Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль: где купить, цена

украшения минанкари из золота и серебра с эмалью

Золото и серебро с эмалью

Эксклюзивные украшения ручной работы всегда ценились выше фабричных изделий, особенно если речь идет об уникальной древней технике с потрясающе выразительным художественным эффектом. Если вы хотите подчеркнуть собственный статус и безупречный вкус, и при этом сделать это небанально, дополните свою коллекцию ювелирными украшениями из золота или серебра с эмалью.

Древняя техника перегородчатой эмали

Enamel Rooms предлагает роскошную коллекцию серег, колец, браслетов, брошей, кулонов, запонок, крестиков и икон, выполненных в древней технике минанкари. В переводе с грузинского это значит «эмаль». Данную технику изготовления ювелирных украшений местные мастера переняли у византийцев начале 11 века

Современные ремесленники бережно сохранили традиции старинной техники, пронеся их через века практически без изменений. В качестве основы берут золото, серебро или медь. В каталоге Enamel Rooms представлены золотые и серебряные минанкари. Некоторые украшены кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями.

Тонкие линии и многоцветие эмали достигается при помощи предварительной установки тонких перегородок, которые выступают в роли контура будущего рисунка. Поэтому минанкари еще называют перегородчатой эмалью. Золотые иди серебряные нити разграничивают разные элементы узора, не давая им растекаться до обжига и затвердения в специальной печи

Чтобы придать эмали разные оттенки, мастера добавляют в нее минеральные краски, полученные путем перемалывания природных разноцветных камней.

Эксклюзив для избранных

Технику минанкари невозможно воспроизвести в промышленном формате. Это многоступенчатый процесс, требующий исключительной точности, художественного дара и мастерства. Если вы решили купить украшения из золота или серебра с эмалью минанкари, то вы можете быть на 100% уверены, что приобретете серьги, кольца или кулон, аналогов которым нет нигде.

Золотые и серебряные украшения в технике минанкари сочетают роскошь цветовой палитры и элегантную лаконичность форм. Это настоящее искусство, воплощенное руками талантливых мастеров, вложивших в каждое изделие частичку души.

Каждое заказанное вами украшение будет изготовлено вручную специально для вас. По желанию клиента мы можем изменить цветовую гамму, чтобы украшение могло стать гармоничным дополнением к вашему образу.

Погрузитесь в мир совершенства и красоты, просматривая наш каталог! Выбирайте подарки для себя и своих близких – они непременно доставят радость и приятное ощущение владения настоящим шедевром. 

Источник: https://EnamelRooms.com/

Минанкари — Грузинская перегородчатая эмаль

?ochendaje (ochendaje) wrote,
2014-08-06 16:00:00ochendaje
ochendaje
2014-08-06 16:00:00Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией.

На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декору
Справа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.

Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.

Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.

Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали.

То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).
Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали.

В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями.

Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России.

Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии.

Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой).

Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.

«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла.

Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  —  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях.

Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию —  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd.

от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Читайте также:  Грузинские тосты

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5)

Источник: https://ochendaje.livejournal.com/422981.html

Что такое минанкари? Особенности и применение минанкари

«Минанкари» — грузинское слово, переводится, как «эмаль». Однако, в виду имеется не всякое покрытие, а именно перегородчатое. На нем мастера Грузии специализируются с 11-го века.

Технику переняли у жителей Византии. Это государство перестало существовать в 15-ом веке. Но, ювелирное наследие страны не кануло в лету. Его продолжат мастера Грузии, сохраняя мельчайшие нюансы старинной технологии. В чем эти нюансы заключатся, расскажем далее.

Нюансы производства минанкари

Минанкари – эмаль, наносимая на золото, медь, или серебро. Последний металл подходит лишь в чистом виде. То есть, требуется серебро 999-ой пробы.

Другие сплавы не применяются вовсе. Стеклообразное покрытие на них либо не держится, либо сильно меняет цвет. Краски преображаются во время обжига.

Для него во многих грузинских домах есть специальные печи. У них толстые стенки. Температура внутри – 800 градусов Цельсия. Именно столько требуется для затвердения минанкари.

Чтобы покрытие не расплывалась по изделию еще в «сыром» виде, грузинская эмаль минанкари заливается в формы. Их называют перегородками и делают из тонких нитей серебра.

Проволочки изгибают, получая нужный узор. Композицию приклеивают к изделию-основе. Остается, как в детской раскраске, заполнить ячейки цветным содержимым.

Бесцветную эмаль используют как основу для художественной композиции. То есть, изделие обжигается несколько раз. Сначала, ждут затвердения прозрачного покрытия. Лишь после этого, на него крепят серебряные нити и заполняют их новой партией минакари. Теперь, украшение ждет второй обжиг.

Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и тысячелетие назад, основана на минеральных красках. Их получают путем перемалывания природных камней.

В старину каждый мастер делал это сам. Современные ювелиры заказывают уже готовые пигменты. Больше всего предложений поступает от фирм из США, Японии и Франции. Оттуда и встречают посылки.

Именно за счет природного происхождения, краски минанкари могут сильно менять цвет при обжиге. Из разрешенных для производства металлов, сильнее всего покрытие реагирует на медь. Красная эмаль на ней становится бурой, белая – желтой.

Поэтому, ювелиры пользуются специальными палитрами. На фанере размещают цветные кружки. Они воссоздают цвет эмали до и после ее обжига на той, или иной основе. Так проще ориентироваться, создавая рисунок на поверхности украшения.

Минеральные порошки разбавляют перед работой простой водой. Чаще всего требуются красный и синий цвета. Алый олицетворяет христианский символ на государственном флаге Грузии.

На полотне изображены пять крестов. Крупный посередине – символ Христа, а боковые распятия – знаки четыре евангелистов. Синий же цвет ассоциируется с небесами страны. Их редко затягивает тучами.

Минанкари – украшения, существующие в единственном экземпляре. Старинная технология не адаптируется под заводское производство. Каждое изделие изготавливается вручную. Узнаем чьими конкретно руками творятся шедевры.

Знаменитые мастера минанкари

Сделать самому минанкари пришло в голову Вахтангу Джанишвили. Он начинал, как художник. Картины основывал на эмоциях, вызываемых теми, или иными предметами, явлениями.

Поэтому, полотна красочные и, зачастую, размытые, в духе импрессионизма Франции. Таковыми Вахтанг сумел сделать и украшения минакари, которыми занялся, уже будучи известным живописцем.

Десять лет практики в сфере перегородчатой эмали позволили Джанишвили создать несколько композиций, с которыми мастер колесит по разным странам.

Кольца минанкари, кулоны и браслеты грузинского ювелира выставлялись и в России. Так, в августе этого года экспозиция побывала в Нижнем Новгороде.

Минанкари купить предлагает и Кетеван Кавтеладзе. За ее плечами лишь четыре года увлечения перегородчатой эмалью. Зато, на счету мастерицы уже есть почетные регалии.

В 2014-ом, к примеру, Кети заняла первое место на выставке современного искусства в Японии. В Тбилиси работы Катвеладзе запросила галерея «Шарден». В столице Грузии она считается лучшей.

Васил Геджадзе – еще один умелец минанкари. Цены мужчина устанавливает немалые. Оно и понятно, Васил – один из немногих ювелиров Грузии, делающий в технике перегородчатой эмали не только классические украшения.

К сережкам, кольцам, подвескам, Геджадзе добавляет оправы для очков, браслеты и циферблаты часов, шкатулки, иконы. Правда, церковные предметы в технике минанкари производили еще века назад. Проблема в том, что искусство было утеряно. Из старинных образцов сохранились единицы. Расскажем о парочке из них.

Артефакты минанкари

Из старинных икон в технике минанкари выполнена Цилканская Божья Матерь. Это перерисовка с иконы четвертого века. Репродукция сделана девятью столетиями позже и размещена в Мцхетском храме. Он признан главным в Грузии. На месте храма когда-то стояла церковь Святой Сидонии. Это строение было первой обителью христиан в стране.

Есть минанкари и на фото гробницы равноапостольной Нины. Она жила в четвертом столетии, тогда же, когда писалась икона Цилканской Божьей Матери. Нина распространила веру во Христа на территории Грузии.

О том, что эта страна погружена во мрак невежества девушке рассказала воспитанница. Взять евангелие и пойти проповедовать в далекие земли подсказала сама матерь Божья. Она явилась к Нине во сне. Жители Грузии считают святую своей покровительницей, хранят мощи Нины в Бодбе, что на краю Кахетия.

Гроб женщины деревянный, но снабжен металлическими деталями, на которых и выведены узоры перегородчатой эмали. Она прикреплена к серебру. В оформлении композиции использованы так же жемчужины. Они переливаются на фоне синего стекла.

Эмаль принято называть именно минеральным стеклом. Материал столь же хрупок. По сохранности узоров в зале Нины понятно, насколько трепетно относятся к ней и ее деяниям жители солнечной Грузии. Гроб святой и ее мощи бесценны. Что же касается изделий минанкари на продажу, самые недорогие и них стоят 1000-1200 рублей.

Источник: https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-minankari-osobennosti-i-primenenie-minankari/

Грузинская эмаль минанкари – тончайшая техника из глубины веков

Что мы вспоминаем, говоря о Грузии? — киндзмараули, хинкали, цинандали… Но, представьте,  грузинские перегородчатые эмали (минанкари) с полным правом входят в ряд национальных «брендов».

 Давид Чкеидзе, Гиорги Гудушаури, Паата Пааташвили, Нино Буркадзе — мастера, прославившиеся не только у себя на родине.

Помимо пугающе-роскошных изделий упомянутых ювелиров, есть и более демократичные (по ценам и виду) грузинские эмалевые украшения.

Что отличает традиционную грузинскую эмаль?

Грузия, как «сосед» Византии, в древности переняла её эмалевую технику.  Уже тогда мастера придавали эмальерным изделиям яркий грузинский почерк, заметный и сегодня. К сожалению, эти ювелирные техники надолго были забыты, и только в XIX веке пришёл грузинский эмалевый ренессанс.

Ювелиры используют метод, неизменный уже более двенадцати столетий. Как не менялся и рецепт клея, скрепляющего перегородки с металлической основой – он готовится по старинному рецепту из кожуры айвы.

 Кстати в отличие от традиционных русских перегородок-веревочек, грузинскими мастерами используются  практически волоски из серебра (или золота), которые напаиваются на поверхность изделия.

Грузинская эмаль характерна красочными орнаментами. Эмальеры Грузии  охотно используют оттенки болотного и винного, зеленого и красного цветов. Сюжеты рисунков чаще всего традиционны — улочки и домики Тбилиси, горы, фигурки жителей, а также религиозные темы. Как правило, основа для грузинских эмалевых украшений — серебряная.

Произведения искусства перегородчатой эмали грузинских ювелиров

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали.

В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями.

Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

В ранне-христианскую эпоху иконоборцы истребляли не только иконы, но и предметы церковной утвари. Грузию иконоборчество не затронуло. Помимо бесценных икон, страна сохранила и эмалевые сокровища. Они собраны не только в Музее искусств, но и в Кутаиси, и в Сванети, хотя основной фонд и принадлежит тбилисской коллекции.

Экспонаты датируются VIII- IX, а также XV-XVII веками.  По объёму, красоте и научной ценности эта коллекция одна из лучших в мире. Хотя некоторые образцы старинной эмали всплыли в мировых музеях — в Эрмитаже, в Берлинском музее, в Метрополитене и в частных коллекциях.

Лишь малая часть древних памятников перегородчатой эмали сохранена и изучена, и грузинский материал весьма значим для исследователей.

Современные грузинские украшения из эмали

Фаворит современной эмали в Грузии — ювелирный дом «Фокани». Это бесподобная грузинская перегородчатая эмаль, очень богатая по колористике. Фирма «Фокани» основана 15 лет назад, совместно с художницами, монахинями монастыря Фокани. Предприятие ведёт переговоры об открытии магазинов в Париже,  Праге и Стамбуле.

В «Фокани» сосредоточены лучшие художники декоративно-прикладного искусства. Исполняется много заказов для Грузинской патриархии. Работа организована в режиме творческой студии, от идеи до упаковки — все рождается и воплощается в едином пространстве.

Читайте также:  В грузию на машине из москвы в 2018 году: оптимальный маршрут

В фирме работает 70 мастеров, и художники надеются, что рано или поздно российские ценители войдут во вкус обладания грузинских украшений из эмали.

Кроме того, далеко за пределами Грузии известны мастера, упомянутые в самом начале нашей статьи. Вот лишь избранные примеры работ этих авторов:

Нино Буркадзе:

Гиорги Гудушаури: (www.gudgio.com)

Где приобрести украшения с грузинской эмалью?

К сожалению, россиянину, в отличие от жителей европейских столиц, купить грузинские украшения из эмали пока что не так просто. Скорее всего, вам придется либо искать контакты грузинских мастеров-эмальеров в интернете и делать заказ напрямую. Либо – совместить «приятное с приятным», совершив поездку в Тбилиси.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Технологии изготовления ювелирных изделий | Виды ювелирных техник

Горячие эмали — технология | Ювелирные украшения с эмалью | Финифть — технология изготовления ростовской эмали | Эмалирование украшений — исторический обзор | Техника чернения серебра | Ювелирные изделия из филиграни. Казаковская филигрань

Источник: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/gruzinskaya-emal-tonchajshaya-tehnika-iz-glubiny-vekov/

Минанкари: ювелирное искусство Грузии

В десятках грузинских домов можно увидеть необычные маленькие печи. Служат они не для обогрева, а для создания уникальных произведений искусства. Сегодня здесь возрождают веками забытую ювелирную технику перегородчатой эмали, которая называется минанкари.

Центр Тбилиси. Ранняя весна. Позднее утро. На открытых балконах с коваными львами неспешно курят усатые мужчины и сушится белье. Старинные деревянные аркады напоминают винные «ножки» на стенках бокала.

Где-то звонят колокола. Сегодня я собираюсь увидеть самые старые и самые новые произведения искусства, выполненные в технике минанкари.

Для этого я направляюсь в музеи, а потом — в гости к современному мастеру.

Грузия (ранее — территория Колхидского царства) — страна-производитель легендарного золотого руна.

Хотя греки, по преданию, его давно похитили, а потом куда-то дели, в хранилищах старины Тбилиси и без него есть на что посмотреть.

В Национальном музее выставлены первые образцы перегородчатой эмали тончайшей работы — пиктораль с птичкой V–IV веков до н.э. и золотые ножны с изображением головы теленка.

В Музее искусств поклонники эмали вроде меня рискуют заработать синдром Стендаля: от количества цветных икон и медальонов VII–XV веков с по-грузински наивными изображениями святых можно потерять сознание.

Здесь же выставлен инструментарий, которым пользовались люди при создании этих произведений: перья птиц для нанесения красок, камни, которые перемалывали для получения пигмента, и печь с перфорированным куполом — в ней запекали цветной порошок, смешанный с водой, до стекловидного состояния.

Конечно, не только в музее можно встретить старинные эмалевые артефакты.

Минанкари в стране встречается тут и там: то на гробнице святой равноапостольной Нины в Бодбе (край Кахетия), то на иконе Цилканской Божьей Матери в полумраке Мцхетского храма.

Из-за войн и междоусобиц в XV веке мастерство минанкари оказалось утеряно. И только в 60-х годах прошлого века экспериментальным путем оно было восстановлено историком Эрмиле Магради.

Сегодня в Грузии есть множество частных мастеров, изготовляющих украшения и религиозные атрибуты в этой технике. Здесь нет крупных ювелирных предприятий, работающих с минанкари, и выполнить такое изделие можно только вручную, так что каждая вещь индивидуальна, у каждого мастера — свой почерк.

Мастерство минанкари возрождают на протяжении всего десяти лет после многовекового перерыва, поэтому антикварных вещей с грузинской эмалью не существует. Недорогие украшения можно найти в сувенирных лавках и на торговых развалах.

Например, у Сухого моста — там под открытым небом выставляется множество художников, резчиков и ювелиров. Стоимость изделий начинается от 1000 руб. за кулон или крестик. Изделия на золоте попадаются редко — в основном их делают по заказу.

За более тонкой и профессиональной работой следует идти в авторские галереи, например в «Орнамент» на улице Ираклия II.

Я направляюсь в гости к мастерице Кетеван Кавтеладзе. Прямо у себя дома она устроила небольшую мастерскую, где творит и проводит мастер-классы по изготовлению минанкари. В 2012 году Кети заняла первое место на выставке современного искусства эмали в Японии. Сегодня ее работы выставляются в одной из лучших галерей Тбилиси «Шарден».

Кети выглядит как московский хипстер: асимметричная стрижка, минимум косметики, клетчатая рубашка. Она встречает меня у подъезда своего сталинского дома с окнами, выходящими не только на улицу, но и на лестничную клетку.

«Мы называем этот многоквартирный дом сталинским проектом не только за внешний вид, но и за вот эти нелогичные окна. Должно быть, они нужны для того, чтобы соседям было легче подслушивать разговоры друг друга», — говорит она.

Кети покажет мне процесс создания украшения с эмалью на примере серебряной подвески. Кстати, минанкари наносят на золото, серебро 999-й пробы или медь. Эта ювелирная техника неприменима на других металлах.

Кети достает большую доску фанеры, к которой приклеены пронумерованные разноцветные кружочки — это палитра для определения цветов. Дело в том, что после запекания под воздействием высоких температур цвет может кардинально поменяться, особенно при нанесении пигмента на медную основу.

Так что палитра нужна для удобства ориентирования. Мы определяемся с цветовой гаммой будущего кулона и начинаем работу.

— Я никогда не рисую эскизов, потому что не умею рисовать, — рассказывает Кети. — Рисунок рождается в голове, оттуда я и переношу его сразу на изделие. Работа над одним объектом длится около недели. Что я в это время делаю? Вообще-то очень много думаю. Это же удивительно: за рождением абсолютно эфемерной мысли следует создание чего-то осязаемого!

Мы берем серебряную основу, заранее подготовленную ювелиром, и наносим на нее прозрачную эмаль. Запекаем ее в специальной небольшой печке с толстыми стенками. Температура — 800 °C, время — 1–2 минуты.

Далее щипчиками гнем тончайшие серебряные полоски (будущие перегородки), чтобы получился нужный узор — цветочек, и приклеиваем к основе.

Все готово для того, чтобы разлить в образовавшиеся ячейки выбранные цвета.

Краски уже никто из мастеров не делает сам — цветные минеральные порошки заказывают в США, Японии или во Франции, а перед работой смачивают их водой. Также теперь существует полупрозрачная эмаль, дарующая изделию глубину, своеобразный 3D-эффект.

Такая краска раньше в минанкари не использовалась. С давних времен в международной ювелирной терминологии есть два цвета эмали, которые считаются исконно грузинскими: красный и синий.

Их чаще всего можно увидеть на старинных иконах, медальонах и в изделиях мастеров, придерживающихся традиционной сюжетики в своих работах.

Мы запекаем кулон с нехитрым изображением цветочка снова и снова, каждый раз накладывая слои краски, пока не зальем форму до краев. Останется зашкурить кулон до абсолютной гладкости и отдать ювелиру для окончательной обработки. С технологией все понятно, поэтому перехожу к вопросам про историческую преемственность и эстетику.

— Кети, в современном минанкари используются какие-то традиционные орнаменты или люди творят уже без оглядки на традицию?

— Все по-разному. Кто делает иконы, использует больше традиционного. Но я их не делаю. Если икону сделала женщина, это как-то сразу чувствуется. Мужская работа всегда глубже. Я очень свободна в своем творчестве.

Вдохновляюсь не столько стариной, сколько, например, Густавом Климтом и Петром Оцхели — грузинским театральным художником начала XX века. Другие мастера тоже экспериментируют, и это хорошо.

Одна девушка, например, комбинирует эмаль с деревом, кто-то делает елочные игрушки. Я вот изобрела броши-платья.

— Как определить качество изделия с перегородчатой эмалью?

— Перегородки не должны выступать, краска должна быть залита до самого края. Изначально изделие шершавое, мастер обязан отшлифовать его до зеркального блеска. В общем, халтуру распознать легко на ощупь и визуально.

— Чего на данный момент не хватает процессу возрождения минанкари?

— Возрождением заняты только частные предприниматели. До сих пор нет академического образования в этом направлении. Минанкари вполне может стать нашим брендом, если заняться этим на государственном уровне.

Мы убираем со стола цветные порошки, щипчики и прочие инструменты. Ставим заварочный чайник и домашнее варенье из местных мандаринов.

— Что сегодня в грузинской культуре и национальном самосознании важнее всего?

— Земля. Вино. И традиции, которые лично мне не близки. В Тбилиси они не настолько сильны. В кругу моих друзей, например, мужчина и женщина равны. Но я знаю, что во всей остальной Грузии с этим большие проблемы.

А ведь именно женщины спасли свои семьи и вместе с тем нашу страну в 90-е годы: они пекли и продавали пироги, ездили челноками в Турцию — как-то крутились, пока экономика была в хаосе. Однако нам до сих пор нельзя попасть в политику.

Надеюсь хотя бы, что невест нигде больше не похищают против их воли.

В Тбилиси вечереет, чай на столе заменяют два бокала терпкого красного вина. Кети рассказывает мне о том, что современные рестораны Грузии занялись переосмыслением традиционных блюд, а в одном старинном подвальчике американец продает интересное вино крошечных кахетинских виноделен и что в грузинские клубы наконец-то начали приезжать хорошие электронщики.

Читайте также:  Грузинский лимонад

На прощание Кети дарит мне кулон цвета небесной лазури в виде ангела с распахнутыми крыльями. Такие вещи обыкновенно становятся самыми дорогими в жизни. Возможно, лет через триста одно из подобных изделий Кети ляжет в витрину Национального музея Грузии как артефакт времен возрождения минанкари.

Вероятность такой формы бессмертия издревле толкает художников творить, а возможность прикосновения к трансцендентальному толкает нас их творениями владеть. Уезжая от человека с подарком, мы уезжаем словно бы не прощаясь. И снова усатые мужчины неспешно курят в вечернем сумраке на открытых балконах.

И где-то звонят колокола.

Источник: https://www.moya-planeta.ru/travel/view/minankari_juvelirnoe_iskusstvo_gruzii_11076/

Мастер-класс по минанкари, как делаются украшения с грузинской перегородчатой эмалью

Минанкари — перегородчатая эмаль, очень интересная старинная грузинская техника изготовления ювелирных украшений.

Я давно хотела купить себе что-то подобное. Еще больше загорелась, когда узнала, что можно лично придти в мастерскую и сделать украшение своими руками)

Техника объединяет в себе работу с тонюююсенькими перегородками из серебра / золота / меди, горячей эмалью и шлифовку.

Вот такой кулон получился у меня за 5 часов работы.

Горы со снежными шапками, небо и 3 сванских башни)

Этапы изготовления кулона из минанкари

Сначала рисуется эскиз, выбираются цвета. Наносится основа, на которую крепится эмаль.

Запекается в печи, похожей на сейф. Температура внутри для работы с серебром — около 750 градусов.

Дальше — самая сложная для меня часть. Из тончайшей серебряной проволоки с помощью своих кривых ручек и пинцета нужно выгнуть линии как на эскизе. И снова запечь в печи, чтобы они припаялись к основе.

Затем идет самый приятный этап — нанесение эмали. Это, по сути, рисование камнями)

Видите многочиленные баночки на столе?

Внутри — перетертые минералы. Мастера находят куски горного хрусталя и других пород, перетирают их в пыль, для получения других оттенков добавляют оксиды металлов и красящие вещества. Есть и просто цветные камни, которые используются для минанкари.

Вот еще примеры. Не представляю, сколько нужно терпения, чтобы превратить эти камни в песок.

Для работы, они смешиваются с дистиллированной водой. И уже в виде цветной переливающейся на солнце кашки наносятся на основу по рисунку.

Нужно несколько слоев, для моего кулона потребовалось 3, но может быть 5 и более.

Каждый — запекается в печи.

Кстати, обратите внимание, как меняется цвет эмали, пока украшение еще горячее.

После нанесения первого слоя важно сделать контр-эмаль.

С обратной стороны кулона наносится слой эмали, запекается в печи. Это позволяет укрепить основу, чтобы предотвратить появление трещины. После — наносятся оставшиеся слои эмали.

А слой контр-эмали можно удалить. Мне мой нравится и я оставила.

Шлифовка. Для новичков этот процесс сложен и немного опасен, поэтому с ним мне помогли. Сначала шлифуется эмаль. Достаточно долго, с кучей насадок, от очень грубых до самых деликатных, чтобы всё было ровненьким и блестело, как надо.

А затем — серебряная основа.

В конце, кулон промыли в специальной ультразвуковой мойке, в ядреном составе, чтобы проверить, нет ли пузырей, трещин и другого брака. На моем — не оказалось. Перспективный ювелир)

Немного истории

Минанкари стала использоваться в Грузии очень давно, если не ошибаюсь — еще в 5 веке. Долгое время техника использовалась только в религиозной среде, для украшения икон.

Но с правлением царицы Тамары она получила более широкое распространение, стали делать разнообразные украшения.

С 15 века перегородчатая эмаль минанкари практически пропала, и возрождение началось лишь в конце 20 века. Крупные мастерские стали появляться только с 2000 года, сейчас искусство активно восстанавливается.

Появился огромный интерес, причем больше даже среди иностранцев, чем грузин. Техника действительно очень интересная, с массой своих тонкостей.

Что интересно, раньше для перегородчатой эмали использовалось золото.

А сейчас — в основном, серебро. Оно менее совместимо с эмалью и у него гораздо выше коэффициент плавления, потому и требуется специальная печь.

При работе с золотом гораздо реже образуются трещины. А для серебра нужно использовать технику контр-эмали.

Мастерская Qin Qi в Батуми

А теперь — о том, где можно сходить на мастер-класс по минанкари в Батуми.

Кстати, шикарный вариант, как провести время, если на улице дождь.

Мастерская называется Qin Qi — это детская кличка владелицы Соломеи)

Со мной работала чудесная девушка Мари, которая рассказала мне много интересно и про минанкари, и еще про миллион вещей, терпеливо отвечала на все вопросы, помогала, если что-то не получалась, напоила вкусным черничным соком и даже накормила)

Очень душевное место, интерьер сразу создает нужное настроение.

Есть за что зацепиться глазу) Тут и минералы, и разные книжки, и еще много всего.

А это — украшение из меди, сделано по рисунку дочери Соломеи.

Очень хотелось бы, чтобы про них узнало больше людей, потому что дело действительно стоящее.

Получаешь тонну удовольствия от процесса и результата, все продумано до мелочей, заканчивая красивой упаковкой кулона. Очень здорово.

Источник: https://loveinmonte.ru/minankari.html

Минанкари — продажа эксклюзивных украшений из грузинской эмали «Enamel Rooms»

О магазине

▪️Ювелирные украшения с философией грузинской эмали

▫️Авторские украшения лучших мастеров по эмали на заказ

Enamel Rooms, магазин украшений ручной работы из эмали — вы можете купить эксклюзивные ювелирные украшения из эмали.

В нашем магазине представлен большой ассартимент украшений: минанкари (Minankari), грузинская перегородчатая эмаль, перегородчатая эмаль, горячая эмаль, витражная эмаль, художественная роспись по эмали, грузинская перегородчатая эмаль минанкари, холодная эмаль. Все работы авторские и эксклюзивные от лучших мастеров!

Немного истории

Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на ближнем Востоке. 

Грузинская перегородчатая эмаль насчитывает не меньше 1200 лет существования. Методы и техники нанесения эмали на метал развивались и Грузинская эмаль — тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета; 

Работа над изделием достаточно трудоемкий процесс, требующий талант и титаническое терпение. Опытными мастера Минанкари, которые 10 лет и больше работают по этой технике, могут создать невероятную игру цвета и света, перенести на метал шедевры великих художников (Пикассо, Пиросмани, Дега, Климт, Модильяни, Гудиашвили и так далее). 

В технике Минанкари можно создать все, начиная от украшений, заканчивая мебелью. Украшения, в зависимости от техники исполнения, могут быть и воздушными как крылья стрекозы, и массивными как деревья баобаба. 

Каждая работа уникальна.

Часто говорят, что невозможно повторить точную копию, да я тоже говорю так и тут не идет речь о «невозможности» с технической стороны (опытные мастера сделают такую копию, что никто не различит), а о «невозможности» с точки зрения желания мастера: каждый мастер в первую очередь художник, человек искусства и каждое изделие для него уникально, каждое изделие для мастера как родной ребенок. Именно этот фактор и является причиной уникальности изделия, мастер всегда внесет в изделие какую-нибудь изюминку, которое повторяет, чтобы вы владели уникальным украшением.

Существует два типа мастеров: мастера которые просто работают по технике минанкари, а есть мастера, которые в первую очередь художники, и каждая их работа авторская, создана в ручную от начала до конца (от сюда и большая разница в ценах между изделиями одного размера). 

В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.

Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы.

Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее.

Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль это одна из самых нарядных техник исполнения.

Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком.

Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло. Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

Витражная эмаль это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Источник: http://enamelrooms.tagbox.me/pages/about

Ссылка на основную публикацию