Грузинский национальный костюм

Грузинский национальный костюм

Национальный грузинский костюм отличается некоторым франтовством, которое умело сочетается с подчеркнуто элегантным кроем. Женские наряды очень красивые и нарядные, а мужские – демонстративно строгие. Традиционный костюм был широко распространен вплоть до двадцатого века. Давайте рассмотрим его особенности и отличия от других национальных нарядов.

Впервые национальный грузинский костюм вошел в обиход в девятом веке. Изначально костюмы с оттенками национального стиля носили жители Южного Кавказа. Именно в это время в обиходе появилась «чоха».

Ее название переводится с персидского, как «материя для одежды». Их носили не только грузине, но и кавказцы, а также русские и турки. Чоха – это предмет гардероба, очень удобный в носке, считающийся универсальным.

Чоху носят мужчины и женщины в любое время года.

Со временем грузинский костюм становился более закрытым. Рукава рубашек становились длиннее, а декор нарядов – более сдержанным. Мужской костюм стал более строгим по сравнению с женским.

В начале двадцатого столетия все меньше жителей Грузии носили национальный костюм. Поэтому многие местные дизайнеры старались внедрить элементы традиционного костюма в более современную повседневную и торжественную одежду. Сейчас национальный грузинский костюм используется на различных торжественных мероприятиях.

Описание традиционных особенностей

Традиционный грузинский костюм выделяется особым франтовством, не присущим другим национальным нарядам.

Традиционными цветами грузинского костюма являются черный и белый. Сдержанные наряды в классических оттенках имеют свой скрытый смысл.

Так, черный цвет в Грузии предназначался для знати. Именно богатые грузинцы носили одеяния черного цвета. При этом темные наряды доминировали не только в повседневном стиле, но и на официальных мероприятиях и религиозных церемониях.

Наравне с базовыми оттенками, в традиционном грузинском костюме присутствовали и такие цвета, как серый, бордовый и темно-синий.

Костюмы представителей знати и бедняков в Грузии объединяла строгость кроя и использование носких тканей. Более дорогие костюмы шили из качественных ярких тканей, в то время, как дешевые модели значительно уступали им, как в качестве, так и во внешнем виде. Для дам и господ из богатого сословия создавали наряды из шелка или бархата, украшая их кружевом или мехом, в зависимости от сезона.

Особого внимания заслуживает традиционный грузинский свадебный наряд. Свадебные платья девушек в Грузии внешне напоминали их повседневные наряды. Но что их выделяло, так это белый цвет и дорогая отделка.

Каким бы ни был достаток семьи, платье для невесты старались сделать максимально роскошным. Его украшали серебряными или золотыми нитями, или простыми аппликациями.

Голову покрывали бархатной шапочкой, дополненной легким платком из нежной ажурной ткани, которая прикрывала лицо молодой девушки, вступающей в брак.

Традиционная женская одежда в Грузии отличалась особой оригинальностью. Девушки в этой стране носили приталенное платье в пол, которое называлось картули. Такой наряд подчеркивал фигуру.

Лиф, максимально плотно прилегающий к телу, украшался тесьмой, камнями и бисером. Важным атрибутом был и пояс. Чаще всего его шили из шелка или бархата. А края пояса дополнительно украшали жемчугом или изящной вышивкой. Пояс повязывался так, чтобы декоративные элементы были видны посторонним.

Для девочек в Грузии создавали те же наряды, но в более простом виде. Детские костюмы были более простыми и удобными. Длина нарядов могла быть короче, чем у женщин. Кроме того, детские костюмы зачастую были более яркими, чем изделия для взрослых.

Традиционный грузинский костюм для мужчины должен был максимально точно передавать приверженность грузин к физической работе и их мужество. Именно поэтому основной акцент делался на удобство и способность защищать тело мужчины от любых сюрпризов погоды.

Мужской костюм состоял из верха и низа. В качестве верха выступали различные рубахи, кафтаны и даже шубы. Дополняли наряд удобные штаны или шаровары. Различались между собой и виды верхней одежды. Выделить стоит такие из них, как коба, черкеска и чоха.

Черкеску носили поверх кафтана. Без этого предмета гардероба неприличным считалось появляться на улице даже в жаркую погоду. Черкеска шилась из материалов насыщенных цветов, например, черного или серого.

Черкеска носилась не просто так, а дополняясь поясом, украшенным серебряной или металлической пряжкой.

К такому поясу, как правило, крепился кинжал, который до двадцатого века считался наиболее распространенным оружием.

В качестве накидки в холодное время года также использовали набади или тулуп. Такой вид верхней одежды защищал и от холода и от снега. Более удобными считались архалуки. Подобные короткие куртки хорошо сочетались, как со штанами, так и со свободными шароварами. Такие куртки подпоясывались широкими кушаками, что позволяло подчеркнуть подтянутую мужскую фигуру.

Аксессуары присутствовали, как в женском, так и в мужском варианте традиционного костюма.

Головные уборы мужчин были довольно разнообразными. Зимой традиционный костюм дополнялся теплыми войлочными шапками, которые носили название надбис куди. Альтернативой им служили меховые башлыки. Более торжественно выглядят украшенные золотой или серебряной кистью башлыки, которые носились на манер чалмы.

Девушки и женщины в качестве головных уборов носили лечаки и копи. Лечаки – это простая белая вуаль из полупрозрачного тюля, а копи – специальный обруч для фиксирования вуали на голове.

Грузинские женщины ранее также носили чадри, скрывающие все лицо, кроме глаз. Позже этот вариант головного убора сменился на простую темную косынку под названием багдади.

Этот предмет одежды, как и вуаль, крепился на голове при помощи специального ободка. Его свободные края спадали на спину и плечи, подчеркивая элегантную женскую прическу.

Замужним женщинам частью этого головного убора приходилось закрывать также шею, чтобы не оставлять на виду обнаженные части тела.

Что касается обуви, для мужчин она была довольно закрытой. Девушки носили более изящные туфли. Богатые грузинки могли позволить себе коши – остроносые туфельки без задников с красиво загнутыми носками. Девушки из более низкого сословия носили простые и удобные кожаные лапти, которые назвались «каламани».

Из аксессуаров популярностью среди женщин пользовались бусы из янтаря или кораллов. Макияж девушек в Грузии также был минималистичным. Девушки использовали только румяна, чтобы придать образу живости и чернили брови и волосы.

Традиционный грузинский костюм выглядит строго, но в то же время привлекательно, под стать самих жителей этой суровой горной страны. Сейчас национальный костюм в Грузии носят исключительно по праздникам, но, несмотря на это, он все равно не канет в небытие. Ведь традиционный костюм – это воплощение ментальности целой нации и демонстрация ее переменчивой истории.

Источник: http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/gruzinskij/

Грузинский национальный костюм

Свое начало традиционный костюм грузинского народа берет в IX веке. Именно в этот период во времена Хазарского каганата появилась верхняя одежда кавказских народов под названием чоха, что переводится с тюркских языков как «сукно, материя для одежды». Такая верхняя одежда была распространена как среди мужчин, так и среди женщин, и носилась круглый год.

О внешнем виде национальных костюмов грузин того времени, как и других кавказских народов, судить достаточно сложно, поскольку никаких точных описаний одежды обитателей Кавказа не сохранилось.

Отличительной чертой грузинского костюма является наличие газырниц на груди с двух сторон. Такое название носят специальные нагрудные карманы, которые имеют небольшие отделения для хранения пороховых зарядов – газырей.

Эти карманы появились на верхней одежде грузин не так давно с распространением огнестрельного оружия.

Изначально газыри хранились в сумках через плечо или на поясе, но позже для удобства были придуманы такие карманы, ставшие характерной чертой для грузинского костюма.

Грузинский национальный костюм в современном мире играет важную роль в различных торжественных мероприятиях, требующих почитание традиций своего народа.

Еще в начале прошлого столетия традиционная одежда в Грузии, как и во многих других странах, стала отходить на второй план. Молодежь предпочитала нарядным и слегка вычурным национальным костюмам более простую и удобную одежду.

Однако и сегодня многие молодые люди и девушки с удовольствием носят современную одежду с традиционными грузинскими мотивами в знак уважения и почитания своего народа.

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.

Грузинки, носившие традиционные костюмы своего народа, выглядели довольно нарядно даже в повседневной жизни. Платье под названием картули хоть и скрывало ноги женщин, но имело довольно облегающий в верхней части фасон. Корсетная часть платья была украшена различными декоративными элементами. Это могла быть тесьма или вышивка бисером и камнями.

В дополнение к платью женский наряд обязательно предполагал наличие пояса. Он мог быть шелковым или бархатным. Пояс тоже украшали при помощи декоративной оригинальной вышивки или жемчуга и повязывали так, чтобы вся его прелесть ниспадала вдоль женского силуэта и была на видном месте.

Верхняя одежда грузинок имеет название катиби. Ее обычно шили из бархатных и шелковых тканей яркой расцветки, в качестве утеплителя использовали натуральные меха или вату, подкладку такой одежды делали шелковой.

В качестве головного убора женщины использовали тонкую вуаль под названием лечаки. Ткань на голове фиксировалась при помощи шелкового валика копи, набитого ватой, а также ободка чихты из картона, обтянутого бархатной тканью. Поверх всего этого сооружения надевали чадру, которую позже заменили на косынку под названием багдади.

В качестве обуви женщины из простых семей носили ботинки из жесткой кожи, которые назывались каламани. Для женщин из дворянских семей существовали туфли из бархата на каблуках и без задников. Носы таких туфель под названием коши были загнуты вверх.

В качестве украшений были широко распространены изделия из натуральных камней, таких как коралл и янтарь. Прически женщин состояли из переплетения кос и локонов, которые прикрывали височную часть.

Национальный костюм для девочки шился по подобию женского наряда, но без излишней роскоши.

Так как дети очень активные, то допускались более укороченные варианты костюма для дополнительного удобства. Цветовая гамма также могла отличаться от однообразной взрослой одежды и дополняться яркими оттенками.

Для мальчиков также шили костюмы по подобию мужских.

Традиционный костюм грузина состоял из нижних штанов шендишей и верних шароваров или шарвалей из материи черного или бордового цвета, которые не стесняли движения. Сверху надевали рубаху под названием перанга.

Верхняя одежда подбиралась в соответствии с временем года и социальным положением и подразделялась на несколько видов:

  • Черкеска или как ее называют грузины чоха. Этот предмет мужского гардероба считался обязательным в любое время года. Черкеску надевали поверх кафтана и подпоясывали ремнями с чеканкой из серебра или обычного металла. Пояс в данном случае выполнял не просто декоративную функцию, на него мужчины крепили кинжал или саблю, которые также были частью национального костюма грузин.
Читайте также:  Алазанская долина

Изначально этот предмет верхней одежды делался из овечьей или верблюжьей шерсти. Сегодня используются более легкие ткани типа хлопка.

Длина черкески обычно чуть ниже колен, крой довольно свободный, но подчеркивающий мужской силуэт. Чоха имеет застежки от верхней части и до линии талии.

На груди расположены кармашки для хранения пороха, которые сегодня выделяют грузинский костюм среди остальных.

Обычно чоха не имеет воротника, но в некоторых вариациях может присутствовать воротник со стойкой. Рукава у этой одежды обычно широкие и длиной до локтя, что позволяло свободно двигаться во время боя. Для пожилых людей приемлемы были длинные рукава у чохи. Сегодня есть различные виды с разной длиной рукава.

  • Каба. Состоятельные люди из дворянских и княжеских семей носили эту разновидность верхней одежды, сшитой из шелка плотной структуры. Для отделки кабы использовался шелковый шнур черного цвета, из которого также создавались и застежки.
  • Куладжа. Этот предмет мужского гардероба для выходцев из дворян предназначался для торжественных случаев. Куладжа представляла собой платье небольшой длины, которое надевалось поверх одежды. Для пошива торжественных нарядов использовался бархат разных цветов. В качестве декоративных элементов мог быть использован натуральный мех. С куладжей обязательно надевали папаху из каракуля.
  • Курка и пабади. Для зимних месяцев грузины использовали курку. Она представляла собой шубу, которую украшала вышивка золотой и серебряной нитью. Также в холодное время года надевали пабади.

Такую одежду белого, черного или бурого цвета еще называют бурка. Голову в зимние месяцы покрывали папахой, которая шилась из каракуля или овчины.

Кроме папахи, которая характерна для горцев, грузины в зависимости от географического местоположения носили и другие головные уборы. Так, в разных регионах носили и шапки из войлока, и башлык под названием кабал ахи, и даже шапки с небольшими полями.

В качестве обуви мужского национального костюма грузин также были распространены: коши – среди богатых сословий, каламани – среди бедняков. Для богачей еще существовали кожаные мести на плоской подошве, а также цаги – кожаные сапоги, которые нередко украшали даже с помощью драгоценных камней.

Источник: http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/gruzinskij/

Грузинский традиционный национальный костюм

Тбилиси, 30 июня /Синьхуа/ – Грузинскую чоху можно рассматривать как один из типичных образцов народного костюма, который наилучшим образом объединяет в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. Чоха представляет собой не только мужское одеяние, как это принято считать.

В некоторых частях страны женщины также носят чоху, сшитую специально для них. Как и большинство традиционных костюмов в целом ряде стран, чоха из повседневной одежды, берущая свое начало с конца 9 века, превратилась в наши дни в одежду для торжественных и официальных мероприятий.

Впервые чоха появилась в горных деревнях Южного Кавказа, ее название пришло из персидского языка как отпечаток давней персидской экспансии в регион. Персидское слово “чоха” означает “материя для одежды” и в дальнейшем употреблялось для обозначения тканей, используемых для изготовления чохи.

Некоторые историки утверждают, что слово “чоха” на самом деле происходит из тамильского наречия индийского языка. В грузинском языке чоху в основном называли и называют словом “талавари”.

Будучи изначально грузинскими, чохи служили одеянием в тот или иной промежуток истории азербайджанцам, туркам, казакам и русским, благодаря легкости в носке и комфорту, который обеспечивала эта одежда в долгие зимние дни.

Термин для обозначения названия этого наряда у каждого народа был свой: русские и казаки называли чоху “черкеска” или “швах-циа”, что означает “черкесское одеяние” или “покрывало для всадников”; эмигранты черкесского происхождения называли чоху “циа” или “фаша”, что означает “из ткани”, или “вам подходит”.

Изготовляемые ранее из овечьей или верблюжьей шерсти, а теперь из хлопка или порой из искусственных тканей, чохи представляют собой плотную тяжелую верхнюю одежду, приталенную, со свободно ниспадающим подолом.

Они застегнуты спереди сверху до талии, и имеют декоративные вставки в виде декоративных газырей на груди; свисающие с кожаного пояса миниатюрные серебряные аксессуары и грузинский булат /меч или кинжал/ из дамасской стали довершают весь наряд.

Длинные рукава чохи являются скорее декоративными, нежели функциональными, так как они фактически покрывают руки до тыльной стороны ладоней и могут быть подобраны при необходимости до плеч как своеобразный шарф, подчеркивающий декоративный стиль и характер одеяния.

В 20-е годы прошлого века чоха стала редкостью на грузинских улицах. Представляемая в наши дни только на народных и традиционных мероприятиях, таких как свадьбы или похороны, чоха стала скорее символом национальной принадлежности, нежели повседневной одеждой для народа, который сделал свой выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, нежели воскресных нарядов.

Чтобы возродить традиционные костюмы или хотя бы напомнить грузинам об их традициях, два друга, Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе, в 2010 году открыли мастерскую-ателье по пошиву чохи, расположенную вдоль одной из самых оживленных коммерческих улиц Тбилиси.

“Дизайн большинства разработок создан по старым фотографиям”, признался Луарсаб Тогонидзе, “и чохи, созданные в мастерской, повторяют модели 18-19 веков”.

Клиентура магазина Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе – это грузины, почитающие свои традиции и иностранные гости, которым по душе этот стиль.

Пять или семь заказов на чоху в день – это неплохой показатель для мастерской, которая специализируется на изготовлении традиционных национальных костюмов и находится вблизи оживленных модных магазинов, которые продают одежду почти всех западных брендов.

“В этих древних одеждах мы ясно видим характер наших предков, стиль их жизни и их природу”, добавил Луарсаб Тогонидзе, нынешний генеральный директор ателье. “Я не хочу придавать чохе некий сакральный смысл, но она однозначно имеет определенную метафизическую силу”.

На недавнем промоушн-показе свадебных нарядов и платьев в центре Тбилиси мастерская Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе предложила свои традиционные свадебные чоха-наряды и платья, которые привлекли пристальное внимание на однодневном дефиле.

Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний. Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов – черного и белого. Другие стандартные цвета – серый, бордовый и синий.

Черный цвет чохи ассоциируется в Грузии с представителями грузинской знати или Орденом чоханосцев, который представляет элитную часть грузинской социальной иерархии, таких людей, как военные генералы, национальные и региональные герои, поэты и те, кто известен выдающимися заслугами перед своим народом.

Хотя не все дворяне были членами Ордена Чоханосцев, черный цвет их одеяния отображал в большей степени социальный статус в 18-19 веках. В последнее время чоха стала свидетелем второго рождения и даже ренессанса в Грузии, куда она возвращается не только в качестве нарядов для свадеб, но и для других церемониальных и даже официальных событий, таких как государственные приемы.

Представитель всегрузинского Общества чоханосцев Резо Сулава убежден: “Когда вы любите свою чоху – вы любите свою страну, когда вы любите свою страну – вы любите свои традиции”.

Источник: http://olegbaranovskyi.com/publ/turisticheskaja_ehnciklopedija/odezhda_narodov_mira/gruzinskij_tradicionnyj_nacionalnyj_kostjum_chokha/193-1-0-222

Грузинский национальный костюм

Законодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси.

Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабадзе и Н.

Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин.

В одежде этой, как роскошной и изысканной, для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду.

Женщины носили длинные, сильно приталенные платья, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты.

Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду (катиби) шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Головной убор (тавхурва) грузинок состоял из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты, покрытого шелковой тканью.

К картонному ободку прикреплялась головная повязка (тавсакрави) – узкая полоска из бархата. Под ободок особым образом надевалась вуаль (лечаки). Престижным считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные.

Один конец вуали свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Поверх головного убора, выходя из дома, грузинки накидывали шелковый платок (багдади) или большие коленкоровые покрывала (чадри), в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда – только глаза.

Знать носила коши – туфли на высоком каблуке с загнутым вверх носком, без задников, из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи (каламани).

Из украшений особый восторг женской половины вызывали яхонт и бриллианты. В моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. В традиции была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски. Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи (перанги), сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов (шеидиши), широких верхних штанов (шарвали), сработанных чаще из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Верхней довольно короткой одеждой служил архалук, на который надевалась черкеска (чоха) длиной ниже колен. Верхняя одежда подпоясывалась узким наборным серебряным поясом с пряжкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от “простонародной” чохи.

Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа – короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном.

При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор – высокая каракулевая папаха. В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу (курки), вышитую золотом или серебром.

Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка (набади). Головным убором служила высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника (коши), мягкую обувь без каблука (мести), сапоги из мягкой кожи (цаги), украшенные драгоценными камнями. Бедняки довольствовались каламани, которые надевали с вязаными носками.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный.

Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе целый арсенал: помимо кинжала – шашку, саблю и пистолет.

Понятно, что упомянутое оружие служило не только в качестве украшения, но применялось часто по своему прямому назначению.

Живое разнообразие в колорит грузинского национального наряда вносили самобытные образцы одежды и головных уборов представителей разных историко-этнографических областей Грузии. Так, хевсура можно было узнать по костюму из шерстяной материи, напоминающей ковровую ткань с ярким цветочным узором.

Читайте также:  Современные грузинские художники и их картины

На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, красовались вшитые кресты. На голове – косматая пастушья папаха. Имеретинцы покрывали голову папанаки – круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами.

Кахетинцы носили (и сейчас носят) небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Сваны появлялись в обшитых тесьмой конических шапочках с короткими полями.

Аджарцы, гурийцы и мегрелы ходили в коротких куртках, доходящих до бедер, расшитых позументами, в обтягивающих брюках, заправленных в сапоги. На голове – башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских “торгашей” кинто: архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще.

Бездельники и мошенники, они любили модничать и часто изменяли детали своего костюма. Носили, например, сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука.

Благородные трудяги-ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто. Вся их одежда – чоха, архалук, шаровары, папаха – обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели – “носящий черную чоху”).

Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха – чем не красавец-мужчина?

Источник: http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/gruzin.htm

Всемирная Грузинская Ассоциация

Мужской костюм.

Под влиянием так называемых общих черт трудовой деятельности, быта, природы формировалась мужская одежда. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник, он же землепашец и пастух. Его одежда издревне должна была быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.

Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда. Разнообразны были виды верхней распашной одежды. Это чоха, черкеска, коба. В Грузии этот вид одежды отличался ложными рукавами. Черкеску одевали поверх рубахи или кафтана.

Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Шили эту одежду из сукна синего, черного, серого или бежевого цвета. На нагрудную часть черкески нашивались газырницы – своего рода карманы, куда помещали патроны – от 9 до 15 с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали поясом с металлическим или серебряным набором.

Спереди к поясу всегда прикрепляли кинжал – наиболее распространенный в 18-20 вв. вид оружия.

Широко использовалась бурка (набади) или тулуп (ткави) . Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Головным убором служили войлочные шапки (надбис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи). У эмеретин был известен оригинальный головной убор папанаки.

А вот в Гурии, Аджарии и Мегрелии господствовал иной вид одежды : архалуком называли короткие куртки, с которыми носили шаровары, узкие на голени и просторные у пояса, повязываясь кушаком похожим на шарф, что создавало особенно стройный силуэт. На голове был башлык кабалахи с золотой и серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Вот напрмер в Кахетии мужчины носили небольшую прилегающую к макушке войлочную шапочку.

В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями

Своеобразной и особенно красочной была одежда горцев, особенно хевсур. Ее шили из плотной ткани синего цвета, покрывая наполовину ярким ковровым геометрическим орнаментом, вышитым крестом.

Женский костюм.

Женское платье состояло из рубахи, штанов, платья с нагрудной вышивкой и внутренними рукавами, пояса и головного убора, а также верхней одежды. Грузинки постоянно носили украшения.

Постепенно женская одежда становится еще более женственной : Длинное платье, стянутое в талии (картули) кроили с разрезом спереди. Под ним была шелковая юбка, к которой носили передник с широким поясом. Туфли носили на каблуке без задника, с загнутым вверх носом.

Головной убор состоял из мчака – треугольной белой вуали, копи-тонкого валика из шелкаи чихта-обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую косынку.

Свадебный женский костюм.

Покрой сводебного платья оставался прежним, но он отличался оттделкой и был белым. К праздничному платью пришивали серебряные с позолотой и аппликацию. В качестве сводебного головного убора одевали бархатную шапочку, покрытую легким ажурным платком.

Источник: http://georgia.iliko.ru/publ/11-1-0-16

Грузинский национальный костюм: традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье

Новости и общество 24 октября 2016

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа.

Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа.

Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор – каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм – это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как “материя для одежды”. Но чаще его называли “талавари”.

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Видео по теме

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику – чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье – люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж – 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи – конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха – это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском – грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор – лечаки – состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное – рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар.

Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком.

Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник.

Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска – из шерсти, приборного сукна, а штаны – из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Читайте также:  Гора мтацминда в тбилиси: достопримечательности

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала – более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков – обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда – своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки – грацией и строгостью.

Источник: fb.ruНовости и общество
Традиционные костюмы народов Поволжья. Мужская и женская одежда народов Поволжья

Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга – река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать …

Мода
Мужская и женская одежда оптом от производителя

Приобретение одежды – всегда радость для каждого человека, а в особенности – для женщин. И даже если гардероб ломится от одежды, человек все равно не устоит от покупки новой вещи. Сегодня, благодаря такому…

Новости и общество
Индийская одежда – мужская и женская. Индийская национальная одежда

Большинство индийцев с удовольствием носят традиционные народные костю…

Мода
Осетинский национальный костюм мужской и женский

Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качеств…

Новости и общество
Таджикский национальный костюм: описание с фото, разнообразие цветов, значение орнамента, отличия между мужским и женским костюмом по крою и функционалу

Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, …

Мода
Одежда индейцев. Мужская и женская индейская одежда

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели р…

Мода
Списки брендов одежды: самые известные детские, мужские и женские бренды

Намного приятнее общаться с человеком, который одет аккуратно и со вкусом. На сегодняшний день существуют самые разные списки брендов одежды, которые способны предложить новые и стильные модели на любое время года.

Дом и семья
Головной убор осени. Мужские и женские головные уборы

Климатические условия нашей страны таковы, что с наступлением холодного сезона основное требование к одежде – практичность. Согласитесь, непросто думать о красоте и стиле под проливным дождем или в январскую сту…

Дом и семья
Мужские и женские сумки Wittchen: описание, отзывы

Современный рынок предлагает потребителям огромный выбор разнообразных сумок из натуральной кожи. Как не растеряться и приобрести для себя подходящую модель без риска получить некачественное изделие? Для этого необход…

Дом и семья
Часы “Анна Кляйн” (Anne Klein) мужские и женские: отзывы

Американские часы «Анна Кляйн» славятся своим оригинальным и непревзойденным дизайном. Отрицать их практичность и креативный внешний вид нельзя. Эти две составляющие стали визитной карточкой бренда. Коллек…

Источник: http://monateka.com/article/163298/

День национальной одежды: оживить историю для популяризации грузинской культуры

Одной из главных составляющих народной культуры является национальная одежда, формирующаяся на основе характера, образа жизни народа, окружающей среды и географического положения.

В зависимости от материального положения и социального статуса человека существовали различные виды грузинских национальных костюмов.

Само собой, они отличались друг от друга не только стоимостью материала, но и элементами, украшениями, узорами.

Национальные костюмы в мире служат многим целям: они позволяют сохранить культурное наследие страны, информировать общественность о своей истории, объединить граждан, опираясь на национальное единство. Одни народы носят национальные костюмы наравне с повседневной одеждой, другие же предпочитают демонстрировать их лишь в качестве музейных экспонатов.

Например, в странах Азии прослеживается особое отношение к национальной одежде. Взять хотя бы японское кимоно, которое, имея многовековую историю, по сегодняшний день остается визитной карточкой страны восходящего солнца.

Кимоно было заимствовано японцами у китайцев много веков назад. Его прародителем является китайская национальная одежда – ханьфу. Уже с 794 года кимоно получило статус японской национальной одежды.

После этого одеяние претерпело немало изменений, прежде чем стало таким, каким мы знаем его сегодня. Вместе с тем, нельзя не учитывать ряд сложностей, связанных с ношением кимоно, из-за чего японцы в итоге отдали предпочтение европейской одежде.

Однако в праздничные дни, почитая традицию, японцы облачаются в национальный наряд.

Индийцы, в отличие от японцев, носят национальную одежду повседневно.

Сари – это индийская национальная женская одежда, представляющая собой кусок ткани различных цветов длиной от 4 до 5 метров, украшенный необычным орнаментом, особым образом обернутый вокруг тела.

 Несмотря на такую незатейливость, сари — одно из самых загадочных и красивых женских одеяний, носить которое не отказываются многие европейские модницы.

Не является исключением и грузинская национальная одежда. Она видоизменялась на протяжении веков по разным причинам: будь то естественное развитие или результат отношений с соседними народами.

Можно смело сказать, что грузинская национальная одежда пережила различные этапы преобразований, однако, после распада феодального строя в Грузии, утратила свою значимость и вовсе вышла из употребления.

Несмотря на это, грузинская чоха еще достаточно длительное время сосуществовала с вошедшим в моду удобным европейским костюмом.

Чоху можно рассматривать, как один из образцов народного одеяния, наилучшим образом объединившего в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. В наши дни чоха превратилась в одежду для торжественных и официальных мероприятий.

Наслаждаться красотой и величием национальной одежды мы можем во время концертных выступлений грузинских народных танцевальных ансамблей.

Сегодня часть грузинской молодежи решила отвести национальной одежде особую функцию: провозгласить 18 мая Днем национальной одежды, который, по их предложению, должен стать нерабочим.

С этой целью в различных городах Грузии еще с конца 2015 года начался сбор подписей. При наборе 30 тыс. подписей инициатива будет рассмотрена парламентом. Некоторые политические партии и представители искусства заинтересовались проектом и отозвались на призыв о его поддержке.

По словам руководителя инициативной группы Арчила Швелидзе, идея вызвала резонанс и в социальных сетях. Инициаторы не сомневаются, что еще многие поддержат идею.

Согласно задумке инициаторов, День национальной одежды должен отмечаться на всей территории Грузии, где будут представлены традиционные костюмы различных народов, проживающих на территории страны.

По их мнению, подобные дни отмечаются во многих странах мира, так как национальный костюм — это не просто одеяние, а важная часть грузинской культуры и истории, которая создавалась в соответствии с особенностями жизни отдельных уголков страны, в разные периоды и на фоне различных исторических событий. Ведь национальный костюм является духовным и материальным отражением нации.

Кроме того, день национальной одежды может послужить привлечению в Грузию туристов и поднятию патриотического духа населения страны. Поэтому празднование не должно ограничиться столицей, а должно вовлекать и регионы, население которых примет активное участие в мероприятиях, посвященных этому дню.

Основной целью празднования дня национальной одежды является повышение в кругах молодежи уровня понимания культурных ценностей и знания истории собственного народа.

Что касается истории создания грузинской национальной одежды, существуют несколько версий. Особые разногласия вызывает история возникновения царского одеяния и костюмов знати, а также хевсурского «талавари».

Согласно научным исследованиям, процесс создания царского одеяния и костюмов богатого сословия подвергся влиянию соседних культур. В грузинской одежде присутствуют персидские и византийские элементы, каждый из которых является отражением своего времени, общественно-политического уклада в разные эпохи.

Слово «чоха» встречается на Кавказе, в странах Европы и Азии. Как упоминалось ранее, чоха — мужская одежда. Представляет собой однобортный суконный кафтан без воротника. Скроена чоха таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть мужские широкие плечи и узкую талию. На груди нашиты газыри — кожаные гнезда для патронов.

В Грузии изначально носили короткие чохи, но с Северного Кавказа пришла традиция ношения длинной. Под чоху надевали специальную рубаху с воротником — ахалухи. Более состоятельные грузины носили чохи кавказского типа, где крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками, а пояс, на который крепился кинжал, был искусно выделан серебром. В связи с этим М. Лермонтов писал:

А вот хевсура можно было узнать по костюму из шерстяной материи, напоминающей ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной оборкой, красовались вшитые кресты. Подобное одеяние сразу вызвало интерес путешественников и исследователей.

Хевсурская народная одежда — «талавари» не похожа на другие кавказские костюмы. В этой связи высказывалось предположение, что хевсуры — потомки крестоносцев.

Однако детальное изучение показывает, что костюм содержит в себе элементы, отражающие древнейшие ступени развития грузинской одежды.

Исследование костюмов соседних регионов также показало, что хевсурский «талавари» всего лишь наиболее полно представил собой совокупность компонентов древних грузинских одеяний.

Несмотря на разнообразие регионов Грузии, одежда их жителей мало чем отличалась друг от друга.

Различалась одежда, в основном, по местонахождению региона, его географическим и климатическим условиям: на западе и на востоке страны, в горных или в равнинных районах.

Однако на сегодняшний день сформировался классический тип грузинского национального костюма: подчеркнутая строгость мужского наряда, и элегантность и грация женского убранства.

Мужская чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал и сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца). женская одежда в Грузии была оригинальна не менее мужской.

Она представляла собой длинное приталенное платье «картули», лиф которого плотно сидел на фигуре и был обильно украшен бисером и камнями, и длинную юбку, очень широкую, полностью закрывающую ступни.

Обязательным атрибутом был расшитый пояс.

Несмотря на влияние различных культур, грузинская национальная одежда сохранила по сегодняшний день свою самобытность. Поэтому многие не откажутся прогуляться по древним улочкам Тбилиси, облачившись в национальный костюм, ощутив себя тем самым частичкой истории.

Шорена Карчава, специльно для Dalma News

Источник: http://dlmn.info/ru/den-nacionalnoy-odezhdy-ozhivit-istoriyu-dlya-populyarizacii-gruzinskoy-kultury/

Ссылка на основную публикацию