Монастырь самтавро в грузии

Самтаврский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Самтаврский Преображенский храм. Вид с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова.

Мцхетский женский монастырь Самтавро во имя равноапостольной Нины (სამთავრო) [1] Мцхетской епархии

  • Адрес: Грузия, г. Мцхета
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви, в северной части города.

Начало православной обители положила просветительница Грузии, равноапостольная Нина, в начале IV века. Вскоре по прибытии в Грузию она перешла из дома царского садовника в уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики, и отсюда продолжала свою проповедь. Нинын “ежевичник” (Маквловани) сделался святыней и святой царь Мириан:

Первый малый храм при “ежевичнике” был, вероятно, построен еще в годы земной жизни святой Нины. Вторым Самтарвским храмом – “верхней церковью” Мцхеты – стала более обширная церковь в честь Преображения Господня. Работа над ней началась после преставления святой Нины.

По слову летописи: “пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году” [3]. В возведении этой масштабной церкви участвовали присланные из Константинополя строители: близ Самтавро впоследствии был найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч.

αρχιτέκτον, αρχιζόϒραθος) Аврелия Аколлы с греческой надписью [4]. Эта церковь – “с каменным куполом, великолепная” [5] – вскоре стала царской усыпальницей.

По своем преставлении “похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь” [3].

Вероятно именно потому что храм стал усыпальницей царей и предстоятелей Церкви он вскоре получил название Самтавро – от мтавари (по-грузински “главный,” “старший”).

Храм также скоро стал кафедральным – упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.

Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Он был обновляем при царях Арчиле и благоверном Вахтанге Горгасали в V веке.

В первой половине XI века, в царствование Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека I главный храм расширили, пристроили к нему южные врата, покрыли снаружи оригинальным орнаментом, а также украсили внутри.

Особенно большие работы пришлось проводить после нашествия Тамерлана, и после землетрясения 1283 года, когда рухнул купол. Эти работы были проведены в XIII-XIV веках; тогда же была сооружена алтарная преграда.

Одно время Самтаврский Преображенский храм был резиденцией Картлийских (Мцхетских) первосвятителей. До 1811 года Самтаврский Преображенский храм оставался кафедрой Самтаврских епископов.

Женский монастырь во имя равноапостольной Нины был основан в Самтавро в 1820 году.

В годы экзаршества владыки Исидора (Никольского) в середине XIX века для образования дочерей духовенства при обители было учреждено женское духовное училище – 4-х классная прогимназия – которую потом перевели в Тифлис. Во второй половине того же столетия Преображенский храм обновила игуменья монастыря Нина (Амилахвари), младшая.

Самтаврский монастырь был закрыт в 1930-х годах, но храм продолжал действовать и позднее в советскую эпоху. Обитель была возобновлена в 1980-х – 90-х годах.

В 1994 года храмы Самтавро, вместе с другими памятниками Мцхеты, были внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На начало XXI века Преображенская церковь и женский монастырь находились в ведении католикоса-патриарха всея Грузии.

Самтаврский Преображенский храм. Фото Мартина Муннеке, 10 November 2008 г.

Храмы, архитектура

Ныне стоящий храм Преображения Господня – крестово-купольная церковь первой половины XI века. Плановая композиция храма здесь сужена и укорочена так, что из подкупольных столпов только 2 западных стоят свободно, тогда как восточная пара сливается с выступом алтарной стены: подобное решение впоследствии стало правилом для грузинского зодчества.

Барабан купола, разрушенный землетрясением в XIII веке, был восстановлен в XIII-XIV веках. Особый творческий подход ощущается в декоративном решении фасадов: южный и северный орнаментированы по-разному с учетом естественного освещения храма.

На равномерно освещенной северной стороне орнамент оконных наличников размещен на плоской поверхности; наличники имеют угловатую форму, благодаря этому орнаментальный рисунок становится более четким и графическим. На сильно освещенном южном фасаде резьба находится на криволинейной выпуклой поверхности, что придает ей живописность и пластичность.

Аналогов этого орнамента нет в грузинском зодчестве. Внутри храма сохраняются иконостас XV века и фрески XVII века.

Цилиндрическая башня монастыря построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

Ежевичный куст и цекровь святой Нины в монастыре Самтавро. Фото ок. нач. 2000-х гг.

Малая церковь при “ежевичнике” ныне посвящена равноапостольной Нине.

Игумении

Cвятыни

В Преображенском храме:

Некрополь

Кроме погребений в Преображенском храме, на территории монастыря погребён святой старец Гавриил (Ургебадзе), один из наиболее почитаемых грузинских подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

На склоне горы, между монастырем и Военно-Грузинской дорогой, в 1871 году был открыт обширный древний могильник. Нижний ярус гробниц заключает предметы начала железного века, верхний принадлежат к христианской эре: там находили монеты императора Августа. Черепа из самтаврских гробниц резко отличаются по форме от черепов нынешних обитателей Грузии и Кавказа и принадлежат к долихоцефалам.

Литература

  • Кипиани Г., “Начало археол. изучения купольного храма Преображения жен. мон-ря Самтавро,” 6-я науч. сессия: Отчеты. Мцхета, 30 апр. 2003 г., Тбилиси, 2003 (на груз. яз.).
  • Каухчишвили Т., Греческие надписи в Грузии Тбилиси, 2004 (на груз. яз.), “Надпись № 236,” 256.

Использованные материалы

  • Статьи портала Православие.ру:
  • “ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ,” Православная энциклопедия, т. 13, 191-320:
  • Частный туристический сайт Алексея Мухранова Грузия для всех:
  • Православные монастыри. Выпуск 49. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия):
    • http://cwer.ws/node/141533/
  • В. М., “Самтавро,” Большая советская энциклопедия:
    • http://be.sci-lib.com/article090508.html
  • “სამთავროს წმიდა ნინოს დედათა მონასტრის ისტორია” // Религиозно-общественный православный интернет-журнал “Амбиони”, 28 октября 2010 (на груз.яз., со ссылкой на samtavro.

    ge):

[1]  Прилагательная форма в русском языке чаще всего – Самтаврский, реже: Самтавройс(с)кий, Самтаврийский, Самтавросский.

[2]  Цит. из Картлис цховреба.

[3]  Цит. по http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40936.htm

[4]  Каухчишвили Т., Греческие надписи в Грузии Тбилиси, 2004 (на груз. яз.), “Надпись № 236,” 256. Цит. по Патаридзе Л., “Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли,” ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Православная энциклопедия, т. 13, 191-229, http://www.pravenc.ru/text/638558.html

[5]  По словам Вахушти Багратиони. Цит. по http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40936.htm

[6]  Список настоятельниц согласно სამთავროს წმიდა ნინოს დედათა მონასტრის ისტორია // მაყვლოვანი : სამთავროს წმიდა ნინოს დედათა მონასტრის პერიოდული გამოცემა. – მცხეთა, 2010, http://www.nplg.gov.ge/ec/ka/jmat/search.html?cmd=search&pft…ენე

[7]  Протокол заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2016 года, новостное агенство “Благовест-Инфо”, http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=71258

Источник: https://drevo-info.ru/articles/23324.html

Мцхета. Женский монастырь Самтавро

В Мцхете есть еще один старинный храм, который имеет точно такую же древнюю историю, как и собор Светицховели. Первый называют еще верхним, а второй нижним. Именно здесь в древности жила святая Нина в шалаше из ежевичника, проповедовала Христа, исцеляла больных.

Святая Нина уединилась и не захотела стеснять царского садовника, но скорее всего дело не в этом, а в аскетичном образе жизни просветительницы Грузии. Кусты ежевики растут в этом месте и сейчас, а православные христиане помнят великую святую и ту истину, которую она возвещала людям.

Монастырь Самтавро — комплекс из Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины. Самтавро в переводе с грузинского означает голова, главное, царственное место.

В летописях о первом христианском царе Мириане говорится “и построил церковь на этом ежевичнике, и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её”.

Здесь находится усыпальница царя и его жены Наны, многие уважаемые духовные лица и даже современный старец Гавриил. Под алтарем храма находятся мощи Авива Некресского, одного из 13 ассирийских отцов VI века – основателей монашества в Грузии.

Главный храм выглядит строгим и сдержанным, органично вписывается в историю о жизни первых христиан Грузии.Колокольня.Женский монастырь был основан в 1820 году. Здесь было женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси.

Многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери.Сейчас в монастыре до 40 монахинь и послушниц. Встают они рано и уже в 4 часа утра начинаются молитвы.Благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.Церковное кладбище.

Преображенский храм сильно пострадал при землетрясении 1283 года, он был почти разрушен. Также разрушения были во время нашествия Тамерлана. Но сегодня храм стоит на своем месте и крест на нем свидетельствует о Христе.Первая церковь была в IV веке, после ее разрушения в XI веке был построен храм в честь Преображения Господня.

Он украшен оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Чеканная форма на входе храма.

Особенно хочется сказать о святом, мощи которого находятся в Самтавро. Все мы знаем истории святых и пророков из Библии, первых веков христианства и в более поздние века.

Но в последнее время земля оскудела великими святыми и кажется, что таких уже и нет, но все возможно и если Земля еще вертится, значит есть праведники. В прошлом году состоялось обретение мощей святого Гавриила ( Ургебадзе) и его канонизация. Его знала вся Грузия.

В 1990-е годы, по благословению Патриарха всея Грузии Илии II в башне царя Мириана жил знаменитый грузинский монах архимандрит Гавриил. В последние годы своей жизни архимандрит Гавриил стал почитаемым и любимым старцем в Грузии. О нем говорили, как о человеке с Божественным даром прозорливости и исцеления от болезней. Старца каждый день навещали паломники из разных стран. Даже иноверцы иногда принимали Православие, после посещения святого в башне Мириана.

В советское время, вернувшись из армии в 50-е годы, он сам строил в своем дворе церковь с четырьмя куполами. Власти несколько раз разрушали церковь, однако о. Гавриил каждый раз восстанавливал её. Церковь эта до сих пор стоит в Тбилиси. Также известен случай, когда монах сжег портрет Ленина – «Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека.

Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа». За это он получил наказание. После длительных пыток, его освободили из тюрьмы. Также он говорил о приближающейся трагедии в Грузии, когда в стране лилась кровь, кричал об этом, но его тогда не слушали.День памяти святого 2 ноября.

Высказывания святого Гавриила, нашего современника:

«Выше всех канонов и уставов — любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога».

•Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врождённый талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.

Авив Некресский. Персы, захватившие в те времена Кахетию, практически по всей кахетинской земле насаждали огнепоклонство. А Авива Некрессский каждый день и каждую ночь ходил по городам и селениям Кахетии и объяснял жителям разницу между христианством и язычеством. Благодаря своей деятельности не только кахетинцы, но и многие персы обратились в христианство.

Однако персы не собирались мириться с таким положением дел. Правитель персов повелел своим солдатам доставить к нему Авива. В скором времени Авив предстал перед персидским правителем. Тот предложил ему принять веру идолопоклонничества, но Авив отказался. И после этого отказа Авива Некресского подвергли самым страшным пыткам, которые могли только придумать персы.

После пыток Авива привязали к столбу в селении Рехи и забили камнями. Тело мёртвого Авива бросили на съедение птицам и зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись мощей святого человека.

Сначала мощи святого были похоронены в Самтаврийской обители, но в 660 году мощи были перенесены в монастырь Самтавро и со всеми почестями похоронены под престолом Преображенского собора.

Источник: https://orhidea777.livejournal.com/130715.html

Pro-travel.net

Мцхета – древняя столица Грузии. Сейчас Мцхета это небольшой городок в нескольких километрах от Тбилиси. Здесь сохранилось множество исторических и религиозных памятников. Мцхету в старых источниках называли вторым Иерусалимом. Именно в Мцхету, столицу тогдашней Грузии, принесла благую весть Святая Нина, одна из самых почитаемых святых в Грузии.

Монастырь Самтавро является одним из старейших женских монастырей в Грузии. История монастыря начинается в IV веке и связана со святой Ниной. После прибытия в Мцхету равноапостольная Нина некоторое время проживала в доме царского садовника, затем нашла уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики и продолжила свою проповедь.

Мцхета. Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Таким образом “ежевичник” (Маквловани) стал святыней и святой царь Мириан построил на этом месте церковь, вероятно еще при земной жизни Нины.

Таким образом, «малый» храм монастыря – церковь святой Нины (Маквловани) – самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии. Несмотря на множество небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.

Храм выглядит очень строго и даже несколько угрюмо. Но если вспомнить жизнь самой Нины, то становится понятно, что иным этот храм быть просто не может. Эта небольшая церковь как бы притягивает к себе именно своей простотой и скромностью.

Монастырь Самтавро. Церковь святой Нины

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Позже, сразу же после смерти Нины, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил верхнюю церковь “для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её”. Строительство длилось четыре года. Этот второй храм, более обширный, был освящен во имя Преображения Господня.

Храм Преображения Господня

Храм Преображения Господня

Храм Преображения Господня

Монастырь Самтавро. Храм Преображения Господня

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

После своей смерти в Самтавро нашли покой святые равноапостольные царь Мириан и царица Нана – первые христианские правители Грузии. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. Вероятно, с этим связано происхождение её названия. Слово “самтавро” происходит от мтавари (по-грузински “главный,” “старший”), и в переводе на русский означает “царская территория”.

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Храм Самтавро также скоро стал кафедральным – упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм Самтавро был одним из богатейших в Грузии. На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни.

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке.

При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом. Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение.

Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.

Монастырь Самтавро в 1870 году

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Мцхета. Монастырь Самтавро

Женский монастырь во имя равноапостольной Нины в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу.

Монастырь Самтавро

Вновь обитель была открыта в 1990-х годах, а в 1994 году храмы Самтавро вместе с другими памятниками Мцхеты были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

В монастыре Самтавро находится множество христианских святынь.

Чудеса Святой Нины в городе Мцхета

Как доехать до монастыря Самтавро

Прежде всего нужно попасть в Тбилиси, например самолетом. Из Тбилиси в Мцхету можно уехать на маршрутке от метро Дидубе, стоимость проезда 1 лари.

Где остановиться

Остановиться можно в отелях, хостелах и гестхаузах Тбилиси, выбор большой. Можно остановиться в самой Мцхете, но стоимость проживания здесь больше чем в Тбилиси.

Источник: http://pro-travel.net/monastyr-samtavro-v-mcxete/

Чудо в грузии: в монастыре самтавро… проявился образ преподобного гавриила (ургебадзе)! — мономах

Во Мцхета, в монастыре святой Нины, чудесным образом проявился образ святого Гавриила.

Образ проявился в том месте, где после обретения некоторое время покоились его святые мощи.

Сообщается, что это место посетил святейший патриарх Илия II и сказал, что это большое чудо, и что он даже видит там надписи.

Тамара Манелашвили

http://pravoslavie.ru/87000.html

Все, кто знал старца Гавриила, помнят, что он был необыкновенно простым, смиренным, любящим – и в то же время грозным. Когда он гневался или обличал человека, чувствовалось, что его устами говорит Всевышний, – такой Божественной властью и силой обладали его слова.

Но когда он замечал, что человек раскаивается, он обнимал его, прижимал к своей груди и вселял в сердца ближних надежду и любовь.

Юродивый старец и сегодня, в наши дни, продолжает укреплять людей в вере, вселять в сердца любовь и незримо, а порой и видимо, присутствует среди верующих, независимо от вероисповедания, простых людей, начинающих тернистый и спасательный путь, который называется Православием.

26 августа – день рождения отца Гавриила. Чтя его память, мы выбрали несколько историй о нем – одна из них произошла при жизни старца, другие имели место после его кончины: они подтверждают, что на самом деле чувствуется присутствие отца Гавриила и сегодня, в наши многомятежные времена.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе).

«Ну, что ты скажешь, Нодар?»

Нодар, духовное чадо старца Гавриила:

– Батюшка Гавриил провел в моей семье несколько дней. После освящения дома целую ночь мы разговаривали на разные темы и молились. Старец сказал мне: «Нодар, брат мой, к шести часам я должен быть в монастыре.

Сможешь отвезти меня во Мцхета?» Я, конечно, согласился. Это были те времена, когда абсолютно всех контролировали. Мы направились во Мцхета. На выезде из Тбилиси семеро вооруженных лиц перекрыли нам дорогу и потребовали остановить машину.

Напомню, это были 1990-е.

Несмотря на то, что старец Гавриил велел мне не останавливаться, я остерегся и все-таки остановил автомобиль. Батюшка Гавриил сидел очень спокойно. Я вышел из машины предъявить документы незнакомым, но оказалось, что те хотели не документы, а мою машину.

Я сопротивлялся, хотя и понимал, что ссора с семью вооруженными до зубов «рыцарями» связана с риском. В это время я увидел, как из машины вышел старец Гавриил и направился к нам.

Произошло что-то необыкновенное: словно бы с неба спустился огромный светящийся во тьме столб, за которым следовал сверхъестественно высокий, красивый, внеземной человек с посохом, с белой бородой.

Он ударил посохом о землю, и раздался необыкновенный голос: «Кто посмел остановить нас?! Как вам не стыдно?!» Это было поистине сверхъестественное явление, которое потрясло всех. Испугавшись, вооруженные люди побежали кто куда. А кто-то, застыв на месте, стал совать нам в руки наши документы и попросил побыстрее уезжать.

Мы уехали. Батюшка Гавриил посмотрел на меня и спросил: «Ну, что ты скажешь, Нодар? Мы же молодцы?»

«Левый глаз, не так ли, Лейла?!»

Лейла Сихарулидзе, редактор грузинской версии книги «Диадема старца»:

– Заканчивая работу над книгой, мы с несколькими духовными чадами отца Гавриила сидели в его келье. Шутили, вспоминали разные истории из жизни юродивого, и все невольно улыбались.

Мне тоже захотелось пошутить, и я сказала: «Вот закончу работать над этой книгой, и отец Гавриил выдаст меня замуж!» А мне было уже за семьдесят! И вдруг… отец Гавриил подмигнул мне с фотографии! Я остолбенела и не могла вымолвить ни слова.

Монахиня Параскева спросила меня: «Левый глаз, не так ли, Лейла?!» Оказывается, другие тоже заметили это, и один из присутствующих сказал: «Это еще ничего, порой он нас даже по лбу щелкает!»

«Уберите свечи!»

Лаша Цаишвили:

– Несколько лет назад мы с сестрой отдыхали у родственников. Как-то ночью сестре приснился отец Гавриил. Он стоял возле дома, в котором мы находились, держал в руках погасшие свечи и говорил: «Уберите их отсюда!» Когда моя сестра рассказала о сне, мы были очень удивлены, ведь свечи – символ веры.

Но когда мы рассказали об этом сне нашей соседке, она сказала, что несколько дней назад в этом доме была женщина, гадавшая на свечах. Нам всё стало ясно. Сестра показала то место, где в ее сне стоял отец Гавриил, и мы увидели огарки свечей, на которых гадала та женщина.

И в этом случае отец Гавриил помог нам, защитил от злой силы.

После кончины отца Гавриила мы чувствуем его духовную поддержку. Одно время я очень беспокоился о своем физическом состоянии и молился Богу, чтобы он вернул мне зрение.

Как-то ночью мне приснился отец Гавриил, сурово выговаривающий мне: «Почему ты просишь о быстром исцелении? Подожди, Господь знает, на все есть свое время!» Когда я проснулся, воззвал к батюшке и попросил его дать мне какой-нибудь знак, от Господа ли этот сон.

Через некоторое время моя родственница, которая гостила у нас, рассказала, что, когда она убирала комнату, позади нее вдруг возникло странное сияние. Она повернулась и увидела, что икона, которую мне подарил отец Гавриил, лежит на моей кровати.

Однако упасть со стены и оказаться на моей кровати икона сама по себе не могла, потому что расстояние от места, где она находилась, до моей постели довольно большое. Это был знак от отца Гавриила. Удивительно еще и то, что, когда я описал человека, приснившегося мне, его образ полностью совпал с обликом отца Гавриила. А ведь я никогда так и не смог увидеть батюшку…

Мне часто хочется поговорить с отцом Гавриилом, послушать его живые, благостные слова, наполниться и проникнуться тем Божественным чувством, носителем которого был старец Гавриил. Чувством, которое называется любовью!

Константин Церцвадзе, Давид Чикадзе
25 августа 2017 г.

http://pravoslavie.ru/105952.html

Источник: http://monomah.org/archives/10612

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро — комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины находится в Мцхете при слиянии рек Мтквари и Арагви. Монастырь находится во владении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского.

Храм Самтавро – очень значительный с исторически-религиозной точки зрения.

Впервые он упоминается в 20-30 годах V века, когда при картлийском царе Арчиле храм Светицховели рухнул и Иона, бывший в ту пору архиепископом Мцхета, перенес свою резиденцию в «Гареубани» (можно перевести как «окраина»).

Именно так называлось до этого то место, где сегодня возвышается современный храм Самтавро. Это новое имя он получил именно в связи с упомянутым событием, ибо слово переводится как «место, где пребывает предводитель».

В историческом документе упоминается некая церковь, стоявшая в этом месте, в которую архиепископ и перенес свою резиденцию. Судя по всему, речь идет о церкви святой Нино, которая и сегодня является составной частью комплекса. Датируется она IV веком и является одной из древнейших в Грузии.

Таким образом начало Самтавро связано с именем самой знаменитой грузинской святой – равноапостольной Нины.

 После прибытия в в Мцхету, столицу тогдашней Грузии, она некоторое время проживала в доме царского садовника, но затем, не желая стеснять гостеприимное семейство, святая Нина поселилась в ежевичнике, в кустах которого она соорудила шалаш и здесь проповедовала людям Христову истину и исцеляла больных.

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Позже, сразу же после её смерти, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил здесь церковь (IV век). Спустя четыре года Мириан построил второй храм, освященный во имя Преображения Господня.

После своей смерти в Самтавро нашли покой и святой царь Мириан и святая царица Нана, пережившая своего супруга на четыре года. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. С этим связано происхождение её названия. Слово “самтавро” в переводе на русский означает “царская территория”.

Долгие годы Самтавро был сердцем христианской религии. Храмы постоянно получали очень крупные даяния и были красиво оформлены. В них хранились самые знаменитые грузинские иконы, сюда приезжали цари и правители Грузии, здесь всё время кипела жизнь.

После царя Мириана, храм не раз разрушался и реставрировался. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, по приказу католикоса Мелхиседека храм увеличили, пристроили южные врата и украсили интересным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер.

В храме Самтавро имеется большое количество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная из Санкт-Петербурга царём Георгием XII своим внукам в 1870 году.

Храм служил усыпальницей предстоятелей Грузинской Православной Церкви; традиция идет от его строителей – сам святой царь Мириан и его жена, святая Нана, первыми были похоронены здесь по праву первосвятителей Грузии.

Кроме святых могил царя Мириана и его жены Наны, монастырь Самтавро таит в себе ещё много святынь. Так, например, здесь находятся мощи Авива Некресского, который в VI веке пришёл в Грузию для основания здесь монашества.

Персы, захватившие в те времена Кахетию, практически по всей кахетинской земле насаждали огнепоклонство. А Авива Некрессский каждый день и каждую ночь ходил по городам и селениям Кахетии и объяснял жителям разницу между христианством и язычеством.

Благодаря своей деятельности не только кахетинцы, но и многие персы обратились в христианство.

Однако персы не собирались мириться с таким положением дел. Правитель персов повелел своим солдатам доставить к нему Авива. В скором времени Авива предстал перед персидским правителем.

Тот предложил ему принять веру идолопоклонничества, но Авива отказался. И после этого отказа Авива Некресского подвергли самым страшным пыткам, которые могли только придумать персы.

После пыток Авива привязали к столбу в селении Рехи и забили камнями.

Тело мёртвого Авива бросили на съедение птицам и зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись мощей святого человека. Сначала мощи святого были похоронены в Самтавийской обители, но при правителе Картли Степанозе мощи в 660 году были перенесены в монастырь Самтавро и со всеми почестями похоронены под престолом Преображенского собора.

Здесь же находятся останки святого Шио Мгвимского, часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии.

Женский монастырь в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу. Вновь обитель была открыта в 1990-х годах.

В южном пределе монастыря хорошо сохранилась церковь Архангела Михаила – более поздняя, чем Преображенский собор и церковь святой Нины. Это классический грузинский храм, внутреннее убранство его обошлось практически без росписи, пространство достаточно строго и украшено одними лишь резными каменными стенами.

Малый» храм монастыря – «малая» церковь святой Нины (Маквловани) – самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии, тогда же, когда были возведены и первые, ныне исчезнувшие, церкви на местах будущих соборов Светицховели и Самтавро. Несмотря на множество поновлений (неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах) и небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.

В 90-х годах ХХ века в башне Самтавро провел последние годы своей жизни старец Габриэль, являющийся самым великим святым в новейшей истории Грузии. Его могила считается чудотворной и притягивает большое количество верующих.

А в 1994 году Самтавро был внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Источник: http://tta-georgia.com/dostoprimechatelnosti/monastyr-samtavro.html

Монастырь Самтавро — достопримечательность Мцхеты

Экскурсия в Мцхету включает посещение еще одного объекта — храма Самтавро при одноименном монастыре. Между Светицховели и Самтавро расстояние 500 метров.

Собор Светицховели, безусловно, главная достопримечательность Мцхеты. Монастырь Самтавро находится на окраине городка, отсюда рукой подать до крепости Бeбрисцихе и Самтаврского некрополя римского периода.

В IV веке на данной территории располагалась резиденция правителя «мтавари» с садом, правительственное, так сказать, место «самтавро», отсюда и название этого места.

Комплекс монастыря Самтавро включает:

  • крестово-купольный храм Преображения господня XI в.;
  • часовню святой Нино;
  • башню XVIII века.

Женский монастырь здесь функционирует с 1820 года. Сегодня в монастыре живут 20 монахинь.

Храм неоднократно разрушался в результате набегов завоевателей, а в XIII веке пострадал при землетрясении. Уникальный по художественному исполнению резной каменный орнамент украшает западный и южный фасады главного  храма монастыря Самтавро.

На входе в юго-восточной части храма захоронены царь Мириан и царица Нана — первые христианские правители Иберии. Хотя, по традиции согласно царскому статусу они должны быть погребены в Светицховели в святейшем месте, но по своей христианской скромности не посчитали себя достойными этого места. Историю принятия христианства в Грузии можно почитать здесь.

Позднее грузинская церковь причислила Мириана и Нану к лику святых. Иконостас церкви XV века, фрески XVII века.

Малая церковь построена в IV веке предположительно на месте ежевичного куста, под которым жила первое время Св. Нина, а позднее для нее была построена келья.

Малая церковь сохраняет первозданный.

Надпись у входа свидетельствует, что настоятельница женского монастыря Самтавро Нино Амилахвари отремонтировала церковь в 1879 году.

Cвятыни Самтавро

В церкви Преображения Господня хранятся несколько чудотворных икон, одна из которых из Свято-Иверского грузинского монастыря, список с оригинала 1919 года, а также мощи святых в захоронениях из храма предыдущей постройки (V-VII вв.):

  • мощи Шио Мгвимского;
  • мощи святого Авива Некресского;
  • Царя Мириана и царицы Наны.

Во дворе Самтаврского монастыря находится могила Святого Гавриила Самтавийского. В 1955 году в возрасте 36 лет священник из Тбилиси принял монашеский постриг, а в 1971 году стал настоятелем Самтаврийского монастыря и жил в башне на его территории.

Отец Гавриил был известен еще при жизни. В советские времена он осмелился сжечь перед Домом правительства советский флаг и портрет Ленина в знак протеста против притеснения церкви. Однако в силу необъяснимых обстоятельств, он избежал преследования со стороны власти.

К священнослужителю приходило множество верующих, так как был он уважаем и почитаем. Отец Гавриил умер в 1995 году, с тех пор его могила — место паломничества. Он автор мудрых изречений и сильных пророчеств.

В 2012 году грузинская церковь канонизировала в лике преподобного, а через два года признала его мощи нетленными. К могиле преподобного в монастырь Самтавро постоянно идут люди в надежде на чудо.

Узнать больше о жизни и деяниях отца Гавриила и об устройстве и современном состоянии Грузинской православной церкви можно на https://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/65311.htm.

Другие достопримечательности Мцхеты вблизи Самтавро описаны тут. В рамках однодневного тура в Мцхету рекомендуем посетить:

  • Монастырь Шио Мгвиме — одного из 13-ти Ассирийских отцов, основателей монашеского движения в Грузии;
  • Армазские раскопки с потрясающим видом на место слияния рек Арагви и Куры и еще многое другой.

Уникальные средневековые фрески находятся в Бетании, недалеко от Тбилиси. Как их увидеть читаем здесь.

fototbilisi@gmail.com

Источник: https://fototbilisi.ru/odnodnevnye-ehkskursii-po-gruzii/monastyr-samtavro-dostoprimechatelnost-mtshety/

Монастырь Самтавро

Любой путешественник, оказавшись в Грузии, стремится побывать в ее древней столице — Мцхете. И неудивительно. Наша родная древность начинается века с 9, а Колхида, как в древности называли Грузию, известна еще по мифам об аргонавтах.

Любой путешественник, оказавшись в Грузии, стремится побывать в ее древней столице — Мцхете. И неудивительно. Наша родная старина начинается века с 9, а Колхида, как в прежние времена называли Грузию, известна еще по мифам об аргонавтах.

Каждый камень Мцхеты наполнен яркой и драматичной историей маленькой мужественной страны, между молотом и наковальней — Ираном и Турцией — отстаивавшей право быть собой.

Христианство стало духовным оружием грузин, здесь множество храмов и монастырей, а один из старейших монастырских комплексов прежней столицы страны — Самтавро.

Немного истории

Считают, что в этом месте жила святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Проповедуя христианство, она дошла до Мцхеты, поселилась сначала у царского садовника, а потом ушла на север города, где устроилась в шалаше. Здесь впоследствии царем Мирианом был построен храм Св.

Нины — Маквловани, что значит «ежевичник». Равноапостольными в христианской традиции называют тех, кто, подобно апостолам, вел христианскую проповедь среди языческих народов. В Грузии это — святая Нина.

Позже возвели и вторую церковь, Преображенскую, гораздо более высокую и вмещающую больше народа, поэтому вскоре она получила статус кафедральной.

Святой царь Мириан и его супруга, святая царица Нана, были погребены в Самтавро, с тех пор ставшим усыпальницей грузинских монархов и высших иерархов церкви. Наверное, поэтому монастырь получил свое название, ведь «самтавро» в переводе с грузинского означает «царское место».

Храм неоднократно подвергался разрушениям: землетрясения, нападения врагов, например, орд Тамерлана, привели к изменению облика церквей, однако последние переделки были закончены уже в 14-15 веках. В 19 веке здесь основан женский монастырь, один из старейших в Грузии. Хотя его закрыли в годы гонений на церковь при Советской власти, церковь Преображения оставалась действующей.

Что посмотреть

Церковь Св. Нины — небольшой древний храм, типичный образец крестово-купольного стиля. Его главная особенность в том, что в основании постройки лежит воображаемый крест. Вход в храм — основание, боковые приделы — перекладина, а алтарная зона — возглавие креста.

Именно грузинские храмы, в особенности, храмы Мцхеты — «наглядные пособия», по которым студенты-историки изучают классическую крестово-купольную архитектуру.

Храм Преображения — значительно больше и вместительнее — в нем несколько ярусов, тоньше отделка, однако он тоже сохраняет особенности типичного древнегрузинского зодчества — лаконичность, строгость и совершенство форм, когда все на своем месте, и нет ни одной лишней и ненужной детали.

Самтавро особенно почитается верующими, поскольку здесь находятся христианские святыни — Иверская икона Богородицы, мощи царя Мириана и царицы Наны, мощи святого Шио Мгвимского, могила старца Гавриила (Ургебадзе), одного из самых известных подвижников современной Грузии.

Практическая информация

Добраться до комплекса можно из Тбилиси от ст. м. «Дидубе» на маршрутном такси до центра Мцхеты, далее 7 минут пешком. Номера нет, название маршрута написано по-грузински, так что лучше спросить, где именно нужное такси на Мцхету. Время в пути — 20-25 минут, стоимость проезда — 1,5 GEL. Цены на странице указаны на август 16 г.

Также в сторону Самтавро с ж/д вокзала Тбилиси отправляются электрички до станции «Мцхета», но это менее удобно, так как от станции до центра города нужно довольно долго идти пешком вдоль реки; стоимость проезда — 1 GEL. Поездка на такси обойдется в 50 GEL.

На автомобиле: по трассе Е60, по направлению Мцхета, GPS координаты: 41.846459; 44.71836.

Источник: https://okplanet.ru/gruziya/mcheta/monastyr-samtavro

Ссылка на основную публикацию