Св. равноап. Нина, просветительница Грузии :: Издательство Русская Идея
14.01. 335 (27.01). Св. равноап. Нина, просветительница Грузии.
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (ок. 280–335), родилась в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником св. великомученику Георгию.
Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284–305). Находясь на военной службе у императора, Завулон как христианин содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать св.
Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Нина была единственной дочерью в семье.
Двенадцати лет от роду, Нина пришла вместе с родителями в Иерусалим.
По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание девочки было поручено благочестивой старице Нианфоре. Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.
Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19:23–24).
На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон, старица Нианфора сообщила святой Нине то, что ей самой было известно из предания: что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иберская и в ней – город Мцхет, и что именно туда нешвенный хитон Христов был отнесен воином, которому он достался по жребию при распятии Христовом (Ин.19:24).
Нианфора прибавила, что жители этой страны, по названию картвелы, также соседние с ними армяне и многие горные племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.
Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).
Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, св. Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы.
Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.
Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею».
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест, возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
По пути в Грузию св.
Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284–305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 г.
Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Слава о св.
Нине вскоре распространилась в народе, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.
Так, в день Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября).
Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265–342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть св. Нину жестоким мучениям. Однако в то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь.
Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. Но поверженные св. Ниною идолы были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.
Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой.
После этого с помощью византийского Императора Константина, приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными.
В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение.
Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.
В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.
Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни.
Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине св. Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 г.
царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. При этом храме была учреждена Бодбийская митрополия, старшая во всей Кахетии, из которой евангельская проповедь стала распространяться до глубины гор восточного Кавказа.
Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.
И Русская Церковь, которая приняла к себе, как в спасительный ковчег, Иберийскую Церковь, возмущаемую многочисленными нападениями со стороны иноверных соседей ее, чтит святую Нину как равноапостольную. Имя Нины распространено в русском народе. В России побывал и святой крест из виноградных лоз, который Матерь Божья вручила св. Нине.
Веками он сохранялся христианами Грузии и Армении, которые прятали его от нашествий иноверных. В 1749 г. митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест Нины и вручил его для сохранения проживавшему тогда в Москве грузинскому царевичу Бакару Вахтанговичу.
После того, в продолжение лет около пятидесяти, крест этот оставался в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей, потомков переселившегося в Россию в 1724 г. царя Вахтанга. Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес крест св.
Нины Императору Александру I, которому, однако, благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе.
Здесь покоятся мощи св. равноап. Нины
Святой Хитон Господень
Что же касается св. Хитона Господня, ради поисков которого св. Нина отправилась в Грузию, то летописи повествуют, что св. Нине, по ее молитвам, было открыто место, где сокрыт Хитон Господень, то есть могила, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и св. Хитон.
Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по повелению Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем – Хитон, оставлен был в целости по приказанию ангела, явившегося Нине, когда она ночью молилась возле этого корня.
С этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона Господня.
На месте этом был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12 святых Апостолов, Светицховели).
Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от кедрового столба и его корня целительного и благовонного мира. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай (XII в.
) вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.
Истечение мира из упомянутого живоносного столба прекратилось, когда, по воле Божьей, в XIII веке Хитон Господень был вынут из земли.
«Это было, – говорит неизвестный по имени грузинский писатель, – в тяжкие для всей Грузии годы нашествия варварских полчищ Тамерлана, вернее же – Чингисхана, когда они овладели Тифлисом, перебили жителей его в числе около ста тысяч человек, разрушили все тифлисские храмы и храм Сионский, предали поруганию все, христианские святыни, равно как и Сионскую чудотворную икону Божьей Матери, топтать которую ногами они заставляли самих христиан. После этого они бросились на город Мцхет, жители которого бежали, вместе с своими архиереями, в леса и в недоступные ущелья гор. Тогда один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню храма его, открыл, после предварительной молитвы к Богу, гроб Сидонии, вынул из него пречестный Хитон Господень и потом передал его главному архипастырю. Храм же Мцхетский, величественное сооружение царя Вахтанга Гург-Аслана, был тогда разрушен до основания. С этих пор Хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величии (в котором он пребывает и до сего времени) царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 до 1442 г. Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и, для большей сохранности, скрыли его в церковном кресте. По всей видимости, там он находится до сих пор.
Использованы материалы:
http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/1/14Nina.htm
Еще о Грузии в нашем календаре:
Св. Тамара, царица Грузии (ок. 1165–1207)
Георгиевский трактат 1783 г.
Добровольное вхождение Грузии в состав Российской Империи в 1801 г. Благодарная Грузия как православный форпост Америки
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012701Оставить свой комментарий
Источник: https://rusidea.org/25012701
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии – Церковь Успения Богородицы
27 января – день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Среди святых Православной Церкви есть несколько удивительных женщин, прославленных как равноапостольные. Их деятельность на благо христианской веры, таким образом, была приравнена к миссии святых апостолов. Действительно, трудами этих подвижниц к Христу обращались целые народы.
Равноапостольная Мария Магдалина проповедовала наравне с апостолами, святая царица Елена сыграла немалую роль в обращении к истинной вере ее сына Константина, первого христианского императора, и после этого обращения много потрудилась для торжества христианства в Римской империи, в частности, именно она возглавила, выражаясь современным языком, археологическую экспедицию, которая обрела Крест Господень; мудрая правительница святая княгиня Ольга заложила основание для будущего крещения Руси ее внуком князем Владимиром. Однако, даже на их фоне миссионерский подвиг равноапостольной Нины выглядит особенно.
Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) – апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины.
С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией.
Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень.
Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений.
Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим.
Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти.
Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы, Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия.
Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».
Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня.
От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.
Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».
Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек – его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.
Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»
Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь.
Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа.
Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.
Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу – главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда.
Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева— серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.
По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце.
Это было в день преславного Преображения Господня, — когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.
Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.
Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.
Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа.
Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой.
И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада.
Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.
С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа.
Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры.
Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой.
Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.
Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину.
Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его.
Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:
— Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!
И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»
Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию.
Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож.
Несколько ниже этого места два священника крестили народ.
Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно — там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда.
Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева.
Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город.
Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление.
Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. — животворный столб), который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился.
На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии. На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.
В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.
Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли.
В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю.
С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора.
Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т. е. хитона Господня.
Внутри храма
Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.
В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение.
Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.
В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.
Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни.
Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.
На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия.
Тропарь, глас 4 Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак, глас 2 Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.
На анонсе: Наталия Климова. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Источник
Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/56676/svyataya-ravnoapostolnaya-nina-prosvetitelnitsa-gruzii/
Святая равноапостольная Нина, или Виноградный крестик, спасший Грузию
27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.
Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси.
По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу.
Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…
Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии.
До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.
Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.
Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года.
Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов.
А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).
Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа.
Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой.
Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.
Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.
Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.
Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).
По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией.
Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа.
Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась.
Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.
Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу.
Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней.
Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.
По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом.
Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.
Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».
Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.
Крест святой Нины
В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года.
Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки.
Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.
Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.
Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.
По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.
Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.
Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень.
Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели.
Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.
Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.
Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе.
Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца.
Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Мцхета
Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.
Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры.
И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать.
Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…
Иерей Андрей Чиженко
Примечание:
1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру.
В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/svyataya-ravnoapostolnaya-nina-ili-vinogradnyy-krestik-spasshiy-gruziyu
Молитва нина равноапостольная
Детальное описание из нескольких источников: «молитва нина равноапостольная» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.
Святая Нина покровительница и мать православной Грузии, помощница миссионерам, особенно служащим на Кавказе. Ее святые мощи прославлены многими исцелениями и чудесами. Святой равноапостольной Нине молятся о врачевании различных недугов, душевных и телесных, и об утверждении в вере, о спасении людей, попавших в секты.
Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2
Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист равноапостольной Нине, просветительнице Грузии:
Канон равноапостольной Нине Грузинской
Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной Нине, просветительнице Грузии:
- Равноапостольная Нина. “Умей нести свой крест и веруй…” – Валерия Ефанова
- Житие равноапостольной Нины, просветительницы Грузии – Храм Воскресения Христова
- Равноапостольная Нина, Грузию в христианство обратившая – Православие и мир
- Сад Святой Нины – Михаил Сабинин
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”
Источник: https://xn—-ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/molitva-nina-ravnoapostolnaya/
Связанные со святой Нино места в Грузии
Самая почитаемая святая в Грузии – это святая равноапостольная Нина или Нино по-грузински. Ее роль в принятии христианства в Грузии неоспорима, а имя овеяно легендой. С ее именем напрямую связаны Бодбийский монастырь в Сигнаги. А косвенно связаны собор Светицховели и монастырь Самтавро в Мцхете.
С Мцхетой можно познакомиться во время тура в окрестностях Тбилиси или в рамках других экскурсионных маршрутов, подробнее о маршрутах здесь.
Святая Нино
Эти события произошли в далеком 319 году.
Причисленная впоследствии к лику святых, девушка по имени Нино добралась из Каппадокии до города Мцхеты, который тогда являлся столицей предшественницы Грузии — Иберии.
Она происходила из знатной семьи, но была отдана в женский монастырь.
Святая Нино отправилась в дальний путь на поиски Хитона Господня, узнав, что находится он в далекой стране язычников на задворках Византии.
Нино нашла приют в семье царского садовника и жила в небольшой палатке на окраине царского сада, а затем под ежевичным кустом, где ныне находится женский монастырь Самтавро.
Случаи чудесного исцеления
Семья садовника была бездетной, но, благодаря молитвам Святой Нины, его жена забеременела и родила малыша. Об этом чудесном случае и о многих других чудесах стало известно всему городу и за его пределами.
Однажды к Нино была доставлена супруга самого царя Нана, страдающая настолько серьезным недугом, что не могла ходить. Молитвы Нино и сила крест из виноградной лозы, которая Нино принесла с собой в эту страну, помогли царице выздороветь и уверовать Иисуса Христа.
Ее муж царь Мириан был приверженцем языческих верований и менять веру не желал, но и к христианству относился толерантно, потому не мешал своей супруге царице веровать в Иисуса Христа, как то было на всей территории Византии.
Наблюдая за тем, как в христианство в Грузии переходит все больше людей, забеспокоились языческие жрецы, которые стали оказывать на царя Мириана давление.
Неизвестно, чем закончилось бы это влияние, если бы однажды царь со свитой во время охоты не попал в солнечное затмение. Конечно, он не знал, что это было редкое явление и принял его за кару небесную.
Никакие обращения к языческим богам не помогали, и тогда вспомнил он молитву Нины и раздвинулись тучи и наступило просветление и обрел вновь царь зрение.
Случившееся чудо, убедило его в силе христианской веры, и крестился он сам в водах реки Мтквари (Куры) и вся его свита сделала это, и все жители Мцхеты.
В 326 году христианская религия была признана в Грузии официально. Правитель Византии Константин откликнулся на прошение грузинского царя и прислал двух священнослужителей, епископа и большое количество реликвий: гвоздь, коим было приковано тело Господа и предметы для богослужений.
Хитон Господень в Мцхете
У святой Нино была в Грузии еще одна миссия, она должна была найти Хитон Господа, в котором он был одет в день распятия.
Первый еврейский священнослужитель по имени Авиавир, принявший христианство, поведал Нино историю, услышанную от матери с отцом, согласно которой его прадедушка, находясь в Иерусалиме, выкупил Хитон Иисуса у воина, получившего его по жребию (существовал обычай делить имущество, принадлежащее казненным, между воинами).
Прадеда попросила сестра по имени Седония, верившая в то, что Иисус Христос есть мессия, принести что-то, принадлежавшее ему. Взяв в руки Хитон Господень, Седония прижала ее к своей груди и умерла, зажав его в руках. Похоронили ее, а чуть позже вырос на том месте кедр.
Первая христианская церковь Грузии
Первый христианский царь Мириан повелел построить в Мцхете первую христианскую церковь. Кедр срубили и заготовили из него 7 столпов для строительных конструкций.
Однако во время установки столпов одна из колонн внезапно зависла в воздухе (согласно другой версии, ее нельзя было сдвинуть).
Будущая святая равноапостольная Нино возносила молитвы целую ночь, и колонна без постороннего вмешательства заняла свое место и замироточила.
Так, в Грузии был возведен первый деревянный христианский храм, а позднее в эпоху легендарного царя Вахтанга Горгаласа в V веке первый каменный храм Светицховели, что переводится на русский язык как «Животворящий Столп».
В этом кафедральном соборе, посвященном 12-ти Апостолам, но уже XII века по приданию находится Хитон Господень. Внутри Светицховели есть небольшая башенка, которая огораживает место могилы Седонии и кедра.
Но христианство пока не распространилось в других районах страны и Св. Нино проповедовала христианство в горных районах Грузии.
Позднее будущая равноапостольная святая Нина поселилась в местечке Бодбе, расположенном в Кахетии. Нино жила в домике на горном склоне. Благодаря ей христианство приняли многие жители этих мест.
Здесь прожила она остаток своей жизни и здесь завещала себя похоронить. К умирающей святой, приехал правитель Мириан с царицей Наной и духовенство. Святая Нина просветительница Грузии скончалась около 335 года в возрасте 39 лет.
Как свидетельствует сказание, царь Мириан вопреки завещанию Св. Нино отдал распоряжение доставить ее тело в Мцхету, но гроб оказалось невозможно сдвинуть с места.
Так и похоронили святую Нину в Бодбе, где впоследствии был основан одноименный монастырь. И сегодня в Бодбийском монастыре, что близ Сигнаги в церкви великомученика Георгия (по преданию он был родственником святой) находится ее могила, на которой происходят чудотворные исцеления.
Самая известная реликвия, которую связывают с именем этой святой Нино — это крест, сплетенный из виноградной лоза. Он хранится в Сионском соборе в Тбилиси, куда попал после долгих перипетий.
Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых и похоронены в соборе Самтавро в Мцхете. На территории монастырского комплекса Самтавро есть небольшая часовенка, построенная на месте ежевичного куста, где приютилась святая Нина. Подробно об этом комплексе можно почитать здесь.
Про Икону Иверской Божьей матери.
Царица Тамара − еще одна легендарная личность.
Еще много интересного можно узнать во время наших экскурсий. fototbilisi@gmail.com
Источник: https://fototbilisi.ru/obshhaya-informatsiya/kto-takaya-svyataya-nino-i-ee-rol-v-istorii-gruzii/
Чем прославилась святая Нино?
Заслуга святой Нины (Нино) перед грузинским народом в том, что именно она принесла в эту страну христианство в далеком четвертом веке. Но все по порядку.
Родилась будущая крестительница Грузии около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии (ныне территория Турции) в непростой семье.
Ее матерью была сестра иерусалимского патриарха Сусанна, а отец, военачальник Завулон, — родственником великомученика Георгия Победоносца.
Такие родители вскоре полностью посвятили себя служению христианской вере, отправившись в Иерусалим и отдав 12-летнюю дочь в монастырь на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Нино погрузилась в изучение христианской веры и однажды обнаружила, что местонахождение одной из важнейших святынь — хитона Господня — точно неизвестно. Якобы он находится в стране Иверии, жители которой поклоняются языческим богам.
Юной Нино было видение — Пресвятая дева явилась к ней во сне и предрекла, что ей стоит отправиться в Иверию на поиски святыни и обратить неверных в христианство, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы. Уже пробудившись, Нино обнаружила этот крест у себя в руках, обвязала его своими косами в знак отречения от мирской жизни и служения богу.
Нино испросила благословения у своего дяди, Патриарха Иерусалимского, который с удовольствием благословил девушку на подвиг апостольского служения.
Когда будущая святая добралась в 319 году до Мцхеты, тогдашней столицы Грузии, ее приютила бездетная семья царского садовника, построив ей хижину в царском саду. Нино пылко молилась, и вскоре Анастасия, жена садовника, забеременела и родила долгожданного отпрыска.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу; затем к Нино принесли на носилках больную жену царя Нану, которая благодаря молитвам святой и животворящему кресту выздоровела и уверовала в христианского бога.
Ее супруг, царь Мириан, был язычником и категорически не хотел креститься; впрочем, он и не запрещал Нино проповедовать — те времена Грузия была частью Римской империи, официальной религией которой было христианство.
Впрочем, видя все большее распространение христианства в Грузии, на царя начали наседать языческие жрецы, требуя казнить Нино в ужасных муках.
Но неожиданно 6 мая 319 года прямо во время измышления казни святой, солнце погасло, небо покрыла мгла, и более того — царь ослеп! Пораженная свита начала истово молиться своим языческим богам, прося избавить их от напасти, но старые боги оказались бессильны им помочь.
Тогда свита воззвала к богу Нино, и мрак сразу рассеялся, а царь прозрел! После этого чуда он крестился в реке Куре вместе со всеми приближенными.
Но другой миссией святой Нино в Грузии были поиски хитона господня.
И, наконец, однажды еврейский первосвященник Авиафар, который сам стал христианином, рассказал Нино, что слышал от своих родителей, как его прадед Елиоз купил в Иерусалиме хитон Христа у того воина, которому хитон достался по жребию (в те времена воины делили имущество казненных между собой) — якобы его об этом попросила христианка-сестра. Уже в Грузии этот хитон сестра Елиоза взяла в руки, прижала к груди и упала замертво — так, с хитоном в руках, ее и похоронили — предположительно посредине царского сада, где сам по себе вырос целебный ливанский кедр.
Святая Нино настояла на том, чтоб выстроить на этом месте первый христианский храм. Для этого кедр был распилен на семь частей, из которых сделали колонны. При установке седьмая колонна вдруг повисла в воздухе (по другим легендам, его невозможно было сдвинуть с места) и не поддавалась. Тогда святая молилась всю ночь, и колонна сама по себе встала на свое место и замироточила.
Так был построен первый в стране кафедральный собор в честь 12-ти святых апостолов Светицховели (в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп»), под которым и поныне, согласно преданиям грузинской православной церкви, хранится хитон господень.
К 324 году христианство стало официальной религией Грузии.
Византийский император Константин прислал по просьбе царя Мириана Антиохийского епископа Евстафия двух священников и трех диаконов, а также множество реликвий — часть древа животворящего креста, один из гвоздей, которыми было прибито тело Спасителя, мощи святых, богослужебную утварь. Но горные районы еще не были христианскими, и святая Нино отправилась проповедовать туда.
Обосновавшись в Кахетии, в селении Бодбе, она поселилась в маленькой хижине на склоне горы и обращала в христианство местных жителей. Там, в этом селении, святая Нино и умерла, завещав похоронить ее тут же — причем ей было видение о близкой кончине, после чего она попросила царя Мириана прислать епископа помочь ей отправиться в последний путь.
Но к смертному одру Нино прибыл и сам царь, и все духовенство.
После смерти подвижницы в 335 году царь распорядился перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но при всех стараниях гроб не смогли сдвинуть с места.
Тогда Мириан на этом месте основал храм во имя святого великомученика Георгия — родственника Нино, а позднее тут был основан женский монастырь во имя святой. Ее мощи и поныне славятся многими исцелениями и чудесами.
Одной из известнейших реликвий, связанных с именем святой Нино, является виноградный крест, который до 458 года сохранялся в Мцхетском соборном храме, а при нападениях врагов его скрывали в горах.
В 1749 году он был привезен в Москву грузинскому царевичу Бакару, в 1801 году, когда Грузия присоединилась к России, внук Бакара преподнес крест Александру I, который и вернул великую святыню Грузии.
Сейчас этот крест хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/59411/