, который, однако, из-за армяно-турецких проблем не действует уже почти 25 лет.
Что может противопоставить Армения?
«Железной дороге Баку — Тбилиси — Карс власти Армении решили противопоставить железную дорогу Иран — Армения. Вернее, шумиху о ней. Это та железная дорога, которая, как заявил Серж Саргсян в октябре 2008 года, должна была заработать «в ближайшие годы». Не заработала, да и не могла.
Это действительно был экономически невыгодный проект, мягко говоря. Но после заявления Сержа Саргсяна положения о строительстве этой дороги включались во все программы правительства вплоть до 2016 года.
И только из программы правительства, принятой в прошлом году, положения о строительстве железной дороги Иран — Армения были изъяты», — считает экономический обозреватель Айк Геворгян.
Другой вариант — нормальная автодорога с Ираном. Для этого необходимо было построить мосты и тоннели на некоторых участках уже имеющейся дороги, что потребовало бы нескольких десятков, пусть даже 100—200 миллионов долларов.
Вместо этого было решено построить автомагистраль Север — Юг стоимостью 1,5 миллиарда долларов. Строится она уже четвертый год, и даже еще не дошла до тех участков, которые делают дорогу Иран — Армения труднопроходимой.
В частности, потребуется еще два-три года, чтобы добраться до Зангезурских изгибов.
По словам Геворкяна, 30 октября произойдет очень важное событие. Следующее такое важное событие, напоминает обозреватель, произойдет в ближайшие годы, когда будет построена и запущена железная дорога Казвин — Решт, связывающая Иран с Азербайджаном.
«Она также заменит железную дорогу Гюмри — Карс, поскольку единственная, но не действующая дорога между этими странами проходит через Гюмри», — пишет Геворгян и напоминает слова Вано Сирадегяна, который писал: «Армения становится тысячелетней слепой совой, сидящей на высоком камне на перекрестке больших дорог».
Читайте развитие сюжета: Переманить у РЖД китайские грузы Анкаре, Тбилиси и Баку будет непросто
Источник: https://regnum.ru/news/2340008.html
По железной дороге обошли Россию
30.10.2017 15:17:00
Практическая целесообразность и рентабельность проекта Баку–Тбилиси–Карс пока не являются очевидными
Первый состав по БТК отправился в присутствии руководителей стран региона. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Сегодня в Баку в присутствии президента Турции, премьер-министров Грузии, Казахстана и Узбекистана, прибывших по приглашению главы Азербайджана Ильхама Алиева, состоялась торжественная церемония открытия железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК).
Это событие должно было произойти еще в 2010 году, но помешали глобальный экономический кризис и причины местного свойства.
По словам специалистов, дорогу и сейчас нельзя считать абсолютно готовой – остался ряд мелких недоработок, которые полностью будут устранены к концу будущего года.
БТК на Южном Кавказе изначально преподносился как «третий проект века». Однако в отличие от двух первых – нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум – он вызывал ряд вопросов в плане рентабельности и целесообразности в целом, в том числе политической.
Во-первых, Запад откровенно не хотел, чтобы Армения, находящаяся в состоянии войны с Азербайджаном и блокады со стороны того же Азербайджана и Турции, оказалась в еще большей изоляции и напомнил о существовании железнодорожной ветки Гюмри–Карс, не функционирующей по вышеуказанным политическим причинам.
Во-вторых, наметившееся потепление отношений между Ереваном и Анкарой породило вопрос в экспертных кругах Турции – для чего вкладывать отнюдь нелишние несколько сотен миллионов долларов в строительство новой железной дороги (около 70 км полотна, инфраструктура, работы по благоустройству и т.п.
), когда есть законсервированный участок, который функционально способен обеспечить транспортировку грузов с востока на запад и обратно?!
Против этой затеи категорически выступил Баку, одним из принципов которого остается максимальная изоляция Армении до разрешения в свою пользу карабахского конфликта.
Впрочем, вскоре «футбольная дипломатия» по нормализации отношений между Ереваном и Анкарой зашла в тупик, и вопрос расконсервации ветки Гюмри–Карс отпал. Западные институты отстранились от происходящего и ограничились тем, что отказались финансировать строительство БТК.
И тогда Азербайджан объявил о готовности взять на себя это бремя. Впрочем, союзническая Турция разгрузила Баку, изыскав в бюджете средства на строительство своего участка железной дороги.
Для кого проект БТК оказался абсолютно приемлемым и желанным, так это для Грузии. Президент Михаил Саакашвили считал, что крупные инфраструктурные проекты, в которых участвует Тбилиси и в которых нет Москвы, укрепляют независимость страны и уменьшают влияние России как на нее, так и на Южный Кавказ в целом.
И если лидеры Азербайджана и Турции в контексте БТК рассуждали об экономическом развитии региона, о прибыли от транзита китайских и иных грузов с востока, то глава Грузии излучал оптимизм по тому поводу, что новая железная дорога станет альтернативой российским маршрутам, связывающим Восток с Западом, уменьшит поступления в российский же бюджет, ослабит геополитическую и геоэкономическую роль Москвы на громадном пространстве между Китаем и Европой. Возможно, именно такого рода акцентирование грузинской стороной на этом проекте отозвалось тем, что условия его реализации, согласно договору, оказались как минимум неоднозначными для Тбилиси.
Первой тревогу забила глава МИД Саломэ Зурабишвили, назвавшая проект экономически вредным для Грузии, поскольку он переориентирует немалую часть грузов с портов Батуми и Поти на Турцию, а условия договора строительства грузинской части дороги – кабальными.
Деньги на это Тбилиси получал от Баку в два транша – 200 млн долл. на 20 лет под 1% и 575 млн долл. на 25 лет под 5% годовых. По логике главы МИД, дорога для Грузии не является насущной необходимостью, более того, она способна урезать доходы черноморских портов страны.
БТК нужен Азербайджану, а в таком случае ни о каких кредитах и процентах речь идти не должна, но наоборот – Баку должен Тбилиси за строительство важной для него дороги по грузинской земле.
Доводы Зурабишвили, вскоре оказавшейся в оппозиции, услышаны не были, а потом подвергать сомнению «глобальные антироссийские проекты» в Грузии стало небезопасно.
В 2007 году строительство БТК стартовало одновременно во всех трех странах. Но в обещанные три года участники проекта не уложились – разразился глобальный кризис, случилась российско-грузинская война, зашаталась ситуация в Турции, сказались и просчеты в ТЭО из-за больших, чем казалось, проблем с рельефом и грунтом и т.п.
К слову, аргументы Зурабишвили после смены власти повторил премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, но было поздно – не разбирать же построенное или останавливать строительство?! Сейчас же грузинским властям предстоит разбираться с жалобами своего населения – жителей тех сел, вблизи которых проложена дорога.
Слишком крутые искусственные насыпи под железнодорожное полотно стали непреодолимой преградой для крупного рогатого скота, и некоторые деревни лишились, таким образом, части пастбищ. Другие жалуются на мощные взрывы при строительных работах, повредившие дома.
Третьи потеряли участки плодородной земли, которой в регионе и так мало, – где-то прошла непосредственно дорога, другие завалены камнями после тех же взрывов. Кому-то выданная компенсация видится недостаточной, кто-то утверждает, что вовсе ничего не получил от государства…
Сегодня проект в целом завершен. Небольшие недоработки будут устранены в 2018 году. Но нет четкого ответа на вопрос: что и в каком количестве будет перевозиться по дороге БТК с проектной мощностью 20 млн тонн грузов в год.
В небольшом фильме информационно-аналитического издания JAM-news видные азербайджанские эксперты по экономическим вопросам Эльзан Шахиноглу, Натин Джафарлы и Ильхам Шабан обходятся общими фразами об укреплении связей между тремя участниками проекта – Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Они осторожно оценивают экономические перспективы, подчеркивая, что ожидать отдачу в первые же годы не стоит, ибо проект получился очень дорогостоящий, не лишенный проблем в настоящем и что годовая прибыль в 50 млн долл. от переправки грузов, ожидаемая властями, – это показатель будущего.
Также в перспективу уходит ответ о том, что именно будет перевозиться по БТК в турецком и европейском направлениях. Нефтеперерабатывающие заводы Karbomit и SOCAR Polymer по производству сырья для многих сфер промышленности – от производства труб и текстиля до медицинского оборудования – в Азербайджане пока только строятся.
Еще более туманно в плане грузоперевозок участие Грузии, обладающей меньшим, чем Азербайджан, экспортным потенциалом.
Отправлять свои грузы по БТК для Тбилиси означает урезать функциональность западной части Грузинской железной дороги (ГЖД) и заодно своих черноморских портов, а следовательно, и поступления в бюджет.
Можно было бы подумать о перенаправлении грузов из Армении по БТК, но Азербайджан категорически против участия Еревана в проекте в любом виде.
По словам эксперта Центра транспортных исследований «Хаб Джорджиа» Пааты Цагареишвили, договор с Азербайджаном заключен так, что именно Азербайджан, предоставивший Грузии кредит на строительство дороги, будет определять тарифную политику и решать, грузы каких стран можно перевозить по БТК. И Армении нет в их числе. «Экспорт этой страны оценивается примерно до 1 млн тонн грузов в год, и Грузия лишается транзитных доходов из-за отношений между Баку и Ереваном», – говорит эксперт.
Есть определенные надежды на грузы из Казахстана, выражавшего в свое время заинтересованность проектом. Тогда Михаил Саакашвили заявил, что президент Нурсултан Назарбаев якобы обещал загрузить БТК 10 млн тонн грузов. Однако с тех пор утекло немало воды.
Заработал Евразийский союз (ЕАЭС) со своими тарифами на перевозки, и, насколько БТК остается интересен Астане – тоже вопрос.
Впрочем, участие премьеров Казахстана и Узбекистана в торжественной церемонии открытия магистрали может расцениваться в Баку не просто как дань этикету, но и как признак практического подхода двух крупнейших центральноазиатских государств к новому экспортно-импортному маршруту.
Остается, таким образом, Китай, экспортные возможности которого принято считать чуть ли небезграничными. Однако тот же Цагареишвили в комментарии JAM-news склонен оценивать расклад более сдержанно. «У китайских бизнесменов большой популярностью пользуется маршрут Чунцин–Достык–Москва–Брест–Лодзь–Дуйсбург.
Его даже называют Новым шелковым путем. Эта железная дорога соединяет Китай и Казахстан с Польшей и Германией через Россию. Только в нынешнем году по маршруту Чунцин–Дуйсбург проехало более 100 поездов. Тогда как по Грузии из Китая за два года всего два состава», – говорит Цагареишвили.
И это несмотря на то, что через Грузию и короче, и дешевле: провоз одного контейнера обходится в 3880 долл. против 4000 долл. по России.
Цагареишвили говорит, что переориентация на Южный Кавказ не произошла и может не произойти, во-первых, из-за того, что российский маршрут «реверсивен» – составы из Китая и в Китай следуют груженые, тогда как из Грузии в Китай – пустые.
А во-вторых, южнокавказские логистические компании не выдерживают конкуренции с мощными российскими, которые на порядок превосходят их в поиске, распределении и перевозке грузов. Многие страны Азии, по словам Цагареишвили, теоретически заинтересованы в альтернативном направлении, но гарантированных контрактами грузов до сих пор нет.
Источник: http://www.ng.ru/cis/2017-10-30/100_7106_btk.html
Кавказское окно в Европу: 8 фактов о ж/д магистрали Баку – Тбилиси – Карс
Факт 5. Мешок денег
Затягивание реализации проекта привело к его удорожанию и некоторой неразберихе в цифрах. Первоначально стоимость БТК оценивалась в 400 млн долларов, но уже к концу 2008 года эта цифра выросла до 600 млн долларов.
В этом году в некоторых изданиях озвучивалась стоимость в 1-1,1 млрд долларов. Еще большую путаницу внес министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, заявивший, что стоимость проекта составляет 775 млн долларов.
Отметим, что 775 млн долларов – это не стоимость проекта, а размер кредита, предоставленный Азербайджаном Грузии на реконструкцию 150-километрового участка и строительство 26-километрового отрезка от Ахалкалаки к турецкой границе. Турция тратит на проект собственные средства.
В 2008 году стоимость работ на турецком участке оценивалась в 100 млн долларов, а затем она возросла до 350 млн долларов, однако сколько потратила Турция на БТК точно неизвестно. Также неясны и затраты Азербайджана, поскольку реконструкцию линии Баку – Беюк-Касик проводилась в рамках госпрограмм по развитию железной дороги, куда включались и другие задачи.
К тому же, Азербайджан потратил значительные средства на приобретение нового подвижного состава.
Тоннель на одном из участков БТК
Факт 6. Таинственные грузы
Пропускная способность БТК рассчитана на 17 млн тонн в год. Такой показатель будет достигнут не скоро. Предполагается, что после пяти лет эксплуатации объем грузооборота на магистрали составит 3 млн тонн, после восьми лет – 6-8 млн тонн, после 10 лет – 10 млн тонн и более.
Осталось определиться, что это будут за грузы, откуда и куда они будут везтись. Еще в 2007 году президент Турции Абдулла Гюль заявлял о готовности Казахстана обеспечить железную дорогу грузопотоком.
“В прошлом году мы организовали много встреч, и тогда Казахстан выразил готовность перевозить с помощью этой железной дороги до 10 млн. тонн грузов в год”, – отметил руководитель Турции.
Однако договор с казахской стороной так и не был подписан.
При этом Астана не теряет интерес к проекту и готова обеспечить дорогу транзитом.
“Казахстанские железнодорожники и наши китайские коллеги в ожидании открытия новой железной дороги, которая позволит расширить географию грузоперевозок по коридору с выходом на Турцию”, – заявлял недавно глава Казахстан темир жолы (КТЖ) Канат Алпысбаев. Возможность использовать БТК при транспортировке грузов в Европу рассматривает и Узбекистан.
Факт 7. Поезд в Стамбул
Пассажирское сообщение окутано еще большим туманом. Начальный пассажиропоток оценивается в 1 млн человек в год, в дальнейшем он может вырасти до 3 млн человек.
Также известно, что швейцарская компания Stadler поставит в Азербайджан 30 пассажирских вагонов, оборудованных тележками с раздвижными колесными парами и которые будут использоваться на БТК.
Также участники проекта ведут переговоры о запуске пассажирского поезда Баку-Тбилиси-Анкара-Стамбул. Сроки пока не озвучиваются.
Пассажирский вагон Stadler, предлагаемый для эксплуатации на маршруте Баку-Тбилиси-Стамбул
Факт 8. Конкурирующие проекты
Несмотря на все заявления о перспективах БТК, у проекта есть потенциальные конкуренты, которые могут приуменьшить значимость данной железной дороги. Первым соперником БТК может стать транспортный коридор “Север- Юг”.
Этот маршрут должен соединить Индию, Иран, Азербайджан и Россию. Из Индии в Иран товары планируется доставлять морем, а дальше по железной дороге.
Для завершения проекта Ирану необходимо достроить ж/д ветку Казвин-Решт-Астара, которая соединит эту страну с Азербайджаном и Россией.
Еще одним соперником БТК может стать железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран. Эта магистраль позволяет доставлять грузы из Китая в Иран и далее в Турцию и Европу, избегая Каспийского моря и перегруза в тамошних портах. Этот вариант очень выгоден для Ирана, поскольку это гарантирует ему дополнительные транзитные грузы.
Читайте также Коридоры в обход: Какие транспортные артерии лишат Украину транзитного потенциала
Источник: https://cfts.org.ua/articles/kavkazskoe_okno_v_evropu_8_faktov_o_zh_d_magistrali_baku__tbilisi__kars_1302
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс: какое влияние окажет проект века на экономику наших стран?
Несмотря на название, поезд, едущий из Китая, или в обратном направлении, не задет в Тбилиси. Он проедет через недавно реабилитированную дорогу Цалка-Ахалкалаки, проедет 29-километровый участком и прибудет в турецкий пограничный город Карс.
Международная железнодорожная станция Ахалкалаки расположена 1800 метрах от уровня моря. ЕЕ общая площадь составляет 102 га. На станции Ахалкалаки 1520 миллиметровые железнодорожные пути советских стандартов 1435 миллиметровые пути европейских стандартов.
Об экономическом значении Баку-Тбилиси-Карской железной дороги «Georgian Times» беседовала с экспертом по экономике Леваном Каландадзе:
«Это проект масштаба века. Значительно потому, что этот железнодорожный путь повестку дня Грузии, как экономического и бизнес-субъекта в регионе, полностью меняет. Проект, в плане транспортной лоджистической сети, развития маршрутов, практически безальтернативный.
Одно дело, что вообще такие проекты предусматривают осуществление прямых иностранных инвестиций в стране, создание новых рабочих мест, расширение транспортной лоджистической сети. Другое дело, насколько они способствуют росту интереса к стране, в плане экономического и бизнесфактора,» — заявляет Леван Каландадзе.
По его словам, этот проект является определенной инвестицией, который в условиях задействования других еще больших дополнительных факторов обеспечит Грузию состоявшейся экономической и бизнес средой.
«Я считаю, что этот и проекты такого типа Грузию делают более интересной и привлекательной для зарубежных инвесторов.
Мы часто говорим о транзитной функции нашей страны, о реализации статусе и функции регионального хаба в Грузии.
Именно проекты такого типа дают возможность для того, чтобы Лоджистической, транспортное и складское хозяйство полноценно было бы развито и чтобы это вызвало повышение интереса к Грузии», — отметил эксперт.
На вопрос, какую экономическую прибыль принесет проект Азербайджану и Турции, эксперт ответил, что «этот проект связан с усилением компонента определенных товарных потоков и большего сближения с Европой как для Азербайджана, так и для Турции, в том числе, в плане увеличения объема альтернативных грузооборотов.
И Азербайджану, и Турции для полноценной реализации этих стратегических целей нужно использовать компонент Грузии. Геополитическое расположение, которое сегодня наша страна имеет, дает возможность того, чтобы, несмотря на желания других, мы влились бы в эту международную транзитную концепцию.
Если бы даже какая-нибудь страна не хотела бы выдвижения на первый план срабатывания фактора Грузии, без нас невозможно. Учитывать наш фактор, для Азербайджана и Турции важно.
Если учесть то, что в регионе и Азербайджан и Турция с одной стороны являются стратегическими партнерами Грузии в торговых связях, и с другой стороны обе страны являются также стратегическими партнерами в плане осуществления прямых иностранных инвестиций, этот компонент железной дороги роль и функцию Грузии еще больше усиливает.
Тем самым, азербайджанской и турецкой стороне дает возможность бизнес и экономические отношения перенести в другой разрез и сделать их полноценными.
Мы являемся страной, связующей эти два государства и одной из значительных составляющих частей определенной лоджистической сети», заявил в беседе с «Georgian Times» эксперт Леван Каландадзе.
Нино Отарашвили
www.yenicag.ru
Источник: https://yenicag.ru/zheleznaya-doroga-baku-tbilisi-kars-kak/
Открылась железная дорога Баку-Тбилиси-Карс
В Баку состоялось официальное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). В церемонии участвовали прибывшие в азербайджанскую столицу по приглашению президента Азербайджана Ильхама Алиева премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а также премьер-министры Казахстана и Узбекистана Бакытжан Сагинтаев и Абдулла Арипов.
Строительство железной дороги БТК, общая протяженность которой составляет 826 километров, началось десять лет назад на основании межгосударственного соглашения между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Из-за растущей стоимости проекта, открытие железнодорожной магистрали откладывалось несколько раз.
Первоначально стоимость проекта составляла 422 млн долларов, хотя согласно Баку, только Азербайджан вложил в него 640 млн долларов.
В свою очередь, во время церемонии открытия 30-го октября премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявил, что в целом в проект БТК было инвестировано «более 10 миллиарда долларов».
На начальном этапе по железной дороге БТК планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и около 1 миллиона пассажиров, хотя в будущем пиковая пропускная способность коридора должна составить 17 миллионов тонн грузов в год, а количество пассажиров должно увеличиться до 3 миллионов.
Напомним, эта магистраль должна стать частью так называемого нового «Шелкового Пути» – т.е. транспортного корридора в обход России, который свяжет Азию с Европой.
«Сегодня отправляется первый поезд по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс, обладающей стратегическим значением для региона Турции, Азербайджана и Грузии. Таким образом, мы объявляем о создании прямого железнодорожного соединения между Лондоном и Китаем», – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе церемонии открытия БТК.
Примечательно, что по программе развития железных дорог Турции под проливом Босфор в Стамбуле уже построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай, который как ожидается, в будущем станет частью трансконтинентального железнодорожного маршрута от Великобритании до Южной Кореи.
13-го декабря 2015-го года в Грузию уже прибыл первый транзитный поезд, который доставил груз из Китая в Турцию. Перевозки были осуществлены из китайского порта Ляньюньган через Казахстан, затем морской паром доставил указанные грузы в Азербайджан, а из Азербайджана по железной дороге они были доставлены в Грузию.
На завершающем этапе из грузинского порта Поти грузы транспортировались при помощи переправы по Черному морю в турецкий город Стамбул.
После вступления в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси–Карс, прибывшие в Азербайджан из Казахстана грузы будут транспортироваться по этому железнодорожному маршруту, минуя морской путь из Поти в Стамбул.
Таким образом время, необходимое для транспортировки грузов по новому «Шелковому пути», составит около 10-15 дней, тогда как альтернативный полностью морской маршрут подразумевает приблизительно 40-45 дней. Идея восстановления исторического «Великого Шелкового пути» – маршрута, когда-то связывающего Азию с Европой, принадлежит президенту Китая.
Новый евразийский мост
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на церемонии открытия 30-го октября,назвал новую региональную магистраль «историческим проектом стратегического значения».
«Железная дорога Баку–Тбилиси–Карс — самый надежный и кратчайший путь между Европой и Азией. Некоторые не верили в успешное завершение данного проекта, но Азербайджан, Турция и Грузия успешно его завершили», – заявил Алиев.
В свою очередь, грузинский премьер Георгий Квирикашвили назвал БТК проектом, «нацеленным на обеспечение стабильности».
«Сегодня сдается в эксплуатацию новый евразийский мост, который усилит транспортный и торговый статус региона. Кроме того, проект БТК будет обслуживать 1 млн.
пассажиров, придаст импульс развитию туризма и созданию новых рабочих мест…
Мы хотим, чтобы Грузия и регион были максимально интегрированы с трансъевропейской транспортной сетью, и я уверен, что БТК будет играть значимую роль в достижении этой цели», – заявил Квирикашвили.
США и ЕС, в свою очередь, тоже поддержали открытие нового железнодорожного коридора.
«Открытие проекта Баку–Тбилиси–Карс – это очередной важный шаг в создании более крепких торговых, коммерческих и транспортных связей через всю Евразию», – заявил в своем комментарии для СМИ посол США в Азербайджане Роберт Секута.
«Европейский союз поддерживает новый железнодорожный коридор. Эти инвестиции, совершенствование инфраструктуры и координация логистики будут способствовать к более лучшему налаживанию коммуникаций, созданию новых возможностей для бизнеса и росту торговли», – говорится в заявлении представительства ЕС в Азербайджане.
Экономические и политические дивиденды
В интервью с «Голосом Америки» вице-президент Атлантического совета Грузии Бату Кутелия отметил, что значение проекта Баку–Тбилиси–Карс со стратегической точки зрения, возможно, в определенной степени превышает его экономическую важность. Хотя, как он говорит, экономический компонент также имеет «огромное значение».
В частности, согласно эксперту, участие в БТК даст возможность Грузии закрепиться на международной торговой карте в качестве части наиважнейшего коридора, соединяющего Восток с Западом, и предоставляющего доступ многим странам к рынкам друг друга.
Помимо этого, по словам Кутелия, появление Грузии на мировой логистической карте будет способствовать работе с еще большей нагрузкой другой логистической инфраструктуры Грузии – например, морского порта в Поти, и в будущем – порта в Анаклии.
«То есть эти два проекта: БТК и запланированный глубоководный порт в Анаклии не являются конкурентами, а наоборот, они усиливают значение друг друга. Для Грузии это экономический кислород, который предоставит дополнительный импульс для развития грузинской экономики, естественно при ведении властями правильной экономической политики», – считает Бату Кутелия.
Что касается геополитического значения железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси– Карс, по словам политолога, оно совпадает с вектором выбранным Грузией, т.е.
политикой, направленной на сближение с западом и интеграцией в западные структуры.
Исходя из этого, говорит Кутелия, геополитическое значение проекта БТК можно сравнить с таким эпохальным проектом, каким было для Грузииучастие в проекте нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан в конце 1990-ых.
«Если в 20-м веке самым большим событием в геополитическом плане был нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, который определил место Грузии на мировой карте энергетики, когда все игроки, заинтересованные в энергетической безопасности, старались чтобы Грузия была стабильным местом, чтобы предотвратить помехи в доставке ресурсов Азии на европейские рынки. В21-ом именно магистраль БТК имеет аналогичное стратегическое значение», – резюмировал эксперт.
Источник: https://www.golos-ameriki.ru/a/nc-launch-of-baku-tbilisi-kars-railway/4092258.html
БАКУ-ТБИЛИСИ-КАРС | Азербайджанские железные дороги
Президент Азербайджанской Республики
Ильхам АЛИЕВ:
«Нынешний год станет очень важным для функционирования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Можно сказать, он станет первым годом деятельности железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Я уже отметил, что к этой дороге проявляется большой интерес, Баку-Тбилиси-Карс уже обновила транспортную карту Евразии, и Азербайджан внес свой вклад в это дело» (из вступительной речи на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2017 году и предстоящим задачам, 10 января 2018 года).
Присоединившись к проекту Баку-Тбилиси-Карс, Азербайджан сделал еще один шаг с расчетом на будущее. Наряду с созданием всевозможных экономических конструкций, Баку-Тбилиси-Карс становится в регионе весьма значимым фактором влияния Азербайджана, превращающегося в центр транзитных перевозок.
Проект Баку-Тбилиси-Карс находится под пристальным вниманием правительств и руководства железных дорог Азербайджана, Грузии и Турции. Этот проект откроет большие возможности для налаживания прочных транспортных связей между тремя странами, а также другими государствами, заинтересованными пользоваться услугами транспортного коридора.
Напомним, переговоры по проекту Баку-Тбилиси-Карс были начаты еще 26-29 июля 1993 года в Анкаре на заседании созданной между Турцией и Грузией Смешанной транспортной комиссии.
20-21 июля 2002 года в Стамбуле, на заседании министров транспорта Турции и Грузии был подписан протокол об осуществлении этого проекта, предполагающий провести подготовительную работу по проекту.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время своего официального визита в Грузию 14 июня 2004 года на проведенной вместе с президентом Грузии Михаилом Саакашвили пресс-конференции выразил свою поддержку проекту строительства железной дороги из Грузии в Турцию и готовность Азербайджана принять участие в этом проекте.
С тех пор переговоры по проекту стали проводиться интенсивнее, за прошедший период состоялся ряд встреч, нацеленных на налаживание железнодорожного сообщения.
Здесь необходимо вспомнить еще один важный факт. Так, 25 мая 2005 года на церемонии открытия азербайджанской части основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан им. Гейдара Алиева состоялось подписание весьма значимого документа.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Грузинской Республики Михаил Саакашвили и Президент Турецкой Республики Ахмет Недждет Сезер подписали Декларацию о проекте железной дороги Баку-Тбилиси-Карс между Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Эта Декларация на деле стала показателем значения, придаваемого главами трех стран проекту железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, как и в других важных вопросах, продемонстрировал здесь свою твердую позицию относительно вопроса налаживания железнодорожного сообщения в направлении Баку-Тбилиси-Карс.
Логическим завершением переговоров по проекту стало подписание в ходе рабочего визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию 7 февраля 2007 года соглашения о старте строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
7 февраля 2007 в здании парламента Грузии, состоялась трехсторонняя встреча Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, Президента Грузии Михаила Саакашвили и Премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. В тот же день там же состоялась церемония подписания документов трехстороннего саммита регионального сотрудничества Азербайджан-Грузия-Турция.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 21 февраля 2007 года подписал Распоряжение о мерах по претворению в жизнь проекта новой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Стоит напомнить, что согласно Рамочному соглашению об осуществлении проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс Азербайджан выдал Грузии кредит на $775 млн с минимальной процентной ставкой.
Строительство в рамках железной дороги Баку-Тбилиси-Карс грузинского участка стартовало 21 ноября 2007 года в районе Тетри-Цкаро, на станции Марабда, а турецкого – 24 июля 2008 года в городе Карс.
30 октября 2017 года состоялась торжественная церемония по случаю открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, призванной соединить не только три страны, но и целые континенты.
В церемонии, прошедшей в Бакинском международном морском торговом порту, приняли участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, первая леди страны Мехрибан Алиева, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его супруга Эмине Эрдоган, премьер-министры Казахстана, Грузии и Узбекистана Бакытжан Сагинтаев, Георгий Квирикашвили и Абдулла Арипов, а также туркменская и таджикская делегации.
Участие Азербайджана в осуществлении любых проектов, способствующих региональной стабильности, миру и экономическим выгодам, является весьма важным делом с любой точки зрения. Подключаясь к этой транспортной артерии, Азербайджан сможет принимать и отправлять грузы из различных государств от Китая до стран Европы.
Для поездов, которые планируется эксплуатировать по маршруту Баку-Тбилиси-Карс, азербайджанская сторона уже заказала швейцарской компании Stadler 30 спальных вагонов, четырех категорий: «стандарт», «комфорт», «бизнес» и «ресторан».
Замена колесных тележек для соответствия разным стандартам колеи у этих высокотехнологичных вагонов будет производится в автоматизированном режиме, что позволит предотвратить потерю времени на погранично-пропускных пунктах и обеспечить еще больший комфорт пассажиров.
Президент Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал важность этого транспортного коридора. По словам главы государства, инициаторы строительства Баку-Тбилиси-Карс – Азербайджан, Грузия и Турция могли увеличить взаимный торговый оборот и без этой железной дороги, но эта линия необходима для соединения Азии и Европы. Это кратчайший маршрут.
Проект Баку-Тбилиси-Карс по сути знаменует собой восстановление древнего Шелкового пути через стальную магистраль. 504 из 846 километров линии Баку-Тбилиси-Карс приходятся на Азербайджан, 263 км – на Грузию, а 79 км – на Турцию.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс облегчит выход стран Центральной Азии – Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана на европейские и мировые рынки.
Привлечение в будущем грузов из стран Европы и Азии на эту железную дорогу увеличит объем мультимодальных грузоперевозок в обоих направлениях.
Так, к третьему году эксплуатации по этой линии планируется перевозить 3-5 млн тонн грузов, к пятому – 6-8 млн, а затем до 3 миллионов пассажиров и 17 млн тонн грузов ежегодно.
Это является показателем того, что наряду с Азербайджаном, высокие прибыли с грузоперевозок будут иметь и Грузия с Турцией. Все это ясно показывает значимость, безопасность, надежность и скорость этой железной дороги. С запуском этой дороги время доставки грузов в сравнении с ныне существующими грузоперевозками сократится вдвое, что еще больше увеличит эффективность проекта.
Источник: https://ady.az/ru/read/index/6/43
Первый грузовой состав отправлен по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс
Политики Азербайджана, Турции и Грузии приняли сегодня участие в торжественном открытии железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Новая железная дорога позволит сократить время на перевозку товаров более чем в два раза и станет альтернативой перевозкам по океану, заявил представитель “Азербайджанских железных дорог”.
Как сообщал “Кавказский узел”, строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс началось в ноябре 2008 года. В 2009 году его прервали из-за переговоров по нормализации армяно-турецких отношений и возобновили в мае 2010 года.
Изначально завершить строительство планировалось в 2011 году, однако позднее сроки несколько раз сдвигались.
В октябре 2015 года глава ЗАО “Азербайджанские железные дороги” Джавид Губранов заявил о вводе дороги в эксплуатацию в ноябре 2016 года, однако в декабре запуск был перенесен на первую четверть 2017 года.
Позднее министр транспорта и коммуникаций Турции Ахмед Арслан заявил, что дорога будет сдана в середине 2017 года. При этом экономисты отмечали, что с момента принятия решения о строительстве дороги сократился объем транзита грузов из Центральной Азии через Азербайджан.
Торжественная церемония открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс состоялась сегодня в морском торговом порту в поселке Алят в 66 км юго-западнее Баку, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.
Политики подчеркнули важность открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс для развития региона
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс стала “самым коротким и надежным путем, соединяющим Европу и Азию”, и становится важной частью транспортной карты Евразии, заявил на торжественном открытии президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Он также отметил, что на первом этапе по дороге будет перевозиться ежегодно 5 млн тонн грузов, в последующем планируется увеличение перевозок до 17 млн тонн. “Уверен, что при использовании этой дороги большой размах обретет и развитие туризма.
Естественно, что успешная работа железной дороги Баку – Тбилиси – Карс повысит геополитическую значимость наших стран и создаст для нас дополнительные возможности.
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс будет иметь очень большое значение для развития бизнеса, взаимовыгодного сотрудничества”, – цитирует заявление Ильхама Алиева Trend.
Он напомнил, что ранее Азербайджан, Грузия и Турция запустили нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум. “Все это свидетельство дружбы и братства трех стран. Наши страны реализуют важные для мира проекты”, – заявил президент Азербайджана, напомнив, что также успешно реализуется проект Южного газового коридора.
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс является одним из звеньев нового “Шелкового пути”, основной частью коридора Восток – Запад, заявил в свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. “Поезда уже напрямую будут следовать из Лондона в Пекин”, – заявил Эрдоган. По его словам, Турция на протяжении 15 лет прилагает усилия в этом направлении.
Открытия третьего моста в Стамбуле и другие проекты являются частью этой работы, пояснил глава Турции.
“Реализуемыми проектами мы повышаем значимость дороги Баку – Тбилиси – Карс.
Мы соединяем с Европой Казахстан посредством порта Актау и Туркменистан – посредством порта Туркменбаши. Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс ежегодно будет перевозить 6 млн тонн грузов и 1 млн пассажиров.
В 2030 году грузоперевозки достигнут 17 млн тонн, пассажироперевозки – 3 млн человек. В настоящее время из Китая в Европу перевозится 240 млн тонн грузов.
Если даже 10 процентов этих грузов пойдут по БТК, то это будет 24 млн тонн”, – цитирует Эрдогана корреспондент “Кавказского узла” со ссылкой на телеканал TRT1.
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс станет новым евразийским мостом и изменит экономические реалии региона, укрепит его транспортный и торговый статус, в свою очередь заявил на церемонии открытия премьер-министр Грузии Григорий Квирикашвили.
Он также отметил, что успех Баку – Тбилиси – Карс связан с растущими экономическими связями Китая, передает “Sputnik – Азербайджан”.
Премьер-министр Казахстана Бакитжан Сагинтаев и премьер Узбекистана Абдулла Арипов подчеркнули заинтересованность их стран в железной дороге Баку – Тбилиси – Карс.
После выступлений официальных лиц в путь был отправлен первый состав с 32 контейнерами зерна, которые отгружены из казахстанского Кокчетава в турецкий Мерсин, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.
ЕС поддержал запуск железной дороги Баку – Тбилиси – Карс
Запуск железной дороги расценивается Евросоюзом как большой шаг в развитии транспортной системы, соединяющей ЕС, Турцию, Грузию, Азербайджан и Центральную Азию.
“Европейский союз поддерживает новый железнодорожный коридор. Эти инвестиции, совершенствование инфраструктуры и координация логистики будут способствовать налаживанию коммуникаций, созданию новых возможностей для бизнеса и роста торговли”, – говорится в распространенном сегодня заявлении представительства Евросоюза в Азербайджане, имеющемся в распоряжении “Кавказского узла”.
Согласно заявлению, открытие железной дороги Баку – Тбилиси – Карс соответствует целям “Bосточного партнерства”, а также его центральноазиатской стратегии.
ЕС поддерживает проекты, способствующие улучшению коммуникации между соседними партнерскими странами, и рассматривает дорогу Баку – Тбилиси – Карс как скоростной и надежный транспортный мост между Европой и Азией вдоль Шелкового пути, подчеркивается в сообщении.
“Азербайджанские железные дороги”: поезда смогут ехать со скоростью до 120 км/час
Общая протяженность железной дороги Баку – Тбилиси – Карс составляет – 826 км. Проект был реализован на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения, подписанного в 2007 году, пояснил корреспонденту “Кавказского узла” представитель ЗАО “Азербайджанские железные дороги”.
По его словам, в рамках проекта построена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс в Турции, протяжённостью 105 км, из которых 76 км приходится на долю турецкой, 29 км – грузинской территории. B Ахалкалаки также была построена станция смены колесных пар 1435/1520 мм и осуществлена реконструкция участка Ахалкалаки – Тбилиси в 183 км.
Максимальная скорость движения поездов по железной дороге будет достигать до 120 километров в час, пояснил представитель компании.
Он также отметил, что дорога Баку – Тбилиси – Карс является частью более грандиозного проекта нового “Bеликого шелкового пути” по соединению железных дорог от Европы до Китая.
Открытие железной дороги позволит осуществлять прямые перевозки (без перевалки грузов с одного вида транспорта на другой). Это станет альтернативой перевозкам по океану и позволит сократить время товаров в пути более чем в два раза – до 12-15 дней, подчеркнул представитель “Азербайджанских железных дорог”.
Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/311784/