Грузинская церковь

Чем отличается Армянская и Грузинская Церкви от Русской

Апостольская церковь Армении; среди русскоязычных комментаторов распространено введённое в царской России название Армяно-григорианская церковь, однако, это название не используется самой Армянской церковью) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.ААЦ (Армянская Апостольская Церковь) признает лишь первые три Вселенских Собора, т.к. на четвертом (Халкидонском) ее легаты участие не принимали (не было возможности приехать из-за военных действий), а на этом Соборе были сформулированы очень важные догматы христианского вероучения. Армяне отказались принимать решения Собора лишь в виду отсутствия на оном их представителей и де-юре уклонились в меофизитство, а это значит, что (де-юре опять же) они для православных еретики. По факту же, никто из современных армянских богословов (из-за упадка школы) точно и не скажет чем они от православных отличаются – они во всем с нами согласны, но объединяться в евхаристическом общении не хотят – очень сильна национальная гордость – типа “это наше и мы не такие как вы”.В богослужении используется армянский обряд. Армянская церковь- это монофизиты. Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины. Они преданы анафеме. Католическая, Православные и Древневосточные Церкви, в том числе Армянская, в отличие от всех протестантских церквей, верят в евхаристию. Если чисто теоретически излагать веру, различия между католицизмом, византийско-славянским православием и Армянской Церковью минимальные, общность составляет, условно говоря, 98 или 99 процентов. Армянская Церковь отличается от Православных совершением евхаристии в   на опресноках, наложение крестного знамения   “слева-направо”, календарные различия в праздновании Богоявления и проч. праздников, использование органа в богослужении, проблема «Благодатного огня» и т.п
В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

АРМЯНЕ – потомки Фогармы, внука Иафета, называют себя Хайками, по имени Хайки, выходца из Вавилона за 2350 лет до Рождества Христова.Из Армении они впоследствии рассеялись по всем областям Греческой Империи и, по свойственному им духу предприимчивости, сделались членами Европейских обществ, сохранивши, однако же, свой наружный тип, нравы и религию.Христианство, принесенное в Армению Апостолами Фомою, Фаддеем, Иудою Иаковлевым и Симоном Кананитом, утверждено в IV веке Святым Григорием “Просветителем”. Во время IV-го Вселенского Собора Армяне отделились от Греческой Церкви и, вследствие национальной вражды с Греками, настолько отделились от них, что бывшия в XII веке попытки к соединению их с Греческой Церковью, остались безуспешны. Но в то же время, многие Армяне под именем Армяно-Католиков подчинились Риму.Число всех Армян простирается до 5 миллионов. Из них до 100 тысяч Армяно-Католиков.Глава Армяно-Григориан носит титул Католикоса, утверждается в своем сане Российским Императором и имеет кафедру в Эчмиадзине.

Армяно-Католики имеют своих Архиепископов, которых поставляет Римский Папа

Глава Армянской Церкви: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян (ныне Гарегин Второй).

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз.  — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире.

  Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали.  По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии.

Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви (Сирийской).
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора  и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии , приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, порвав с армянами.

Глава Грузинской Церкви носит титул: Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети (ныне Илья Второй)
Главы Армянской и Грузинской Церквей.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/108825.html

Храм грузинской диаспоры в Москве

История московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Патриаршего подворья) насчитывает более двух с половиной столетий. Новейшая история этого Божьего дома начинается с 1992 года, когда состоялась передача части храма грузинской общине Москвы. 

В то время настоятелем храма был протоиерей Димитрий Самадбегишвили, который для того, чтобы канонически соответствовать своему назначению, перешел из Грузинской Православной Церкви в Русскую. В эти трудные для всех стран бывшего СССР 90-е годы, отец Димитрий вынужденно оставил свой пост.

Грузинский храм принял приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне под свое крыло, где тогда находилась единственная сохранившаяся из грузинского храма Москвы икона святого Георгия. Эту икону прихожане унесли перед закрытием храма в 1930 году. Настоятель протоиерей Николай Ситников попросил себе помощника, которым стал тогда еще молодой священник Федор Кречетов.

В то же время было решено найти священника для окормления грузинской паствы. На это служение был назначен клирик Литовской епархии РПЦ священник Иосиф Зетеишвили. В связи с тем, что отцу Иосифу было трудно совмещать так далеко друг от друга расположенные приходы, то принято было решение, что при храме будет прикомандирован клирик Грузинской Православной Церкви.

Первым таким клириком стал протоиерей Давид Саладзе, который находился в это время в Москве в связи с лечением своего ребенка.

Читайте также:  Грузинская свадьба: обычаи и традиции

Следующим клириком, прикомандированным к подворью, стал протоиерей Михаил Кондакишвили. В 2000 году произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов — Грузинского Илии II и Московского Алексия II.

Затем прикомандированным клириком стал игумен Шио (Муджири), который в это время учился в Свято-Тихоновском богословском институте.

После посвящения игумена Шио в архиерейский сан — прикомандированным клириком стал протоиерей Максим Чантуриа, который в свое время учился в Санкт-Петербургской академии. 20 февраля 2006 года скончался настоятель храма протоиерей Николай Ситников.

Соответственно, храм возглавил его тогдашний помощник, являющийся ныне настоятелем — протоиерей Федор Кречетов.

В 2009 году протоиерея Максима Чантуриа сменил архимандрит Вахтанг (Липартелиани). За это время храм был отштукатурен, расписан молодым грузинским художником Лашей Кинцурашвили, было написано множество новых икон: икона Святой Троицы, икона Всех Святых Грузии, икона апостолов и другие.

Трудами грузинской паствы была проведена масштабная реставрация храма: заменены окна и кровля на крыше храма, отремонтирован алтарь, заменена отопительная система, отстроена новая трапезная и воскресная школа, организована церковная лавка с продажей церковной утвари и кулинарных изделий грузинской кухни. На сегодняшний день именно эта церковная лавка является важным материальным источником, поддерживающим жизнь храма.

1 апреля 2015 года состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины — все еще занимавший основную часть здания храма техникум имени Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью. 

«Перспектива использования новой части здания — это восстановление там богослужения, — поделился отец Федор. — Для этого необходимо провести масштабные реставрационные работы.

К сожалению, это весьма затратное мероприятие, а храм не имеет существенного источника финансирования.

Поскольку наш храм является памятником архитектуры, то необходимо провести исследование, по итогам которого разработать проект реставрации, согласовать его с экспертами и соответствующими инстанциями и приступить к его реализации».

На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах служат: настоятель протоиерей Федор Кречетов; клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Мириан (Шенгелия), который сменил архимандрита Вахтанга, ставшего епископом Никорцминдским; иерей Мирон (Кантеладзе).

Также все эти годы грузинскому приходу оказывает посильную помощь внештатный клирик протоиерей Романоз Зарнадзе. При храме существуют воскресная школа, где обучаются примерно 30 детей; проводится обучение церковному пению и игре на грузинских национальных инструментах.

Также при Подворье существует Молодежное движение, члены которого ежемесячно собираются на библейские чтения и регулярно принимают участие в субботниках на территории церкви.

Подворье имеет связи с Серафимо-Знаменским скитом, который возглавляла игуменья Тамара Марджанишвили (матушка Фамарь), храмом Казанской Иконы Божьей Матери в деревне Пучково, храмом-часовней Иверской Иконы Божьей Матери при общеобразовательном учреждении № 1331 «Молодая Иверия» и др.

Источник: http://kartvelebi.ru/diaspora/gruzinskiy-khram-v-moskve.php

Грузинская церковь в XX веке

В марте 1917 года Мцхетским собором была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви.

Акт Собора, обосновывая законность восстановления автокефалии, ссылается на неканоничность ее упразднения Российским государством в 1811 году, а также на установленную в России «новую форму правления (Российскую республику), с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви». Католикосом-Патриархом Грузии стал Кирион II (Садзаглишвили; 1855-1918) – грузинский историк и духовный писатель. Празднество прошло во Мцхете при громадном стечении народа и всеобщем ликовании. Новый ратриарх приступили к учреждению новых кафедр, возведению новых епископов и национализации духовно-учебных заведений путём увольнения русских. Кирион II разослал главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако, ни одна Церковь ее не признала.

Временное правительство в России признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной — без географических границ — оставив русские приходы в Грузии в ведении Церкви Русской. Грузины же настаивали на территориальной автокефалии и подчинении местных русских приходов Грузинской Церкви.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано. Автокефалия была признана Московским Патриархом только в 1943 году.

27 июня  1918 года патриарх был найден убитым в своей резиденции в Марткопи. Обстоятельства гибели остаются не вполне ясными. Кирион II был похоронен в Тбилисском Сионском соборе (к югу от амвона).

Патриархом был избран Леонид (Окропидзе; 1860-1921). В ответе святителю Тихону в августе 1919 года он писал, что упразднение грузинской автокефалии было насильственным делом светских властей вопреки церковным законам.

Патриарх Леонид скончался от холеры, охватившей Грузию в 1921 году.

В 1920 году в Тбилиси прибыл представитель Римо-католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы Римского.

Несмотря на отказ, в 1921 году Ватикан назначил епископа Мориондо своим представителем на Кавказе и прислал в Грузию большое число иезуитов, которые, выдавая себя за археологов и палеографов, старались найти почву для католической пропаганды. Но попытка Ватикана и на этот раз закончились безуспешно.

25 февраля 1921 г. Красная Армия вошла в Тифлис и в Грузии была установлена советская власть. Декретом № 21 ревкома Грузии от 15 апреля 1921 г. ГПЦ была лишена статуса юридического лица. К этому моменту в ГПЦ насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 монастырей, 1600 священнослужителей.

15 сентября 1921 г. в Гелатском монастыре состоялся III Церковный Собор, Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран митрополит Амвросий (1861-1927). На повестку дня Собора были вынесены вопросы о проблемах церковной жизни и взаимоотношений власти и Церкви.

Собор направил в Ревком Грузии послание, где отмечалось, что решение декрета от 15 апреля о лишении ГПЦ статуса юридического лица противоречит декларированной большевиками свободе совести. В апреле 1922 г. Католикос-Патриарх Амвросий отправил на Генуэзскую конференцию.

Назвав советскую власть оккупационной, он указывал на факты религиозных репрессий и попросил европейские страны «оказать Грузии помощь, чтобы она имела возможность самостоятельно выбрать ту социально-политическую форму государственного устройства, которая соответствовала бы ее национальным традициям, психике и устремлениям».

17 ноября 1922 г. правительством были конфискованы резиденция и квартира Католикоса-Патриарха в Тифлисе. В 1922–1923 гг. властями были созданы группы по составлению описи церковного имущества.

Ответной акцией со стороны грузинской интеллигенции стало учреждение Отдела охраны древностей, предметов искусства и памятников Грузии, в работе которого активное участие принимали видные грузинские ученые (академики И. Джавахишвили, К. Кекелидзе, Г. Чубинашвили, Г. Бочоридзе).

Большое значение советская власть придавала антирелигиозной пропаганде граждан. Так, в 1923 г. в Кутаиси была проведена дискуссия на тему, были ли святыми Давид и Константин Аргветские. Мощи святых были вынесены из церкви монастыря Моцамета и поруганы.

Читайте также:  Как добраться из тбилиси в мцхету самостоятельно

Церковь была провозглашена «врагом народа». В начале 1923 г. в Грузии было закрыто свыше 600 церквей и монастырей, что вызвало народные выступления.

23 ноября 1923 г. по распоряжению Совнаркома Грузии все церковное имущество было конфисковано. Право определять историческую ценность предметов церковной утвари было поручено партийным работникам на местах, которые не умели даже ставить подпись на документах. В 1922–1923 гг. в Грузии в общей сложности было закрыто около 1200 церквей, церковные сокровищницы разорены, сожжены многие рукописи.

10–19 марта 1924 г. в здании Тифлисского рабочего театра по обвинению в измене советской власти и предательстве интересов грузинского народа был проведен показательный судебный процесс над членами Совета Католикосата во главе со священномучеником Амвросием.

Большевистский суд приговорил Католикоса-Патриарха к 7 годам лишения свободы, к различным срокам заключения были приговорены и др. члены Совета Католикосата. В марте 1925 г. Патриарх Амвросий и арестованные вместе с ним члены Совета Католикосата были освобождены.

В 1926 году за священномучеником Амвросием был оставлен титул Католикоса-Патриарха, но от управления Церковью он был отстранен. Совет Католикосата был распущен и учреждено Временное управление ГПЦ под председательством митрополита Христофора (Цицкишвили).

В июне 1927 года в Тифлисе состоялся IV Церковный Собор, на котором Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран митрополит Сухумо-Абхазский Христофор III (Цицкишвили).

Собор учредил Синодальный пленум, преобразованный позже в Священный Синод, утвердил новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью», осудил курс конфронтации ГПЦ с советской властью, признав советскую власть единственной и законной, выражающей волю грузинского народа.

Так была продемонстрирована лояльность к власти, было введено поминовение властей за богослужением. Грузинская Церковь за границей не поддержала решения этого Собора и прервала евхаристическую связь с Церковью-Матерью.

Усилиями Католикоса-Патриарха были установлены отношения с русским епархиальным управлением.

Для сохранения русских церковных обычаев на территории Грузии было создано «Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата», способствовавшее нормализации отношений ГПЦ и РПЦ.

Устанавливая пути к возобновлению молитвенного общения с РПЦ и др. Поместными Церквами, Католикос-Патриарх Христофор III стал обмениваться рождественскими и пасхальными посланиями с Главами РПЦ, Восточной и автокефальных Церквей.

Однако гонения со стороны советской власти на Церковь не прекращались. В 1932 г. было закрыто свыше 600 церквей, большая часть духовенства расстреляна или сослана в лагеря, священнослужителям было запрещено появляться в обществе в рясе и с крестом. Репрессиям подвергались и прихожане.

В 1932 г. скончался Католикос-Патриарх Христофор III. В июне 1932 г. на VI Церковном Соборе ГПЦ на Патриарший престол был избран Манглисский митрополит Калистрат (Цинцадзе; 1932–1952).

К этому моменту из 15 епархий ГПЦ действовали 6, большая часть церквей и монастырей закрыта, большинство духовенства и часть паствы репрессированы либо расстреляны.

Католикос-Патриарх Калистрат стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и монастырей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался либерализация налогового законодательства в отношении духовенства, также его особой заботой было признание автокефалии ГПЦ др. православными Церквами.

Благодаря совместным действиям Католикоса-Патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Однако монастырь Шио Мгвиме был ограблен и были убиты два его настоятеля.

—————————————————————————————————————————————————

Во время второй мировой войны советское правительство смягчило отношение к церкви. ГПЦ начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Калистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от И. Сталина, лично знавшего его по совместным годам учебы в Тифлисской духовной семинарии.

Избрание митрополита Сергия на Патриарший престол Русской Православной Церкви в сентябре 1943 г. послужило предлогом для возобновления молитвенного общения и установления сношений между РПЦ и ГПЦ. Католикос Калистрат направил Патриарху Сергию поздравительную телеграмму, где выразил желание и надежду на упорядочение отношений между Церквами.

31 октября 1943 г. в кафедральном Сионском соборе Тбилиси состоялось примирение двух Церквей: Католикос Калистрат и архиепископ Антоний (от РЦП) совершили Божественную литургию. Патриарх Сергий уведомил автокефальные православные Церкви о признании РПЦ автокефалии ГПЦ и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения.

В 1944 г. ГПЦ был возвращен статус юридического лица. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Калистрата за время войны из лагерей были выпущены некоторые священнослужители, были открыты 23 церкви.

Новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью» было принято 28 марта 1945 г. на Церковном Соборе ГПЦ. «Положение…

» было согласовано с «Положениями» IV и VIII Церковных Соборов, а также с действующей в СССР Конституцией, определяло юридический статус Церкви, ее административное устройство и законодательную основу. Согласно «Положению», ГПЦ в 1945 г. имела 15 епархий.

Юрисдикции Католикоса-Патриарха подлежали также все члены ГПЦ, живущие за пределами Грузии, где нет православного епископа.

На Поместном Соборе РПЦ в 1945 г. на Патриарший престол был избран Ленинградский митр. Алексий (Симанский).

В числе иерархов других Поместных Церквей (Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Иерусалимская, Сербская, Болгарская, Румынская) на Соборе присутствовал и Католикос-Патриарх Калистрат.

Осенью того же 1945 года Патриарх Алексий I нанес ответный визит в Тбилиси. Впоследствии делегации ГПЦ стали принимать участие в Церковных Соборах и торжествах в Москве.

В апреле 1952 г. на IX Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран митрополит Урбнисский Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952–1960).

В предстоятельство Мелхиседека были открыты церкви в Моцамете, Бодбе, Поти, выстроена церковь в Хашури, возвращены и перезахоронены в Моцамете мощи святых Давида и Константина Аргветских. Особое внимание Католикос-Патриарх Мелхиседек уделял возрождению грузинских церковных песнопений.

Несмотря на стесненное материальное положение, ГПЦ удалось обеспечить финансами хоры певчих.

Католикос неоднократно ходатайствовал о разрешении на издание печатного органа ГПЦ – «Ведомостей Грузинской Церкви», а также об открытии курсов по подготовке молодых священников, поскольку средний возраст духовенства (70 лет) был весьма преклонным. В послевоенные годы ГПЦ возобновила свои заботы об Иверском монастыре на Афоне.

В феврале 1960 г. на Патриарший престол был избран митрополит Ефрем II (Сидамонидзе; 1960–1972). Его предстоятельство пришлось на период усиления антирелигиозной пропаганды, большинство епархий существовали номинально, численность духовенства, не пополняемого молодыми кадрами, уменьшалась.

Несмотря на сопротивление властей, в 1963 г. Католикос рукоположил во епископа Шемокмедского архимандрита Илию II (Шиолашвили; нынешнего Католикос-Патриарха Грузии). В 1963 г.

Патриарху Ефрему удалось выхлопотать разрешение открыть в Мцхете пастырские курсы, которые возглавил самый молодой на тот момент архиерей ГПЦ епископ Шемокмедский Илия (Шиолашвили). Вскоре курсы были преобразованы в Мцхетскую духовную семинарию. В 1963 г.

Патриарх Ефрем поднял вопрос о возвращении ГПЦ патриаршей резиденции, были учреждены высшие награды ГПЦ – ордена св. Нины и св. Георгия, изданы Новый Завет и молитвослов, иллюстрированный образами святых. В Грузии насчитывалось 44 действующих православных церкви.

Католикос-Патриарх Ефрем выступал против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов; он состоял в Республиканском и Всесоюзном Комитетах мира, Обществе солидарности стран Азии и Африки, был членом президиума Грузинского комитета Общества по охране памятников древности.

В 1962 г. ГПЦ стала членом Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), однако визиты грузинской делегаций в зарубежные страны были неоднократно срываемы властями.

После кончины Католикоса-Патриарха Ефрема в 1972 г. на XI Церковном Соборе в июне 1972 г. на Патриарший престол был избран митр. Урбнисский Давид VI (Девдариани; 1972–1977). В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах – Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апреля 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха.

На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумо-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 декабря 1977 г.

в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Рууской, Болгарской, Александрийской), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости.

С 23 декабря 1977 года и по сегодняшний день предстоятелем является Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II (рожден в 1933 году).

В Грузии стали открываться упраздненные в 20–30-х гг. церкви, в Тбилиси и Батуми были выстроены новые храмы, возобновлялись монастыри (Шиомгвиме, Бетания, Бодбе, Теклати).

Особенно торжественно стали отмечаться дни памяти грузинских святых: царя Давида Строителя, царицы Тамары, просветительницы Грузии Нины, царя Вахтанга Горгасала. В 1978 г.

Церковью и государством было торжественно отмечено 1500-летие первого грузинского агиографического памятника «Мученичество святой Шушаники». С благословения Патриарха была написана икона св. Шушаники.

Было предпринято издание рукописей грузинских духовных книг. Начиная с 1978 г. стал выходить печатный орган Грузинской Патриархии – журнал «Джвари вазиса» (2 номера в год). Также было начато издание богословских сборников, где печатались статьи теологического характера, по истории Грузии и ГПЦ. В церквах были созданы новые хоры певчих, возродившие древнегрузинские распевы.

В 1988 г. Мцхетская духовная семинария была переведена в Тбилиси; в том же году в Тбилиси состоялось торжественное открытие Духовной академии (богословское и искусствоведческое отделения). Благодаря усилиям Патриарха в 1992–1994 гг. была возобновлена основанная еще в XII веке при Давиде IV Строителе Гелатская духовная академия, открыты духовные академии в Ахалцихе, Батуми, Зестафони, Бодбе.

В 1990 г. Грузинской Патриархии была возвращена конфискованная в 1923 г. патриаршая резиденция, отменено обложение подоходным налогом церквей, монастырей и духовных лиц.

С этого же года ГПЦ стала вести пастырскую деятельность среди заключенных: в исправительно-трудовой колонии в Рустави был освящен первый храм, построенный заключенными.

На данный момент церкви или часовни имеются при всех тюрьмах и исправительных колониях Грузии. В 1990 г. ГПЦ насчитывала 296 приходов и 11 монастырей.

В марте 1990 г. Константинопольский Патриарх Димитрий I вручил Католикосу-Патриарху грамоту, подтверждавшую автокефалию ГПЦ, определив ей 11-е место после Болгарской Церкви. Однако РПЦ и большая часть автокефальных православных Церквей определяют иерархическим местом ГПЦ 6-е, после РПЦ.

В июне 1980 г. в Риме Католикос-Патриарх встречался с папой Иоанном-Павлом II. В 2000 г. Грузию посетил папа Римский, который встретился с президентом страны и Католикосом-Патриархом.

Решением Синода ГПЦ к лику святых были причислены грузинский писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе (св. Илия Праведный) (1987); Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), архим. Григорий (Перадзе), прав. Алексий (Шушаниа), пострадавшие во время советской власти священномученики митр.

Назарий (Лежава), иереи Симон (Мчедлидзе), Герман (Джаджанидзе), Иерофей (Николадзе), диак. Виссарион (Кухианидзе) (1995), сщмч. Гавриил (Кикодзе), сщмч.

Католикос-Патриарх Кирион (Садзаглишвили) (2002), архимандрит Габриэль, более известный как “мама Гарбриэле” (2012).

Католикосом-Патриархом Илией II были установлены дни празднования грузинского языка (1985), Иверской иконы Божией Матери, привезенной из афонского Иверского монастыря (28 сентября 1998).

Образ Иверской Богоматери представляет собой копию иконы Портаитиссы, выполненную монахами Св. Горы в дар грузинскому народу. В 1990 г.

в связи с признанием автокефалии ГПЦ Константинопольской Церковью было установлено празднование Восстановления автокефалии ГПЦ (12 марта).

В наши дни Грузинская Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии.

Источник: http://delicatours.ru/gruzinskaya-tserkov-v-dvadtsatom-veke

Ссылка на основную публикацию