Давидо – гареджийский монастырь

Давидо-Гареджийский монастырь

Грузия – это уникальная страна, где бережно хранят традиции и гордятся историей. Но помимо архитектурных памятников на территории государства множество удивительных святынь. Многие века они дарят людям благодать, надежду и исцеляют от смертельных заболеваний.

Одна из самых почитаемых христианских святынь в Грузии, история которой так драматична – это великолепный древний монастырский комплекс Святого Давида Гареджийского.

Энергетика, которая царит здесь многие века, просто завораживает – она меняет, вдохновляет, заставляет подумать о вечном и своем предназначении! Святая земля, которая манит паломников со всего мира, приглашает и вас! Нет возможности отправиться в Иерусалим? Никаких проблем – приезжайте в Грузию, посетите комплекс Давида Гареджийского (желательно три раза) и будет считаться, что вы побывали на Святой Земле!

Зарождение Святыни

Грандиозный монастырский комплекс раскинулся почти на 25 км, как бы рассекая Гареджийский кряж, по которому проходит граница между двумя государствами. Это юго-восточная часть страны, которая граничит с Азербайджаном. К сожалению, сегодня часть комплекса оказалась на территории «соседей», которые не готовы вернуть уникальное наследие Грузии.

Удивительно, но даже место основания этого комплекса необычное – это пустыня, где практически нет источников вода, очень мало осадков, сухой воздух.

На этой когда-то безлюдной земле и зародилась Святыня, о которой теперь знают во всем мире.

Множество монастырей, пещер, келий, небольших колоколен и церквушек – Гареджи объединяет храмовые сооружение, которые активно строились в период с 6 по 13 век.

Основал комплекс Святой Давид, который пришел на благодатные земли Грузии еще в 4 веке.

Сначала он обосновался на Мтацминде (гора около Тбилиси), здесь до сих пор бережно хранят его келью и маленькую церковь.

Из-за разногласий с языческими лидерами Давид удалился в безлюдные места вместе с преданным последователем Лукианом. Тогда и была высечена первая келья на склоне горы. Сегодня она носит его имя, ее называют «Давидовская».

Проживая в сухой пустыни, Святой питался лишь корешками трав и молоком диких оленей.

Существует легенда, что именно Давид, прежде чем начать строительство храмов, изгнал из пещеры могучего дракона. Если забраться на вершину хребта – можно увидеть своеобразную тропу, она как будто кем-то прорублена. Считается, что по этой дороге отступал дракон, выжигая всю землю вокруг и превращая окрестности в безлюдную пустыню.

Как только в Грузии узнали о праведной жизни Давида, сюда начали приходить монахи, которые продолжили дело Святого – они высекали в скальной породе горы многочисленные кельи.

Один из учеников основателя Додо стал родоначальником комплекса Додо-Рка.

А немного дальше (в 10 км от пещеры Святителя Давида) родился и другой храмовый комплекс – Натлисмцебели, посвященный Иоанну Крестителю, его основал ученик Лукиан.

Судьба комплекса Гареджи трагична – это место много раз подвергалось нашествиям и разрушениям. А в начале 17 века он практически полностью опустел, шах Аббас вырезал всех монахов и разграбил Святыню. С начала 70-х годов комплекс начал возрождаться и сегодня – это настоящая «сокровищница» христианства в Грузии, которую бережно хранят.

Давид-Гареджийский монастырь частичка Иерусалима

Уже на склоне лет Святой Давид совершил паломничество в Иерусалим. Но он не посмел зайти на Святую землю, а нашел три камня возле стен города.

Он принял решение забрать их в Гареджи и осветить здешние земли. Правда, когда об этом узнали храмовники – решили отобрать у него камешки.

Были посланы гонцы, которые остановили Давида и забрали 2 камня, но один ему удалось надежно спрятать, и он был доставлен в Гареджи.

Святой считал, что эта частичка Святой земли полностью преобразила здешние земли, подарив им благодать Бога.

А сегодня паломники верят, что посещение Давидо-Гареджийского монастыря приравнивается к паломничеству в Иерусалим. Правда, легендарный камешек уже не хранится в Гареджи – артефакт передан в Тбилиси. Есть поверье – приехав сюда, обязательно найдите маленький камень и возьмите его на память, тогда вас никогда не постигнут беды, а самые серьезные болезни отступят.

Сегодня комплекс объединяет около 12 храмовых ансамблей, некоторые сохранились отлично, другие – практически разрушены временем.

Лавра Святого Давида 

Гарежди способно поразить любого туриста – на территории грандиозного комплекса в скальной породе руками монахов высечено почти 5 000 келий разных размеров!

Самое почитаемое и, безусловно, красивейшее место – это Лавра Давида. Древнейшая обитель представляет собой множество келий, которые выдолблены прямо на склоне горы. Удивительно, но каким-то образом, монахам удалось из своеобразных построек сформировать громадный крест – это можно увидеть только с большой высоты.

Лавра – потрясающее место. Она завораживает своей необычной архитектурой и атмосферой, которой здесь пропитан каждый камень.

Здесь вы увидите жилые помещение монахов, которые убраны в аскетическом стиле, замысловатые башенки, стремящиеся вверх, небольшие пещерки. Позднее были построены многочисленные террасы, мостики, которые соединяют разные постройки.

Помните, что часть этого комплекса – действующий мужской монастырь, поэтому проход туда воспрещен. Но можно спуститься в нижний дворик. Именно здесь расположена еще одна Святыня – Преображенский храм. Посещать его позволено, здесь очень красиво, своды расписаны, множество икон.

Около алтаря (вправо) находится могила основателя Святого Давида. Под небольшой аркой спрятана усыпальница на скромном постаменте. Здесь практически всегда много паломников, которые просят исцеления и благополучия у Святого. Кстати, именно здесь хранился и камень из Иерусалима. Ученные выдвинули гипотезу, что рядом с Давидом похоронен и его ученик Додо, правда, эти сведения не подтверждены.

Выйдя из Лавры, вы увидите на высоком холме 2 часовни, они совсем небольшие. Подниматься к ним сложно, но это того стоит. Отсюда открывается отличный обзор на пустыню и соседний Азербайджан. Многочисленные «желтые» холмы, напоминающие безбрежный океан с волнами, которые разделяют равнины, лазурное небо и бесконечный горизонт – можно любоваться часами.

Современный облик Лавра приобрела только в 9 веке, когда ее достроил Илларион Картвели, он же возвел и новые церкви на территории храмового комплекса.

Неподалеку от храма расположен единственный в этой местности источник воды. Его называют «Слезы Давида» – здесь первые отшельники могли утолить жажду.

А если вы присмотритесь, то увидите на пещерах и склонах специально выдолбленные «дорожки» в камне – так монахи собирали влагу и обеспечивали себя запасами воды.

Монастырь Тетри-Удабно

Если обогнуть Лавру, вы увидите небольшой магазин, сразу за ним начнется тропа к многочисленным пещерам. Целый комплекс келий и жилых построек – это и есть когда-то действующей монастырь Удабно. Комплекс раскинулся вереницей из пещер. Они как бы зависли на трех обширных горных террасах, которые практически «скатываются» со склона.

Монастырь был построен в период расцвета Гареджи – 11-12 вв. Самый большой интерес представляют уникальные фрески, которые можно увидеть в каждой пещере. К сожалению, многие из них разрушены людьми, у икон отсутствуют лики.

Удивительно, но краски до сих пор сохранили свежесть и насыщенность. Не многие знают, но в Гарежди существовала своя школа живописи. Многочисленные монахи оттачивали свое мастерство, расписывая Удабно – здесь представлены их первые работы.

На фресках множество библейских сюжетов, лики святых, мотивы из жития монахов-отшельников.

Если вы планируете приехать в Давидо-Гареджийский монастырь всего на 2-3 часа, обязательно обойдите хотя бы «малый» круг Святыни. За это время вы посетите Лавру и Удабно, спокойно осмотрите все архитектурные памятники. А вот чтобы увидеть все красоты комплекса – нужно выделить несколько дней.

Монастырь Натлисмцебели

Это храмовое строение совсем не похоже на Лавру Давида. Она удалена от нее на 10 км, сюда не ходит общественный транспорт, можно проехать на машине километров 7-8, а затем отправиться в путь пешком. Покой, умиротворение и удивительная тишина, которую не нарушают звуки цивилизации – Натлисмцебели действующий мужской монастырь, основанный (первая пещера) учеником Давида Лукианом.

Приехав сюда, обязательно спрашивайте, в какие пещеры можно заходить. Главное сооружение, где вы сможете полюбоваться фресками и древними иконами – пещерный храм Иоанна Крестителя.

Здесь царит просто потрясающая атмосфера – трудно поверить, что все эти своды были просто выдолблены из скалы! Внутри небольшой алтарь, его низ – искусно вырезанные из камня орнаменты. Посредине – большой крест с ликами Святых.

На стенах присутствуют многочисленные фрески, изображения монахов.

Выйдя из храма, можно прогуляться до каменной башни, которая расположилось у подножия большой скалы – сюда ведет узкая тропинка, убегающая вправо. Войти в башню можно через небольшую нишу в скале, освещения здесь нет, там обосновались летучие мыши.

Натлисмцебели – это вереница пещер как жилых, так и заброшенных. Сюда позволено войти не каждому, нужно спросить разрешение у настоятеля монастыря. Прогуливаясь по окрестностям, вы увидите монахов, которые здесь постоянно проживают и трудятся.

Если выйдя из храма, вы повернете налево – увидите тропу, которая ведет к искусственным водосборникам (небольшие бассейн) и пещере монаха Серапиона. Эта обитель очень почитаема, считается, что у Святого можно просить здоровья.

Как добраться: примерно в 5 км до Лавры есть указатель на трассе, возле него поворачиваем направо и проезжаем примерно 3-4 км. Здесь машину придется оставить (около ворот) и двигаться пешком.

Пещеры Додо-Рка

Эти удивительные сооружения начали появляться при жизни ученика Давида Святого Додо в 6 веке. Позже был основан монастырь, рядом с которым многочисленные монахи высекали скоромные кельи. В результате здесь образовался отдельный храмовый комплекс.

Он удален от Лавры примерно на 3 км, можно дойти пешком. Экскурсия очень интересная – живописные фрески, причудливые скальные ниши, многочисленные арки при входе в кельи. Также в наскальных «комнатках» сохранились древние надписи на стенах и потолках, которые есть и в других монастырях.

Они выполнены на разных языках – грузинский, греческий, армянский, арабский. Удивительно, но некоторые надписи нанесены очень искусно – как удалось добиться таких изящных форм каждой буквы не известно.

Есть сведения, что монахи на территории монастыря Додо-Рка основали кузнечную мастерскую, где изготавливали инструменты для создания надписей и сложных архитектурных построек.

Помимо вышеперечисленных монастырей, в Гарежди очень много храмовых комплексов и пещер-келий, и если у вас есть время постарайтесь посетить Тетри-сенакеби, Пир-Укугмри, Бертубани, Веран-Гареджа. Они растянулись на многие километры вдоль границы с Азербайджаном.

Что ещё посмотреть в Кахетии:
Город любви — Сигнахи
Монастырский комплекс Алаверди
Национальный парк Лагодехи

Ориентируемся в Давид Гареджи

Как только вы приезжаете в Лавру, вы видите большую парковку. Немного ниже расположились современные постройки. Сразу за парковкой располагается небольшой магазинчик, здесь торгуют «храмовыми» товарами. Можно приобрести всевозможные иконы, открытки и календарики с пейзажами монастырского комплекса, ароматный ладан, освещенные в храмах Гареджи нательные крестики.

Продается здесь одна «ценность», которую обязательно стоит купить –  удивительное монастырское вино Саперави. Потрясающий вкус красного сухого напитка считают эталонным во всей Грузии, оно изготавливается по старинным рецептам и поражает богатым купажом. Да и стоимость вполне «подъемная» – за бутылочку просят всего 14 лари (5,18$).

Сразу за магазином возникает во всей красе Лавра Давида. За монастырем начинается очень длинная тропа, которая убегает вверх и делает огромную петлю по всей «Давидовой» горе.

Пройдя по ней, вы попадаете на склон, откуда отлично видно Лавру и всю долину.

Чтобы попасть на самую вершину хребта – со склона проходим примерно 700 метров строго вверх, отлично видно азербайджанскую низменность, а вот возвышения почти у горизонта – это уже территория Армении.

Посещение всего Давидо-Гареджийского комплекса бесплатно, в принципе сюда можно приезжать круглосуточно. Здесь нет жилья, чтобы остановиться на ночь. Но многие туристы ради потрясающих закатов и восходов остаются здесь ночевать, просто разбив палатку возле Лавры. Вечером здесь очень красиво, когда солнце окутывает долину и горы красным сеянием, пещеры превращаются в сказочные «домики»!

Удивительная фауна

Принято считать, что в пустыне Гареджи водится очень много разных видов змей. Есть сведения, что когда-то здесь был серпентарий и после его закрытия змеи просто расползлись и облюбовали здешние места. Так ли это- сказать сложно. Но история со змеями больше похожа на страшилки для туристов.

А вот ящериц здесь действительно очень много и они такие разные и красочные! Встречаются здесь и очень большие пресмыкающиеся, водятся и удоды. Кстати, в Гареджи обитают многочисленные черепахи, они преимущественно прячутся под камнями, но ранним утром их можно увидеть.

А как вам перспектива «познакомиться» с неторопливыми варанами? Здесь это возможно!

Что касается природы – она здесь необычная и очень живописная. Горы покрывают лиственные деревья, весной зацветают многочисленные маковые поля, пустынные территории удивляют причудливыми формами – холмы, горы, скалы, громадные валуны.

Читайте также:  Горы в грузии

  Давид Гареджи на карте

Как добраться до Давида Гареджи из Тбилиси

Комплекс расположен в 60 км от Тбилиси. С ранней весны до середины октября из столицы курсируют автобусы, которые довезут вас до Святыни и подождут 3 часа. Обойдется поездка в 25 лари (9,25 $).

Стартует автобус от Площади Свободы со стороны ул. Пушкина в 11,00 ежедневно. Можно из Тбилиси взять такси – это самый удобный способ доехать.

Поездка в одну сторону обойдется от 75 лари (27,75$), если попросите доставить вас обратно – вполне реально договорится за 60 лари в обе стороны (22,2$).

Есть и более бюджетный вариант – доехать до Сагареджо, а потом пересесть на такси. Маршрутки стартуют из Тбилиси (от см. Самгори) каждые 20-30 минут, начиная с 8,00 и до 20,00 (правда, эту маршрутку иногда отменяют). Цена билета – 4 лари (1,48$).

Уже в Сагареджо можно брать такси, водители очень сговорчивые – готовы отвезти всего за 30 лари (11,1$) до Лавры. Также с Самгори стартуют автобусы до поселка Удабно, отсюда до монастырского комплекса около 15 км. Ходят они только по понедельникам, пятницами иногда четвергам. Билет стоит 5 лари (1,85 $).

Приехав в Удабно, вы сможете вкусно пообедать под открытым небом в ресторане «Оазис-Клаб». С возвышенности открываются удивительные панорамы на степи. Задержитесь здесь на пару часов и покатайтесь на роскошных лошадках по степи – развлечение просто отличное, и обойдется недорого – от 25 лари (9,25$).

Отдохнув, можно брать такси до монастырского комплекса – около 10 лари (3,7$).

Внимание! Здесь указаны цены двухлетней давности. Учитывая, как выросли цены за это время на других направлениях, здесь так же может быть рост в два раза.

Экскурсия в Давид Гареджи из Тбилиси

Пожалуй, это лучший вариант посмотреть Лавру и Кахетию за один день. Ну и конечно же от гида можно услышать полную историю этих мест, узнать интересные детали. Для поездки в такое место лучше всего подойдёт гид с историческим образованием. Например, Георгий и его экскурсия Монастырский комплекс Давид-Гареджи- монастырь Бодбе — Сигнахи.

Как добраться из Батуми

Если вы добираетесь из Батуми, лучше доехать до Тбилиси, а оттуда на маршрутке. Автобусы из курортного города, как и маршрутки, ходят регулярно. В среднем поездка обойдется в 20 лари (7,4$). Со станции Махинджаури (около курортного Батуми) курсирует поезд.

Он стартует в 22,10 и приезжает в столицу в 7,00. Путешествие займет около 8 часов, билет стоит от 20 лари (7,4$). Есть более комфортный и быстрый вариант – современный скоростной поезд из Батуми. В пути нужно провести 5 часов, и вы в Тбилиси.

Цены стартуют от 19 лари (7,03$).

Полный гид по транспорту: Путешествуем по Грузии — все виды транспорта для туристов

Когда приезжать в монастырь Гареджи?

Стоит помнить, что вам посчастливится посетить пустыню, поэтому погода здесь весьма своенравна и изменчива. Летом (начиная с конца июня и до конца августа) здесь очень жарко, иногда температура достигает +40. Правда, если вы гуляете по пещерам, там намного прохладней.

Настоящий «рай» для туристов – это май, апрель. В эти месяцы горы начинают укрываться густой растительностью, воздух наполняется озоном, а восхитительные маки добавляют ярких красок в удивительные пейзажи.

Интересно в Гареджи и осенью – степь начинает меняться, появляются желтые, лиловые, коричневатые травы, превращая поля в калейдоскоп самых богатых оттенков.

Монастырский комплекс Давида Гареджи –  непросто пещеры и храмы. Это настоящее мистическое место, где человек способен полностью преобразиться духовно.

Побывав здесь хотя бы раз, вы почувствуете, как вас начинает сюда тянуть будто магнитом. И,  конечно, не упустите уникальную возможность совершить паломничество в земли, которые приравниваются к Иерусалиму.

Здесь еще так много тайн, которые бережно хранит многоликая Грузия!

Источник: https://georgiabest.ru/davido-garedzhiyskiy-monastyr/

Монастырь Давид-Гареджи в Грузии: история, фото 2017

На грузино-азербайджанской границе расположился комплекс из 9 монастырей — Давид-Гареджи. История создания комплекса напрямую связана с историей иберийского (грузинского) царства.

История монастыря

В 4 веке нашей эры трудами святой равноапостольной Нины Каппадокийской (Грузинской) в иберийском царстве официальной религией стало христианство. Сначала Нино крестила иберийскую царицу Нону, затем ее мужа, царя Мирана III, после чего царь объявил о принятии христианства иберийским царством.

Несмотря на решение царя, в Иберии процветали зороастризм и язычество. К этому времени Иберия находилась под влиянием Персии и Византии. Но Персия была ближе, поэтому сократить количество сторонников зороастризма не представлялось возможным без освобождения от персидского гнета.

Через два столетия, в 6 веке нашей эры, в сирийском монастыре Иоанна Столпника монах Иоанн увидел видение, в котором Богородица повелела ему набрать 12 учеников и отправиться в Иберию. Иоанн послушался видения и, набрав учеников, по благословению настоятеля монастыря отправился в путь.

Он поселился неподалеку от капища языческого идола Зедана, а его ученики разбрелись по всему царству. Один из них, Давид Гареджийский, поселился неподалеку от Тбилиси (Тифлиса), но после конфликта с зороастрийцами ушел в самые глухие и тяжелые для жизни земли, гареджийскую пустыню. Местом жительства святой Давид избрал пещеру, где поселился вместе с учеником Лукианом.

Со временем число учеников Давида росло, они поселялись неподалеку, некоторые избирали для жительства пещеры или расселины, другие вырезали помещения в скале, ведь состояла она из песчаника. К «золотому веку» Грузинского царства, эпохе между правлением Давида IV Строителя и царицы Тамары, на месте некоторых пещер и захоронений построили храмы и монастыри.

Гареджийские монастыри также страдали он нашествий, как и все население Грузии. В 13 веке прошедшие по Грузии турки-сельджуки сократили количество монахов, но монастыри действовали. В 14 веке нашествие монголов также привело к сокращению численности монахов, но не прервало монастырских служб.

В 17 веке во время персидского нашествия под командованием шаха Абасса монастыри комплекса обезлюдели. Часть монахов убежала, других вырезали персы. После этого монастыри пришли в запустение.

В конце 17 – начале 18 веков предпринимались попытки возродить монастырский комплекс, но к концу 19 века он снова обезлюдел. Это произошло из-за появления большого количества светских и духовных школ на территории Грузии, в связи с чем легендарный монастырский комплекс утратил свое значение.

Тем не менее, с начала 21 века в некоторых монастырях комплекса проводят службы. Давидо-Гареджийская Лавра — главная и самая известная часть монастырского комплекса.

После развала Советского Союза между Грузией и Азербайжданом разгорелся спор. Причина спора – монастырский комплекс Давидо-Гареджи, часть которого расположена на территории соседней страны.

Существует предание, что в одном из монастырей комплекса хранился Иерусалимский камень. Святой Давид Гареджийский пошел на поклонение в Иерусалим. Но придя к городу, он настолько переполнился чувствами, что не смог войти внутрь и взял на память три камня, которые лежали у дороги.

В эту же ночь царю Иерусалимскому было видение, что кто-то забрал всю духовную силу города. Он тотчас же отправил солдат на поиски этого человека и они обнаружили Давида. Святой отдал им два камня из трех, а третий унес с собой как величайшую святыню монастырского комплекса.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Что входит в Давидо Гареджийский монастырский комплекс

Большие размеры не позволяют за один раз осмотреть весь комплекс, ведь он занимает площадь более 10 квадратных километров. Посетив его, вы увидите пещеры и расселины, в которых, по преданиям грузинской церкви, жили подвижники – святой Давид и его ученики.

Также вы увидите строения 7-12 века, в которых жили монахи и проводили церковные службы, где хранили продукты и готовили еду.

Сама Лавра очень интересна с точки зрения архитектуры. Здесь башни, пещеры в скалах. В небольшом Преображенском храме находится могила самого святого Давида — основателя монастыря.

Не менее интересны пещеры комплекса. Чтобы к ним попасть нужно подняться на гору по тропинке правее от входа в лавру. Пещеры расположены непосредственно на границе с Азербайджаном — некоторые буквально на его территории. Стены пещер расписаны фресками. Кроме самих пещер подняться надо ради вида на Азербайджанскую равнину — он действительно впечатляет.

Будте внимательны! Эта местность кишит змеями. Летом стоит быть особенно осторожным.

Лучшее время для посещения Давид-Гареджи — апрель-май. Живность еще не активна, а пустыня уже расцвела. Да и солнце не слишком печет.

Как добраться

Если вы путешествуете самостоятельно, вам необходимо доехать из Тбилиси до города Сагареджо, от него добраться до поселка Удабно. Там можно отдохнуть в кафе «Оазис», которое несколько лет назад открыли поляки.

От поселка с монастырскому комплексу ведет асфальтированная дорога, стоят указатели. Расстояние от поселка до монастырского комплекса — 13 километров. Но помните — это дорога по Гареджийской пустыне. Она довольно утомительна для пешехода.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс  пережил несколько крупных вторжений, повлиявших на историю Грузии. Посетив его, вы увидите легендарные жилища святых отшельников и храмы, которые продолжали службы во время турецкого и монгольского вторжений.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Источник: https://v-georgia.com/showplaces/monastyrskij-kompleks-davido-garedzhi/

Умножение любви. Преподобный Давид Гареджийский / Православие.Ru

    

20 мая Грузинская Православная Церковь празднует память преподобных отцов Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников – «вторых апостолов» Грузии.

Пришедшие в VI столетии из Сирии, они стали продолжателями подвига святой равноапостольной Нино в христианском просвещении Иверии и зачинателями монастырского строительства на грузинской земле.

А спустя несколько дней, в четверг по Вознесении Христовом, 24 мая, будет совершаться переходящее празднование преподобному Давиду Гареджийскому – по преданию, любимому ученику преподобного Иоанна, основателю великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры.

Промыслом Божиим преподобный Давид становится всё более известным в России, во многом благодаря деятельности московского храма Живоначальной Троицы на Покровке, где уже много лет особо почитают этого святого.

По апостольскому призыву

В Тбилиси, в алтаре Патриаршего кафедрального собора Цминда Самеба – Пресвятой Троицы – хранится в ковчеге небольшой округлый гладкий камень цвета темной охры с красноватыми вкраплениями. Это чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви – Камень Благодати. С ним связано следующее предание.

Шел VI век от Рождества Христова. К подножию горы на северо-западе Иерусалима (с эпохи Крестовых походов она будет известна как Гора Радости) приблизились несколько иноков, проделавших трудный путь из далекой земли, именуемой Сакартвело, или Иверия.

Старец, возглавлявший паломников, вдруг сказал своим спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Отпустив учеников, он не пошел дальше, а когда пришла пора отправляться обратно, подобрал с земли три простых камня, в душе веруя, что взял их как бы с могилы Христа.

В это время Иерусалимскому патриарху во сне предстал Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима».

Патриаршие скороходы нагнали монахов и забрали два камня, а один оставили, передав старцу слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском.

Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино.

Читайте также:  Тбилисский ботанический сад

Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию.

Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры.

От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским.

Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма.

Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев.

В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин.

Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

Надо сказать, что иноческое миссионерство было очень распространенным явлением в Сирии. Проповедь христианства на Востоке – не только в Грузии, Армении, но и в Монголии, Китае, – была почти всегда заслугой сирийцев.

Грузинская Церковь приблизительно до середины V столетия находилась в юрисдикции Антиохийского патриархата. Грузинские юноши учились в богословских школах Антиохии и Низибии. В Сирии, в обширных монашеских поселениях на Черной горе обитали выходцы из Иверии.

Есть сведения, что первый перевод книг Ветхого Завета на грузинский язык был сделан с сирийских рукописей.

С учителем и без него

Что еще могла сохранить память святого Давида о первых шагах в новом краю? Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почетом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели, среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления…

Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты. У горы была худая слава: прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом (см. Мф.

17:21) очистить ее от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов.

В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию – обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями.

Однажды, говорит Житие, преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей – им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.

    

Так, Давид со своим учеником Лукианом обосновались сначала на горе Мтацминда вблизи Тбилиси, устроив в ней, по примеру преподобного Иоанна, небольшую пещеру и часовню. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали.

В Житии святого Давида рассказывается, что как-то раз язычники-огнепоклонники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на совратителя. На суде преподобный коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. По преданию, после того как имя виновника прозвучало, клеветница в муках родила камень.

Скорбя о происшедшем, Давид вознес молитву, и на горе Мтацминда забил ключ, вода которого исцеляет бездетных и восстанавливает женское здоровье. Источник существует и сейчас, и уже бесчисленные поколения женщин получили от него благодатную помощь.

На том месте, где когда-то стояла простая часовенка преподобного Давида, построили храм, который назвали Мамадавити («Отец Давид»), но он тоже не сохранился. Нынешняя церковь возведена здесь в конце XIX века.

    

Вскоре монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра.

Отцы-пустынники

…Вода, один из первых по необходимости Божиих даров человеку. Но посреде Гареджийских гор не прошли воды (см. Пс. 103:10). Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год.

По-видимому, всё было так и много веков назад: Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления.

А уже в наше время митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава), в 1990-е годы бывший наместником возрожденной Давидо-Гареджийской лавры, вспоминал: «Условия жизни в монастыре были трудные: воды, как питьевой, так и для бытовых нужд, там никогда не было − собирали дождевую воду, используя при этом старинные резервуары…»

По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, но – крайне аскетического свойства: впоследствии он получил поэтическое название «Слезы Давида», – по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер.

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освященная в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещенный им со всеми своими домочадцами.

    

Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь – тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы.

Лукиан, согласно преданию, – монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения.

К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.

    

Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых.

На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности.

Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

Лавра в истории

    

В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась – прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3–875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса.

Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI–XIII века – в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова.

Предание по-разному сохранило число мучеников – от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей.

Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

    

В советское время, в 1923 году Гареджийская лавра была закрыта. С конца 1940-х годов на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или полностью были утрачены многие скальные церкви, фрески и памятники эпиграфики.

Лавра начала постепенно восстанавливаться в 1970-е годы, а в 1990-е туда возвратилась монашеская молитва.

Первым насельником и наместником лавры святого Давида стал Ираклий (в постриге Давид) Махарадзе, бывший смотрителем находившегося здесь музея-заповедника, по образованию архитектор, принявший священнический сан и монашество, – ныне Его Высокопреосвященство, митрополит Алавердский.

    

Сегодня Гареджи объединяет около двенадцати храмовых ансамблей. Грандиозный монастырский комплекс раскинулся почти на 25 километров, как бы рассекая Гареджийский кряж, по которому в советское время прошла граница между Грузией и Азербайджаном. Частично уникальные сооружения оказались на чужой территории, и соседи пока не проявляют желания вернуть Грузии ее наследие.

    

Наиболее известны ныне и привлекают многочисленных паломников монастырь Додос-Рка, с сохранившимися древними настенными надписями на разных языках, нанесенными с необыкновенным искусством; действующая обитель Натлисмцебели с пещерным храмом Иоанна Крестителя, помнящим учеников святого Давида, а, возможно, самого авву; монастырь Тетри-Удабно который был построен в период расцвета Гареджи в XI–XII веках и сохранил свидетельства существовавшей здесь уникальной школы фресковой живописи.

Преподобный Давид Гареджийский в Москве

Невзирая на изменчивые политические обстоятельства, Русская и Грузинская Церкви всегда имели множество точек соприкосновения. Так и грузинский святой первых веков христианства преподобный Давид Гареджийский удивительным образом в конце ХХ столетия обрел в Москве свой «дом», которым стала церковь Живоначальной Троицы на Грязех, что стоит на Покровке, рядом с Чистопрудным бульваром.

    

Как рассказывает настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Каледа, всё началось в 1990-е годы со своеобразного миссионерства О.В.

Шведова, старосты храма Преображения Господня в Тушино, где служил и отец Иоанн: большой знаток и почитатель грузинских святых, Олег Васильевич регулярно привозил в Москву воду из источника преподобного Давида на горе Мтацминда в Тбилиси, стал инициатором молебнов святому в своем храме.

И вскоре случаи чудесного исцеления женских недугов и избавления от бесплодия заставили даже закоренелых скептиков поверить в силу предстательства преподобного.

Традицию молитвенного обращения к преподобному Давиду отец Иоанн перенес в Троицкий храм на Покровке, когда был назначен его настоятелем. Молебны начали служить каждую неделю.

Заказали для храма сначала небольшую аналойную икону святого – на тот момент единственную в Москве, впоследствии собрали средства на большой житийный образ.

Автором обеих икон стала иконописица Нина Михайловна Носова (позднее принявшая постриг с именем Тихона, насельница Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря).

    

В храме пребывают и еще одна икона преподобного – дар наместника Давидо-Гареджийской лавры, и замечательный по письму образ преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников, подаренный наместником монастыря Светицховели архимандритом Серафимом.

Прихожане Троицкой церкви не остались в долгу и в свою очередь прислали грузинскому святому свое приношение – вышитый покров на его гробницу в храме Преображения Господня.

Они трудились над покровом несколько лет под руководством специалистов, в частности, Ирины Андреевны Кеслер, художественного руководителя золотошвейной мастерской Алексеевского ставропигиального монастыря.

Когда покров был готов, знатоки оценили эту работу как достойное продолжение традиции древнерусского золотошвейного искусства. Высокую оценку труду москвичей дал и Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

    

Читайте также:  Шоппинг в тбилиси: что привезти в подарок

Так, минуя все пространственные, временные и прочие границы, смиренный монах, святой Давид Гареджийский продолжает дело, ради которого он жил и возносил свои молитвы на благословенной земле Сакартвело, – дело умножения любви.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/113061.html

Давидо-Гареджийский монастырь

Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии.

Это произошло через 2 века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что 3 посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим.

Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, ведь он протянулся на 25 км на Гареджийском кряже.

Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же, территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Интересно, что причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида.

Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест.

В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского — святой Додо.

В Лавре есть 2 часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели.

В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

После нападения турков-сельджуков в XI веке постройка сооружений на территории комплекса прекратилась. Пика развития комплекс достиг в XII веке, когда появились монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури, а Лавра Святого Давида расширялась и благоустраивалась.

Особое внимание туристов и искусствоведов обращает то, что в Давид Гареджа существовала своя школа живописи, так как во всех церквях есть уникальные фрески, иконы и картины христианской жизни.

На рисунках на стенах храмов можно увидеть и выдающиеся исторические личности: царя Давида IV Строителя, царицу Тамару, царя Георгия IV Лаша, Димитрия Саможертвователя и многих святых.

Внимание ученых привлекают и старинные надписи на стенах сооружений монастыря: грузинские, армянские, греческие, арабские, а также уникальная «тетралингва» сразу на этих 4 языках. Грузинские надписи можно прочесть при входе в лавру святого Давида.

В XII веке при главе комплекса Онуфрии Гареджели монастырь стал одним из крупнейших культурно-просветительских центров Грузии. Однако в XIII веке на этой территории появились монголы, которые разграбили и повредили Давидо-Гареджийский монастырь. Некоторые монахи тогда бежали в другие монастыри.

В XIV–XV веках на территории Грузии появился Тамерлан, а в 1615 году за одну ночь Шах-Аббас разорил монастырь и убили немногих монахов, которые поддерживали деятельность монастыря и восстанавливали его. Возрождение этой святыни началось лишь в XVII веке при царе Теймуразе II.

Онуфрий Мачутадзе, настоятель монастыря с 1690 года, многое сделал для его возрождения. Монастырю были возвращены прежние владения и построена стена, которая оберегала святыню от вражеских нападений.

Тем не менее, в XIX веке, когда во многих грузинских городах появлялись духовные школы, интерес к монастырю спал, он постепенно опустел, и лишь в Натлисмцемели проживало несколько монахов.

Так как территория монастырского комплекса делится пополам границей, он является предметом территориального спора между двумя странами, начиная с 1991 года. Грузия хочет вернуть свои святыни, которые несут огромную культурную и историческую значимость для страны, а для Азербайджана данная территория важна из-за стратегического расположения высот.

В настоящее время Давидо-Гареджийский монастырь притягивает туристов как магнит. Некоторые даже остаются здесь с ночевкой, так как одного дня недостаточно, чтобы осмотреть все местные достопримечательности. Удивительны и живописные виды с территории монастыря, а также его энергетика, которая позволяет забыть о житейской суете.

Так как в Давид Гареджа нет организованных точек питания, еду и воду нужно брать с собой.

Как добраться: из Тбилиси можно доехать на маршрутном такси до Гардабани или Рустави, а оттуда до Давидо-Гареджийского монастыря добраться на такси. Ближайший к монастырю населенный пункт — Сагареджо, поэтому такси можно брать и отсюда.

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/-rustavi/temples/17905

Как попасть в Давидо-Гареджийский монастырь в Грузии?

Монастырский комплекс Святого Давида Гареджа считается весьма почитаемым на территории Грузии. Его территория огромна и простирается на многие километры.

Он находится в юго-восточной части Грузии, практически на самой границе с государством Азербайджан, а некоторая часть этого комплекса даже располагает на спорных территориях между этими двумя странами.

Грузия постоянно предлагает сделать обмен территориями, но правительство Азербайджана регулярно отвергает все просьбы.

В монастырский комплекс Давида Гареджа входит достаточно большое количество очень древних монастырей, а некоторые из них датируются по времени постройки промежутком между VI и XIV столетиями.

Фактически Давидо-Гареджийский грузинский монастырский комплекс на Гареджийском кряже занимает в длину более 25 километров. Это огромное каменистое плато в практически совершенно пустынной местности.

Очевидно, что такое место было специально выбрано монахами для их подвижничества.

Особым почитанием в комплексе пользуется Лавра Святого Давида. По сути это кельи монахов, выдолбленные прямо в скале. С первого взгляда на эту плотную каменную породу можно только удивляться каких усилий стоил этот титанический труд первым обитателям монастыря. Кстати, с высоты птичьего полета можно разглядеть, что Лавра как бы образует в скалах огромный крест.

В храме Преображения Господня, который находится на территории Лавры, покоятся мощи самого основателя монастыря святого Давида Гареджийского.

Еще на территории монастыря можно увидеть единственный на всю округу источник, поскольку на многие километры вокруг вообще нигде нет никакой воды. Однако, древние монахи пользовались водой не только из этого источника.

При внимательном рассмотрении можно увидеть борозды в скалах. Во время дождя по ним стекала вода, которую монахи тщательно собирали в специальные резервуары.

Один из учеников святого Давида Гареджийского — тоже святой Додо также как и его учитель прославился многими деяниями. Например, он основал монастырь, получивший название Додос-Рка.

А другим последователем Святого Давида — Лукианом была основана обитель Натлисмцемели. Во время турецкого нашествия многие православные храмы были уничтожены, однако уже в период с XI по XII здесь были возведены монастыри Удабно, Чичхитури и Бертубани.

К сожалению, частично они располагаются на территории соседнего Азербайджана.

На сегодняшний день Давидо-Гаренджийский монастырский комплекс является действующей обителью, весьма почитаемой не только на территории Грузии, но и во всем православном мире. В его многочисленных храмах, ризницах и трапезных, а также в других постройках можно увидеть древние фрески с изображениями святого Георгия, царицы Тамары и сцен из Писания.

Монастырский комплекс располагается в 60 километрах от Тбилиси, сначала вам надо будет доехать до Рустави или же до Гардабани, а затем взять такси.

Источник: https://turtella.ru/Georgia/q7347.html

По Грузии на 2WD. Кахетия, Давидо-Гареджийский монастырь. — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

Вновь приветствую всех, кто читает мои отчеты! Друзья, спасибо за отзывы, благодарности и комментарии. Рискнув начать парой заметок (скорее, даже фоторепортажей), я не предполагал, что встречу столько положительной реакции.

На самом деле, грузинская тема достаточно подробно освещена на Драйве, в связи с чем я поначалу сомневался, стоит ли выкладывать свои отчеты. С другой стороны (максималистской точки зрения) — неизведанных маршрутов практически нет. Значит ли это, что только рассказы первооткрывателей имеют право на существование? Я думаю, нет.

Практика показывает, что у каждого свой опыт, и те, кто “примеряет” то или иное путешествие на себя, читают все отчеты по интересующей их теме.

Этим вступлением я хотел объяснить, почему возникла конкретно эта запись и несколько последующих в будущем. В поисковике Драйва даже это, не самое “раскрученное” направление присутствует во многих отчетах, но мой, похоже, будет самым свежим — он относится к августу 2017 года.

В последнее время в Грузии все быстро меняется, к счастью, в основном в лучшую сторону (дороги, инфраструктура).

А еще очень многие отправляются в Грузию на внедорожниках (и, разумеется, правильно делают!), я же, не имея в распоряжении автомобиля с полным приводом, тем не менее, попытался увидеть как можно больше — это также будет отражено в названии постов.

В отчетах я буду стараться не подменять собой Википедию. Долгие посты сложно читать, подробную информацию легко найти, поэтому — только выжимка из ценных путевых фактов и своих впечатлений. Вперед!

Что: Давидо-Гареджийский монастырь (Давид Гареджи, Лавра св. Давида).
Где: Грузия, регион Кахетия, на границе Грузии и Азербайджана
Что можно увидеть: комплекс древних монастырей, включая пещерный монастырь Удабно (от VI века и позже)
Как добраться: Из Тбилиси через Сагареджо либо Рустави.
Время в пути: 2,5 — 3 часа в одну сторону.

Полный размер

Гугл рисует дорогу через Рустави, но мы отправились через Сагареджо — так советовали и местные, и другие путешественники

Полный размер

Дорога будет разного качества. Последние 29 км (на 2017 год!) — неважный асфальт и грунтовка

Немалая часть достопримечательностей в Грузии относится к религиозным объектам — это древние христианские храмы и монастыри. Лавра святого Давида в данном контексте — не то место, где вам станет неловко за свой наряд: монастырская жизнь здесь не сравнима с привычными нам монастырями.

Туристы и паломники предоставлены здесь сами себе, а единственный представитель духовенства встретился только в лавке на входе, где продаются икону грузинских святых и о. чудо! — есть холодильник с водой. Вам вряд ли сделают замечание за ваш вид, но общие культурные нормы все же предполагают наличие брюк, а не шорт.

У меня для поездки по Грузии были коламбиевские походные брюки, которые превращались в шорты “легким движением руки”, как говорилось в известном советском фильме.

Полный размер

Стоянка для автомобилей (бесплатная). Пока что она выглядит так…

Важно: По приезду сводите экипаж в — пардон — WC (0,5 лари, 12,5 рублей), дабы на маршруте не осквернять землю монастыря. Купите и воды — она понадобится, если вы захотите пройти весь маршрут протяженностью около 3 км.

Полный размер

В вырубленных в скальных пещерах храмах царит прохлада и покой.

Полный размер

Лавра строилась на протяжении многих веков, часть построек — раннего периода, часть — более позднего

Полный размер

Сплетения ветвей этого куста напомнили терновый венец Спасителя

Полный размер

Сфотографировав со вспышкой черное отверстие пещеры, я потревожил кого-то из местных…

Полный размер

…пришлось извиниться за беспокойство.

Полный размер

Еще один местный обитатель. Жаль, в фокусе оказался не он, а я не удосужился проверить

К слову, в условиях горной пустыни при +34 градусах (в тени, а где здесь тень?) организм переходит в режим экономии ресурсов. Отчасти, наверное, поэтому и снимков вышло немного, пусть фотопрофи меня и не поймут.

Полный размер

На пути к горному гребню, где начнется самое интересное, нужно отдыхать. Внимательно следите за самочувствием!

Полный размер

Та же парковка, но уже часом позже.

Полный размер

Участок дороги от Сагареджо до Удабно.

Это будет полезно знать:— Дорога от Сагареджо протяженностью 29 км по состоянию на август 2017 года имела участки как с щебнем разной фракции, так и с асфальтом с выбоинами, как на фото.

На обычном легковом автомобиле ехать стоит, если вы твердо намерены попасть в Давид-Гареджа, располагаете терпением и навыками езды по плохой дороге;— На щебнистых участках есть риск как приложиться защитой, так и пробить радиатор камнем.

Для подвески это также не лучшее испытание;— Если у автомобиля полная загрузка, риск что-либо повредить также возрастает;

— Собираясь в эти пустынные места, запаситесь питьем. На тропе тени нет нигде, кроме пещер. Полный маршрут (в следующем посте) занимает не менее полутора часов — оцените свои силы. Вода продается в монастырской лавке в начале маршрута — в 2017 году 1 л стоил, вроде бы, 2 GEL (50 руб.).

Так или иначе, если вы все же добрались в Давидо-Гареджийский монастырь, приложите все усилия к тому, чтобы одолеть закольцованный маршрут по горной гряде полностью — это того стоит, о чем я обязательно расскажу в следующем посте.

Если вам понравился пост — вы можете поделиться им со своими подписчиками — ваше внимание мотивирует меня на продолжение;-)

Источник: https://www.drive2.ru/c/499326164397981911/

Ссылка на основную публикацию