Архитектура грузии

Архитектура Грузии: прикоснуться к прекрасному

На тему грузинской архитектуры создано сотни, даже тысячи альбомов. Ведь здесь на каждом шагу как не яркий памятник старины, то уникальный модерн, на который тоже нельзя насмотреться. Знакомое нам выражение «Восток и Запад вместе» в архитектуре Грузии действительно стало реальностью! Пятая статья спецпроекта IGotoWorld.com «Грузия для туриста» посвящена архитектуре Грузии.

Отправной точкой для понимания богатства и разнообразия грузинской архитектуры является 337 год. Тогда Сакартвело – Грузия – стала христианской страной. Тогда же начали строиться христианские храмы.

А значит, началось развитие грузинского зодчества как искусства.

В современной Грузии старинная восточная мудрость Кавказа гармонично сочетается с новейшими западными технологиями и достижениями: старину охраняют, современность развивают…

Грузинская архитектура: интересные наблюдения

Каждый регион Грузии отличается собственными архитектурными особенностями. Много старинных зданий можно найти по всей стране. А новый строительный бум больше характерен для Батуми и Тбилиси.

Здесь быстро строятся новые современные кварталы и отдельные новостройки, для которых характерны лучшие технологические достижения 21 века. Новая архитектура поражает масштабностью, дома строят высокими и объемными.

Большая часть из них – это престижные гостиницы.

Набережная Батуми.

Хотя, если вы сможете попасть в какое-то маленькое грузинское селение, то небольшие каменные домики местного населения будут выглядеть очень просто, если не убого.

Даже заборами никто ни от кого не защищается: здесь все свои, а гостя видно сразу и издалека.

Грузины много жертвуют на церковь, готовы отдать гостю последнюю рубашку и пристально относятся к качеству и количеству еды и вина – а вот в быту, в частности сельском и в горах, нередко довольствуются необходимым минимумом.

Туристическая сфера в Грузии начала активно развиваться во время президентства Михеила Саакашвили.

Государственные средства позволили реконструировать и обновить много фасадов зданий, что сразу положительно повлияло на привлекательность Грузии для путешественников. Города и селения отстраивали с фантастической скоростью.

Так, за каких-то два-три года появились новые отели, памятники, облагорожены и оснащены всем необходимым набережные.

Даже большинство государственных и муниципальных зданий крупных грузинских городов выглядит как нечто футуристическое. В человеческом воображении такие дома скорее напоминают космические корабли или орбитальные станции.

К тому же несколько лет назад появились полу- и полностью прозрачные стеклянные административные и другие провластные здания. Это, например, полицейский участок и Дом правосудия в Местии, Дом парламента в Кутаиси и здание прокуратуры в Тбилиси и тому подобное.

Прозрачность окон символическая, она олицетворяет прозрачность государственных и властных структур в Грузии.

Парк Рике. Концертный зал.

Один из самых интересных с архитектурной точки зрения городов – Батуми. Он не имеет единого архитектурного стиля, небоскребы-гостиницы на Черноморском побережье здесь мирно сосуществуют с маленькими одноэтажными домиками среди узеньких улиц, ведущих к железнодорожному депо.

Улица Мазниашвили, Батуми.

Как в Тбилиси и других грузинских городах, в Батуми большинство улиц в целом довольно узкие. Дома, хоть и построены в разных стилях, тесно жмутся друг к другу в центре города. Многоэтажки строятся уже на окраинах.

Батуми известен тем, что здесь словно сочетаются несколько стран одновременно. Например, в типичном турецком квартале можно оказаться за 200 м от итальянского.

Итальянский квартал очень напоминает площадь Сан-Марко с дворцом Дожей.

Итальянский квартал, Батуми.

А чуть дальше стоят привычные нам церковь и костел, типичные для архитектуры Центральной Европы. Батуми – портовый город, и сотни народов мира имели шанс оставить здесь свой след.

Уникальность грузинской старины

На старинных улочках грузинских центральных кварталов городов всегда удивительно уютно, немного тесно и очень красиво. Если же вы действительно любите почувствовать на себе тысячелетнюю историю, то прежде всего погрузитесь в сплетение улиц старого Тбилиси.

На них, как и прежде, стоят здания с потертыми каменными стенами. Гостей встречают резные двери в дома и дворы, словно порталы в прошлое, и невысокие нарядные здания. Кстати, о невысоких зданиях: одно из правил уважения к древности в Грузии заключается в том, что старую часть любого города запрещено застраивать высотками.

Поэтому даже в новых домах здесь максимум два-три этажа.

Тбилиси. Старый город ночью.

Среди самых интересных памятников старинной архитектуры – Вардзиа. Это пещерный комплекс 12 века, находящийся в районе Самцхе-Джавахети. Он сочетает пещерные церкви, часовни и монашеские кельи (монастырский комплекс), бани, трапезные и библиотеки.

Другая достопримечательность находится рядом с городом Гори. Это пещерный город Уплисцихе на берегу Мтквари, стремительной горной реки.

Название города переводится как «крепость Бога», а история этих пещер своими корнями уходят ко 2 веку до Рождества Христова!

Еще одна изюминка древней грузинской архитектуры – Сванские башни. Такую башню, призванную охранять от врагов, имеет едва ли не каждая семья в Сванетии. Другая архитектурная жемчужина прошлого, крепость Ананури (70 км от Тбилиси), хотя от нее сохранилась только цитадель, включена во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Крепость Ананури.

А оборонительное сооружение Хертвиси в Месхети до сих пор гордится не только цитаделью, но и нижней крепостью.

Древнейшими городами Грузии являются Мцхета (первая столица) и Тбилиси (столица с 6 в.), а также Уджарма, вторая резиденция грузинских царей. Когда-то их окружали стены с башнями. Также эти города отличались акрополями, то есть отдельно укрепленными верхними городами с царской резиденцией. Руины старинных фортификационных сооружений лучше всего презентует город-крепость Уджарма.

Немного из истории архитектуры

Чтобы основные периоды в истории грузинской архитектуры стали понятнее, попробуем очертить их следующим образом…

  • Раннехристианская эпоха и первый период архитектурного расцвета (4–1 пол. 7 в.). Значительное место здесь занимает Болнисский Сион (478–493 гг.). Он был сильно разрушен, а восстановлен по приказу царицы Мариам Дадиани, которая в 17 веке, построила много храмов Грузии. В 6 веке в Грузию прибывают ассирийские монахи, что провоцирует активное развитие купольных храмов и постепенную перестройку монастырских комплексов. Позже Стефанос ІІ приказывает построить над городом Мцхета «Джвари» – Большой храм Креста (604 г.). В том же 7 веке армянский зодчий Тодос строит неподалеку Атенский Сион.
  • Арабский период и начало нового расцвета (2 пол. 7–10 в.). В то переходное время существенно развивается только строительство монастырей и храмов. Одним из уникальных сооружений этого периода является церковь Квела-Цминда (Кахети). Другая неординарная святыня 8 веке – единственная в Грузии двухкупольная Успенская церковь Гурджаани в Алазанской долине. Постепенно заканчивается период многоапсидних храмов (церковь Кацхи в Имерти). Их заменят удлиненные храмы прямоугольных очертаний. Пример сочетания этих стилей – храм в Кумурдо, построенный зодчим Сакоцари в 964 году.
  • Объединение Грузии, «Золотой век» (1 пол. 11 – нач. 13 в.). В 11 веке по приказу Баграта III в Кутаиси строится храм, известный сейчас как храм Баграта. В 1010 году выдающийся грузинский зодчий Арсукисдзе возводит на месте первой христианской святыни Грузии в Мцхете храм Светицховели («животворящий столп»). Впоследствии предстает храм в Алаверди, который отмечен самым грандиозным интерьером в Грузии. «Золотой» 12 век оставил по себе воспоминание в виде Гелатского монастыря возле Кутаиси (дело царя Давида Строителя) и скального монастыря и дворца в Вардзиа (построенный царицей Тамар).

Храм Светицховели.

  • Монгольская эпоха и восстановление после разрушений, последний период древнегрузинской архитектуры (2 пол. 13–17 в.). Тогда возникла церковь Метехи в Тбилиси, много раз разрушенная и отстроенная царем Деметре II. Также с этого периода дошла до нас интересная церковь Саввы Сафарского монастыря близ Ахалцихе. В 16 веке была возведена кирпичная колокольня древнего Ниноцминдского собора (6 в.), служившая и в качестве крепости, и начато строительство масштабного архитектурного ансамбля в Ананури.

Крепость Ананури.

  • Грузия в составе Российской империи и последующая советская оккупация (18–20 вв.). Привычный тогда классицизм был ярко выражен в архитектуре Дворца российского генерал-губернатора на проспекте Руставели в Тбилиси. В свою очередь, историзм и модерн соединил известный мастер А. Шретер в здании оперного театра (1896 г.), спроектировав его в мавританском стиле. Симон Клдиашвили построил грузинскую гимназию (1906 г.). Советский период отмечен произведением архитектора А. Щусева – дом тогдашнего Института Маркса – Энгельса – Ленина (ИМЭЛ, 1938 г.) на проспекте Руставели в Тбилиси. Известным советским архитектором является и Михаил Шавишвили. Он проектировал физико-химический корпус Тбилисского университета и столичный Завод шампанских вин.

Дворец российского генерал-губернатора на проспекте Руставели в Тбилиси.

  • Новейшее развитие (21 ст.). Кроме грузинских архитекторов, к проектированию новых сооружений присоединились мировые зодчие. В частности испанский архитектор Альберто Доминго Кабо, который спроектировал здание парламента в Кутаиси, стеклянное здание МВД и тому подобное.

Верхняя станция фуникулера в Батуми.

Самые известные достопримечательности Грузии

Среди архитектуры Тбилиси прежде всего внимание привлекает Старый город, он находится у подножия святой для грузин горы – Мтацминды.

Также архитектурно-историческую ценность имеют Тбилисские лечебные сернистые бани на улице Гришашвили. Они построены в персидском стиле. Древнейшая из бань, Ираклиевская, датируется 16 веком.

А самая красивая из этих бань, Орбелианская, еще носит название «голубая».

Тбилисские лечебные сернистые бани на улице Гришашвили.

Отдельно стоит сказать о крепости Нарикала и архитектурном ансамбле проспекта Шота Руставели, центральной улице столицы Грузии. А среди современных памятников Тбилиси можно отметить пешеходный мост через реку Кура – мост Мира. Особенно фантастически мост выглядит ночью, когда его освещают целых 30 тыс. лампочек.

Мост Мира.

В Батуми также множество архитектурных памятников – зданий, площадей, памятников. Старинные или новые, но все они красивые и монументальные. В частности в Батуми обязательно нужно посетить обновленную набережную с Парком чудес.

Также среди новых достопримечательностей – оригинальная Башня грамотности. Ее еще называют ДНК письменности, ведь это символ самобытности грузинского языка. Среди романтических достопримечательностей Батуми – поющий фонтан.

Ночью он выглядит вообще великолепно.

Поющий фонтан в Батуми.

Но это не единственное романтическое место в городе. Романтическая современная достопримечательность не только Батуми, но и всей Грузии – динамическая скульптурная композиция «Али и Нино».

Композиция «Али и Нино», Батуми.

Конечно, в Грузии есть множество других выдающихся архитектурных достопримечательностей не только общенационального, но и мирового уровня. В частности городские стены Сигнахи, анакопийская крепость в Новом Афоне… Кроме того, это царская крепость Греми в Кахетии, дворец Дадиани в Зугдиди. Также нельзя забыть о городе-крепости Нокалакеви, связанном с легендой об аргонавтах.

Городские стены Сигнахи.

Сакральная архитектура Грузии

О сакральных грузинских архитектурных памятниках надо говорить отдельно. Ведь именно с них когда-то началась новая эпоха в архитектуре Грузии, которая с течением времени привела страну в т. н. Золотой век. Тогда возникали новые церкви и сакральные сооружения, среди них – много монастырей.

Древнейшая сохранившаяся христианская святыня Тбилиси – византийский храм Анчисхати, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Он датируется 6 веком. Сейчас святыня принадлежит православной церкви. А в области Квемо-Карли находится самая древняя базилика (493 г.) – Болнисский Сион.

Этот храм единственный сохранившийся полностью с таких давних времен. Хотя в монастыре Некреси есть еще одна древняя церковь. Относительно нее существуют споры: есть версии, что это здание может датироваться 4 веком. Спорят и о дате строительства (тоже 4 век?) небольшой часовни Зегаани в Гурджаани.

5 столетие вполне вероятно представлено и храмом в селе Самтависи. Предположительная дата строительства – 472 год. Но от святыни остались разве что отдельные фрагменты, которые находятся под действующим самтависским собором.

Другой сакральный памятник, который также может датироваться 5 веком, – базилика в монастыре Старая Шуамта. В 5 веке был построен и крупнейший храм Тбилиси – Метехи. Конечно, позже его много раз восстанавливали и перестраивали.

Среди более поздних сакральных памятников – уникальная базилика Квелацминда (Гурджаани, 8 в.), трехнефный храм в Ошки (960 г.), храм Самтависи (Картли, 1030 г.), а также полуразрушенный храм Баграта и храм Гелати в Кутаиси (1003 г.) и др. Две последние святыни – Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Читайте также:  Цыпленок табака: классический грузинский рецепт

Храм Джвари в Мцхете.

Храм Джвари в Мцхете – еще одна святыня, которая занимает видное место среди величайших памятников грузинской архитектуры. А главный храм Грузии – кафедральный собор Светицховели (1029 г.), окруженный крепостными стенами. Исторически он стал и усыпальницей – то есть местом захоронения грузинских царей.

Собор Светицховели.

Интересные факты о Грузии и ее архитектуре

  • Покровитель Грузии – св. Георгий (Юрий) Победоносец, Гиоргоба. Во всей стране более 350 святынь носят его имя! А крупнейшей покровительницей края является Пресвятая Богородица, ее имя также носят множество храмов и монастырей.
  • Высота Башни грузинского алфавита в Батуми – 130 метров. На ней можно увидеть все 33 буквы грузинского алфавита. На верхушке ДНК письменности открыт ресторан, который еще и вращается, делая полный круг за час.

Башня грузинского алфавита в Батуми.

  • Город Мцхету называют вторым Иерусалимом. Это святое место для каждого грузина и колыбель грузинской государственности. Здесь находится большое количество сакральных памятников Грузии.
  • Кутаиси – город мостов и древняя столица двух царств, Колхидского и Имеретинского. Кроме рукотворных, есть здесь и нерукотворные «архитектурные» памятники – невероятные карстовые пещеры в Сатаплиа, спрятанном в горах природном заповеднике. Здесь сохранились даже следы динозавров!
  • Самое высокое здание Грузии и всего Кавказа – Батумский технологический университет. Здание украшает колесо обозрения. Это грузино-американский проект высотой около 200 м, а колесо обозрения находится где-то на отметке 100 м.
  • Спецпроект «Грузия для туриста»

Источник: https://ge.igotoworld.com/ru/article/859_arhitektura-gruzii.htm

Грузия – новая архитектура

Современная архитектурная мысль сегодня реализуется в виде новых проектов, разбросанных по всем уголкам мира, благодаря чему облик целых стран изменяется в лучшую сторону. Значительный прогресс в этой сфере коснулся и Грузии: здешние достижения последних лет прокомментировали участники международного форума, прошедшего 13 июня в Киеве и посвященного инновационной архитектуре.

Одним из наиболее интересных выступлений стал доклад Габриэлы фон Габсбург – немецкого скульптора, художника и дипломата.

Сейчас Габриэла занимает должности старшего научного сотрудника Грузинского института стратегических исследований и профессора Национальной Академии искусств Грузии, а с 2010 по 201З гг. была послом Республики Грузия в Германии.

Монументы и скульптуры Габриэлы фон Габсбург украшают города многих стран мира, – в том числе и Украины.

Выступление Габриэлы было посвящено стремлению Грузии к возрождению, несмотря на сложную политическую ситуацию в прошлом. По мнению скульптора, политический строй страны всегда накладывает свой отпечаток на архитектуру.

И сейчас, в процессе интенсивного развития Грузии после событий 199З года, Габриэла фон Габсбург отмечает очевидные и масштабные изменения в лучшую сторону – как внутри страны, так и снаружи.

Например, изменение дизайна зданий государственных учреждений происходит параллельно с изменениями самой системы функционирования госслужб в Грузии – остались позади многочасовые очереди, неприветливость чиновников и прочие издержки тоталитарной системы.

Здание парламента. Источник.

 

Остановка-привал на шоссе вблизи г. Гори. By Jurgen Mayer H. Источник.

Океанариум в г. Батуми, строится. By Henning Larsen Architects

Таможенный терминал в г. Сарпи. By Jurgen Mayer H. Источник.

Таможенный терминал в г. Сарпи. By Jurgen Mayer H. Источник.

Грузинский парламент сменил дислокацию и переселился из Тбилиси в Кутаиси, в новое здание с современной архитектурой – огромную стеклянную полусферу, внешний вид которой не вызывает никаких ассоциаций с бюрократией и недоступностью властей, в отличие от проектов старого образца.

Габриэла упоминает и другое правительственное здание в Кутаиси – Дом Правительства, – также демонстрирующее реализацию самых современных архитектурных решений мирового стандарта.

Напротив Дворца Президента установлена скульптура авторства Габриэлы фон Габсбург, олицетворяющая три ветви власти – три независимые формы, тем не менее, взаимодействующие между собой.

Скульптор отмечает, что Михаилу Саакашвили, Президенту Грузии, по праву было присуждено звание Мецената года по версии архитектурной сети Architizer – ведь лицо страны изменилось именно благодаря энтузиазму главы государства и его готовности к обновлениям. За последние годы по всей территории Грузии было построено множество новых впечатляющих зданий, причем основная их часть является не частными объектами, а достоянием общественности.

Главный офис “Банка Грузии”. Источник.
PIXEL 34 TRADE CENTRE, © Wandel Hoefer Lorch Architekten, TBILISI, 2008. Источник.

ROOMS HOTEL KAZBEGI , STEPANCMINDA, 2012. Источник.

Еще одним ярким примером обновления «лица» страны стало созданное в начале 201З года грузинскими архитекторами здание Центрального Банка – объект, впечатляющий своим стилем, нехарактерным для государственных зданий постсоветского пространства.

Также невозможно не упомнить и о новом аэропорте Местиа – красивейшем здании, в уникальной архитектуре которого создатели воплотили в жизнь свои смелые творческие идеи.

Аэропорт имени царицы Тамары. Источник.

Габриэла фон Габсбург искренне восхищается общей архитектурной атмосферой обновленной Грузии, отмечая при этом, что при проектировании всех «новорожденных» зданий не были забыты исконные традиции и история страны.

Также с увлекательным докладом об архитектуре Грузии выступил Майкл Типпин, генеральный директор и основатель международной девелоперской компании Tiррin Соrporаtiоn. Майкл видит в Грузии своего рода образец для архитектурного и дизайнерского обновления Украины, называя нашу страну таким же «чистым листом», каким когда-то была Грузия.

Украина и Грузия имеют много общего, говорит Майкл, и поэтому украинский «Ренессанс» вполне может быть осуществлен по уже проверенной грузинской модели. В Украине за последнее десятилетие было построено и восстановлено множество зданий – их общее количество превышает объемы строительства и реконструкции всего предыдущего столетия.

Дом правосудия в Местии (Сванетия). Источник.

Современный фон для исконной грузинской архитектуры был создан в результате совместной работы архитекторов, дизайнеров и финансистов со всего мира.

Результатом этой работы стал инновационный современный дизайн новых объектов, органично оттеняющий традиционные архитектурные памятники страны.

Постсоветская республика обрела принципиально новый облик, способствующий формированию нового взгляда на Грузию как изнутри, среди ее граждан, так и извне – со стороны иностранных государств.

       Пешеходный мост Мира через Мтквари в Тбилиси. Источник.
Пешеходный мост Мира через Мтквари в Тбилиси. Источник.

Пешеходный мост Мира через Мтквари в Тбилиси. Источник.

Нетрадиционный подход к строительству позволил раскрыть внутренний потенциал страны и продемонстрировать ключевые ценности ее политики – полезность, мобильность и прозрачность.

Причем, говоря о прозрачности, Майкл Типпин подразумевает прозрачность во всех смыслах – ведь многие новые здания Грузии, в которых разместились государственные учреждения, построены с использованием стеклянных конструкций, что позволяет людям видеть происходящее внутри.

Например, здание грузинского Министерства внутренних дел своим дизайном сломало устаревшее восприятие МВД как строго секретной службы, поскольку теперь оно просматривается насквозь.

Здание МВД. Источник.

PUBLIC SERVICE HALL, © AG&P, KVARELI, 2012. Источник.

PUBLIC SERVICE HALL, © AG&P, AKHALTSIKHE, 2012. Источник.

Архитектура способна влиять на людей, на их эмоции, – говорит Майкл. Поэтому на архитекторов и дизайнеров ложится большая ответственность, ведь их творения призваны вызывать у людей определенные чувства. Эксперт уверен, что главнейшей задачей современных украинских архитекторов является работа с формированием эмоционального фона жителей городов, в которых ведется строительство.

АЗС + МакДональдс. Источник.АЗС + МакДональдс. Источник.

Он отмечает, что сейчас, прилетая в Тбилиси, люди сразу же замечают, сколько здесь появилось новых необычных зданий, – и это поражает их, поскольку они не ожидают такого размаха.

Но при этом историческое архитектурное наследие Грузии было сохранено, и теперь старинные постройки гармонично соседствуют с современными гигантами из стекла и металла.

По мнению Майкла Типпина, Украина сейчас, как и Грузия когда-то, нуждается в активном меценате, который мог бы возглавить «архитектурную революцию». Все составляющие успеха у Украины имеются, а для реализации новых идей и обновления облика страны нужна лишь воля ведущего и его открытость современным тенденциям архитектуры.

* * *

С буквально астрономическими масштабами, которых можно достичь, используя архитектурные инновации, портал недвижимости Stopmakler предлагает ознакомиться на примере Дубая – «города будущего» – настоящего бриллианта Арабских Эмиратов.

Источник: http://stopmakler.com/articles/gruziya-novaya-arhitektura-218.html

Архитектура Грузии

Архитектура Грузии относится к стилям архитектуры, найденным в Грузии.

На грузинскую архитектуру влияет ряд архитектурных стилей, в том числе несколько для замков, башен, укреплений и церквей. Крепости Верхнего Сванети и город замка Шатили в Хевсурети являются одними из лучших образцов средневековых грузинских замков.

Грузинские средневековые церкви имеют особый характер, хотя и связаны с армянской и византийской архитектурой, обычно сочетая конический купол, возвышающийся высоко на барабане над прямоугольной или крестообразной нижней структурой.

Часто известный как «грузинский крестообразный стиль», этот стиль архитектуры развивался в Грузии в IX веке. До этого большинство грузинских церквей были базилики.

Одна отличительная черта грузинской церковной архитектуры, которую можно отнести к особому акценту на индивидуализм в грузинской культуре, отражается на распределении пространства внутри церквей.

Другие примеры грузинской церковной архитектуры можно найти за рубежом, в Болгарии (Бачковский монастырь, построенный в 1083 году грузинским военачальником Григорием Бакуриани), в Греции (монастырь Ивер, построенный грузинами в 10 веке) и в Иерусалиме (Монастырь Креста, построенный Грузины в 9 веке).

Другие архитектурные стили в Грузии включают проспект Руставели в Тбилиси и район старого города.

Ранний христианский день
Были сформированы основные архитектурные и городские принципы грузинской архитектуры, а также планировочные и пространственные типы зданий и сооружений.

Самые старые города Грузии – первая столица Мцхета, Тбилиси, ставшая столицей VI века, а Уярм, как вторая королевская резиденция, окруженная стенами с башнями, имела изолированный акрополь – отдельный укрепленный верхний город с резиденцией линейка. Лучшие сохранившиеся руины укреплений времен Уярм – на активном рельефе.

Самые старые христианские церкви в Грузии – триновые базилики с открытыми галереями для общественности (базилика Сиони в Болниси 478-493).

Характерный раннесредневековый монастырь Зедазени высоко в горах с архаичной трехлетней базиликой IV века (без галерей, без декора). Развитие этого типа – это купольные базилики, в которых безрезультатные упругие дуги полагаются на внутренних христов с точки зрения пилонов (Church in Crom 626-634).

Появление храмов тетракрехского типа. В V и VI на христианском Востоке, в пределах Восточной Римской империи великого развития, строительство крестовых куполов из кирпича – баптистерий. Именно здесь впервые возникла классическая тетраконковая композиция, которая уже была в VI.

дал такие грандиозные здания, как тетранхоны в Босре 513 и в Апамее на Оронте в середине VI века. Эти здания в северной Сирии на протяжении веков могли быть повторены армянскими архитекторами в храме Звартноц в Эчмиадзине 641-661.

Согласно этой модели, на Кавказе было построено еще несколько зданий, в частности церковь середины VII века. в деревне Бана в Грузии.

Читайте также:  Аджика с хреном на зиму

Эти колоссальные тетрагонажи под открытым небом с окольным эффектом на развитие архитектуры всего Средиземноморья – от Константинополя до Ломбардии. Однако тип высоты ажурных (высота около 38 м от зенита купола) тетрагональи с окольным поворотом оказался архитектурно-конструктивной системой, слишком сложной в тектонических терминах и статически небезопасной.

По мнению архитектора-инженера О. Кузнецова, эта конструктивная задача «не была тектонически разрешена, и такое решение логически невозможно». Поэтому не случайно большинство таких структур исчезло в древние времена, главным образом из-за землетрясений. Итак, храм Баны теперь находится в руинах. Развитие и трансформация тетраконического типа – это тип храма Джвари.

В тот же день был сформирован классический тип крестцового однодольного храма – Самцевы Росси VII века.

Одним из старейших сакральных комплексов в Грузии является монастырь Шиомквим в горах близ Мцхеты: доисторические пещеры, купольный храм 560-х годов, церковь зала XII-XVII веков, трапезная XIV века.

Арабская эпоха и раннее средневековье
К эре арабского господства и раннего средневековья относятся:

двухэтажная базилика Кель’акминда в Гурджане VIII-IX вв .; трехгодичный, с развитым трансептом, храмом с несколькими монастырями в Оше 960; Храм Самтависи в Картли, 1030; Храм Баграта в Кьятии в 1003 году (разрушенный турками и в конце семнадцатого века, сохранился в руинах).

В общем, доминирование храмов перекрестного типа характерно для этого возраста.

Золотой средневековый
XII-XIII дал выдающиеся монастырские комплексы за пределами Мцхеты: монастырь Гелати с главным храмом 1106; Монастырь Бетани, конец XII – начало XIII века: храмовый храм вертикальных вытянутых пропорций с изображением фрески Царицы Тамары в интерьере. Этот храм является основой царя Давида Строителя и царицы Тамары.

Двумя основными центрами развития грузинской архитектуры являются Мцхета и Тбилиси.

Мцхета расположена у слияния двух главных рек Грузии – Куры и Арагви. Над городом, в долине и по всему ландшафту доминировал храм Джвари на высокой горе (переведенный крест), 587-604. Этот храм (восьмиугольный купол основан на 8 столбах) типа «вписанной тетраконхи» – одного из самых выдающихся памятников грузинской архитектуры.

Рядом с Мцхета находится кирпичная крепость Бебриса-Цика VIII-XVIII веков, которая контролировала большой путь через Кавказский хребет.

Главный храм Грузии – собор Свет-Цховели 1010-1029-х годов, построенный архитектором Аркускидзе. Пошел в XIV веке, перестроен в начале XV века. В XIX веке разрушены внешние галереи на продольных фасадах, что привело к сложным особенностям купольной базилики. Место захоронения грузинских царей. Окруженный укрепленными стенами с башнями (ХVІ-ХVІІ вв.).

Недалеко от комплекса Свет-Цховели находится более масштабный комплекс Царского храма Самтавро XI века: церковь с крестовинами, двухъярусная колокольня и небольшая часовня, миниатюризация которых подчеркивает монументальность храма ,

Тбилиси Город стал столицей царя Вахтанга Горгасалу. Ложится в долине реки Куры на обоих берегах, зажатой по обеим сторонам высоких склонов горного плато. Город линейного типа, развитый вдоль реки. Нари-Кала доминирует над городом (старой крепостью) IV-XVIII веков. Он имеет цитадель, нерегулярный (ландшафтный) план, двойные стены, камень и кирпичную кладку, пластиковые формы башни.

Храм Метехи – самый известный в городе, построенный в V веке. В 1278-1289 годах он восстановился после разрушения монголо-татарского в XVIII веке. была выполнена реконструкция купола. Следовательно, храм теперь имеет форму крестообразной, тройной формы, с одной катушкой. Рядом с храмом находится памятник царю Вахтангу Горгасалу, который переместил столицу из Мцхеты здесь.

Собор Сион VI века изначально был базиликой без купола. Позднее реорганизации превратили храм в распятие; в 1710 году – фасад был облицован новым камнем. Колокольня 1425, перестроенная в XVIII веке. Вторая колокольня – 1812 (стилистика русского классицизма).

Другие архитектурные памятники Тбилиси: стиль классицизма представлен дворцом генерал-губернатора России на проспекте Руставели в середине XIX века .

; историзм и модернизм представлены зданием оперного театра в 1896 году, спроектированным известным архитектором А. Шретером в мавританском стиле. Немного стилизованный в старых грузинских традициях, в церкви конца XIX века.

является доминирующей Мтацминда – пантеон выдающихся грузин в верховьях горы над Тбилиси. Он содержит могилы И. Чавчавадзе, Ладо Гудиашвили и других.

Архитектура советской оккупации
Архитектура во времена большевистского господства представляет шедевр архитектора О. Щусева – здание Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ) на проспекте Руставели, 1938 год.

Последняя треть XX века. (1970-е – до 1990 года) в грузинской архитектуре повлиял на чрезвычайно высокий уровень архитектурного творчества, включая восстановление архитектурных памятников и реконструкцию исторических зданий, особенно в центре Тбилиси.

Гражданская архитектура
На грузинскую гражданскую архитектуру влияют многочисленные архитектурные стили, в том числе замки, башни, укрепления и гражданские здания. Укрепления Верхней Сванетии и замкового города Шатили в Евсурети являются одними из лучших образцов средневековых грузинских замков.

Уже в девятнадцатом и двадцатом веках грузинская архитектура находилась под влиянием иностранных течений, но придавала им характерный штрих, как и неоклассицизм и модерн.

Другие архитектурные стили в Грузии включают стиль Османна в проспекте Руставели в Тбилиси, район Старого Тбилиси и местную архитектуру на грузинских деревянных балконах.

Популярная архитектура
На грузинскую архитектуру влияют многие архитектурные стили, в том числе несколько для замков, башен, укреплений и церквей. Укрепления Верхнего Сванети и замкового города Чатили в Хевсурети являются одними из лучших образцов средневековых грузинских замков.

Военная архитектура крепости

Сванетинская башня, или башня Сване

Религиозная архитектура
Грузинское церковное искусство представляет собой один из самых увлекательных аспектов грузинской христианской архитектуры, сочетающий классический стиль купола с оригинальным стилем базилики.

Этот стиль архитектуры также известен как «крест-куполообразный грузинский стиль», разработанный в Грузии в IX веке. До этого большинство грузинских церквей были базилики.

Важной особенностью грузинской церковной архитектуры, которая восходит к важности индивидуализма в грузинской культуре, является распределение пространства внутри церквей.

Другие примеры грузинской церковной архитектуры можно найти за рубежом: в Болгарии (Бачковский монастырь, построенный в 1083 году грузинским генералом Григорием Бакуриани), в Греции (Иверский монастырь, построенный в 10 веке грузинами) и Иерусалиме (монастырь креста построенный в 9 веке).

Список соборов Грузии Предварительный список ЮНЕСКО 1 Собор Алаверди (24 октября 2007 г.) Ананури (24 октября 2007 г.) Колхидские болота и леса (24 октября 2007 г.) Монастыри Давида Гареджи и Эрмитаж (24 октября 2007 г.) Археологический объект Дманиси Хоминид (24 октября 2007 г.

) Церковь Архангелов Грэма и Королевская башня (24 октября 2007 г.) Церковь Кветера (24 октября 2007 г.) Мта-Тушети (24 октября 2007 г.) Собор Никортсминда (24 октября 2007 г.) Собор Самтавизи (24 октября 2007 г.) Шатили (24 октября 2007 г.) Тбилисский исторический район (24 октября 2007 г.

) Пещера Уплисцихе (24 октября 2007 г.) Вани (24 октября 2007 г.)

Вардзия-Хертвизи (24 октября 2007 г.).

Архитектура и градостроительство
Другие архитектурные стили Грузии включают проспект Хаусмана Руставели в Тбилиси и район Старого Тбилиси.

Источник: https://hisour.com/ru/architecture-of-georgia-31196/

Древнее и средневековое искусство Грузии

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура древних народовОпубликовано 24.02.2016 19:28Просмотров: 1898

История Грузии начинается с раннего (нижнего) палеолита. Грузинское искусство прошло долгий и сложный путь развития. 

Ранний (нижний) палеолит охватывает большой период времени: около 2,6 млн лет назад – 100 тыс. лет назад). Грузия считается местом зарождения металлургии. На её территории обнаружены древнейшие памятники человеческой цивилизации.
Первым в истории Грузии союзом племён, а позднее государством стало Диаоха, упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э. 

Диаоха (Диаохи) – древний регион на юго-западе Закавказья, граничивший с южными границами Колхиды и северо-западными границами Урарту. Диаоха была объектом экспансии царей Урарту. В ходе военного похода область была присоединена к Урарту. В VIII в. до н. э.

северные земли Диаохи предположительно вошли в состав Колхиды.
Грузия долгое время находилась под властью завоевателей, поэтому её искусство формировалась под влиянием различных культур: эллинистической, римской, персидской, иранской.

Но грузины смогли сохранить в искусстве свою самобытность.

Архитектура

Монументальная грузинская архитектура (а это в основном было храмовое строительство) развилась в средние века, когда начала развиваться государственность и распространяться христианство. В V-VI вв. наиболее распространённым типом грузинских храмов была базилика.
Сохранилось несколько ранних грузинских базилик: Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская.

Базилика АнчисхатиАнчисхати – церковь Рождества Девы Марии, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Она датируется VI в.Согласно старинным грузинским летописям, церковь построена царём Иберии Дачи Уджармели примерно в 522-534 гг.

Церковь получила и второе название – Анчисхати (то есть, Анчийская икона) в 1675 г. в честь перенесённой из Анчийского кафедрального собора иконы Спасителя.Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV-го по XVII-й вв.

из-за войн Грузии с персами и турками.

Анчисхати — трёхнефная (неф – вытянутое помещение) базилика (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов) с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции.

 Апсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ. Первоначально  базилика была построена из блоков жёлтого туфа, но во время реставрации 1958- 1964 гг. использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши  дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX в., кроме  запрестольного образа, в 1683 г.

Другая известная грузинская древняя базилика – Болнисский Сион, постройка которого длилась с 478 по 493 г., это самая старая и хорошо сохранившаяся базилика.

Болнисский Сион
В конце VI и в VII вв. базилики заменяются различными типами центрических зданий. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в Дзвели-Гавази в Кахетии (VI в.), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI в.) и др.

В 590-604 гг. был построен храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари). Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Джвари – один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.В зависимости от климата в каждом регионе были свои особенности строительства домов и целых поселений.

В восточной части страны преобладали большие селения, разделенные на кварталы с тесно примыкающими друг к другу домами. Их возводили в основном из камня.В западной Грузии села имеют свободную планировку и тянутся иногда на много километров. Жилища здесь строили из досок или бревен.

Визитная карточка грузинской архитектуры – деревянные балконы, которые часто объединяют весь этаж.

Грузинская архитектура является одним из самых удачных примеров гармоничного сочетания рельефа местности и жилого пространства. Например, холмистый Тбилиси прославился своими домами «на террасах», когда плоская крыша первого этажа служит двором для второго.

Читайте также:  Жинвальское водохранилище в грузии

Башни в Сванетии

Знаменитая Сванетия расположена в высокогорном районе Грузии. Сванетия на весь мир известна своими уникальными жилыми башнями. Архитектура этих жилищ, сооруженных в XII-XIII вв. во времена царствования царицы Тамары, служила, прежде всего, целям защиты.

Крепкие стены, достигающие 25 м в высоту – свидетельство былых войн и кровной вражды.
На первом этаже содержался скот и хранилось зерно, на втором жили домочадцы, а третий обычно служил оборонительным целям.

Башня нередко была связана переходом с большим каменным домом, в котором вместо окон также были щели-бойницы.

Строить жилище семье помогал весь род, а иногда и целое селение.
Поскольку в горах рельеф сложный, здания строились на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечными, окруженными оградой из веток, кирпича или валунов.

Такие живописные усадьбы до сих пор придают особое очарование грузинскому высокогорью и становятся местом паломничества туристов. Именно на территории Сванетии находится самый высокогорный населенный пункт в Европе (2300 м).

Монументальная живопись

Памятники монументальной живописи Грузии, относящиеся к самому началу средневековой эпохи, до нас не дошли. Здесь, как и в Сирии, в то время господствовало монофизитское учение христианства, не допускавшее в храмах изображений святых.
Но с конца VI в.

установились более тесные связи Грузии с Византией, откуда и были позаимствованы различные приемы украшения храмовых интерьеров (мозаика, фресковые росписи, иконы). Фрагменты мозаики сохранились в абсиде малой церкви мцхетского Джвари (VII в.

); обнаружены мозаики и в развалинах древней постройки в Пицунде (Абхазия).

Во второй половине VII в. Грузию завоевали арабы. Усиливалось дробление страны на ряд боровшихся между собой небольших экономически и политически непрочных феодальных княжеств. Памятники, относящиеся ко второй половине VII в. и к началу VIII в., неизвестны.

Вероятно, новые сооружения в те годы почти не воздвигались.
С ослаблением власти арабского халифата на территории Грузии возникли на востоке Кахетинское княжество, на юге – княжество Тао-Кларджети, на западе – Абхазское царство.

Возникли условия для нового подъема культурной жизни. В Кахетии в VIII и IX вв. появились оригинальные сооружения: Гурджаанская двухкупольная базилика, Вачнадзианская Квелацминда. К этому периоду относят и фресковую роспись в апсиде небольшой купольной церкви св.

Додо (VIII-IX вв.) в пещерном монастыре Давид-Гареджа.

Фреска Собора Светицховели в Мцхета
Собор строился в XI в. Автор фрески неизвестен

Ангел. Фрагмент фрески «Благовещение» храма в Атени. Начало X в. или 2-я половина XI в.

Средневековое искусство

Архитектура

Средневековое искусство Грузии достигло своего расцвета в XI-XIII вв.
Для культуры того времени характерно уменьшение роли церкви и родовой феодальной знати, светское направление быстро проникало в философию, науку, искусство и литературу. Крупными культурными центрами были и некоторые монастыри, в том числе Гелатский, расположенный неподалеку от Кутаиси.

Гелатский монастырь

Архангел Михаил. Фрагмент мозаики в алтарной апсиде собора Гелатского монастыря (1125-1130)Искусство XI-XIII вв. отражает новые идейные задачи – сплочения сил страны и укрепления государства.

Все большее место занимает обращение к духовному миру человека.

В монументальном зодчестве – тенденция к созданию величественных образов, вытянутых вверх пропорций, богатая орнаментация зданий снаружи и внутри.

В XI в. окончательно определился и стал широко применяться тип центральнокупольного храма в виде удлиненной с запада на восток четырехугольной постройки, имеющей приподнятую среднюю часть, крестообразную в плане (храм Баграта в Кутаиси (1003), мцхетский Свети-Цховели (1010-1029, архитектор Арсукисдзе) и Алавердский кафедральный собор в Кахети (первая половина XI в.).

Храм Багра́та – храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 г.

https://www.youtube.com/watch?v=LySxLdDR-iQ

Это был принципиально новый вариант в истории закавказского зодчества, он был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. Здесь был коронован Давид IV Строитель.Во время нападения турок в 1691 г.

взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 г. артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта.

В 1994 г. храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов всемирного наследия, в 2001 г. передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения.

В 2012 г. храм полностью восстановлен.

Лучше сохранился мцхетский храм Свети-Цховели (Животворящего столба).
Характерным примером украшения фасада может служить храм Самтависи (1030).

Храм Самтависи
Поверхность фасада членят декоративные колонки и арки, ритмически повторяющие ступенчатую композицию архитектурных масс.

Барельеф грифона на восточном фасаде храма Самтависи 

Рельефные детали, образующие единый декоративный узор, имеют характер скульптурных украшений, покрытых тонким резным орнаментом, и четко выделяются на поверхности стены.

Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVI в.Это царская крепость в грузинской исторической области Кахетия. Крепость с церковью Архангелов – всё, что осталось от некогда процветающего города Греми. Греми был столицей Кахетинского царства в XVI-XVII вв.

Архитектурный комплекс расположен в 175 км к востоку от Тбилиси.

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила в крепости Греми

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила в крепости Греми, роспись интерьера

Никорцминда
Никорцми́нда – собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Собор был сооружен в 1010-1014 гг., во время царствования Баграта III. Отремонтирован в 1534 г. царём Багратом III из Имерети. Трёхэтажная колокольня рядом с собором была построена во второй половине XIX в. Внутри собора росписи, датированные XVI-XVII вв.

Наружный рельеф собора

Собор в Никорцминда XVI-XVII вв. Роспись купола и барабанаНа фасадах храма богатейшая резьба по камню.

В дальнейшем в храмовом строительстве наблюдается уменьшение размеров и рост декоративных тенденций, что делает эти храмы менее монументальными. Одновременно начали строиться кирпичные церкви зального типа (например, Кинцвиси).

Церковь КинцвисиПолучили дальнейшее развитие древние традиции скального зодчества. Ряд новых пещер был высечен в древнем Уплис-пихе.

От XII и XIII вв. дошли до наших дней и остатки светских сооружений в различных местах Грузии. Это, прежде всего, крепости, обычно сравнительно простые по формам и почти всегда красиво вписанные в окружающий пейзаж (например, Бебрис-цихе около Мцхеты).

Бебрис-цихе
Атенский Сион – грузинский монастырь Сиони в селе Атени в 10 км к югу от Гори.

Был построен в I-й половине VII в. армянским зодчим Тодосаком. Храм несколько раз подвергался разграблению захватчиками, вторгавшимися в регион. Уцелели в нем росписи 1080 г. В данный момент храм действующий.

Фресковые росписи Атенского храма исследователи относят к началу X в. или второй половине XI в. Росписи располагаются преимущественно на широких и гладких отрезках поверхности стен в двух регистрах, причем в верхнем фигуры и композиции, как правило, были меньших размеров.

Регистры четко выделены широкими орнаментальными поясами.

Особенностью росписей Атени является наличие иконографических мотивов, редко встречающихся в византийских памятниках, но довольно широко известных в раннем восточнохристианском искусстве (олицетворения райских рек, некоторые сцены из Жития Богородицы).

Для фресок Атени характерны строгость и величавость образов. Жесты и движения персонажей ясны, торжественны и уверенны.

Мастерский, четко моделирующий объемы рисунок и верные пропорции сообщают фигурам большую пластическую выразительность. Колорит, построенный на сочетании серебристо-серого и коричневато-розового, отличается чистотой и звучностью.
Много памятников средневекового искусства сохранилось в Сванетии, т.к. она была почти недоступна для нашествия чужаков.

Церковь св. Квирике и св. Ивлиты в Сванетии

С творчеством Тевдоре связывают росписи некоторых храмов Верхней Сванетии (XI-XII вв.).

Рождество. Роспись Тевдоре в церкви Ипрари в 1096 г.
Близкие к творчеству Тевдоре тенденции, воплощенные в иной технике, можно заметить и в превосходной большой мозаике, изображающей Богоматерь с архангелами в алтарной абсиде собора Гелатского монастыря (1125 -1130).

Гелатский монастырь. Фрагмент мозаики (архангел Гавриил)
Подобно атенским и ранним росписям Тевдоре, гелатская мозаика сохраняет в своей основе принципы монументальности.

Росписи Кинцвиси (конец XII-начало XIII в.) по своим высоким художественным качествам являются одними из наиболее значительных произведений грузинской монументальной живописи эпохи средневековья. Они удивляют утонченной одухотворенностью, мягкой человечностью образов.

Новым этапом развития грузинской монументальной живописи был XIV в., когда после освобождения от монгольского ига Грузия на некоторое время вновь обрела самостоятельность.

Во фресковой живописи проявились различные тенденции – заметно сильное воздействие константинопольской школы византийской живописи.

Скульптура

Средневековая Грузия не знала круглой скульптуры, но наряду с орнаментальной резьбой и рельефами на стенах зданий некоторую роль в скульптурном оформлении храмов играли так называемые алтарные преграды.

Алтарная преграда грузинской церквиЭтот тип скульптурных произведений получает в грузинском искусстве особенно широкое распространение с X-XI вв.

Алтарная преграда представляет собой невысокий каменный барьер, отделяющий алтарь от остальной части храма.

Снаружи поверхность преграды покрыта богатым резным орнаментом; нижние плиты, обрамленные растительным или геометрическим узором, образуют поля, где обычно высечены композиции религиозного содержания.

Деревянные двери храмов в различных местностях Грузии часто оформляли декоративной резьбой.

Резная дверь в бодбийский монастырь святой Нино

Грузинская миниатюра

В древней Грузии наряду с архитектурой и связанными с ней декоративной скульптурой и монументальной живописью значительную роль играло искусство художественного оформления книги, которое в определенную эпоху достигло высокого развития.Грузинская миниатюра и художественный декор древних рукописей менее изучены, чем архитектура и монументальная живопись.

Важное место в средневековом искусстве Грузии занимали художественно оформленные рукописи, представляющие интерес не только миниатюрами, но и разнообразной орнаментикой. Наиболее ранние из сохранившихся памятников грузинской миниатюры относятся к IX-X вв.

— Адишское (897) и Первое Джручское Евангелия. Автором миниатюр Первого Джручского евангелия был Тевдоре (Федор).

Декоративное оформление рукописи отличается высоким мастерством рисунка и использованием характерных для восточноэллинистического искусства мотивов коринфской и ионической капители.

Страница из Джручского Евангелия (XII в.)
В «графической манере» оформлялись и рукописи светского содержания и некоторые рукописи религиозного характера.

Грузинская эмаль и чеканка

Характерными чертами грузинских эмалей, преимущественно перегородчатых, является мягкость сочетаний довольно ярких красок. В этом отличие грузинской эмали от византийской и древнерусской.

Перегородчатая эмаль
Богатой, тончайшей работы орнаментикой, в основе которой лежат традиционные грузинские мотивы изгибающегося стебля, покрыт Хахульский складень (1125-1154), украшенный большим количеством эмалей и драгоценных камней.

Хахульский складень

Святой Мамант на льве (V-VII вв.)
В XIV-XV вв. вторжения иноземных завоевателей нанесли сильный удар по экономике и культуре Грузии. В дальнейшем на южных границах Грузии укреплялись мощные государства (османская Турция и сефевидский Иран). С XVI-XVII вв.

до нашего времени дошло немало памятников, но по сравнению с предыдущим временем – это время упадка. Творческий спад заметен и во фресковых росписях, и в миниатюре. К концу XVII в. в связи с развитием книгопечатания искусство миниатюры постепенно угасает.

Более самостоятельными продолжали оставаться такие виды искусства, как торевтика (искусство производства рельефных художественных изделий из металла), художественное шитье и резьба по камню и дереву.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/555-drevnee-i-srednevekovoe-iskusstvo-gruzii

Ссылка на основную публикацию